ОБ АВТОРЕ
Александр Морозов
биография
БИБЛИОГРАФИЯ
Все мои очерки
Группа автора
"В контакте!"
|
|
ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ
ЛЮДВИГА БАВАРСКОГО
Исторический
мини-очерк Александра Морозова
Замок и дворец – своего рода, мемориал монаршей
власти при жизни. Трудно найти в истории правителя, который не попытался
бы символизировать весь блеск своей державности в пышной дворцовой
архитектуре. Людовик-XIV оставил после себя Версаль. Но он был –
«Король-Солнце», властитель крупнейшей монархи в Европе, величайший
завоеватель и политик своего времени.
Кто мог подумать, что вызов версальской пышности и великолепию бросит
уже на закате эпохи абсолютизма, король - ребенок, король – мечтатель,
Людвиг II – Баварский.
Людвиг Баварский в молодости и зрелости
Людвиг - II ушел из жизни с обидным прозвищем «Безумный». Хотя это был
официальный консилиум врачей, «сумасшествие» преждевременно почившего
баварского монарха вызывает большие сомнения. Он всю жизнь прожил в мире
грез, мечтаний и самосозерцания. А его истинная мания выразилась в том,
что он оставил после себя несколько замков, не имеющих равных по красоте
и … по бесцельности, с которой они возводились. В их великолепных
анфиладах и залах редко появлялись гости, да и то – избранные, и никогда
не шумели пышные балы. Лишь сам Максимилиан, бродил по ним, охваченный
мыслями, известными и понятными лишь ему самому.
Родился Людвиг 25 августа 1845 года. Когда его отец, король Баварии
Максимилиан II скончался, наследнику престола едва исполнилось 18 лет.
Как говорил сам Людвиг: «Я стал королем слишком рано. Вдруг меня
выдернули из-за моих книг и посадили на трон».
Он был красавцем: высокий, стройный, с густой черной шевелюрой и
мечтательными голубыми глазами. Народ восторгался своим новым
правителем, называл его «Сказочным принцем». Но скоро восторги сменились
разочарованием. Людвиг испытывал отвращение к государственным делам,
целиком переложив их на плечи министров, а себя посвятил исключительно
воплощению в реальность личных фантазий. Он страстно любил средневековую
поэзию и мифологию, музыку, обожал мастерить бумажных птиц (после его
смерти нашли несколько сундуков, набитых такими бумажными куклами),
чурался прекрасного пола и всю свою энергию направил на иное поприще.
В 1869 году он приказал заложить свой первый замок в Баварских Альпах –
Нойшванштайн. Строительство растянулось на всю оставшуюся жизнь короля.
Кроме этого уникального сооружения, словно явившегося из сказок,
возведенного на горной вершине в окружении буйной альпийской зелени, он
построил еще два: Линдерхоф (верхний снимок) и Херренхимзее (нижний).
Первый стоит в долине Грасвангталь окруженный чарующим горным
ландшафтом. Строился дворец во многом для любимца короля, композитора
Вагнера, которого он привез в Баварию, обласкал и осыпал деньгами.
Специально для Вагнера был изготовлен и доставлен сюда роскошный белый
рояль с золотым орнаментом. Но великий маэстро в Линдерхофе бывать не
любил и король коротал здесь время один, наслаждаясь музыкой в
великолепной Гобеленовой комнате.
И, наконец, Херренхимзее, в красивейшем альпийском предгорье в 80 км от
Мюнхена. Этот дворец строился как прямое подражание Версалю – Людвиг
стремился превзойти своего кумира, «Короля - Солнце». Он дважды ездил во
Францию, досконально осмотрел помпезную резиденцию Людовика- XIV и в мае
1878 года началось строительство «Баварского Версаля». Архитектором был
Герг Долман, который прежде строил Линдерхоф. Даже внешне, своим
фасадом, «Баварский Версаль» является почти полной копией французского
прототипа. Но в отличие от настоящего Версаля, с его шумным весельем и
пышным двором, дворец в Херренхимзее целиком и полностью предназначался
для удовлетворения личных амбиций Людвига, который «двором» так и не
обзавелся. Сам он здесь если и бывал, то задерживался не больше чем на
день, и только однажды провел целую неделю.
Его любимым прибежищем всегда был «Лебединый замок» - Нойшванштайн
– реальное воплощение его грез, где легенды рыцарства смешивались с
образами, созданными Вагнером. Сам Людвиг олицетворял себя с
вагнеровским героем – Лоэнгрином из одноименной оперы. Да и замок не
похож ни на какой другой из существующих поныне. Он словно из
нереальности, из мира столь популярного в наши дни фэнтези – пятиэтажное
белостенное чудо с эфирными башенками, словно взлетевшее на высоту 1008
метров.
Символ замка – лебедь. Все здесь буквально пронизано «лебединой»
тематикой. Лебеди – на гобеленах, лебеди, отлитые из металла, лебеди –
высеченные из камня. По преданиям, Лоэнгрин был сказочный рыцарь,
приплывающий в ладье, запряженной лебедем.
Рядом с замком небольшое «лебединое озеро». Здесь король часто плавал в
челне, окруженный столь любимыми им царственными птицами. Он также
приказал соорудить себе на крыше замка бассейн, которым пользовался
ночью - чтобы быть «поближе к звездам».
Основная часть замка это – «Палас», собственно дворец. В нем несколько
главных залов, поражающих своим вычурным великолепием: «Нижний зал»,
«Тронный зал», «Верхний зал» и самый большой зал, так называемый, «Зал
певцов», где на стенах изображены картины, посвященные немецкому
эпическому рыцарю Парсифалю. Зал певцов предназначался опять таки для
постановок опер столь любимым Людвигом Вагнера.
На строительство своих замков Людвиг тратил колоссальные деньги. Его
собственный годовой доход составлял 5.5 миллионов марок и не мог
погасить дорогостоящих работ. Не обремененный заботами о государстве,
король настоятельно требовал от своих министр все новых и новых средств.
За 20 лет он обратил в свои архитектурные эксперименты все богатство
страны, разорив ее на 21 миллион марок – таков был его долг казне на
момент его смерти. На время правления Людвига выпало две войны:
Австро-Прусская, и Франко-Прусская, в которых маленькой Баварии поневоле
пришлось принять участие. Но война не занимала короля, он лишь
предоставлял баварских солдат Австрии или Пруссии, в зависимости от
того, в союзе с кем в войне он находился.
Не привлекали его и любовные романы. Его немногочисленные связи с
женщинами носили платонический и романтический характер. Единственную
попытку родственников и министров вовлечь его в брак с очаровательной
принцессой Софией он сам же намеренно разрушил за несколько месяцев до
свадьбы.
Шло время, «сказочный король» начал стареть и понемногу толстеть. Он все
больше замыкался в своем иллюзорном мире и в конце концов стал полным
затворником. С 1875 года он перестал появляться перед своим народом. Его
расточительные архитектурные проекты и отрешенность от нужд страны
привели к «заговору министров». После 10 лет добровольной самоизоляции
Людвига правительство созвало консилиум из 4 врачей, которые заочно
признали Людвига психически невменяемым. В 1886 году он был смещен с
престола и препровожден в замок Берг. Вскоре 13 июня того же года Людвиг
погиб при загадочных обстоятельствах. Вечером он вместе со своим личным
врачом вышел на прогулку, почему-то без охраны. Через несколько часов их
тела были обнаружены в Штарнбергском озере. Официальная версия –
«безумный король» - утонул, а врач, пытаясь спасти его, тоже погиб. Но
Людвиг при жизни был превосходным пловцом, и никто ни тогда, не сейчас
не верит в его случайную смерть.
Замки и дворцы Людвига Баварского превосходно сохранились и превратились
в туристические центры. Уже через несколько недель после смерти короля
Нойшванштайн открыли для посещения публики. При Гитлере здесь под
неусыпной охраной хранили часть золотого запас Рейхсбанка.
Сейчас это один из самых посещаемых архитектурных памятников в мире – в
год здесь бывает 1.3 млн. туристов. При жизни замки Людвига Баварского
разорили страну. Сейчас они обогащают ее и современные баварцы в отличие
от его современников благодарны за это своему чудаковатому королю.
Александр Морозов. Москва. 2009 г.
©Использование материала только по разрешению
автора.
История очерка:
Опубликован в 2009 г.в журнале "VIM -
Magazine" - журнал, распространяемый на авиалиниях.
|
|
|