ВРЕМЕНА
ЦЕРКОВНОГО БУНТА
Из истории русской православной церви.
Исторический мини-очерк Владимира Полковникова
©
Времена XIV-XVI вв отмечены необычайно большими сдвигами в религиозной
жизни Европы. Многочисленные антипапские, антиримские течения набирают
силу и от проповедей Джона Уиклифа, Джона Болла, Яна Гуса приходят к
протестантскому перевороту Мартина Лютера. Официальная церковь
предпринимала ответные меры. Как откровенно репрессивного характера, так
и попытки внутреннего обновления с учетом критики противников. Однако
поддержанные политическими соображениями отдельных правителей
протестантское движение в Европе одержало ограниченную победу, закрепив
за собой половину бывшего католического мира.
У России и Руси, конечно, "свой путь", но подобные потрясения не
миновали и нашу страну. Впрочем, особенности политической обстановки не
могли не сказаться на конкретной реализации церковной революции у нас.
Важнейшее обстоятельство, наложившее свой отпечаток, носит наименование
татарского ига.
На протяжении всего XIV столетия власть московских князей была настолько
слаба, что никак не могла обойтись без покровительства церкви. И церковь
оказала и покровительство и поддержку Ивану Калите и его преемникам.
Начиная с митрополита Петра, перенесшего свое местопребывание в Москву,
за редким исключением все высшие русские иерархи выступали ближайшими
союзниками московских князей. Наибольшего развития это покровительство
достигло при митрополите Алексии, бывшем буквально регентом княжества
при малолетнем князе Дмитрии, будущем Донском. Во многом благодаря
авторитету митрополичьей кафедры и удалось объединить русские земли
вокруг Москвы.
Постепенно княжеская власть крепла. Изменялись и ее отношения с
церковью. Важнейшим поворотом стал 1448 год, с которого митрополит всея
Руси перестал утверждаться патриархом Константинопольским. Отныне он
фактически назначался великим князем Московским (хотя формально
соблюдалась процедура выборов на соборе). Таким образом со второй
половины XV века (при князе Иване III) церковь попадает в подчиненное
положение к мирской власти. Дальше, при Василии III и Иване Грозном,
такая связь только укреплялась, а зависимость иерархов от князей лишь
росла. Именно это обстоятельство, этот пункт и стал определяющим в
русском церковном конфликте конца XV - начала XVI вв.
С.М. Афонина. Преподобный Иосиф Волоцкий
ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ И НИЛ СОРСКИЙ
Ключевыми
фигурами конфликта стали преподобный Нил Сорский и его противник святой
Иосиф Волоцкий. При этом формально ни тот, ни другой не занимали высоких
постов в церковной иерархии. Но их образованность и моральный авторитет
позволили им возглавить каждому свою партию. Впрочем, опять же
неформально, так как никаких партий тогда, естественно, не существовало.
Следует отметить, что хронологические рамки противостояния двух точек
зрения отнюдь не ограничились годами жизни этих деятелей, шагнув дальше
к унаследовавшим конфликт их ученикам.
Иосиф Волоцкий, в миру Иван Санин, родился около 1440 года. Его отец
владел селом близ Волоцка, центра будущего удельного Волоцкого
княжества. Приблизительно в 20-летнем возрасте Иван принимает монашеский
чин. Первым его наставником стал преподобный Пафнутий Боровский,
основавший в 1444 году монастырь, ныне известный как Свято-Пафнутиев
Боровский. Авторитет наставника во многом способствовал продвижению
Иосифа по лестнице церковной иерархии. После смерти Пафнутия в 1477 году
он становится настоятелем Боровского монастыря. Однако его строгость
послужила причиной конфликта с братией, и Иосиф был вынужден покинуть
обитель.
Иосиф возвращается во владения Волоцкого князя и, пользуясь его
покровительством, в 1479 году основывает Волоцкий монастырь, ныне
известный как Иосифо-Волоколамский Успенский. Фактически учитывая
критику церковной оппозиции (некоторых еретических сект и заволжских
старцев), новый монастырь сразу же был организован по принципу довольно
строгого общежития.
Здесь надо сделать отступление и пояснить, что в общем существует три
вида монашества: общежитие, скитское житие и полное уединение -
пустынничество. Первому варианту соответствуют обычные монастыри, где
иноки собираются в большой коллектив и совместно используют общее
имущество, которое у некоторых монастырей достигало вполне внушительных
размеров. Это и есть форма, избранная Иосифом. Скит - это объединение
келий нескольких (чаще всего двоих-троих) монахов, пользующихся только
тем, что заработано собственными руками и поддерживающими друг друга в
их подвиге. Настоятель скита являлся, скорее, духовным руководителем
этой маленькой общины, не имея формально никакой власти. наконец, полное
уединение считалось самой сложной формой подвижничества, недоступной
подавляющему большинству.
Так вот, противник Иосифа Волоцкого преподобный Нил Сорский пошел по
второму пути. Нил Сорский, в миру Николай Майков, родился в 1433 году.
Постригся он также приблизительно коло 20-летнего возраста в одном из
наиболее почитаемых русских монастырей Кирилло-Белозерском, основанном
учениками и последователями Сергия Радонежского. Нил много
путешествовал, побывал в Палестине, в Константинополе, на святой горе
Афоне, где и познакомился со скитским образом жития. Путешествия во
многом обогатили его знаниями и умением вести литературную полемику.
Вернувшись на Русь, Нил в середине 1480-х гг основывает на реке Соре
(близ Кирилло-Белозерского монастыря) скит.
Нил Сорский в строящемся храме
СТРИГОЛЬНИКИ И ЖИДОВСТВУЮЩИЕ
Поводом к первому, очному, столкновению Иосифа Волоцкого и Нила Сорского
стал вопрос о ересях.
На Руси из-за значительно большей неграмотности и наличием иных, куда
более важных проблем, не развилось и не получило распространения такого
же большого количества ересей, как это имело место в Византии или на
католическом Западе. Да и вообще, вопросы, вызывавшие самое оживленное
обсуждение, с сегодняшней точки зрения выглядят крайне надуманными и
лишенными всякого смысла. Характерным примером может являться конфликт
между великим князем Иваном III и митрополитом Геронтием о направлении
обхода церкви при освящении - по часовой стрелки или против. Такой
незначительный вопрос привел даже к временному удалению митрополита и к
последующему покаянию перед ним Ивана III. Конфликт длился несколько
лет.
Другим примером может послужить вопрос о сугубой и трегубой аллилуйе,
поднятый в Новгородской епархии при архиепископе Геннадии в 1480-х гг.
Суть спора заключается в том, следует ли на всенощной петь "аллилуйя,
аллилуйя, аллилуйя, слава тебе, Боже" (трегубить) или "аллилуйя,
аллилуйя, слава тебе, Боже" (сугубить). Причем спор не остался в
пределах церкви, он выплеснулся на улицы, стороны обвиняли друг друга во
всех грехах. дело дошло до запрещения продавать съестные припасы
сугубившим.
Причина таких отнюдь неинтеллектуальных и уж точно совсем
непринципиальных споров кроется во всеобщей малограмотности. Следствием
этой безграмотности стала слепая приверженность форме и полное
непонимание внутреннего наполнения обряда. Подобная приверженность уже в
XVII веке приведет к возникновению раскола и готовности людей за единую
букву идти на самосожжение.
Так и получилось, что наиболее умные, грамотные и думающие люди попали в
разряд еретиков. Первой массовой ересью стала, по определению Иосифа
Волоцкого, ересь стригольников. Фактически эта ересь не содержала ничего
неправославного. Не было в ней ни своих версий о божественной сути
Христа или исхождения Святого Духа, как это повелось в серьезных ересях.
Здесь была лишь критики излишней приверженности к обряду и порицание
мздоимства и вообще денежных поборов как церковью, так и конкретно
церковными иерархами.
Мы не знаем, что означает слово "стригольник", но так уж определено в
"Просветителе" Иосифа Волоцкого. И по его же свидетельству первые
стригольники завелись в Новгороде еще во времена княжения Дмитрия
Донского. Кстати, характерно, что ереси зарождались в самом "западном" и
образованном городе тогдашней Руси - Новгороде.
Вторая ересь в большей степени покушалась на основы православия.
занесена она в Новгород была иудеями и ее последователи получили
наименование "жидовствующие". В основе этого учения лежал иудаизм,
правда, почти до неузнаваемости искаженный русским налетом. По многим
вопросам жидовствующие смыкались со стригольниками, и не всегда их можно
правильно различить.
Последователи еретиков забрались довольно высоко. Ими числились и
настоятели храмов московского Кремля, и княжеские дьяки, и даже невестка
великого князя Ивана III Елена. Еретики пользовались попущением как
князя, так и митрополита. Ожесточенную борьбу с ними повели лишь
новгородский владыка Геннадий и ставший его сподвижником Иосиф Волоцкий.
Геннадий скончался, не доведя дела до конца, и лидером борьбы с ересями
стал Иосиф.
А.Д. Кившенко. Иван III
СОБОР 1503 ГОДА
Первоначально
борьба шла в виде доносов, идущих от Геннадия и Иосифа прямо к
московскому князю. Однако митрополиты Геронтий и сменивший его Зосима
блокировали любые подходы. Геронтий из простой неприязни к новгородскому
владыке, а Зосима, являясь сторонником ереси.
Отношение же Ивана III к вопросу, скорее всего, диктовалось
политическими соображениями. Сначала он не склонен был поддерживать
церковь в любых ее делах, считая, что она и без того взяла слишком много
воли, и неплохо бы ее хоть и еретиками щелкнуть по носу. Однако в 1502
году происходит резкий поворот: его невестка Елена и внук Дмитрий,
сторонники еретиков, впадают в немилость и берутся под стражу. Еретики
теряют важнейшую опору. И не просто теряют - опора себя компрометирует в
глазах великого князя. Этим моментом и пользуются Геннадий с Иосифом,
вынуждая митрополита Симона созвать собор для осуждения ереси.
Собор не ограничился разгромом ереси. Иосиф Волоцкий, муж праведный и
согласный с тем, что в нападках еретиков на церковь есть некая
справедливость, способствует принятию ряда решений, способствующих
очищению морального облика церкви. Запрещено брать поборы за
рукоположение священников, наводится порядок в монастырском общежитие,
вводятся меры против овдовевших священников.
Но главный вопрос, занимавший Иосифа, вопрос ереси, отнюдь не решен в
нужном ему ключе. Большинство довольствуется лишь видимым покаянием
еретиков. Их журят, попов лишают сана, некоторых ссылают под надзор, и,
собственно, все. Иосиф же требует самых суровых мер вплоть до сожжения.
Он призывает не верить в раскаяние еретиков. Они и бога-то не боятся,
что и собор?
На этой-то почве и происходит его первое столкновение с Нилом Сорским,
также присутствовавшим на соборе. Нил призывает руководствоваться
Евангелием и словами Иисуса о том, что согрешившего нужно простить
"семью семьдесят раз". Нил обвинял Иосифа в приверженности нормам
Ветхого Завета. Впрочем, толкование слов Библии настолько широко, что
при желании там можно найти подтверждение едва ли не любой точке зрения.
Поэтому подобный спор мог бы длиться бесконечно, не найди Иосиф подхода
лично к Ивану III.
Настойчивостью и энергией волоколамского игумена удается собрать еще
один собор в 1504 году. Собор обвинил и проклял нескольких
высокопоставленных еретиков. Иосиф особо настаивал на том, чтобы не
верить их раскаянию. В конце декабря в Москве в срубах сожжено несколько
главных зачинщиков, остальных отправили в Новгород и сожгли уже там.
Нил Сорский и его последователи обвинили Иосифа в том, что он сжег
раскаявшихся грешников, которых бог призывал прощать. Они нарекли
сожженных мучениками.
Василий III с
княгиней Еленой Глинской
НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ
Однако это был лишь первый и совсем неглавный конфликт партий Нила
Сорского и Иосифа Волоцкого. Еще в на заключительном этапе собора 1503
года Нил Сорский поднял вопрос об имуществе монастырей. Он, как
приверженец скитского жития, считал, что неприлично монахам иметь
недвижимое имущество (угодья, села и т.п.), что средства, идущие на
украшение церквей и соборов, лучше употреблять на благотворительность.
Монахи и священники, занятые мирскими делами, управлением своими
владениями, пренебрегают служением богу.
На самом соборе Иосифу и его сторонникам без труда удалось получить
большинство, и предложение Нила было отвергнуто. Непонятно, на что он
мог рассчитывать, предлагая на соборе епископам, архимандритам и
игуменам отказаться от своего имущества. Но он не признал себя разбитым
и до самой смерти, последовавшей в 1508 году вел литературную борьбу,
отстаивая свою точку зрения. После его смерти лидерство в партии,
получившей наименование "нестяжатели", приобрел инок Вассиан Патрикеев,
отпрыск боярского рода Патрикеевых и по женской линии потомок Дмитрия
Донского. Вассиан отличался начитанностью и способностью к письменному
слову.
Иосиф, не уступающий соперникам в образованности и грамотности, отвечал
ему не менее взвешенно и обоснованно. Да, говорил он, церковь владеет
большими богатствами, но она их копит не ради самих сокровищ, а для
того, чтобы употреблять для помощи нуждающимся, например, в голод,
засуху или при набеге татар. На что бы мы могли оказывать помощь, не
имея средств? Что до украшения церквей и нестрогого порядка в
монастырях, то здесь Иосиф обосновывал свою позицию так. Для того, чтобы
было кому возглавлять церковь, она заинтересована в привлечении в свои
ряды лиц благородного происхождения. А строгость и показная нищета лишь
оттолкнет их. Из кого мы будем избирать епископов и архимандритов? Из
неграмотного мужичья?
Великие князья Иван III и Василий III, казалось бы, должны сочувствовать
позиции нестяжателей, предлагающих изъять собственность монастырей и
передать ее в казну. Так бы оно и было, ограничься позиция
последователей Нила Сорского только этим. Но они придерживались мнения о
духовном превосходстве церковной власти над княжеской. А такая
независимость князьям не по нраву. Более того, нестяжатели еще
порывались поучать правителей А этого зарождающаяся деспотия вообще
терпеть не собиралась.
Последователи Иосифа Волоцкого, "иосифляне", напротив, всегда и во всем
старались угодить власти. Показателен вопрос с браком Василия III. Он
пожелал развестись со своей первой женой, но тогдашний митрополит,
склонявшийся к нестяжателям, противился разводу. Сменивший его ученик
Иосифа Волоцкого, умершего в 1515 году, митрополит Даниил, напротив,
повел дело решительно и своею властью постриг княгиню в монахини. Вождь
нестяжателей Вассиан Патрикеев решительно восстал против этого, за что
впоследствии и был не без влияния Василия III осужден собором.
Конфликт последователей двух духовных лидеров продолжался еще очень
долго. Отзвуки его видны в переписке Курбского с Иваном Грозным, где
князь Курбский выступает последователем нестяжателей. Уже после того,
как царская власть окончательно укрепилась при Иване IV, правительство
осмелилось возвысить свой голос и прикрикнуть на церковь, введя в 1580-х
гг ограничение на монастырское землевладение. Дело в том, что к этому
времени разросся класс дворян, испытывающих нужду в земельных владениях,
взять которые можно было только у церкви.
Симптоматично, что канонизация Иосифа Волоцкого состоялась буквально
накануне этого, в 1579 году. Любопытно, что патриарх Кирилл в 2009 году
согласился объявить святого Иосифа покровителем православного
предпринимательства и хозяйствования. Нила Сорского так и не причислили
к лику святых. Уже это разделение по смерти показывает, чья линия
одержала верх.
Владимир Полковников
Военно-исторический
архив internetwars.ru |
Авторские права:
©
Владимир Полковников. По всем вопросам обращаться
на
адрес. |
|