На главную страницу
ИГРА
Wargame: European Escalation
На internetwars.ru
Игра вышла в 2012 г.
Сайт разработчика
СКРИНШОТЫ
НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира
"СОЛДАТЫ, СОЛДАТЫ – ЭЛЬБЫ, ВИСЛЫ И ДУНАЯ!"
Холодная война... Да, тема, что и говорить, в компьютерных играх не то,
чтобы не популярная, но явно уступающая таким темам как, скажем, Вторая
мировая или Древний Рим. Что, впрочем, неудивительно - любителей этой
эпохи, по крайней мере, как кажется разработчикам, гораздо меньше, чем
любителей той же Второй мировой.
И тут, надо сказать, они совершенно
неправы - это наглядно показывают такие игры (говоря о стратегиях), как
великолепный "World in Conflict" и, увы, достаточно посредственный "Codename
Panzers: Cold war".
Но вот знаете, чего на мой непредвзятый взгляд всегда не хватало ни в том,
ни в другом? "Чего же?" - спросите вы. Графики? Увольте, в том же "World
in Conflict" она просто превосходна, не устарела и по сей день! Может
быть каких-то аспектов геймплея?
Уже ближе. В общем, не хватало в
этих играх одного - масштабности. В конце концов, мы генералы, или кто?!
Сражения красочны, да, но разве нельзя совместить эту красочность с
грандиозностью происходящего - ведь во всех играх, посвященных Холодной
войне, война из своей "холодной" фазы, перерастает в фазу "горячую". И
что мы видим? Десяток танков, обстреливающих отряд снующих от домика к
домику пехотинцев, на карте, состоящей из пары холмов и леска? Не дело.
Именно поэтому, когда впервые промелькнул анонс "Wargame: European
Escalation" (или в локализованном варианте "Wargame: Европа в огне"),
возникло непреодолимое желание заказать его в "Стиме".
Создатели "Wargame: European
Escalation" - французы из "Eugen Systems" - ребята, подарившие
нам весьма новаторскую, но в то же время, слишком уж простенькую и
условную "R.U.S.E." На этот раз французы решили сделать ставку на
аудиторию "бородатых хардкорщиков", которые в свое время просиживали
сутки напролет за
"Age of Rifles" и "Panzer General", и, заодно,
перенеся игру в более поздний период, пытаясь охватить всю историю
холодной войны. Надо сказать, они не прогадали.
Суть игрового процесса сводится к следующему. На имеющиеся в нашем
распоряжении очки развертывания (выдаются за контроль над точками) на
поле боя можно развертывать энное количество юнитов. Строить или
производить их нельзя. В бою юниты приобретают опыт, который может быть
перенесен в следующую миссию кампании (всего кампаний в одиночной игре
четыре).
У юнитов есть куча характеристик. Среди них, конечно, и мораль,
которая зависит от хода боя. Струсившая единица может выйти из-под
контроля игрока. Наша цель проста как огурец – победить врага и
выжить самим.
"СОЛДАТЫ, СОЛДАТЫ! – МОГУЧЕЙ ВОЛГИ ХРАБРЫЕ
СЫНЫ"
Сразу видно, что разработчики старались. "Wargame" встречает нас
стилизованной глобальной картой, на которой обозначены участники ведущих
военно-политических блоков того недалекого прошлого - страны
Варшавского договора и Североатлантического Альянса. Меню исполнены в
виде небольших кнопок сбоку. Повсюду царит минимализм, но минимализм
стильный, сразу погружающий вас в атмосферу эпохи, и дающий возможность
представить себя главнокомандующим одним из двух противоборствующих
блоков.
Разгуляться есть где, французы не стали ограничиваться, уже ставшими
привычными нам двумя сторонами конфликта – "обществом человека будущего"
СССР и "арсеналом демократии" США. На выбор нам представлена техника
целых восьми государств - помимо уже вышеназванных, это ФРГ, Франция и
Британия со стороны НАТО, и ГДР, Польша и Чехословакия со стороны ОВД.
Вот это размах, не так ли? Да, кончено, выбор техники у сателлитов
сверхдержав поменьше будет, особенно это ярко сказывается в странах
социалистического лагеря.
И тем не менее, я без труда собрал армию,
включающую исключительно западногерманские боевые машины и
пехоту. Тут уж - дело вкуса.
Кстати о видах соединений. Здесь их представлено не просто много - а
очень много - 158 за ОВД и 162 за НАТО. Итого - 320 различных типов
боевых соединений!
Честно говоря, вообще не припомню игры, где было бы
столько различных исторически достоверных моделей! Конечно, большая
часть - разновидности базового оружия и техники – например, американская гаубица М110 и м110А2. Но
тем не менее, модели-то разные! И дело простой перерисовкой текстур и
изменением характеристик не обошлось, уже не говоря о том, что все эти
виды техники нужно не только сделать – их нужно ещё и сбалансировать! С
этим ребята из "Eugen Systems" тоже справились. Хотя, надо сказать,
изменяющихся параметров у техники в Wargame: European
Escalation огромное множество - тут не только
классические дальность стрельбы, и урон, но и параметры стабилизатора и
оптика, все такое прочее!
Классификация в European
Escalation следующая: это снабжение (машины снабжения и
командования), разведка (разведывательная бронетехника), танки (тут все
понятно), пехота (разные виды как пехоты, так и виды её доставки -
пехота тут без броневиков долго не живет!), поддержка (артиллерия и
ПВО), вертолеты, и техника (как правило, легкобронированные машины). В
отличии от того же "World in Conflict", где вы выбирали лишь одну из
"ролей", в "Wargame" для достижения победы вам необходимо комбинировать
все эти типы войсковых единиц.
Как правило, все начинается со снабжения. Без правильно налаженного
обеспечения ваши танки заглохнут где-нибудь на полпути к вражеской базе
(а карты тут, как правило, очень большие), или артиллерия в самый
ответственный момент может отказаться стрелять из-за нехватки
боеприпасов. Поэтому стратегическим пунктом в игре является передовая
база - пункт, который имеет большой, хотя все же и ограниченный запас
боеприпасов и топлива, и с которого специально оборудованные грузовики
(или вертолеты) доставляют вашим войскам необходимые боезапасы. За
снабжением в игре нужно внимательно следить - не ровен час, как
противник прервет ваши коммуникации, захватив своими войсками
принадлежащие вам
грузовики! Но и вы можете действовать тем же методом. Согласитесь,
нечасто в играх нам доставляют подобное удовольствие! Причем, как уже
говорилось выше, из-за действительно большого размера карт, цепочки
снабжения, их защита и поиск вражеских путей становятся важной составной
частью победы над противником.
Кстати о ролях. Можно, конечно, особенно в сетевой игре, на
картах, где много игроков, сконцентрироваться на одном типе технике -
например, артиллерии и авиации - тогда это даст определенное
преимущество перед игроком, который занимается всем, а значит,
одновременно, ничем. Однако такая армия будет слаба, если противник
начнет использовать контрмеры, для противодействия
(например, на ваши авианалеты будет отвечать массированием средств ПВО),
или, если команда плохо сыграна, то от вашей специализации толку в игре
будет мало. В таком случае разделения ролей требуется от других игроков,
а с незнакомыми людьми добиться слаженности тяжело.
Что приятно, в игре практически нет микроконтроля - здесь правит был в
большей степени стратегия, чем тактика - и это тоже редкость в наше
время. Главное - не скорость реакции, а правильный план сражения и
его реализация, хотя тактическая гибкость тоже понадобится. От подбора
армии, которую тут дают комплектовать до начала боя, во многом зависит
ваш успех битвы.
Все зависит от цели, которую вы поставили: хотите
- наберите устаревшие т-34 и орды пехоты, попробуйте закатать врага
стальным рашем!
Или, напротив, купите несколько сверхмощных т-80у, и
несколькими прямыми ударами сокрушите противника! Или совместите оба
этих подхода! Или добавьте в вашу танковую армию ВДВ, которые будут
отвлекать врага, покуда ваши танки наносят решающий удар. Или...
Впрочем, тут я думаю, вы придумаете новое "или" сами, тем более что
возможности для подбора армии себе по духу здесь ограничиваются лишь
вашим военно-стратегическим гением!
Тем более что "Wargame: European Escalation" - одна из немногих
стратегических игр в наше время, где действительно надо думать. И думать
гораздо больше, чем в той же серии "Total War". Особенно это сказывается
в сетевой игре - силы сторон обычно равны, и нередко сражения переходят
в часовые позиционные противостояния. Для победы в таких ситуациях не
обойтись без хитрых, дерзких, продуманных ходов - как, например, тот же
уже упомянутый десант в тыл противника. Тем более для успешной
реализации таких маневров, как правило, нужны усилия всей команды - и
здесь нужно иметь навыки уже командного взаимодействия с незнакомыми
людьми.
Однако, результат, опять же выше всяких похвал - мало какая игра
позволяет столь глубоко погрузить в атмосферу настолько приближенного к
реальности решения насущных военно-тактических и стратегических задач! И
это при том, что здесь нет того "нарочитого" хардкора, присущего,
скажем, серии "Линия фронта". В Wargame: European
Escalation все выглядит органично и не
вызывает раздражения. Бороться нам приходится с игроками, а не с игрой,
как и надо в хорошей стратегии.
Кстати о картах. При их большом размере всегда необходим хороший зум,
позволяющий быстро окинуть поле боя орлиным взглядом с высоты птичьего
полета. Движок "R.U.S.E." с этим справляется прекрасно - можете оценить
это на скриншотах: по одному движению колесика мыши мы перемещаемся от
общего плана битвы, где все поле боя разделено на условные "зоны", а
подразделения изображены в виде таких же условных обозначений, до
расстояния, при котором мы "висим" камерой буквально в паре метров над
головой солдата! При этом никаких лагов не наблюдается, за что
разработчикам честь и хвала, ибо без этого играть было бы сущим
мучением.
Конечно, как правило, во время битвы мы достаточно высоко парим над
полем битвы, дабы контролировать всех своих подчиненных, но, в особые
моменты, например, удачного танкового прорыва, камера зависает над
вашими войсками как можно ближе и можно полюбоваться результатами вашего
тактического гения, тем более что выглядит это невероятно реалистично и
эпично.
Крайне желательно включать в проигрывателе что то вроде "Полета
Валькирий" или "Марша танкистов", поскольку музыка в игре не вызывает
никаких эмоций. Есть парочка заунывных "апокалиптических" мелодий,
которые мне напомнили мотивы из отечественного "Обитаемого Острова:
Послесловия", тоже кстати, варгейма, однако они не вызывают каких-либо
особенных эмоций. То есть, музыки скорее нет, чем она есть.
Приятно, что несмотря на то, что игра явно направлена прежде всего на
мультиплеер, имеется и однопользовательская кампания. И не одна. При
этом кампания во многом служит не только обучающим режимом, но и
источником "звезд". Что такое "звезды"? Это своеобразная валюта в игре -
за неё мы покупаем новые типы военной техники, которые затем используем
в многопользовательской игре. Чем техника лучше и современней, тем
больше "звезд" она стоит. "Звезды", впрочем, даже в большем количестве,
можно получать и в мультиплеере - но вот "первоначальный капитал" всегда
лучше приобрести в играх с ИИ! Тем более что он тут периодически дает
прикурить. Шибко умным его не назовешь, и выезжает он, в основном за
счет скриптов, но тем не менее, эффективно противопоставляет вашим
танкам вертолеты, а вашим вертолетам - ПВО. Так что игра легкой
прогулкой не покажется.
Сами кампании представляют собой набор миссий с основными и
второстепенными заданиями. По сюжету это - альтернативные реальности, в
которых холодная война все-таки стала "горячей", однако, без применения
ОМП. Завязки также интересные. Так, в американской кампании
предполагается, что Советский Союз расценил учения "Арчер" как
подготовку к атомному удару против СССР и напал первым. В другой
кампании, уже за страну победившего социализма, нам предстоит
разобраться с вечно бунтующими смутолюбивыми поляками, которые подняли
восстание на верфи "Гданьск", которое подавил в свое время генерал
Ярузельский. По сюжету же, в альтернативной реальности, восстание
подавить не удалось, и оно переросло в настоящую революцию. За армию
"успокоителей" в лице других государств ВОВД вам и предстоит играть.
Кампания эта, несмотря на войну с казалось бы поляками, достаточно
сложная, гораздо сложнее предыдущей кампании за ФРГ. В общем, скучать
определенно не придется.
"ПУСТЬ КРЕПНЕТ, ПУСТЬ КРЕПНЕТ НАША ДРУЖБА
БОЕВАЯ"
Игра масштабна. Но масштабность порождает определенный недостаток, а
именно - недостаток проработки отдельных элементов. Тут нужно сказать,
что для полноценной, так сказать, ультимативной, стратегии по Холодной
войне, не хватает ещё многих вещей. Так, например, в игре нет самолетов.
Совсем. Вертолеты есть, а вот их "старших братьев" не завезли. Это
впрочем, обещают исправить в грядущем аддоне, посвященном "северной
войне" с участием финнов, шведов и других представителей Скандинавии.
Также нет атомных бомб. Есть кампания, разворачивающаяся после атомной
войны, но самих бомб нет. А жаль - на таких пространствах они смотрелись
бы и имели бы силу просто великолепную! К тому же ОМП - неотъемлемый
атрибут холодной войны, собственно, благодаря ему, она так и не стала
полномасштабной Третьей мировой.
Но коли бы дело до этого дошло - не
приходится сомневаться, что его бы не замедлили применить. Вспомним
также, что львиную долю известности "World in Conflict" принесли эти
прекрасные в своем ужасном разрушении проработанные до мелочей эффекты
ядерного взрыва.
Также стоит сказать и то, что несмотря на то, что над картам работали,
со временем становится очевидна их однообразность. Лес, дорога, поле,
пашня, пашня, лес, дорога, пашня, лес... И все это на практически
плоском рельефе. Да, действие кончено, по сюжету, происходит
исключительно в Европе - но вот грустно, что карты имеют исключительно
летний ландшафт, что сказывается, определенным образом и на
играбельности.
Также, имеет место быть и определенная затянутость - для кого-то это
полюс, для кого-то - минус, хотя это и неудивительно, так как, как
сказано выше, игра нацелена, прежде всего на стратегическое
планирование, и микроконтроль в "European Escalation" практически
отсутствует. Однако, когда одна партия в сетевой игре затягивается часа
на два-три - в следующий раз задумаешься, начинать ли новое сражение,
тем более, что особой, что называется, прытью, оно не отличается -
войска подолгу отсиживаются в лесу, потом собираются, наносят удар, в
худшем случае его разбивают, поскольку оборона тут имеет больший
приоритет, чем нападение, и все начинается заново. Это особого интереса
игре не придает. Хотя, справедливости ради, заметим, что есть и
"блиц"-режимы. "Блиц", разумеется, в рамках игры.
Графика в игре конечно хороша. Особенно, на дальних дистанциях. Но вот
вблизи видны её недостатки. Буратин из "Wargame" лучше даже и близко не
ставить рядом со своими коллегами из "World in Conflict". Эффекты также
отстают от требований нашего времени. Впрочем, это можно списать на все
ту же масштабность происходящего.
Пару слов и об озвучке. Я не могу отнести её к минусам, но на меня она
произвела двойственное впечатление. С одной стороны, хорошо, что для
каждой стороны не поленились записать реплики на национальном языке:
немцы лопочут на немецком, поляки щебечут на польском и так далее. Но
вот если, скажем, при отдаче приказов те же немцы хрипят в приемник "Цу
бефиле, командант", а при встрече с врагом истошно вопят "Файндконтакт!",
то вот с гордыми русаками все обстоит весьма странно. Вместо того, чтобы
вещать клюквенное "Так точно, товарищ командир", они как правило говорят
что-то в духе "Да-да сэр (!) я сделаю это". Мало того, отправляешь,
скажем, артиллерию на новую позицию, а она тебе – "это не моя война".
Ничего себе!
Послушаем, что говорят экипажи броневиков: "мы так и думали, что вы
снова хотели пожертвовать нами, сэр". Но курьезнеё всего поведение
танкистов: "Ведите меня, или прочь с дороги!" Такое ощущение, что это СА
времен конца 80-х, начала 90-х, а не времен Холодной войны в целом!
Хотя, кончено, забавно, когда те же вертолетчики начинают бубукать себе
под нос уже упоминаемый "Полет Валькирий". В общем, что это - шутка, или
французы решили, что так и надо, выяснить не удалось.
"МЫ КЛЯТВЕ ВОИНСКОЙ ВЕРНЫ"
Подытоживая все сказанное выше, отметим: "Wargame: European Escalation",
во многом уникальная игра. Интересная, незаезженная эпоха, во многом
уникальный геймплей, большое количество отрядов - последний факт мне,
как большому любителю бронетехники ХХ столетия является одним из главных
аргументов за покупку - мало в какой игре увидишь такой вот
"интерактивный музей бронетехники!" - все это делает "European
Escalation" той игрой, с которой, на мой взгляд, должен ознакомиться
любой любитель умных, вдумчивых стратегий. Тем более, что "Eugen Systems"
и не собирается забрасывать свой продукт: она постоянно выпускает к нему
бесплатные (!) DLC (на данный момент вышло уже четыре таких), и готовит
к выпуску аддон, где обещает исправить все те недостатки, на
которые мы указали выше, добавить новые стороны, новую графику, новые
эффекты, новые возможности. Если они сдержат твое слово, мы получим
поистине "идеальный Cold War-Game".
Но и то, что есть в Wargame: European
Escalation сейчас, не только достойно внимание, но и может
прописаться на вашем рабочем столе столь же прочно как "Total War" или "Hearts
of Iron". В какой ещё игре мы сможем настолько глубоко, настолько сильно
погрузиться в противостояние, исход которого, решил бы не только судьбу
человечеств, но и судьбу всего живого на земле? И как пелось в последнем
куплете советской песни "Боевого содружества", строки из которой я
использовал как эпиграфы к главам:
"Нам дорог труд людей и солнце над землей,
Мы не дадим врагу раздуть войны пожар!
А если враг опять пойдет на нас войной,
Мы нанесем, мы нанесем ракетно-ядерный удар!!!"