-
Настало седое утро; когда мы вступали на фронт, было ещё лето, и
нас было сто пятьдесят человек. Сейчас мы зябнем, на дворе
осень, шуршат листья, в воздух устало вспархивают голоса: «Первый-второй-третий-четвертый…»
На тридцать втором перекличка умолкает. Молчание длится долго,
наконец голос ротного прерывает его вопросом: «Больше никого?»
Он выжидает, затем говорит тихо: «Повзводно… — но обрывает себя
и лишь с трудом заканчивает: — Вторая рота… — и через силу: —
Вторая рота — шагом марш! Идти вольно!»
Навстречу утру бредет лишь одна колонна по двое, всего лишь одна
коротенькая колонна.
Тридцать два человека.
-
(Эрих Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен»)
ВЕРДЕН (VERDUN)
Прошло сто
лет с начала Первой мировой войны. Как
известно, эта тема не пользуется у разработчиков
популярностью. Однако, к столетнему «юбилею» можно было
расстараться, что некоторые и сделали. Еще в апреле свет увидела
стратегия из серии «Making
History». Затем вышла пара-тройка
однообразных гранд-стратегий, порадовал игроков квест
Valiant Hearts.
Идеальную дату для релиза пропустили такие проекты, как
The Trench
(который, как мне кажется, почил навек) и амбициозный мод для
ВТВ «Битва империй. 1914-1918», который планировали продавать
отдельной игрой, но до сих пор мы ее и не увидели. По крайне мере к
столетию начала WW-I (28 июля 1914)
затянувшийся релиз не состоялся.
И если достойных
современных RTS о ПМВ даже не
предвидится, то на поприще шутеров знамя The
trench подхватил многопользовательский
шутерVerdun, которому и предстоит стать
темой сегодняшнего обзора.
Рядовой
Rihthoffen притаился в окопе,
сжимая потеющими руками Gewehr 98, которым его милостиво снабдил
кайзер, чтобы Rihthoffen отправлял
лягушатников в ад во славу германского оружия. Но пока пальма
первенства в деле убиения ближних принадлежала как раз
вышеупомянутым лягушатникам. Они атаковали немецкие траншеи, в
одной из которых как раз и притаился Rihthoffen. Редкие пули ударяли в бруствер, заставляя
нашего героя еще сильнее, хотя, казалось бы, это невозможно,
вжиматься в спасительную стену траншеи. Так и просидел бы он в
окопе до конца войны, если бы не раздался зычный голос офицера,
приказывающий приготовиться к контратаке. Бойцы начали
подтягиваться к выходам из траншей, перезаряжать оружие и про
себя молиться, чтобы первые пули достались не им. Раздался
свисток и доблестные немецкие войны, поминая Бог и кайзера,
ринулись на французские позиции. Rihthoffen
подчинился единому порыву и тоже оставил спасительную траншею. И
быстро пожалел о своем опрометчивом решении – до французских
позиций было метров сто негостеприминой ипрской земли, изрытой
полузатопленными воронками, перегороженной колючей проволокой во
всех возможных направлениях. Но делать нечего, назвался груздем,
полезай в кузов. И Rihthoffen полез,
правда, в ближайшую воронку. В его оправдание скажем, что
причиной, по которой он решил набрать полные сапоги грязной воды
на дне ямы, в которой покоился, вдобавок, лошадиный труп, была
отнюдь не трусость, а французский пулемет. Пули выбросили
несколько фонтанчиков пыли на краю воронки и огонь перенесли
дальше. Rihthoffen решил приподняться
и осмотреться, дабы оценить обстановку, однако, в этот момент в
воронку запрыгнул альпийский стрелок и тут же наивно встал в
полный рост. Пуля не заставила себя ждать – альпиец повалился с
простреленным лбом. Нельзя, правда, сказать, что гибель его была
напрасной – француз решил, что воронка пуста, и перестал за ней
следить, чем Rihthoffen не преминул
воспользоваться. Он выглянул из своего укрытия и заметил метрах
в пятидесяти блеск штыка на вражеской винтовке. Приглядевшись,
различил и силуэт стрелка. Вскинул винтовку и, затаив дыхание,
спустил курок. Не успел затихнуть звук выстрела, как француз
ткнулся лицом в землю и выронил оружие. Обрадованный
Rihthoffen вскочил на ноги и побежал к
вражеским траншеям, успев на бегу заметить, как пулемет
лягушатников закидали гранатами. Французская траншея оказалась пуста. Видимо, все собрались в
месте главного прорыва немцев. Однако, терять бдительность все
равно не стоило – в лабиринте ходов за любым углом мог
притаиться лягушатник с винтовкой наготове. Rihthoffen пригнулся и пошел по ходу на звуки боя,
намереваясь зайти французам во фланг. Блестящая идея, к
сожалению, не была реализована: из-за поворота прямо на
доблестного война кайзеровской армии выскочил француз,
кинувшийся в штыковую. Выстрелив «от бедра», Rihthoffen усмирил лягушатника, но не успел он
передернуть затвор своей винтовки, как из-за того же самого
поворота вышел офицер, с пистолетом на готове и в упор
расстрелял нашего героя.
Грустная история рядового Rihthoffen’а
– явление в игре Verdun заурядное.
Сетевые сражения, если говорить о режиме «Передовая» построены
по принципу атака-защита в течение определенного времени. Цель
атакующих – взять позицию, цель обороняющихся, соответственно,
отбить нападение. Но, в отличие от Red
Orchestra, где роли команд более менее
стабильны, в Verdun через определенное
время происходит смена, и теперь уже защитники должны бежать
через ничейную землю к позициям недавних атакующих. Несомненно,
подобная система добавляет динамики происходящему, не давая
игрокам залечь и уныло стрелять друг в друга через всю карту.
Правда, есть у системы существенный недостаток – зона
«дезертирства». Так, если на команду игрока нападают, то команда
эта должна находиться только в траншее. Чуть-чуть выползешь на
бруствер и все, начинается отсчет до смерти. Система, конечно,
не оригинальная, но где пролегают границы запрещенных зон – не
всегда понятно. Плюс, смена деятельности команды может застать
игрока далеко от своих позиций, и вынужден бедолага бежать,
сломя голову, к своим товарищам, забыв о войне. По забавному совпадению, в начальной цитате из романа Ремарка
упоминается, что осталось тридцать два человека, и ровно столько
может играть на сервере. Будем надеяться, что число это
вырастет, ибо карты слишком просторны для 32-х игроков. Да и
масштаб боя не тот, вместо длинных цепей в атаку идут
разрозненые кучки бойцов по два-три человека. Хотя, если верить
обзорам в стиме на ранние версии, то изначально лимит был вообще
в 24 игрока. Армия, а их в игре две, французская и немецкая, делиться на
отряды. В каждом отряде четыре человека. Пехотный отряд состоит
из офицера, стрелка, пулеметчика и гренадера. Элитные отряды
егерей и альпийских стрелков располагают вакансиями разведчика и
снайпера. Признаться, деление весьма и весьма условное. Да,
офицер может отдавать приказы и вызывать минометный огонь, на
вот отличие снайпера от простого пехотного стрелка малозаметно –
и тот, и другой получают оптический прицел на винтовку по
достижении определенного уровня. Собственно, низкоуровневый
пулеметчик так же бежит в бой с винтовкой, и, лишь заматерев в
боях, обзаводится пулеметом.
Достаточно странная система с гренадерами. Нехитрый подсчет
говорит нам, что в бою с одной стороны только у четырех солдат
есть гранаты. Согласитесь, маловато будет. В игре предусмотрена прокачка, причем по трем направлениям –
игрока, оружия и отряда. Игрок набирает опыт за участия в
сражениях и со временем получает новые винтовки и приспособления
к ним. Прокачка отряда сулит бонусы в виде скорейшего респауна
или более быстрого бега. А что делает прокачка оружия, я не
понял. Думал, все будет как в RO, но
нет, улучшения оружия выдают за личный уровень самого игрока.
-
Пройдемся по геймплею. Игру позиционируют как
Red Orchestra в сеттинге Первой
мировой. Смелое заявление, учитывая, что на деле
Verdun больше похож на
Call of
Duty – к услугам игрока белый крестик
посреди экрана, высокоточная стрельба «от бедра» сводит на нет
применение штыка в траншеях, о смертельных ранениях просто
забудьте. Один выстрел из винтовки и вы труп. А учитывая, что
воевать приходиться практически одними винтовками, уровень
смертности на сервере крайне высок. Без компромиссов, все как в
первом CoD. Для успешной игры
немаловажно держаться товарищей по отряду. Находясь в поле
действия своего офицера, игрок получает отрядные бонусы.
Что достойно восхищения, так это графическое исполнение. Карты
воспроизводят основные поля сражений западного фронта Первой
мировой войны: Фландрия, Арденнский лес и другие. Ничейная
земля, перепаханная воронками, разбитые траншеи, трупы лошадей,
сгоревшие танки и колючая проволока, много колючей проволоки!
Все очень антуражно и соответствует общепринятым представлениям
о полях боев Первой мировой. На колючке, кстати, можно убиться.
Не подкачало звуковое сопровождение. Слышны обрывки немецких и
французских фраз, в атаку бойцы поднимаются по свистку,
винтовочные выстрелы и треск пулеметов не утихают ни на
мгновенье.
К сожалению, не был реализован отравляющий газ, этот символ ПМВ.
И рукопашная подкачала, как я уже говорил. Но игра все еще в
раннем доступе, ею занимаются и,
будем надеяться, доведут до ума. Пока же, несмотря на описанные
недостатки, Verdun берет неоспоримым
достоинством – это единственная в своем роде стрелялка в
траншеях ПМВ. И за это простить ей можно многое. Да и прощать
особенно нечего. Если на копать слишком глубоко, то мы имеем
дело с вполне играбельным продуктом, способным увлечь не на один
час. Хочу отметить и важную для мультиплеерного проекта деталь –
для игры с друзьями можно создать свой собственный отряд и уже
отрядом присоединяться к серверу. Весьма удобно. Сервера и
игроки есть почти всегда, бегать в одиночку по картам, на
которых уже слой пыли, не придется.
Для поклонников кровавой бойни предусмотрен режим
Dethmatch.
Напоследок хочу напомнить, что игра находиться в раннем доступе
и постоянно дорабатывается, что не может не вселять радостных
надежд.
|
|