РОМАНТИКА МОРЯ
Морская романтика – это что-то особенное. Можно быть ярым
поклонником Наполеоники, можно быть фанатом игр о Второй мировой, но
в любом случае вряд ли кто-то откажется от морских баталий. Как их
не хватало в знаменитой серии Total War, как радовались им в «Empire:
Total War»! Игры на морскую тематику всегда пользовались особой
популярностью. Но даже в рамках этого жанра всегда были свои
фавориты. Во-первых, большинство геймеров солидарно с адмиралом
Нахимовым: пароходы это конечно круто, но парусник стократ
прекраснее!
Кордебаталия
из окутанных дымом стопушечников, летящие ошмётки такелажа, куски
рангоута (слова-то какие!), огонь и пламя, сверху и снизу – ну кто
променяет это на чадящие броненосцы Цусимы?
Но и это ещё не всё деление на любимчиков и нелюбимчиков. Из всей
эпохи парусных кораблей несомненное лидерство по уровню романтики и
народной любви заслуживают пираты. Те самые пираты Карибского моря,
о которых уже столько наврали и ещё наврут в кино, литературе и
играх. И пусть себе врут, мы их – пиратов то есть – от этого меньше
любить не будем.
Перечислить все игры о пиратах, вышедшие со дня изобретения ПК, я не
возьмусь, но об одной игрушке 2003-го года расскажу. «Tortuga:
Pirates of the New World» («Тортуга: Пираты Нового Света») не блещет
особым геймплеем, по нынешним временам игра с более чем скромной
графикой и возможностями, но тогда, в 2003-м, она способна была
прочно затянуть на неделю, а то и на две. Да, не больше, так как
главным её недостатком было и остаётся однообразие процесса. Но
чем-то она всё-таки притягивала. Давайте разберёмся, чем именно.
ПРОЗА ЖИЗНИ
Игра представляет собой
совмещение плавания по Карибскому морю в стратегическом режиме с
боями в тактическом. Так построенных игр сейчас вспомнить можно
много. Вся серия «Корсаров», «Ост-Индская компания» и «Хозяева
морей», «Порт-Рояль» и другие. Итак, суть сюжета: мы играем роль
офицера на службе одной из четырёх стран – Испании, Франции, Англии
или Голландии, имеющих колонии в Карибском море. Наша задача:
выполнять различные задания губернаторов и расти в чинах. Вообще
говоря, никто нам не запрещает просто плавать по морю и хулиганить в
меру своей испорченности. Но нужно помнить о конечной цели каждого
сценария – о захвате определённого числа вражеских колоний к
такой-то дате. А этого можно добиться только выполняя задания
правительства. По ходу дела персонаж накапливает деньги (награды
губернаторов, выполнение вторичных заданий, торговля, открытый
разбой). По сути, накопленная сумма – это очки, заработанные в
кампании. То есть показатель успешности ваших действий. Или просто
усидчивости.
Сценариев в игре четыре: 1570, 1600, 1630 и 1660 годы. Карта одна и
та же, просто распределение сил всех четырёх держав на ней разное. В
раннем сценарии, естественно, большая часть Нового Света принадлежит
Испании, позже лидерство переходит к другим. Кроме того, с
продвижением по годам становятся доступны новые виды кораблей. Если
в 1570 году самое сильное судно – галеон, то в 1600 это уже военный
фрегат. И так далее. Как во многих других стратегиях, в «Тортуге»
применена порочная практика блокирования сценариев и доступных для
выбора фракций. Чтобы разблокировать следующий сценарий и ещё одну
фракцию, надо пройти предыдущий.
В начале сценария нам даётся небольшой корабль и немного денег. Это
– стартовая позиция. С таким маленьким судном (пушек на 16) нечего
думать не только о нападении на колонию, но даже о разграблении
испанского золотого каравана. Благо, и здания нам поначалу выпадают
несложные, и ИИ противники слабые. Тут важно изловчиться и взять на
абордаж судно посильнее, пересесть на него. С ним захватить ещё
сильнее и так далее. Пройти всю цепочку от брига до галеона, через
пинасы, барки, караверры, каракки… Купить их нельзя, только абордаж.
С ростом в чинах и силе своей флотилии задания усложняются, а
противники усиливаются.
Какие задания могут нам выпасть? Их на самом деле не так много. К
самым простым относятся исследования карты. Губернатор просит нас
посетить такие-то города, «изучить систему их обороны». Похоже
выглядит задание найти губернатору сундучок с бумагами на
потерпевшем крушение корабле. Мол, в районе такого-то побережья.
Просто плывём вдоль него и ждём сообщения о выполнении задания.
Боевые задания заключаются в поимке вражеского буканьера, в
истреблении пиратов в окрестностях такого-то города, в блокаде
вражеского порта (всех выпускать, никого не впускать, чтобы там с
голоду задохнулись). Могут попросить доставить в город такое-то
количество определённого товара к сроку. И венцом всех заданий
является захват города.
Награды за выполнение заданий разнятся, но это всегда деньги. В
принципе грабежом можно нажить ещё больше, но тогда не будет
развития «сюжета», сколь бы скромен он ни был. Впрочем, если вы
здорово продвинетесь по службе, то однажды наградой станет женитьба
на дочке губернатора (только на мой вкус у всех губернаторов
архипелага дочки уродины какие-то)
О БОЯХ-ПОЖАРИЩАХ...
Система тактического боя почти примитивна. Корабли на тактике
управляются мышью, задающей им направление движения. Никаких
хитростей с парусами, с мелями, с сушей. Суши вообще нет. Поле
(море) боя – это ограниченный четырёхугольник воды. Биться можно
только внутри. Коснулся края – считается, что сбежал. Некоторую
сложность составляет система ограничения сил игрока. Если ИИ может
выставить зараз до пяти кораблей, то игрок всегда, вне зависимости
от численности своей флотилии, выставляет только один корабль.
Но один в море воин. Одержать победу, пользуясь одним и тем же
приёмом можно всегда. Тут важно встать на ветер и плыть, опережая
передовое вражеское судно, идущее вдогонку, на полкорпуса. И
стрелять, стрелять, стрелять. Тогда любой заряд вражеское судно
будет ловить свои носом, не имея возможности ответить. Стрелять
можно классическим набором всех морских стратегий – ядрами,
книппелями и картечью. Хотите потопить – стреляйте ядрами, хотите
захватить – картечью, если противник выигрывает в ходе – пара
попаданий книппелями поправит это дело. Предугадывая направление
залпа в принципе можно сманеврировать и уклониться от попадания.
Чуть сложнее и в то же время примитивнее выглядит захват крепости.
Крепости представлены на карте убого – набор башенок, на каждой
стоит пушка. Башенок может быть от трёх до семи в зависимости от
развитости города. Мы одним своим кораблём должны подавить огонь
всех башен (погасить в ноль «лайфбар» каждой). Башенки стреляют как
заведённые, пока наш корабль циркулирует вдоль побережья, выдавая
каждой по доброму залпу. Башенки, в отличие от ИИ-кораблей, не
промахиваются. При определённом навыке одного галеона хватит, чтобы
«загасить» примерно четыре башенки. Если ваш корабль погиб, то в
дело вступает второй корабль эскадры. И так далее до полной победы
одной из сторон.
Такая однообразная тактика может быстро наскучить. Она и
наскучивает. В какой-то момент расслабляешься, считая, что стал уже
совершенно непобедимым морским волком. И тут же получаешь за это
бортовой залп прямо «в тыкву», то есть в корпус. Поделом –
расслабляться нельзя никогда.
ЖИЗНЬ АРХИПЕЛАГА
Карибское море живёт своей жизнью. Карта довольно оживлена. По ней
туда-сюда снуют корабли четырёх держав да ещё пиратов. По небу
плывут облака, обозначая направление ветра. В море мелькает хвост
кита, бывает, человечек держится за обломки кораблекрушения и просит
помощи, плавают бутылки с записками. Людей и бутылки можно и нужно
подбирать. В конечном счёте это тоже деньги.
Корабли снуют не просто так, а как бы осуществляя торговлю между
городами. Система
торговли в игре тоже классическая. Видов товаров минимум десятка
два-три. Это и многие виды продовольствия, и строительные материалы,
и ткани, и кофе-какао, и сырьё… В каждом городе товары делятся на
импорт-экспорт. Какие-то дешевле тут, какие-то там. Играя в 2003
году, я просто упивался торговлей, увлекался ей. Установив игру
сегодня, я с откровенной скукой потыкался чуть-чуть и забросил это
дело, уйдя с головой в морской разбой. Торговать легко, но скучно.
Интерфейс
порта, куда время от времени надо заходить, чтобы пополнить запасы,
состоит из нескольких зданий. Во-первых, резиденция губернатора
(если она есть на острове). Здесь мы получаем задания и награды.
Далее идут необходимые для функционирования эскадры верфь и рынок.
На верфи мы продаём захваченные корабли и ремонтируем свои. На
рынке, естественно, занимаемся куплей-продажей и нанимаем команду на
корабли. Ещё есть таверна, где можно поиграть в кости (бестолковое
здание, я туда практически не заходил). Кроме того, в каждом городе
есть доска объявлений. На ней можно прочитать имена известных
пиратов, награду за их уничтожение и их местопребывание. После
женитьбы капитана в городе его тестя появляется домик с супругой.
Впрочем, о нежностях придётся забыть. Как ни зайдёшь к жене, она
только и бухтит, где и когда в последний раз видели такого-то
пирата, в каком городе высокий спрос на товары и так далее.
В городах с резиденцией есть ещё «сундучок». О нём стоит сказать
особо. «Сундучок» - это фактически кнопка, означающая делёж всего
награбленного и заработанного к этому моменту между членами команды.
Делать это время от времени приходится обязательно. У команды есть
такой показатель как мораль. Он неуклонно снижается в течение
игрового процесса. Темпы снижения можно замедлить, но не обнулить.
Замедляется от наличия рома в трюме корабля, от удачно проведённых
сражений, от выполненных заданий. Но рано или поздно мораль
переходит в «красную зону». И тогда, если не разделить добытое
нелёгким пиратским трудом, часть команды просто сбежит, прихватив
корабельную казну.
После дележа у вас на руках остаётся всего один корабль, минимум
запасов и денег. Начинать придётся почти с нуля. Ну разве что
корабль останется посильнее, чем был выдан в начале кампании. Эта
система хоть немного усложняет прохождение сценария, хоть немного
сдерживает игрока. Но уж очень она искусственна и условна.
Впрочем и вся игра «Тортуга» грешит (по нынешним временам)
чрезмерной искусственностью и условностью вкупе с однообразием
игрового процесса. Тем не менее это этап развития классических игр о
пиратах.