КАРТОННЫЕ ЦАРИ
А почему бы собственно и нет? Почему бы не перейти на новый уровень,
и не сделать пару обзоров про настолки? Помнится, King Augustus
(Александр Морозов) до того, как уйти в сольный полёт, выставлял своих
стойких оловянных легионеров. А настолки, это почти то же самое. Тем
более что «Времена и эпохи» сильно напоминает «Огнём и мечом: Totalwar».
Ну, давайте начинать. Расстелем карту, на ней четыре государства-игрока:
Речь Посполитая, Крымское ханство, Швеция и конечно Московское царство.
Есть ещё государства-миноры, но они неиграбельны. По карте бегают
полководцы, на карте можно строить разные полезные здания. Что
интересно, каждое государство, будь то маленькое Ханство или большая
Русь, со старта поставлено в примерно равные условия.
Выигрывает тот, кто наберёт больше победных очков. Даются они за разное:
за контроль над провинциями, за постройки зданий, за упоминание в
летописях... За некоторые провинции (такие, как Новгород) дают больше
очков. Форменный Total War, только бумажный.
Ходы здесь – это времена года. Каждому соответствуют свои фазы действий.
Допустим, набирать армию можно только летом, а строить почему-то зимой.
Странно, но как есть.
Ресурсов у нас три: золото, политика и еда. Золото добывается с
соответствующих провинций и в набегах на чужую территорию. Разорённая
территория доход владельцу не приносит. Тратится презренный металл на
постройки и улучшение зданий, на найм войск. Политика и еда добываются
только в провинциях.
Армиями особо не разгуляешься: движение полководцев ограничено запасами
еды. Если войско отступает, то еда уже не тратится. Кроме того, за один
ход армию (за некоторым исключением) можно переместить только на одну
клеточку. Благодаря этому ты начинаешь просчитывать ходы на шаг-два
вперёд. С другой стороны, чувствуешь на своей шкуре ответственность за
государство, пусть и картонное. То есть балл в копилку историчности.
У каждого полководца свой лимит войск, от трёх до пяти,
разгромленный наголову вельможа отправляется в резерв, в котором и сидит
до следующего найма войск. Каждый полководец наделён чертой характера,
способностями, облегчающей жизнь. Вдобавок к этому у каждой страны есть
генералы, отображающие, так сказать, народные качества. У шведов это
Йеспер Круус (ходит по морю две клеточки), у наших Прокопий Ляпунов
(может усилить защиту одного отряда), у поляков Ян Сапега (раз в бой
отменяет способность вражеского войска) и у татар Тугай Бей (набег под
его началом приносит больше золота). Опять Total War.
Бой, увы, не оставляет простора для тактики и сводится к карточной игре.
Игроки выкладывают карточки отрядов рубашкой вверх, а затем достают по
одной и сравнивают их. Как в классическом Total War-e конница бьёт
стрелков, стрелки бьют пехоту, а пехота – конницу. Артиллерия бьёт всех,
но за выстрелы приходится платить, а денег тут много не бывает.
И у каждой страны есть национальные войска, доступные после возведения
тренировочного лагеря. Естественно, что у таких войск свои, уникальные
характеристики. А задружившись с минорными государствами можно нанимать
и их «уников». И пойдут на службу к Москве ландскнехты, а границу с
Крымом станут охранять казаки.
Из-за карточной системы бои проходят достаточно непредсказуемо, и при
прочих равных условиях зачастую побеждает тот, кому больше повезло. Но
при желании это можно рассматривать и как плюс, достаточно вспомнить
ситуации, когда слабая армия побеждала заведомо более сильную. И это
добавляет историчности, что хорошо. К тому же можно попытаться
предсказать действия врага, подстроиться под его армию. Так тоже было,
когда на поле боя сходились знающие друг друга командиры.
Ресурс «политики» тратится на переговоры. Но не между главными странами.
На что же тогда эти фишки-рукопожатия (которые мы немедленно окрестили «обнимашками»)?
А помните о государствах-минорах? Так вот, изначально каждая большая
страна воюет с минором. Россия с ногаями, Польша с пруссаками, Крым с
казаками, Швеция с датчанами. В фазу дипломатии потратить те самые «обнимашки»,
выложив их на соответствующее государство и постепенно сделать того
своим союзником. Доля историчности в этом есть. Взять ту же Ногайскую
Орду. Сколько эти кочевники досаждали России. Но при этом государство
было достаточно слабое, и поддавалось давлению той же Москвы.
Сразу после фазы дипломатии мы тянем карточки событий. Всем по карточке.
Бесполезных нет – одни позволяют бесплатно возвести постройку, другие
дают нового полководца, карточки «Упоминания в летописи» дают сразу три
победных очка.
Подведём итоги. Самый жирный минус ¬игры – скомканные правила. Даже
точнее не правила, а наброски, руководство к действию. Допустим, на
восьмой странице захват крепости (заставы) объясняется так: «Игрок,
выигравший в сражении, получает под свой контроль заставу или крепость.
Чтобы получить заставу или крепость под свой контроль на неё
необязательно нападать, можно её осаждать..» Но это правила для
атакующих. Для обороняющихся на четырнадцатой странице написано: «Если
вы (т.е. крепость) проиграли бой, то застава считается осаждённой и на
неё кладётся жетон набега». Мы играли по правилам обороны, так логичней
будет. В дипломатии мы тожемалость изменили правила. Игрок, выложивший
больше всех фишек дипломатии на карточки событий, получает их не одну, а
две.
Зато баланс соблюдён. Нельзя развить до упора своё картонное
государство, просто времени не хватит. И в наших партиях постоянно
возникали ситуации, когда не хватало какого-то ресурса, и тогда кусай
себя за локти. Постоянно приходится плавить мозг, рассчитывая свои
действия так, чтобы не остаться в убытке. Это громадный плюс для
стратегии. А ещё историчность, проявляющаяся в поступках игроков. То
есть игроки поставлены в такие условия, что должны поступать так, как
поступали бы реальные правители, и стало быть лучше их понимают.
Так что игра стоящая. А добавить народные волнения и будет совсем Total
War.
p.s. А ещё воспользуюсь случаем и поздравлю всех с наступающим Новым
Годом. Дорогие друзья! В год собаки давайте будем Человеками. С Новым
Годом!
|
|