Рождество
наступило, в подвале темно,
Сколько душ погубило напротив окно.
Я забыл, что в природе еще что-то есть,
Шестого приняли роты без шести минут шесть.
А наутро выпал снег, после долгого огня,
Этот снег убил меня,
Погасил короткий век.
(ДДТ «Мертвый город. Рождество»)
THIS WAR OF MINE
Война никогда не
меняется. Эту истину все мы помним еще со времен первого Fallout’a. Игры
о войне подвержены изменениям в еще меньшей степени. Как в сеттинге, а
нам упорно предлагают побеждать немцев, так и в геймплее. Игрок всегда
генерал, управляющий огромными армиями, царь и бог на поле боя. Даже
серия «В тылу врага» в итоге пришла к подобной концепции, проделав путь
от симулятора диверсионной группы до масштабных сражений с танками и
самолетами. Но разговор наш будет посвящен не эволюции варгеймов. Я хочу
рассказать о игре яркой, необычной и пугающе правдоподобной. Игре про
войну, но не про армию, а про простых людей, мирных жителей в совершенно
немирных условиях. Обзор посвящен игре «This war of mine».
События игры
This war of mine переносят нас в город
Погорень. Название говорящее, ибо город осажден и серьезно разрушен.
Собственно, праобразом Погорени выступил город Сараево, несколько лет
находившийся в осаде во время Югославских войн. Прямым указанием на это
служит локация «Снайперская развязка». «Аллеей снайперов» называли
центральную улицу Сараево, где мирные жители подвергались постоянным
атакам стрелков.
Повстанцы и правительственные войска ведут упорные бои, но ни одна из
сторон не в силах одержать победу. И пока военные сражаются, мирным
жителям приходится выживать в условиях блокады. Собственно, под
управление игрока как раз и попадает группка мирных обитателей Погореня,
ставших заложниками войны. Обосновавшись в не сильно пострадавшем
двухэтажном доме, люди всеми силами пытаются не пополнить списки жертв
вооруженного конфликта.
Игровой процесс разделен на две фазы: день и ночь. День персонажи
проводят в убежище, занимаются его благоустройством, кормятся и
отдыхают. Ночью самый отважный отправляется на промысел. Погорень город
большой, но опасный, и часто ушедший имеет все шансы не вернуться
обратно.
Убежище представляет собой, как я уже сказал, двухэтажный дом с
двухярусным подвалом. Первые день-два уходят на разбор завалов, которые,
кстати, служат источником первоначального капитала убежища. Дело в том,
что изначально проще сказать, что у осажденных есть, чем долго и упорно
перечислять все, что, к сожалению, отсутствует. А располагает убежище
небольшим верстаком, на котором можно изготавливать примитивную мебель и
приспособления, холодильником для хранения продуктов и пустой аптечкой.
Если очень повезет, на старте достанется стул.
Разобрав завалы, и обзаведясь досками и прочими расходными материалами,
начинаем обживаться. Первым делом надо смастерить плиту, и тут же ее
проапгрейдить, чтобы минимизировать расход топлива. Плита важна тем, что
термически обработанное мясо намного лучше усваивается в пиксельных
желудках наших подопечных, следовательно, готовка экономит важнейший
игровой ресурс – еду.
Война войной, но спать на голом бетонном полу как-то не с руки.
Необходимо изготовить кровати. По своему опыту скажу, что для группы из
четырех человек двух спальных мест будет вполне достаточно: спавшие
ночью занимаются домашними делами, ходившие на промысел и охранявшие
убежище отсыпаются.
Стоит ли говорить, что кроватями и плитой убранство нашего убежища не
ограничивается. Верстак для создания инструментов, коллектор воды,
обогреватель, радио, капкан для животных, микстурный столик и цветочные
грядки – вот неполный перечень доступных модификаций жилища. Причем
почти все «модификации» можно дополнительно улучшить, получив, таким
образом, доступ к более сложным изделиям. В идеале есть потенциальная
возможность перевести убежище на полное самообеспечение, отправляясь в
рейд только за расходными материалами.
Основные ресурсы в This war of mine – доски,
«компоненты» (различные предметы типа скотча, скрепок и фильтров
«красная лента») и «запчасти» (обезличенные детали различных
механизмов). Из базовых ресурсов создаются все первичные модификации
убежища и различные расходники: дрова, фильтры для водосборника. В
дальнейшем могут потребоваться электродетали или специализированные
компоненты. Различные верстаки и столики работают уже с более
труднодоступными ресурсами. Для выращивания овощей необходимы удобрения,
а чтобы получить табак, сначала придется поискать семена. Сложности в
крафтинг добавляет то обстоятельство, что нередко необходимые ресурсы
перекрываются. Например, удобрения можно использовать как по прямому
назначению, так и как приманку для крыс. Вот и думай, что важнее, еда
или курево.
Дабы жизнь медом не казалась, почти все герои имеют свои пристрастия.
Некоторые курят, кто-то не может дня прожить без кофе. И приходится
удовлетворять потребности подопечных, не позволяя им впадать в
депрессию. Так что выбор «еда или курево» не всегда столь прост и
очевиден, как кажется на первый взгляд.
Периодически в дверь нашего убежища стучится торговец, предлагающий
поменяться. Опять же, из своего опыта, рекомендую держать в инвентаре
много сахара, спирта и лекарств. Наиболее выгодный обмен осуществляется
именно на эти предметы. За упаковку медикаментов или два блистера
таблеток от кашля можно выторговать две банки консервов и кусок мяса.
Сахаром хорошо меняться на базовые ресурсы. Причина проста – в одной
ячейке инвентаря во время ночного поиска игрок может унести до десяти
кусков рафинада, что в два с половиной раза больше, чем любого базового
ресурса.
Обмен доступен и в некоторых локациях, но там уже сахаром много не
наторгуешь. Хорошо идут сигареты, а еще лучше спирт. Полученный, к
слову, из все того же сахара.
Условия в Погорени постоянно меняются, что отражается на ценности
определенных предметов. В разные моменты времени стабильной валютой
оказываются сигареты, дрова или даже кофе.
На город опускается ночь, а она, как известно, зовет и манит. Обитатели
убежища ходят на «промысел» исключительно под покровом темноты, оно и
понятно, снайперы не прочь попрактиковаться в стрельбе по мирным
жителям. Непосредственно приключения в выбранной для рейда локации
предваряет меню приказов, в котором мы распределяем роли, кто пойдет за
добычей, кто останется на страже, а кому повезет спокойно поспать до
утра.
К сожалению, добывать продукты и прочие полезности можно отправить
только одного обитателя убежища. С весьма ограниченным по размерам
рюкзаком. Так что собрать в локации все подряд не выйдет, приходится
углубляться в развалины и тщательно продумывать, что прихватить с собой.
Разумеется, в большинстве случаев, самые ценные вещи спрятаны в глубинах
локации. Как уже бывалый сталкер, подсказываю, что в ванных комнатах
чаще всего хранятся медикаменты, а в холодильниках – еда. Особенно важно
помнить это, когда приходится заниматься воровством, ибо далеко не
всегда вещи являются бесхозными, а локации пустынными. Велик шанс
напороться на бандитов, военных или таких же мирных жителей, многие из
которых оказываются весьма агрессивными. Очередь из автомата или нож под
ребро – достаточно распространенная причина появления новых вакансий в
нашем убежище. С другой стороны, никто не запрещает игроку вести себя
аморально, воровать и убивать. Правда, большинство подопечных
огорчается, если приходится нарушать святые заповеди. Да и кривая боевка
вынуждает делать упор на стелс.
Я применял оруже в игре всего раз, но достаточно жестоко. Одного из моих
людей, Бруно, зарезал хозяин дома, куда тот пришел в надежде на обмен.
Тогда следующей ночью из тайника был извлечен пистолет, а жильцы
злополучного особняка убиты без колебаний. Но даже праведная месть
обвалила мораль команды ниже плинтуса.
Помимо врагов из плоти и крови игроку порой приходится сталкиваться с
различными препятствиями: решетками, завалами и запертыми замками.
Ломик, лопата и ножовка – вот верные спутники мародера. Ножовка, к
сожалению, одноразовая, а вот ломик долгоживущий, причем универсальный:
и дверь сломать, и руку при необходимости. Инструменты изготавливаются
из подручных материалов в убежище.
Рутину дневной готовки и ночных поисков нарушают постоянные эвенты.
Соседи приходят в гости, зовут растаскивать гуманитарную помощь или
просят подсобить в укреплении дома, обороне от бандитов или
транспортировке раненых. Каждый эвент, если он принят, выводит на сутки
из игры какого-либо персонажа (того, который вел беседу с посетителем).
Исход непредсказуем. Ожидайте всего, что угодно, от золотых гор, до
смертельного ранения. Но желательно помогать соседям, это и на морали
команды хорошо сказывается, да и порой приятным сюрпризом оказывается
материальная благодарность.
Помимо больших эвентов, каждый новый день начинается с новых проблем.
Редко все проходит гладко. То ночное нападение, то кто-то заболел или
поранился. Скучать не приходится, как и пребывать в состоянии блаженного
покоя. Слишком много здоровых? Получите смертельную болезнь. Мало дров?
А у нас стремительное похолодание! Запасов еды на один день? Ночью
грабители тяжело ранили одного из обитателей убежища и унесли все
продукты. И лекарства.
Все, все для того, чтобы игрок не скучал.
Не буду перечислять всех персонажей, стартовые комбинации жителей
убежища и список локаций. Эту информацию можно найти в википедии. Скажу
лишь, что старт в This war of mine всегда
разный. Меняется состав команды, климатические условия и доступные для
посещения городские районы. Так же, с течением времени, из-за боев или
снега с каждым новым стартом из зоны досягаемости выпадают разные
локации. Возможны изменения в настроении городских жителей. Например,
при первом старте в локации живут агрессивные головорезы, а при втором –
мирные, готовые к обмену люди. На карте «Супермаркет» я всегда
сталкивался с мародерами, которые миролюбиво заявляют, что «хватит на
всех», а однажды вместо этих ребят увидел, как солдат проявляет чудеса
пикапа, склоняя, посредством автомата, к интиму городскую жительницу.
Город живет, изменяется, что, несомненно, придает игре сложности, а так
же повышает реиграбельность. Универсальной схемы для выживания нет,
слишком много случайностей вмешивается в игровой процесс. А это повышает
шанс, что вы вернетесь к «выживалке» еще и еще, пытаясь протянуть 45
погорельских суток.
Помимо интересного игрового процесса, меня порадовала проработанность
персонажей. У каждого своя история, своя профессия и интересы, сообразно
которым герои реагируют на события окружающего мира. Кто-то весел и
полон оптимизма, кто-то совершенно не приемлет воровства и убийств, а у
кого-то налет высокоморальности слетает при первых же признаках голода.
Люди разные, словно живые. В процессе игры привыкаешь к ним настолько,
что начинаешь искренне сожалеть о чьей-то гибели или болезни. Стремишься
провести обитателей убежища через испытания войны, чтобы узнать,
соединятся ли они со своими семьями, воплотят ли свои мечты.
This War of mine
– это сочетание «выживалки» без зомби и «симсов», взявшее самое
притягательное от обоих жанров. Поистине затягивающая игра, одновременно
заставляющая задуматься о том, во что люди могут превратить свою жизнь
из-за чьих-то политических амбиций и жажды власти. |
|