К 75-й годовщине со дня начала операции «Багратион» французская
контора Eugen Systems выпустила игру «Steel Division 2». Хоть французы о
нас позаботятся.
Это не первый раз, когда западные разработчики обращаются к событиям
Великой Отечественной войны на нашем фронте. Можно вспомнить канадцев с
их «Company of Heroes 2». Помните скандал вокруг сюжета игры? Ну так не
все западные разработчики одинаково зашорены. «Steel Division 2»
подобным не грешит.
Игра является идейным продолжением и развитием первой части, «Steel
Division». Там сюжет обыгрывал важную для них высадку в
Нормандии в 1944 году. И вот, приятно, взгляды разработчиков обратились
к советскому фронту.
Если основой первой части была тактика ведения боя усиленным батальоном,
то вторая часть дополнила тактику оперативным уровнем армейского
масштаба. Проще говоря, к тактическому режиму игры добавился
стратегический уровень.
Это самое главное в расширении геймплея. Далее можно рассмотреть оба
режима чуть подробнее.
ТАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ «STEEL
DIVISION 2»
Эта часть почти без изменений воспроизводит геймплей «Steel Division».
Подробно о нем я писал в
серии обзоров и прохождений. Незнакомые
с игрой, но желающие узнать подробнее адресуются туда. Здесь я
коротенько обрисую основные элементы.
Игрок получает под своё руководство набор юнитов, по численности
соответствующий приблизительно пехотному батальону, усиленному
артиллерией, несколькими танками и авиационной поддержкой. Пехота
представлена отделениями по десять бойцов, пулеметные команды по шесть
бойцов, артиллерия, танки или авиация – это отдельные единицы (пушка,
миномет, зенитка, танк или самолет).
Юниты выставляются на поле боя не сразу, а последовательными волнами
усиления. Можно сидеть и придумывать, как это соотносится с
действительностью, а можно просто признать, что такой режим наиболее
щадящий по отношению к игроку.
Попробуйте без привычки управлять тремя десятками отделений, десятком
орудий, десятком танков, пятеркой самолетов на поле 10x10 км – с ума
сойдете. Игра предоставляет возможность втягиваться в бой постепенно.
Борьба чаще всего идет за контроль над всем полем боя. Юниты игрока и
противника (другой игрок или ИИ) стремятся распространить своё влияние
на всю территорию, вытесняя врага.
В первой «Steel Division» игровая статистика просто показывала процент
от захваченной территории. Если он более 50, то боевой счет капает в
вашу пользу, если меньше – в пользу врага. При достижении установленной
суммы засчитывается победа или поражение.
В «Steel Division 2» этот элемент слегка модернизировали. Теперь на поле
боя разбросаны контрольные точки. Линия фронта, смещаясь, зацепляет их и
переводит под ваш контроль или под контроль врага. Опять же от
соотношения количества точек во владении игрока или ИИ меняется боевой
счет. Изменение непринципиальное и фактически ничего не меняющее. Хотя
задает какие-то определенные ориентиры.
Другим отличием «Steel Division 2» от первой части является большая
деталировка информации о юнитах. Детали вооружения, количество
боеприпасов каждого вида. Знаете, очень похоже на «Men of War».
Заметно изменилась графика в сторону большей четкости, красоты и
яркости. Спецэффекты (взрывы) стали более зрелищными, юниты более
четкими. В общем, игра развивается.
Тактический уровень в базовой комплектации игры (без DLC и модов) имеет
шесть миссий. Сюжетно они так или иначе привязаны к определенным боям в
ходе операции «Багратион». Сыграть тут можно как за наступающую сторону
(Красная Армия), так и за обороняющихся немцев.
В этом режиме игроку и противнику предоставляются шаблоны состава войск.
Шаблоны зависят от исторических номеров соединений, принимавших участие
в боях.
Для игры в свое удовольствие или по сети предусмотрен режим «Стычка» -
обычный скирмиш. В базовой комплектации имеется 25 тактических карт,
воспроизводящих ландшафт Белоруссии. Это значит: много лесов, болот,
мало дорог для передвижения техники.
Полагаю, это очевидно, что боевые характеристики юнитов, скорость
их перемещения сильно завязаны на местность? Думаю, очевидно. Это же
обычная практика для стратегических игр.
Да, еще один момент в «Steel Division 2». На тактическом уровне
добавлена возможность передачи ИИ управление частью или всеми юнитами.
Поле боя большое. Игрок может сосредоточить свое внимание на важнейшем
направлении, предоставив ИИ оборонять другие или даже наступать.
В целом искусственный интеллект справляет со своей задачей неплохо.
Юниты сами находят укрытия от огня, сами выбирают цели, танки и
артиллерия не стоят болванами, а маневрируют и меняют направление огня.
То есть их можно не опекать как в том же «Men of War».
В общем, не внеся сильных изменений, разработчики сохранили дух и
качество первой части «Steel Division». Но они не успокоились на
достигнутом, а пошли дальше и создали уровень стратегический.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
УРОВЕНЬ «STEEL DIVISION 2»
Здесь игроку предстоит разыгрывать на карте операции армейского
масштаба. Под его командованием сосредотачиваются фишки целой армии для
советских войск или корпуса для немецких.
Карты представляют собой участок всё той же Белоруссии, но уже примерно
100x100 км. С городами, местечками, лесами, болотами, полями, дорогами
разного качества. Тип местности, само собой, имеет большое значение и
для перемещения, и для боевых характеристик. Например, танки получают
штраф за бой в лесу. Зато на поле становятся просто несокрушимой силой.
Фишки представляют собой батальоны трех типов: пехота, танки и
артиллерия. Присутствует и авиационная поддержка. Типы юнитов несколько
условны. Они скорее отражают преимущественный характер того или иного
типа войск в своем составе. Больше пехоты – пехота, больше танков –
танки, больше артиллерии – артиллерия.
Все юниты-фишки, по утверждению авторов, точно воспроизводят
исторические воинские части. То есть разыгрывать части операции
«Багратион» нам предстоит не вольно, а в исторических реалиях.
Всего в базовой комплектации представлено 4 стратегических кампании:
Орша (23-26 июня 1944 г)
Березина (26 июня – 3 июля 1944 г)
Бобруйск (27 июня – 2 июля 1944 г)
Барановичи (3-9 июля 1944 г)
Стратегический уровень разыгрывается в пошаговом режиме. На сутки
выделяется два хода. Например, кампания Бобруйск длится 13 ходов. Вы
спросите: а чего так мало? Отвечаю: ха, так ведь дело в том, что
стратегический и тактический уровни связаны.
Принципиально важно и интересно: все боестолкновения на стратегической
карте игрок может проводить вручную на тактической карте. Можно, правда,
проводить их и в автоматическом режиме. Тогда, конечно, любую кампанию
можно сыграть за полчаса, если не раньше.
Но так неинтересно. Весь смысл «Steel Division 2» в связи стратегии и
тактики. Ну да, как в Total War. Разве интересно проходить всю кампанию
в любом Total War исключительно с автобоем?
Да и сам стратегический уровень не так прост. Юнитов довольно много
(ведь в каждой советской армии или немецком корпусе батальонов хватает),
карта неоднородна – каждое перемещение требует размышления и анализа
возможных действий противника. Что лучше, окопаться здесь или перейти
туда? А если перейдем, то даст нам противник время окопаться? А если он
зайдет оттуда? И сидишь-сидишь над картой.
В общем, она не так проста как кажется на первый взгляд.
Количество ходов ограничено, очень ограничено, а поставленные в кампании
задачи для победы решить нужно все. Думаю, начинать придется не раз.
Особенно на первых порах.
А потом? Кампаний-то всего четыре. Мало! На «потом» есть пара DLC,
содержащих новые тактические и стратегические карты (правда, тоже мало,
по одной штуке) и моды, моды, моды. Игра очень дружелюбна к
модификациям.
Таким образом, мы получили достойное развитие умной стратегии в реальном
времени. И, что особенно ценно, на этот раз игра посвящена событиям на
советско-германском фронте. |
|