ШТРАФБАТ: ПРОКЛЯТЫЕ
ГЕРОИ
Над окопами густо стелется темный дым. Из окопов торчат головы
в грибовидных касках. Стрекочут автоматы. Бьет пулемет. С гулким хлопком
вылетают из минометной трубы снаряды. А по полю к окопам бегут солдаты в
телогрейках, перед ними ползут зеленые "тридцатьчетверки". Вот одна
дернулась от попадания снаряда и загорелась. Открылась крышка люка и
выпрыгнул танкист. Но очередь из немецкого окопа сразила его.
А бой
продолжается во все красе 3D анимации:
пролетают и сбрасывают бомбы штурмовики; тяжелый "тигр" огрызаясь,
медленно отходит под ударами наших снарядов...
Таких эпизодов в игре "Штрафбат" - не меряно. Перед нами новый аддон
на усовершенствованном движке "В тылу врага -2", так называемый
DLC - продается в цифровом виде, но это уже
норма. Похоже, что продажа игр на дисках постепенно отмирает.
Бои зимой 1994-го
И СНОВА В ПЕРЕУЛКАХ САПОГИ
Итак, "Штрафбат". Игр на базе "В тылу врага -2",
уже, начиная с 2006 года, когда состоялся ее первый релиз (за рубежом серия известна, как "Men of war") вышло уже не мало. Но если взять и сравнить, посмотреть,
что на тему WW-II вообще появилось за
последний год, да и за прошлый, как в отечественном, так и в зарубежном игропроме,
то придется признать, что ничего яркого, интересного, нового, и нет. А нет может быть потому, что
пока ни одна игра не дотянулась до ВТВ-2 как качеством анимации,
детализации поля боя, способностью воссоздать реальную атмосферу Второй
Мировой с участием одновременно нескольких десятков солдат
и танков.
Вот и получается, что будут выходить аддоны. Движок хорош, тема не
исчерпана. Хотя...
В прошлый раз разработчики сделали дйствительно оригинальный ход - создали
самостоятельный аддон "Диверсанты: Вьетнам", решив отойти от
наезженной колеи. Эксперимент, на мой взгляд, удачный. После "Вьетнама"
можно было разыграть на том же движке, ну, например, Корейскую войну,
благо вооружение почти не изменилось. Или Афган. Или, на худой конец замутить
какую-нибудь локальную борьбу с терроризмом, с каким-нибудь колумбийским
наркокортелем или Аль Каедой.
Но неожиданно в апреле 1012 г. вдруг вышел "Штрафбат", вновь вернув нас на поля сражений
Второй Мировой.
Хорошо это или плохо?
Думаю, и не очень хорошо, и не
очень плохо.
Не очень хорошо, потому что тема WW-2 в серии
самая заезженная, тут трудно что-то придумать новое.
А не очень плохо, потому что у серии был и остается устойчивый круг
поклонников. Кроме того, подросло и новое племя игроков, которые по
возрасту пропустили прошлые релизы и знакомятся с игрой только по
последним.
Эх, дубинушка, ухнем!
А НАЗВАНИЕ ТАКОЕ - ПРЯМО СКАЖЕМ,
БОЕВОЕ!
По сути перед нами старая добрая игра, лишь в новой упаковке под громким
названием "Штрафбат". Мы имеем новый, хорошо проработанный, набор миссий,
продолжающий игровую эпопею "В тылу врага". Нам дано подразделение, иногда с десяток,
иногда два десятка солдат, с которыми мы должны решать всевозможные
боевые задачи. Чаще всего придется проникать за передовую противника,
чтобы уничтожить какие то его объекты: противотанковые пушки, зениты и
т.п. Тут мы действуем только сами, без помощи ИИ.
Друга задача - действовать в союзе ИИ, выбивая противника из
различных укреплений: захватить траншеи, высоту, село...
Третья задача, она встречается почти всегда в финале миссии, но, мне представляется наиболее
интересной: защитить позиции от контратаки немцев. Вот тут есть
динамика, противник как правило силен, неглуп, маневрирует, как
техникой, так и пехотой. Словом, бои в обороне мне понравились больше
всего.
Сюжет (у каждой
игры серии) есть сюжет, хотя обычно он ограничивается только временными
рамками и местом сражения. В случае со "Штрафбатом", мы переносимся
сначала на
Украину 41-года. Первые миссии прохожим в зимнее время, затем бои идут уже
летом. Потом сезоны опять меняются - после освобождения Украины, мы уже
идем в "логово зверя", для начала - в Польшу, освобождая Варшаву, затем
и в Германию.
Надеюсь, с сюжетом все понятно.
В боях за город Альтштадт
ШТРАФБАТ БЕЗ ШТРАФНИКОВ
Хотя игра и называется "Штрафбат" заявленная
тематика в нем выражена очень слабо. Скажем честно, с тем же успехов аддон можно было бы назвать "Освобождение" или "Вперед, на Берлин!",
поскольку никакого особого штрафбатного колорита не наблюдается. Нет
каких-то особых, выделенных юнитов, как в "Диверсантах: Вьетнам", со
своей особой биографией, своей историй, как и почему его записали в
штрафники. Даже если вспомнить трафаретные отечественные фильмы на
эту тему, где обязательно есть бывший репрессированный по политическим
мотивам офицер, а с ним рядом - урка, а в компании с ними какой-нибудь
несдержанный лейтенант-одессит, набивший рыло по пьянке старшему по чину
и попавшему в штрафбат. Хотя у солдатиков, которыми мы командуем, есть
имена, на них просто не обращаешь внимания. Они безликие, без прошлого,
без характера и темперамента, нам лишь предлагается просто принять, так сказать, по умолчанию, что они штрафбатовцы- только потому, что
они, на протяжении почти всей игры носят телогрейки.
Но кто сказал, что
телогрейка, это форма штрафного батальона?
Миссии тоже никак не соответствуют задачам штрафбата. Проникнуть за линию
врага - это скорее работа разведчика. Ну, разве что, иногда приходится
жертвовать парой другой солдат, когда нужно подорвать гранатой вражескую
пушку и тут же погибнуть, потому вокруг - полно вражеских солдат. Или
уничтожить тяжелый
пулемет, или самоходку, которую охраняет с десяток гитлеровцев.
А где же атаки "мясом" на вражеские траншеи? Если бы вот с такой атаки
началась первая миссия, а нескольким выжившим пришлось бы решать какие то иные
задачи, тогда всерьез запахло бы штрабатом.
Некоторые эпизоды, с большой натяжкой, тянут на "штрафные" эпизоды.
Но когда уже прилично углубишься в игру. Это, например, первая летняя
миссия. Там мы начинаем с того, что переправившись через реку, попадаем
под огонь своей же артиллерии, в результате чего несколько бойцов
оказываются без оружия. Но мы их быстро вооружаем до зубов снятыми с
убитых фашистов трофеями.
Еще одна миссия, отдаленно напоминающая бой штрафного батальона, есть в
летней кампании на Украине. Там нужно одну за другой занять несколько
линий вражеских траншей и высотку. Причем у нас только пехота и много. У
немцев тоже, в основном, только пехота и пулеметы, правда, есть пушки,
но нет танков, а у вас только мужики в телогрейках.
Вот этот бой идет довольно достоверно. Союзный ИИ тоже грамотно атакует
пехотой, и у него и вас будем много потерь. Вот только в этом бою
чуть-чуть проступила тень настоящего штрафбата.
Так что название аддона- это просто неудачная идея какого-то недалекого
пиар-менеджера.
Немцы в обороне
САМОХОДКУ ТАНК ЛЮБИЛ, В ЛЕС
ГУЛЯТЬ ЕЕ ВОДИЛ
Каждую миссию мы начинаем только с пехотным оружием: винтовка,
автомат, РПГ Дегтарева, иногда, но редко, дают минометы. Но вот чтобы пушку
доверили, или тем более - танк, о том нет и речи. То есть, и пушки, и
танки, они есть, но
тех войсках, которыми управляет союзный ИИ. И, если нам повезет, если найдем и
починим подбитую "тридцатьчетверку", или подбитый немецкий средний танк
PzKpfw (встречается чаще всего), то тогда
будет нам танк.
Почему бы сразу,
на старте миссии, не дать "тридцатьчетверку" с экипажем, мало
ли - танкисты тоже проштрафились. Да и анимация у танкистов своя, и оружие
- интересно было бы повоевать ими.
Конечно, среди трофеев
и подбитой техники на поле боя всегда можно найти и пушки (немецкие), и
бронетранспортеры (немецкие).
Но как-то странно все время использовать только немецкие орудия.
Откровенно говоря, раздражает. На последнем этапе войны у нас недостатка
в собственной артиллерии не было, как и в бронетехнике. Так дайте нашему батальону наши пушки
и наши танки!
Может, потому что мы - штрафбат, нам не положено ни отечественных пушек,
ни танков? И, кстати, офицеров тоже. У советских солдат под управлением
ИИ офицеры есть. У нас - никогда. Правда, из за кадра все время
появляется некая физиономия в фуражке, это Алексей Кузьмин, который
раздает нам задания на миссию. Но на поле боя этот самый Кузьмин ни разу
не появился. Трус!
Безвестный герой
штрафбата
ХОЧУ ДШК. ДАМ 20 ППС! МАХНЕМ, НЕ ГЛЯДЯ?
Но видимо таков закон жанра этой игры, что иначе от трофеев не
будет пользы. Да вот только, если набор трофеев был бы разнообразнее.
А то одни
и те же, причем навалом: станковый пулемет MG 44, ручной пулемет на сошках,
миномет. Немецкие автоматы MP-41 (32) можно собирать десятками
и вооружить всех наших, у кого были винтовки.
Свое оружие тоже не очень радует, так сказать, модельным рядом. Не
встречаются ни карабины, ни самозарядная винтовка Токарева - пусть,
условно, мы и штрафбат, но у наших погибших ИИ-солдат можно было
подобрать что-то подобное. Полно трофейных немецких станковых пулеметов,
но хоть раз бы дали советский станковый ДШК.
И, что самое интересное,
хотя уже конец войны, а из автоматов у нас только ППШ, хотя к тому
времени в советской армии уже широко использовался и СКС.
И почему-то с касками всегда дефицит. Их все время сбивает пулями и
уже не нейдешь, куда своя, советская, закатилась. Эффектно конечно, но приходится брать
немецкую. Странный получается гибрид у солдата: в телогрейке, со "шмайсером"
и немецкой каске - как свои не пристрелят, непонятно.
Причем, если я еще
и одевал своим потерянные каски, то союзный ИИ, которые управлял
советскими бойцами, того это вообще не заботило и в конце боя почти все
его юниты щеголяли непокрытыми затылками, да еще, а как правило - с
залысинами.
Из интересной техники могу отметить только раз встретившееся в миссии короткоствольное
немецкое пехотное орудие
I.e.G.18, способное стрелять навесным огнем.
Все остальное повторятся из миссии в миссию. Опять же, конец войны, а
немец выставляет против нас стереотипную технику. Разные стальные
монстры образца 1945 года, вроде "Королевских тигров", или САУ StuG III Ausf G, есть
только в дополнительных миссиях, которые открываются после прохождения
основных.
МАЛОЙ КРОВЬЮ, БОЛЬШОЙ АДДОН
В целом, при всем несоответствии с заявленной тематикой,
"Штрафбат" оставляет хорошее впечатление. Миссий много, хорошо
проработаны, и хотя не равноценны по интересу прохождения, сделаны не на
"тяп-ляп". Если спросите, какая понравилась больше всего - это бои в
Варшаве. Тут есть и массовость, и сложность - немцы простреливают
буквально каждый клочок открытого пространства, и техника любопытная
мелькает.
Если оценивать ИИ, то он, как бы это сказать, умный до глупости. К
примеру, те немцы, что сидят в укрытиях, за мешками с песком, или в
окнах зданий - вообще не передвигаются, только пытаются залечь, если в
него летит граната. Но те немцы, которые не привязаны к одной точке
обороны, а таких много, действуют на редкость умело: отходят, если у
тебя превосходство, вновь подкрадываются, если ты о них на минуту забыл.
Отлично маневрируют, маскируются - словом, грамотно воюют.
Итог - как таковая, серия "В тылу врага 2" себя не изжила. Изжила, скорее
всего, тематика. Хотя, стоит лишь пошевелить мозгами, даже Вторая Мировая может найти в ней свое применение,
если отойти от стереотипа "русские против немцев".
Ведь есть же
еще не вскрытые исторические пласты: почему бы не сделать аддон про
партизан, или про Халхин-Гол, или про Советско-финскую войну? Или, как я
писал выше, про Корейскую, Афган...
Но нам
предложили "Штрафбат". И это самый большой недостаток аддона.
Видимо, "шевелить мозгами" разработчикам не очень хотелось. |
|