На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ИГРА
XIII ВЕК: РУСИЧ

На internetwars.ru


Игра вышла в 2008 г

Официальный сайт


СКРИНШОТЫ:

XIII век:Русич - игра для PC на internetwars.ru

XIII век:Русич - игра для PC на internetwars.ru

XIII век:Русич - игра для PC на internetwars.ru

"...Была же сеча страшная и ужасная,
ибо падали тела врагов как деревья,
стук же и шум страшны были, как гром,
от вопля и крика воинов и треска оружия их..."
Из жития святого благоверного князя Довмонта

И СНОВА В БОЙ ИДЕТ ЛЕДОВАЯ ДРУЖИНА…
В прошлом году украинская компания Unicorn Games выпустила амбициозный проект "XIII век: Слава или смерть". Задумывавшийся как "наш ответ серии Total War", он, тем не менее, ожиданий не оправдал. "XIII век" остался крепким середнячком - не провал, но и не суперхит, критики и игроки приняли его соответственно. Теперь разработчики решили выправить ситуацию. Продолжение "XIII века" - "Русич" - ведёт атаку на наши кошельки сразу по двум направлениям.
Первое из них - идеологическое. Акцент делается на "русскую идею", "православное воинство" и "кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет". У игры появился главный герой - князь Довмонт, личность незаурядная и интересная. Бежав на Русь из Литвы, он поселился в Пскове, принял православную веру и остался в истории как отважный борец с прибалтийскими язычниками и немецкими крестоносцами. По мнению разработчиков, Довмонт Псковский сделал для Руси не меньше, чем Александр Невский, но его подвиги не столь известны. Этот пробел игра и призвана восполнить.
Отсюда следует и второе направление атаки, затрагивающее непосредственно игровой процесс. Оригинальная игра представляла собой набор в общем-то не связанных миссий, и за это её многие критиковали. В дополнении же появилась полноценная кампания, посвящённая как раз подвигам князя Довмонта. Поскольку это главное нововведение "Русича", остановимся на нём чуть подробнее.

ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!
Кампания за Псков состоит из восьми миссий, связанных единым героем и сюжетом. По сути это тот же набор битв, что и раньше, но теперь в лучших традициях варгеймов войска переходят из миссии в миссию. В боях они набирают опыт, превращаясь к концу кампании в закалённых ветеранов. За выигрыш сражения дают призовые деньги, на которые можно улучшить имеющиеся отряды (поднять численность, упрочить моральный дух, улучшить навык владения основным или вспомогательным оружием) или нанять дополнительные. Места в войске хватит всего на семь отрядов (разовые сюжетные подкрепления не счёт) - хороший подарок для тех, кто не любит командовать несметными полчищами и предпочитает воевать умением, а не числом.
Стоит отметить, что кампания явно рассчитывалась на подлинных знатоков оригинальной игры, в совершенстве овладевших искусством управления войсками. С самого начала приходится решать весьма нетривиальные задачи. Как вам, например, задача разгромить тремя отрядами конницы вдесятеро большие силы неприятеля? И это самая первая миссия. Правда, перед началом каждой битвы можно задать её сложность (нормальная или лёгкая) и ради большего реализма включить "туман войны".

"СЛАВА И СМЕРТЬ" GOLD EDITION
В принципе, остальное - исключая кампанию - наполнение "Русича" можно охарактеризовать словами "всё то же самое, только больше". Все сражения из оригинального "XIII века" в полном составе перекочевали в дополнение и доступны по кнопке "Слава или смерть" в главном меню. Появился свой полноценный сервер для сетевых баталий с системой рейтингов, рангов и гербов. Больше стали карты, на которых теперь можно включить "туман войны" и этим разнообразить игру. Больше стало всевозможных графических изысков - скажем, на латах теперь отражаются солнечные блики, или битвы стали более кровавыми. Уже сам стартовый ролик с вороньём, терзающим павших витязей, настраивает на нужный лад. Воины в бою сносят друг другу головы, прошивают стрелами... хотя, собственно, кто в свалке боя на это смотрит?
Что до "достоверности" и "внимания к деталям", которыми так гордятся разработчики, то здесь всё осталось по-прежнему. Так же не соблюдаются масштабы сражений. Так же гибель полководца практически не влияет на ход боя. Так же попадаются досадные ляпы в тексте - чего стоят одни "двуручные топорщики". Не хватает озвучки на национальных языках - будь ты хоть русич, хоть немытый гунн, в ответ на свои приказы услышишь одно и то же.
Вместе с тем игра унаследовала от первой части всё то, что было в ней хорошего и что принесло ей своих поклонников. Здесь и и подробная игровая статистика, и дизайн карт со сложной конфигурацией местности, позволяющей применять самые разные тактические приёмы, и возможность "вытягивать" мышью войска по фронту, изменяя ширину и глубину рядов (этого я ранее не видел нигде)... В общем, по большому счёту, мы имеем всё тот же "XIII век" - но издание второе, исправленное и дополненное.

… МЫ ВЕРИМ В МУЖЕСТВО ОТЧАЯННЫЙ ПАРНЕЙ?
Удалось ли разработчикам добиться успеха? Как кажется, не вполне - и по части патриотизма, и по части кампании. Для полноценного воплощения "русской идеи" восьми миссий явно мало. К тому же, оставив в "Русиче" оригинальные кампании, авторы дали своим критикам новый повод для претензий. Ведь теперь оригинальный "XIII век" хоть изымай из магазинов, он уже никому не нужен. Потратившиеся на него игроки получают моральное право жаловаться - дескать, их заставили участвовать в платном бета-тестировании.
Разумеется, с титулом "лучший варгейм на средневековую тематику" льстивые критики поспешили. "Русича" можно назвать лучшим разве что потому, что его не с чем сравнивать. Допустим, он однозначно лучше недавней Crusaders: Thy Kingdom Come - но если разработчики "Крестоносцев" догадаются в своей следующей игре учитывать моральный дух бойцов (почему этого не было сделано в первый раз, остаётся загадкой), о лидерстве можно будет спорить.
Возможно, следовало бы сделать игру исключительно на русском материале. Число участников ограничить, зато каждому из них придать сюжетную кампанию по типу псковской. Например, русичи, немецкие рыцари и монголы... хотя нет, такой расклад уже запатентован в "Золотой Орде". И тут сразу вспоминается интересный, самобытный (вышедший задолго до Total War) и незаслуженно забытый проект "Третий Рим: Борьба за престол". Тоже XIII век, Русь, эпическая борьба между Новгородом, Рязанью, Тевтонским орденом и половецким ханством, органичный сплав "глобальной" стратегии и RTS с тактической паузой. Но... безнадёжно устаревшая на сегодняшний день графическая составляющая. Попытайся разработчики из Unicorn Games взять на вооружение те идеи - и не было бы упрёков в клонировании Medieval II. Но, как говорил известный историк О.И. Бендер, "и этот шанс пока не наш".
Итак, "Русич", как и его предшественник, остаётся "просто хорошей игрой". Хорошей, но не выдающейся: революции не случилось, но кто ждал революции от дополнения? Любителям средневековой истории (прежде всего русской), поклонникам варгеймов и патриотам славянского игропрома его вполне можно рекомендовать. В первую очередь тем, кто по той или иной причине пропустил оригинальный "XIII век". А для тех, кто не пропустил, вопрос о покупке остаётся открытым. Стоят ли своих денег кампания за князя Довмонта и улучшенный сетевой режим (графика не в счёт, в варгеймах она традиционно не самое главное), им предстоит решать самостоятельно.

©Обзор подготовил Maj. Buzzard . Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru