RIMWORLD
Игры, оценённые в интернет-магазине Steam сообществом на 10/10,
можно запросто пересчитать по пальцам. И не случайно, ведь современный
пользователь крайне требователен к приобретаемому продукту. Удивить его
не так уж просто, а удержать за монитором дольше двух-трёх часов ещё
сложнее. И даже гигантам игропрома с миллионными бюджетами, это удаётся
далеко не всегда. И как, спросите Вы, игра, созданная практически одним
человеком, сумела привлечь к себе столько внимания, собрать такое
количество положительных отзывов, и обзавестись столь внушительным
сообществом, неустанно выпускающим к ней моды? Давайте разбираться.
Научно-фантастический симулятор колонии Rimworld, как характеризует её
сам автор, встречает нас тем, что предлагает с нуля создать собственную
планету, на которой и будут разворачиваться события будущей игровой
партии. Планеты получаются с самыми разными климатическими зонами:
тропические джунгли с обилием осадков, засушливые пустыни со
среднегодовой температурой +50С, и ледяные пустоши с постоянными
морозами и невозможностью выращивать хоть какие-нибудь сельхозкультуры,
густые леса, горные массивы, кустарниковые степи, список далеко не
полный.
Далее нам сообщают, что три наших будущих колониста совершали
межпланетное путешествие на космическом лайнере, который потерпел
крушение. Нашим героям удалось покинуть корабль на спасательной капсуле,
но теперь им предстоит аварийная посадка на незнакомой планете с
минимумом ресурсов для выживания. Игра любезно предоставляем нам
возможность самому выбрать место высадки наших будущих колонистов, либо
же отдаться на волю случая (последнее я бы не советовал при первом
знакомстве с игрой).
Здесь вновь прибывшему стоит быть повнимательнее, рекомендуется в первую
очередь обратить внимание на среднегодовую температуру зоны высадки, и
на периоды роста агрокультур. Ведь в северных частях планеты этот
промежуток времени будет крайне коротким (вплоть для полного отсутствия
такового), что может очень усложнить жизнь начинающим колонистам.
СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ
Завершающий этап подготовки - генерация характеристик наших будущих
поселенцев. Прежде всего, каждый колонист здесь - это не просто
бездушный болванчик, а отдельная и яркая личность. Есть у него и личная
биография, и свой индивидуальный характер с вытекающими из него
достоинствами с недостатками, имеются родственники, друзья, враги
(последний пункт по большей части относится к тем, кто примкнёт к вам в
будущем, уже на планете).
Далеко не все в этой игре бывшие инструктора по выживанию или офицеры
спецназа. Придётся иметь дело с домохозяйками, беглыми рабами,
художниками, богатыми аристократами (эти будут наотрез отказываться
выполнять такую простую работу, как уборка или переноска вещей), а по
ходу игры и даже с такой экзотикой, как средневековые феодалы,
менестрели или племенные шаманы (во вселенной Rimworld есть планеты с
очень низким уровнем развития, поэтому встретить здесь бывшего рыцаря
или ковбоя с дикого запада - вполне себе обычное дело).
Каждый персонаж имеет солидный перечень навыков: стрельба,
строительство, ремесло, фермерство, медицина и так далее. Уровень
владение тем или иным очень разнится, в зависимости от биографии
поселенца. Охотник за головами не будет блистать познаниями в
животноводстве и строительстве, а кухарка не сможет похвастаться
выдающимися познаниями в ратном деле. Благо, по мере применения, навыки
растут, и даже домохозяйку можно со временем можно обучить хорошо
стрелять.
Но универсального поселенца сделать не получится. Навыки со временем
деградируют, если ими не пользоваться. И вырастить высококлассного профи
можно только в одной-двух областях. К выбору колонистов стоит отнестись
с особой осторожностью, ведь дело в том, что игра не позволит нам,
привычным по многим rpg образом, разбросать свободные очки и сделать в
нужную сторону заточенного персонажа. Здесь вам придётся бросать кубик,
а там уже случай решит, кем станет ваш колонист. Будет ли это архитектор
с развитой планеты, с великолепными познаниями в строительстве и
ремесле, но с полной неспособностью к насилию, или же бывший военный,
крепкий и сбалансированный по всем основным параметрам, но в возрасте 79
лет, с атеросклерозом и катарактой на оба глаза. Таких колонистов,
рекомендуется в первый путь с собой не брать, тем более что в дальнейшем
как-либо редактировать вновь прибывших вам уже не дадут, и тогда
придётся в полной мере столкнуться и с пироманами, алкоголиками,
наркозависиыми и просто со старыми больными людьми. К слову, о здоровье
и болезнях мы поговорим чуть ниже, это отдельная и заслуживающая особого
внимания тема. А пока группа создана, и готова начинать долгое и опасное
приключение.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
И вот оказавшись на грешной земле, горстка наших подопечных начинают
свою новую и полную опасностей жизнь на этой чужой и незнакомой планете.
Здесь стоит сделать небольшое лирическое отступление, и рассказать в
общих чертах об игровом процессе и игре в целом. По стилистике Rimworld
представляет из себя коктейль из градостроительный симулятора,
тактическая стратегии и ныне популярного симулятора выживания. Автор
проекта вдохновлялся хитами прошлого: Dune, Dwarf Fortress и Jagged
Alliance 2. Частичку каждого можно разглядеть в игре. А также атмосферой
фантастического вестерна «Firefly/Светлячок».
Цель всей игры предельно проста: выжить, развить большую и красивую
базу, дорасти до технологий постройки космического корабля, и с чистой
душой улететь с этой проклятой планеты в свой уютный высокоразвитый мир.
Эдакое переосмысление всеми любимого Робинзона Крузо. Начав игру, мы в
первую очередь строим план нашего будущего поселения. Здесь будет склад,
здесь кухня, а вот там - мастерская и госпиталь.
С первых секунд игры важно максимально рационально распределить
должности наших поселенцев. Хороший строитель должен прежде всего
строить, фермер - сажать растения, повар - готовить, а учёный -
исследовать. Если делать всё наоборот, то на выходе получим уродливую
мебель, пригодную лишь для растопки, еду, от которой у всей колонии
будет несварение желудка, и удручающий прогресс в научных исследованиях,
а там и другие проблемы не заставят себя долго ждать.
С последними в Rimworld полный порядок. За них отвечает рассказчик,
которого мы выбираем при создании игры. Рассказчик решает, когда то или
иное событие должно произойти. Он может ни с того ни с сего решить, что
вот сейчас самое время произойти набегу агрессивных аборигенов, а затем
чуть погодя (набег к тому времени может и не закончиться вовсе) наслать
сухую грозу, что вызовет лесной пожар, который в свою очередь может
превратить свежепостроенный деревянный лагерь в пепелище . Много разных
напастей припас для будущего игрока рассказчик, но не буду забегать
вперёд и лишать читателя удовольствия на собственном опыте испытать
радость, удивление, а чаще и страх за судьбу собственной колонии. Скажу
лишь, что в рукаве рассказчика нашлось место и для благоприятных
событий, коими он будет всенепременно радовать уставших от постоянных
опасностей космических поселенцев.
НАСТРОЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
Жизнь поселенца в Rimworld трудна и печальна. И не мудрено, ведь ещё
вчера ты был жителем крупного мегаполиса будущего, пользовался всеми
достижениями пятитысячной цивилизации, а сегодня вынужден жить в
деревянной избе, есть сырую картошку и стрелять в рейдеров из дедовой
берданки. Не каждому такой уклад жизни придётся по вкусу. Вот и
поселенцы от это, как правило, не в восторге, и начитают незамедлительно
грустить и впадать в депрессии. А они, как известно, у всех проходят
по-разному. Кто-то уединяется и лечит горе одиночеством, кто-то вымещает
всю злобу на других, а кто-то вообще ищет утешение в еде.
Исходя из этого, не редки в Rimworld ситуации, когда во время той или
иной напасти один из поселенцев ушёл в тоске бродить по лесу, другой в
приступе обжорства доедает последний сухпаёк на складе, а третий в
бешенстве ищет кому бы врезать. Поэтому нужно заранее позаботиться о
душевном состоянии своих подопечных. Настроение клонистов подвергается
влиянию множества вещей: наличие крыши над головой, личная спальня или
её отсутствие, красота окружения, качество пищи, температура, усталость,
боль, смерть близкого и многое-много другое, этот список по-настоящему
огромен, и ещё его дополняют индивидуальные факторы наподобие
предрасположенности к депрессии или наоборот врождённого оптимизма,
присущего тому или иному персонажу. Посему, даже во время возведения
обороны, заготовки еды или производства боеприпасов, нельзя забывать о
постройке уютных спален и комнат отдыха.
Здоровье колонистов - ещё один важнейший аспект, за который следить
попросту необходимо. Любая вовремя не залеченная царапина может стать
причиной заражения и как итог - бесславной и трагической кончины.
Эпидемии чумы, малярии, гриппа - просто бич новоиспеченных колоний,
когда в наличии нет должного медицинского оборудования и лекарств.
Смертность во время таких пандемий крайне высока, так как выработка
иммунитета будет происходить крайне медленно. Особенно в условиях, когда
колонист вместо покоя на больничной койке, вынужден с оружием в руках
отражать нападение рейдеров.
Ничто не проходит бесследно, получив пулевое ранение, поселенец скорее
всего заработает шрам, который будет болеть и беспокоить его до конца
дней. Потеря пальца, глаза, руки, ноги, внутренних органов - всё это
будничные события, с которыми обязательно придётся столкнуться
управителю колонии. Ваш колонист, решил бороться с хандрой при помощи
алкоголя и наркотиков? Ждите последствий в виде зависимости и неизбежных
химических повреждений внутренних органов.
К слову наркотиков в игре целый букет, и некоторые колонисты имеют
врождённую предрасположенность к наркотическим загулам, так что обычного
запрета на приём оных для таких граждан будет недостаточно.
Наркотическая зависимость, ломка и все отсюда вытекающие - ещё один
аспект игры, избежать которого вряд ли получится. Но не стоит думать,
что к сотому дню у вас под контролем будет колония инвалидов-наркоманов.
В игре предоставлен широкий спектр возможностей по протезированию. Нет
ноги? Не беда, ведь можно поставить деревянную. Не нравится деревянная?
Можно изучить технологию, и вживлять колонистам бионические протезы,
которые помимо устранения увечий добавят приличные бонусы к скорости
передвижения и работы.
И как максимум, на операционном столе обычного человека можно превратить
в бионического полукиборга, заменив ему все доступные части тела, на
высокотехнологические протезы. Эффективность такого поселенца может
достигать 300%, но и стоят такие операции огромных ресурсных затрат и
максимальных медицинских навыков хирурга. Смерть на операционном столе -
преобычнейшее дело в Rimworld.
ВОЙНА И МИРНАЯ ЖИЗНЬ
Как только вы более-менее стабилизируете душевное состояние своих
поселенцев, а запасов еды хватит на ближайшие пару недель, придёт
понимание того, что ветхий деревянный лагерь, наспех сколоченный из
брёвен, совершенно не пригоден для крепкой обороны.
А качественные укрепления - залог выживания колонии в Rimworld. Налёты
врагов будут усиливаться с каждой атакой, и если вас не впечатлили
первые набеги из двух-трёх бандитов с холодным оружием, то будьте
уверены, наступит день, когда разбойников придёт уже сорок, и принесут
они с собой не дубины и топоры, а пулемёты, снайперские винтовки и
лёгкую артиллерию. И тогда будет тяжело тому, кто не позаботился о
надёжной обороне заранее. Не выстроил укреплений из мешков с песком, не
расставил на ключевых точках турели, не окружил места возможных атак
минными полями.
Компьютерный противник ведёт себя крайне дерзко, расчётливо, и не спешит
прощать ошибок. Он ищет бреши в обороне, старается пробить стены в
неожиданных местах, редко идёт одним и тем же маршрутом дважды, и
практически никогда не атакует с одного и того же направления. Иногда
враг берёт поселение в осаду и обстреливает базу зажигательными
снарядами с целью выкурить гарнизон.
Отсидеться за толстыми стенами не всегда будет хорошей идеей. Часть
инфраструктуры в любом случае будет вынесена за пределы цитадели. Поля с
агрокультурами, буровые вышки, все это рейдеры незамедлительно сожгут
или разберут по кирпичику, если колония не даст им быстрый и решительный
отпор. Вот здесь уже возникает надобность строить аванпосты на подходах
к поселению и выделять часть колонистов для боевого дежурства (население
лагеря к тому времени должно подрасти до 10-20 человек), не будет лишней
и собственная минометная батарея, что будет встречать незваных гостей
дружным залпом из всех орудий. В моей практике был случай, когда
артиллеристы парой успешных залпов обратили в бегство целый рейд
аборигенов, количеством до сотни человек.
Вот так, из практически средневековых мелких стычек с применением
самодельных луков и копий, военные противоборства в этой игре дорастают
до крупных конфликтов с применением артиллерии и тяжелого вооружения. А
ведь в Rimworld есть ещё и глобальная карта, с внушительным количеством
фракций и городов, как дружественных, так и нет. И вторые не преминут
нанести вам визит вежливости, с мечом и огнём. Впрочем, ничто не мешает
ответить им тем же. В игре имеются способы отплатить обидчикам их же
монетой. Можно запросто отправить отряд по суше, а есть вариант
воспользоваться десантными капсулами, и высадить на вражеской базе взвод
штурмовиков закованных в силовую броню. Уж эти ребята точно наведут в
стане врага порядок. Но это будет ой как не сразу.
На поздних этапах игры колония способна жить своей жизнью практически
без вмешательства игрока (в мирное время, конечно же). При грамотном
распределении ролей, каждый из жителей будет занят своим делом, и за
этой суетой кипящей жизни, бывает очень приятно понаблюдать. Поля будут
вовремя засеиваться и понижаться, на кухне - гореть очаг и готовиться
свежая еда, уборщики - работать над тем, чтобы поселение не превратилось
в выгребную яму, а строители - своевременно чинить электростанции,
буровые вышки и верстаки.
Периодически колонисты противоположных полов будут сходится, и время от
времени вам станут сообщать, что вся община собирается в общем зале для
свадебной церемонии (самое время подумать о строительстве новой
двухспальной кровати). Чем богаче колония, тем чаще её будут посещать
торговые караваны и гости из других городов. Для последних бывает
полезным выстроить некое подобие гостиницы со свободными койками и
обеденным столом. Так как гости, переночевавшие под открытым небом, едва
ли захотят навестить вас ещё раз, и уж точно не оставят подарков за
тёплый приём.
ИТОГ
Главный феномен Rimworld в том, что в этой игре нет проигрыша как
такового. Каждая гибель колонии - это всего лишь кульминация жизни того
или иного поселения, не устоявшего под тяжестью навалившихся на него
испытаний. Это логический конец этой истории. И как конец любой хорошей
книги или фильма, он не всегда должен быть счастливым.
По накалу увлекательности такой финал может, и, скорее всего, будет
пиком всей партии. Когда поселенцы отчаянно борются за свою жизнь,
несмотря на эпидемии, стихийные бедствия, бесконечные набеги врагов и
пожары. Когда врач, получив смертельное ранение, зная, что жить ему
осталось от силы пару часов, делает операцию своей умирающей жене или
брату, и закончив ее, тем самым сохранив жизнь близкого человека, падает
замертво прямо в залитой кровью операционной. Когда последний оставшийся
в живых поселенец с оружием в руках отчаянно отстреливается от банды
озверевших рейдеров, в объятой огнём колонии, окружённый телами убитых
друзей и близких. Или того страшнее, когда последнему выжившему
предстоит сделать выбор в ужасной и мучительной дилемме - сгинуть от
голода или начать питаться телами погибших от обморожения и истощения
товарищей в промёрзшей и безжизненной тундре.
Ни одна партия не будет похожа на другую, каждое поселение, каждая
судьба здесь уникальна. И в происходящее начинаешь по-настоящему верить.
Верный признак хорошей игры - это когда игра побуждает работать твоё
воображение, заставляет в мыслях дорисовывать, то чего на самом деле нет
на экране, видит за схематической графикой богатый и живой мир, с живыми
людьми с их не менее живыми проблемами. Таких игр сейчас очень мало, всё
чаще и чаще разработчики с помощью современных графических инструментов
рисуют всё за игрока, лишая тем самым того простора для фантазии, и тем
ценней на фоне всего этого Rimworld, в который я искренне советую
поиграть всем любителям качественных и умных игр. |
|