На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ИГРА
PIKE  AND SHOT
На internetwars.ru

Pike and Shot, игра для PC на Internetwars.ru


Игра вышла в 2014 г.

C
айт игры


СКРИНШОТЫ

Pike and Shot, игра для PC на Internetwars.ru

Pike and Shot, игра для PC на Internetwars.ru


Pike and Shot, игра для PC на Internetwars.ru
 


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

Я часто вспоминаю Рокруа. И часто, когда в одиночестве своей комнаты пишу о том, какими были мы, мне чудятся вокруг спокойные лица дорогих мне людей, навсегда оставшихся там в тот день. Ревностно и рьяно оберегая наше доброе имя и нашу славу, в самом поражении умея сохранить надменность, противостоя всей мощи французов, мы, бедные солдаты той армии, что полтора века кряду внушала трепет целому свету, дорого продали жизнь. Губительный огонь постепенно выкашивал полк за полком, но люди под старыми знаменами в редеющих с каждой минутой шеренгах, держались стойко, дрались со спокойным мужеством, повиновались приказам офицеров, которых становилось все меньше, просили, не дрогнув ни голосом, ни единым мускулом на лице, пороха и пуль, и, когда оставались в ничтожном количестве, занимали место в строю соседнего полка.
(Артуро Перес-Реверте «Мост убийц»)

PIKE AND SHOT
Помню, несколько месяцев назад, обнаружив мод Colonialism 1600AD для ETW, я, как ребенок, радовался возможности отправлять пикинеров в атаку или созерцать, как непоколебимые испанские терции стойко сдерживают атаки французской тяжелой кавалерии. Но хорошего много не бывает, и, наигравшись в вышеупомянутый мод, я не успокоился и продолжал грезить о играх, посвященных Тридцатилетней войне. Благодаря высшей справедливости, мечты сбываются не только у сотрудников Газпрома, и, однажды, в стиме я заметил новинку Pike and Shot. Небольшая по объему и не требовательная к «железу» игрушка представляла собой классический варгейм, адаптацию настольной игры с фигурками и карточками. И пусть воображение не поражали графика и зрелищные бои, я, признаюсь, влюбился в эту игру. А почему сейчас расскажу.
Pike and Shot, игра для PC на Internetwars.ru

Как я уже сказал выше Pike and Shot – игра, относящаяся к жанру варгейма. Игроку предстоит примерить на себя роль командующего армией протестантов в Тридцатилетней войне. Помимо сражений Тридцатилетней войны, в распоряжении игрока еще две кампании: Итальянские войны 16-го века и гражданская война в Англии. Большой стратегической карты, как в серии Total War, не предусмотрено, каждая кампания – набор из десяти реальных исторических сражений. Что забавно, далеко не всегда под командованием игрока находятся войска, победившие в реальности. Согласитесь, весьма нестандартный подход, усиливающий «вызов»: победить там, где этого не смогли сделать настоящие полководцы.
Для большей наглядности расскажу о сражении на Белой горе. Чешские протестанты сошлись в битве с католиками и были разгромлены. А теперь угадайте, за кого нам предлагают сыграть? Правильно, за проигравших чешских протестантов. Взять спустя четыре столетия виртуальный реванш.
Итак, три линии протестантской армии заняли позиции на холмах и приготовились встретить католические полки. Первое же знакомство с армией заставляет задуматься,
а какого черта я вообще влез с эту заварушку? Построенные в новомодном (для семнадцатого века) голландском порядке (в центре шесть шеренг пикинеров по 32 и более человек, а по флангам шесть шеренг мушкетеров, по четыре в ряд) протестантские полки проигрывали католическим терциям и по огневой мощи, и по натиску в рукопашной. Да и насчитывала терция бойцов в два раза больше. Конечно, меньшая численность солдат в протестантском полку давала и некоторое преимущество: полков этих в распоряжении игрока было больше. Именно полков-юнитов, а не солдат. Войнов как раз больше у католиков, аж на три тысячи. Но, благодаря наличию большего числа юнитов, огневая мощь протестантской армии была выше. На один залп терции игрок мог ответить тремя залпами своих мушкетеров.
Все игры, стратегии, военные, и моды к ним на internetwars.ru

Преимущества протестантов на этом и заканчивались. Католическая конница процентов на семьдесят состояла из кирасир, по 400 человек в отряде. Лишенные огнестрельного оружия, эти тяжелые всадники вырубали легкую конницу и застрельщиков, как детей. А когда в рукопашный бой вступали терции, приходилось совсем туго. Обычные терции по своим показателям в рукопашной превосходят протестантскую пехоту в полтора раза, а «ветеранские» терции – в два и более. За все время игры я ни разу не видел, чтобы «ветеранская» терция была обращена в бегство. Отступала – да, бежала – никогда. Более того, ранние терции (квадрат пикинеров и по углам квадраты мушкетеров) имеют иммунитет к атакам с фланга и тыла. Максимум, что с ними можно сделать – связать боем, дабы остановить продвижение и выиграть время для разгрома остальных, менее «крутых» сил противника.
Вернемся к битве на Белой горе. Располагая хлипкими войсками, с резервом из крайне неустойчивых в бою гусар (кстати, в полном соответствии с историческими данными), я готовился отразить атаку католической армии. Вперед были высланы отряды конных аркебузиров, дабы начать терзать противника огнем еще на подступах к моим основным силам, пехота сформировала сплошную стену, с тем расчетом, что на каждую терцию в рукопашной пришлось бы по три полка протестантов. Редкие отряды кирасир заняли позиции на флангах. Сражение началось. Сразу хочу отметить, что предварительной расстановки войск, как в TW, нет. Состав армии, и ее расположение соответствует историческим реалиям. Все перемещения уже за счет ходов.
Первый ход всегда за игроком. А Pike and Shot варгейм пошаговый. Большая карта поделена на четырехугольные клетки, по которым перемещаются отряды. Движение допускается и по диагонали, но, к сожалению, удар в угол терции, наиболее слабое место, в игре не предусмотрен. Зато фланговые атаки и заход в тыл иногда приносят отличные результаты. На пересеченной местности отряды движутся медленнее, получают штрафы. Например, на клетке с рекой полк сражается с эффективностью в 10-20% от первоначальных показателей рукопашной и огнестрельной атак.
Каждый ход состоит из трех фаз: «движение», фаза стрельбы и фаза рукопашной. В фазе «движения» игрок волен перемещать свои войска, отдавать приказы о стрельбе и рукопашной атаке. Более того, приказы эти тут же исполняются. Таким образом «движение» - единственный реальный ход, когда игрок непосредственно руководит своими войсками. Отмечу некоторое несовершенство системы движений и атаки – полк, атаковавший цель, уже не может ходить, а походивший еще способен на огнестрельную атаку (при наличии соответствующего оружия и свободного пространства). Дать залп, а потом отойти из-под удара, не выйдет. Движение назад требует хитрых маневров: сначала надо развернуть полк, и затем отступать. На разворот уходят все очки действия, следовательно, на целый ход отряд поворачивается к неприятелю спиной. Таким образом, тактика hit and run оказывается просто нереализуемой. Кавалерия может выполнить маневр отступления, но об атаке в этот ход можно забыть. Иногда подобный маневр еще и подрывает боевой дух отряда. В результате, в какой-то момент легкая кавалерия становится бесполезной – она не способна измотать кирасир, не попадая под ответный удар, а в рукопашной только конные аркебузиры могут продержаться больше трех-четырех ходов. Налеты на пехоту тоже не приносят большого успеха – легкая кавалерия хоть и способна откатываться, не застревая в рукопашной, но размен убитых один к одному в итоге оказывается губителен для кавалерии, ведь численность всадников изначально меньше.
Рецензия, обзор на Heavy Pike and Shot, игра для PC на Internetwars.ru

Когда все приказы отданы, и игрок передал ход, начинается фаза стрельбы: все полки, которые могут пустить в ход огнестрельное оружие, делают это. За стрельбой следует рукопашная. И в фазе рукопашной мы сталкиваемся со вторым игровым упрощением, для игрока являющимся серьезной проблемой: каждая схватка рассчитывается отдельно. Поясню на примере: терцию атаковали с трех сторон, против двух тысяч католиков стоят три тысячи протестантов. Казалось бы, исход схватки очевиден. Однако, в момент расчета хода получается, что сначала вся терция бьется с одним полком протестантов, потом с другим и так далее. Игроку остается надеяться лишь на то, что потери в рядах противника заставят его дрогнуть раньше, чем разбегутся собственные войска. Думаю, теперь понятно, почему терции ветеранов не бегут никогда. Даже в полном окружении они, благодаря высоким характеристикам, уничтожают врага быстрее, чем гибнут сами. Исход каждой схватки определяется случайным образом, но в зависимости от параметров сражающихся частей существует процентная вероятность того или иного результата схватки. В свой ход, отдавая приказ атаковать, игрок может посмотреть процентные соотношения возможных исходов, и уже на основе полученной информации решать, бить или не бить. К слову, у легкой кавалерии, нападающей на пикинеров, шнасы на победу стабильно близки к нулю.
По завершении фазы рукопашной ход переходит к противнику и круг повторяется. Подобная система добавляет динамики происходящему, и обстановка на поле боя может радикально поменяться за один круг, разрушив уже выработанный план сражения.
Еще одна игровая особенность – «залипание» в ближнем бою. Отряд, вступивший в схватку, выходит из-под контроля игрока. Так же полки, сражающиеся в рукопашной, не могут быть атакованы из огнестрельного оружия. Нередко всю битву можно проиграть из-за опрометчивой атаки «в пики», когда ситуация еще позволяет вести огневой бой.

Битва на Белой горе стала для меня камнем преткновения. Сколько не пытался, я не смог одержать верх в этом сражении. Для победы необходимо обратить в бегство 60% армии врага. Лучшее мое достижение – 53%. Стена протестантской пехоты шквальным огнем выкашивала первые наступающие терции, но как только дело доходило до рукопашной, фронт удержать не удавалось. Католики-ветераны за три-пять ходов пробивали первую и вторую линию обороны, сея в войсках протестантов панику. Да, да, да, систему морали никто не отменял и бегство одного отряда способно негативно сказаться на окружающих войсках. Перед своим бегство полк проходит две стадии: «дезорганизован» и «разрознен». Дезорганизованные полки сражаются в половину своей силы, разрозненные едва сопротивляются. Разгром отряда на передовой часто приводит к дезорганизации войск второй линии, особенно если на плечах бегущих враг врывается вглубь порядка и сходу атакует все встречные полки.

Тактическая стратегия Pike and Shot на internetwars.ru

Боюсь, что из-за моего рассказа у потенциальных игроков могло сложиться мнение, что Pike and Shot игра с крайне непродуманным геймплеем. Да, конечно, невозможность реализовать потенциал легкой кавалерии и система расчета рукопашной, не учитывающая численный перевес – недостатки существенные, но перед нами игра, а значит, у нее должны быть свои правила, с которыми приходится мириться. Неоспоримым достоинствам игры является ее историческая достоверность, выражающаяся в детальном воссоздании исторических битв. Численность, качественный состав армии, построения, оружие – все учтено до мельчайших деталей. Так, в завершающих битвах Тридцатилетней войны вы не увидите на поле боя ранних терции, зато появится больше «национальных» подразделений: легендарная испанская пехота, французские пикинеры, шведская пехота со штатными легкими орудиями. Постепенно сократится количество кирасир, уступая место рейтарам. Построения отрядов и армий в целом соответствуют уровню развития военного дела. Бессмертные, неуязвимые терции уступают место более подвижным формациям с возросшей долей мушкетеров. Перестрелки наносят больше вреда, но как следствие, игрок получает возможность более эффективно использовать кавалерию для ударов во фланг и тыл, ведь мушкетом отбиваться от всадников далеко не так удобно, как пикой. Да и пехотные схватки становятся все более скоротечными и жестокими.
На полях Итальянских войн вовсю шныряют арбалетчики, банды ландскнехтов ожесточенно режутся с баталиями швейцарцев, а жандармы, наследники рыцарей, самозабвенно ломают копья друг об друга.
Юниты гражданской войны в Англии отличаются своей узкой специализацией – не найти во всей королевской рати комбинированного построения мушкетеров и пикинеров. Мухи отдельно, котлеты отдельно. И, разумеется, требуется новая тактика.
Pike and Shot покоряет своей сложностью, отсутствием стандартных схем. Для каждого сражения необходимо подобрать свой ключ, нет универсальных решений. События в бою могут обернуться совершенно непредсказуемо, превращая победу в поражение и наоборот. Конечно, система управления войсками лишена той гибкости, какая есть в серии Total War, но если изучить правила игры, то, зачастую, недостатки боевой системы можно обратить себе на пользу. Например, зная, что полки преследуют разбитые отряды, я не раз отправлял слабенькие гусарские эскадроны оттягивать на себя тяжелую вражескую кавалерию, и, убегая, уводить ее настоящего сражения.
Игроку предстоит использовать преимущества ландшафта, устраивать засады в лесу и заманивать врага в болота, атаковать противника на переправе и применять прочие военные хитрости. Была бы фантазия.
Подытожим. Pike and Shot – пошаговый варгейм, с непритязательной графикой, местами несовершенной боевой системой, но затягивающий, как Маальстрим. Любителям хардкора и военной истории посвящается. Кстати, все 30 миссий можно погонять в мультиплеере. А если и этого мало – к вашим услугам «Skirmish». В какой бы режим вы не играли, вам придется напрячь мозги, чтобы достичь победы. Даже на минимальном уровне сложности ИИ практически не прощает ошибок. А в нашем мире консольных однокнопочных игр, согласитесь, это дорогого стоит.
© Обзор подготовил Алексей Скок (Rihthoffen) 2014, специально для Internetwars.ru
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается .