На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ИНДЕЙЦЫ
internetwars.ru
 
 



 



Статистика

 

ПАРТИЗАНЫ 1941

Партизаны 1941

Когда никому не известная студия (Alter Games, мне, как минимум, она не известная:-) ) берётся делать не самую маленькую и не самую простенькую игру, да ещё на тему Великой Отечественной… Тут можно ждать чего угодно.
Из названия, в принципе, уже вполне понятно, кто, что, где и когда. (И понятно, как сделать продолжение).
Особый цимес придаёт то, что издатель русской игры про русских партизан, крошащих немцев в винегрет – немецкая компания, Daedalic Entertainment.
При таких вводных можно получить убогого забагованного неиграбельного клонированного кадавра. Или поделку вида «у нас было много идей, но реализовать мы их не смогли». Или дорогую и качественную развесистую клюкву типа «Company Of Heroes 2». (Да, наши тоже сильны по клюквенной части («наши» для меня – весь «бывший СССР»), вспомните, скажем, «Metro Exodus», для него у меня вообще ни единого хорошего слова не нашлось).
А что мы имеем в случае с игрой «Партизаны 1941»?
А неплохо, чёрт возьми! И даже хорошо. Но, как обычно, не отлично, не отлично.
И да, её нынешняя стимовская цена дороговата, но не слишком. (Немаловажный показатель – я, человек скаредный, не пожалел, что потратил). Тем более, где Стим, там и скидки. (Хотя мой любимый отечественный великолепный ATOM RPG в два раза дешевле, надо заметить).

 игры, стратегии

Кто-то в отзывах сравнивает эту игру с «Коммандос». Не знаю, не играл и в глаза не видел. Из того, с чем я сам знаком, отдельные, очень отдалённые нотки, тут скорее от нашей «В тылу врага», той самой, первой, игры. Когда она ещё была именно «в тылу врага», а не скатилась в «стенка на стенку на широком фронте» и вообще не скатилась. Но – отдалённо, отдалённо. Как визуально решён инвентарь героев мне вообще напомнило польскую «This War Of Mine».
В общем, прямых аналогов лично я не знаю (увы мне, грешному), потому объяснять буду на пальцах :-).
В том же Стиме встречал я в отзывах – «игра хорошая, но короткая, я её за 8-10 (восемь-десять) часов прошёл». Н-ну… С первым утверждением я соглашусь, со вторым тоже, а вот третье… Я её прошёл, если кругло, за пятьдесят часов.
Не из-за невероятной сложности игры и не из-за своей невероятной криворукости, нет.
Просто если есть возможность «вынести всех врагов», а не ограничится чисто задачей миссии – я сделаю именно так. Если есть возможность провернуть это всё стелсом – я сделаю именно так, с ножом, а не с пулемётом. Если есть возможность лутать барахло по ящикам – я обследую все (все, сука, все) ящики на карте.
А так, если нестись молодым кабанчиком, с гранатами в зубах и пулемётами в руках, не обращая внимания на дополнительные задачи и лут – наверное и правда за десять часов можно пройти. Но зачем?
Пусть с таким стелсом наши «партизаны» превратятся в мифических английских «диверсантов», ну и что. Даже оправдание под это дело можно подтянуть – ну какие массовые партизанские акции осенью 1941-го? В игре-то у нас ровно пятьдесят дней, с начала-середины сентября до первой декады ноября. Тут чисто точечные диверсии.

игры, стратегии

Ладно, ладно, к игре. Игра у нас состоит из двух разных плоскостей, двух разных частей.
В первой, «стратегической» части, мы отстраиваем свою партизанскую базу, решаем, кто и чем займётся на ближайший день (ночь) – всякие хозяйственные занятия, типа рыбалка/охота/готовка/строительство, или «вылазки» – расклеить свои листовки/посрывать немецкие, завербовать себе агента у полицаев, совершить налёт на какой-нибудь разъезд и т.д. и т.п. (Чем-то напоминает «Expeditions: Conquistador», но в «Партизанах» это интереснее и визуально занятнее решено).
Все эти дела имеют, в зависимости от навыка партизана, свой процент успешности. Нет, хозяйственные-то дела стопроцентно выполнимы, но «вылазки» могут и сорваться. Тогда и мы ничего не получим, и мораль отряда упадёт. Но это так, «серые будни». По их итогам мы добываем еду на прокорм отряду и, грубо говоря, «материалы» – на строительство базы, на изготовление самодельных мин, медикаментов и прочего, на апгрейд оружия.
Дело игрока тут – выбрать, чем кому заниматься, результаты от игрока не зависят. (Если охота позадротстсвовать, можно перезагрузиться после сорвавшейся вылазки с вероятностью успеха в 70%, и попытаться снова. Но зачем?).

игры, стратегии

Самое интересное, конечно, «боевые задания». Вторая плоскость, вторая часть игры. Которую правильнее было бы назвать первой.
Случаются такие «задания» раз в несколько дней, их всего пятнадцать, они двигают сюжет, и, собственно, являются основной, «тактической», частью игры.
Мы выбираем, кого послать на задание, экипируем и…
Собственно, выбрать можно не больше трёх (по началу и выбирать-то не из кого), и, почти всегда, «главный герой», командир, и по совместительству – самый ценный персонаж – закреплён за заданием, и без него нельзя.
Регулярно в процессе задания отряд обзаводится четвёртым участником, который потом присоединятся к отряду. Но изначально выходят либо трое, либо меньше. А отряд разрастается до восьми персонажей, плюс два «не боевых» агента, которые ходят, делятся информацией, обеспечивают снабжением, словом, двигают сюжет.
Впрочем, если вы подумали, что восемь – это слишком мало для партизанского отряда, я вас огорчу. В этой игре восемь – это слишком. Это слишком много.
Просто потому, что ты не успеваешь «наиграться с прежней игрушкой». Не то, что вдоволь, а хоть как-то распробовать возможности предыдущего персонажа – а у тебя уже новый. Напомню, персов 8, миссий 15. И появляются персонажи сильно не сразу. И прокачать их просто не успеваешь, даже при моём стиле игры – сделать всё, что можно, получить всю экспу.

игры, стратегии

Почему «распробовать», почему «прокачать»? Потому, как персонажи «уникальны» не только иконкой, моделькой и озвучкой, но и «деревом навыков». Персы копят опыт, тратят его на прокачку. За «вылазки», если они удались, отсыпают экспу участникам (одного-двух-трёх можно назначить, в зависимости от сложности).
И в процессе «боевых заданий» выдают участвующим персам, за уничтожение врагов и сюжетные действия. Не важно, кто замочил фрица на «задании», экспу зачисляют всей участвующей тройке-четвёрке.
И этого, чёрт возьми, не просто не хватает, а сильно не хватает.
У каждого персонажа есть парочка «уникальных» навыков, типа умения бросать ножи (у командира, самого ценного кадра) или бить врагов длинной очередью из пистолета-пулемёта (у второго героя, самого бесполезного). «Выстрел картечью» у старого охотника, «маскировка» у подростка, акробатическая стрельба из пистолета у одной из девушек и снайперская стрельба из винтовки у второй… «Художественный свист» и «перо под ребро» у уголовника… Казалось бы, прикольно, интересно, разнообразно, даёт возможность всяких тактических изысков и комбинаций, но…
Но миссий, где всё это можно было бы опробовать чрезвычайно мало, герои появляются поздно, взять на задание можно только трёх – в итоге распробовать всё игрок просто не может. (А перепроходить эту игру пять раз… Нет). После появления предпоследнего и последнего перса на задания я ходил одним и тем же составом – командир (первый), уголовник (предпоследний), комиссар (последний). И в три ножа выносил фрицев нафиг.

игры, стратегии

Ах да, про «уникальные» навыки сказал, про «обычные» нет. У героев есть и «обычные» навыки. Не вполне общие для всех – некоторые герои могут быть прокачаны на одно и то же, у некоторых такого нет. На скорость, на рукопашный бой, на вместимость инвентаря, на умение пользоваться типами оружия. У каждого свой набор. У кого-то две-три степени улучшения, у кого-то одна. К сожалению, понимаешь, что тебе нужно от перса только к середине игры, а обнулить, хоть раз, хоть одному бойцу, уже ничего нельзя.
Потому у меня командир таскался с бесполезным пистолетом, который я качнул сначала, вместо винтовки, с дурна ума, не разобравшись. А потом, конечно, на винтовку очков опыта не осталось. Да и толку от огнестрела…
Вообще, дистанция стрельбы в игре мизерная, пистолеты и ружья стреляют чуть не в упор. Пистолеты-пулемёты получше. Винтовки и пулемёты ещё чуть лучше, но гранату можно метнуть на такое же расстояние. И видят они так же. Утрирую, конечно, но…
Впрочем, по ходу «боевых задач» я почти и не стрелял, разве что, мины и растяжки ставил. И, сука, капканы. Но лучшее – это ножи. «Ножи – это отличная идея. Здоровенные, блестящие ножи, такие, которыми можно с крокодила шкуру снять. Ножи хороши тем, что от них нет шума, и чем меньше от них шума, тем удобнее их использовать. Порезать всех как следует, пустить кровь, пусть видят, что мы не шутим». Ну, вы поняли, да, цитату.
Некоторые герои, в силу своих навыков, становятся просто ненужными после появления других героев. Дедушка-охотник, который даже на «стратегическом» уровне еле ходит, был нужен на тактическом только ради своего навыка с минами. После появления комиссара, который тоже силён в подрывном деле, дедуля остался совсем не у дел, годным только на хозяйственное обеспечение отряда. (Причём, всё равно, кто на охоту пойдёт – он, или кто другой, результат одинаков).
Кстати, об «идеологической» составляющей. Никаких вам «штрафбатов». Комиссар – нормальный комиссар, и уголовник – нормальный уголовник. Как и все остальные герои, никакого вам двойного дна, никакой фиги в кармане.
И немцы – однозначные враги, пусть несколько гротескные и утрированные, но просто враги. Без дурацких экивоков. Предатели, коллаборационисты, пошедшие в старосты и полицаи – тоже враги, никакого вам «люди выживали, как могли» и соглашательства с врагом.

игры, стратегии

Победа – результат внимательного изучения карты и отсутствия спешки. (За исключением третьей миссии, где за первые полчаса надо без тревоги успеть пробраться в центр деревни и сорвать казнь пойманных карателями партизан. Вот это самый нелюбимый эпизод).
Итак, мы на карте, выбираем ближайший куст, прячемся там и думаем, анализируем. Где какие патрули и постовые. Кто ходит, кто стоит. Кто куда смотрит, вертит головой или нет. Традиционный «конус видимости» у врагов тут присутствует, днём один, ночью другой, поменьше, если темно. Плюс – слух. Враги не очень любят, когда, пусть они и не видят, но прямо за их спиной что-то шебуршится в кустах.
А ещё смотрим – есть ли патрули с собаками (они, суки, чуют и замаскировавшегося в кустах партизана, и спрятанное тело фрица, и в бою кидаются). И смотрим – есть ли офицеры, что проверяют посты. Уберёшь, бывалоча, караульного, придёт офицер, увидит пустое место, и поднимет тревогу.
В огневом бою, и в рукопашной, надо учитывать – полицай так, фуфло, неумеха, немецкий солдат силён, каратель из эсэсовцев ещё круче. А если кто-то до сирены добежит, или по радио вызовет подмогу… В общем, тихо надо врагов убирать, быстро, аккуратно. И тела прятать. И свет гасить, если можно. И не шуметь. Впрочем, на пути особо вредного и многочисленного патруля, там, где их другие не видят и не слышат, можно и растяжку поставить.
Если врагов слишком много или они неудобно видят друг друга, можно применить военную хитрость. Камушек бросить, чтоб те, кто надо, посмотрели в ту сторону, куда надо, пока ты делаешь свои дела. Или бутылку поставить. Простецкие парни наверняка купятся и пойдут проверить – а вдруг и правда кто-то шнапс с обоза обронил?
(Умные-то нет, не пойдут. Плюс баг бывает – увидит солдат бутылку, отреагирует скриптово, но не сам к пузырьку идёт, проверить, а тот магическо-баговым способом к солдату в руки перемещается. И убившись за миссию один раз, этот метод обмана больше корректно не работает, не смотря на перезагрузки. А так смешно выманивать полицаев на самогон и солдат на шнапс. Только эсэсовцы, падлы идейные, не пьют).

игры, стратегии

Во время миссий наш отряд не только врагов мочит и задания выполняет, но и трофеи приобретает. Если оружие и боеприпасы – можно хоть прям сейчас, хоть потом в миссиях использовать, если некие разнообразные продуктовые и хозяйственные припасы – по итогам задания они «усредняются» и идут в общий котёл припасов, которыми мы оперируем на «стратегическом» уровне. Отбирать припасы у местного населения не рекомендуется – мораль отряда падает, собирать максимум возможного рекомендуется – в хозяйстве всё пригодится.
Конечно, многие из «партизанских миссий» в игре выглядит сильно надуманными (про нереалистичность и отсутствие здравого смысла в ряде миссий я молчу), ну так это игра. Вас же не удивляет в игре, что немецкие патрули, расставленные что на пересечённой местности, в лесу у озерка, что в деревне, меж улиц и домов, при подозрительной обстановке, спокойно относятся к тому, что постепенно их численность уменьшается, один за одним?
Ты, патрульный, лично не увидел, не услышал, не учуял партизана, убийства, трупа – ну, значит, аллес гут. Значит твой ваффенбрудер просто до ветру отошёл. И второй. И третий. И вот ты сам уже чувствуешь холод партизанской финки на своём горле… И вот когда, наконец, от неосторожности, срабатывает тревога и херр официр орёт «Ангрифф!» – он-то уже остался один, звать ему некого, и партизаны только посмеиваются в усы.
Кстати, в рамках возможностей игры, интеллект врагов вполне приемлем. Они активно занимают укрытия, кидают гранаты, меняют расположение и убегают от партизанских гранат. Вот только никто не мешает умному партизану перед неизбежным сценарно-сюжетным боестолкновением проредить втихую врагов, а то и помножить на ноль, расставить мины и растяжки на путях подкреплений, занять стационарные пулемёты…
Возможно на «сложном уровне» (я проходил на среднем из трёх возможных) это не спасёт, но… Но когда «сложный» от среднего отличается отсутствием «активной тактической паузы» и отсутствием возможности сохраняться во время миссии – это не «сложность», это чистой воды мазохизм. (А так и на среднем уровне возможность сохраняться заблокирована много где). Я не осуждаю мазохистов и любителей страданий, но не в компьютерной игре же! Ну, найдите своим наклонностям иное применение! В компьютерной игре всё должно быть сбалансировано.

игры, стратегии

Ах да, раньше в обзорах игр прямо был такой отдельный раздел – графоний. Тут с визуальной составляющей всё в порядке. Что надо есть, чего не надо нет. Ну, это же не FP-шутер AAA-сегмента за три-четыре пачки килорублей. (Эх, помню, говорили «бакинских рублей»). И не убогая пиксельная игра инди-разработчика, слепленная на коленке из костылей и велосипедов. Визуальная составляющая ОК, согласно сюжету, вполне показывающая пышные осенние кусты в начале, и заснеженные облезлые ландшафты, в которых хрен укроешься, в конце. В общем, то, что требуется от подобной игры.
А вот с багами… Часть я уже упоминал. Часть починили, пока я играл.
Вы не представляете, как бесило, когда было нельзя переназначить кнопки! Шайзе, ну неудобно мне двигать камеру по стандартному WASD! У меня уже и рефлекс, и синдром суставов, на двадцатилетней давности «клаве», на «стрелочки», что в стратегиях, что в шутерах. На три четверти доиграл, приговаривая химмельдоннерветтерхеррготт, пока починили.
Впрочем, главный баг (который не баг, а фича), свойственен подавляющему большинству современных игр. И начинающих студий, и богатых-успешных. Категорическое отсутствие вменяемой поддержки «не-широкоформатных» мониторов.
Да, это моя личная претензия, но… Но она, пожалуй, самая главная. Игра категорически не дружит с «квадратными» мониторами. На «тактическом»-то уровне всё ОК, просто я, как игрок, вижу меньше. Но на «стратегическом» уровне, и в меню…
С определённого момента я заколебался переключаться в настройках на «вытянутый формат в окне» – иначе управлять разросшимся отрядом было невозможно. Ну, вы это по сплющенным скриншотам и сами видите.
Большая просьба к разрабам – не забывайте о «квадратных» мониторах! Знаете, я свой дорогущий и высококачественный (по тем временам, да и сейчас), с прекрасной цветопередачей и прочим «временем отклика» монитюк брал десять или больше лет назад – и фиг вам сменю на новый, пока этот не сдохнет :-).

игры, стратегии

Что из всего этого моего многословия можно извлечь?
Игра не без недостатков. Что чисто технических, типа багов, что концептуальных, типа краткости и нереализованности всех возможностей персонажей.
Но игра хорошая. Однозначно хорошая.
В которую я с удовольствием отыграл, и если будет наклёвывающееся «зимнее» дополнение-продолжение, поиграю снова. Да, зоричевские-«втылувраговские» «Чёрные бушлаты» были интереснее исторически и доведённее технически, но они когда были. А тут… снизили бы ценник процентов на 25-50 – я бы прям всем подряд рекомендовал.
Оценка: твёрдая четыре.
Комментарий к оценке: мне понравилось, недостатки вижу и осознаю, но и на солнце есть пятна.
Создан неплохой задел. Из которого, с помощью DLC и прочего, даже не влезая в «Партизаны. 1942 и т.д.» можно много чего развернуть.

 
©Обзор подготовил Андрей Гузенко. Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru