НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира
OMERTA.
ГОРОД ГАНГСТЕРОВ
Omerta – это свод мафиозных правил, одно из которых – «закон
молчания». «Омерту» хотелось бы применить к игре «Omerta – City
of Gangsters» и не говорить вообще ничего. Кроме того, молчать
принято и на похоронах, а создатели этой игры как раз и
похоронили хорошую идею.
Игровой мир не богат гангстерскими стратегиями. Лучше всего
удалась «Gangsters: Organized crimes». Кроме нее есть неплохая «Legal
Crime» (в России вышла под названием «Чикаго, 1932: Дон Капоне»),
загубленная Gangsters 2, любопытный русский эксперимент –
«Братки», да… пожалуй, что и всё. Все эти игры примерно похожи –
перед нами город,
в котором должна утвердится банда игрока. Частные
предприниматели будут платить за «крышу», банки ждут ваших
грабителей, а другие криминальные группировки соперничают с вами
за территорию и источники дохода. Возможно было устроить и
собственный легальный бизнес, превратиться в законного успешного
предпринимателя,
а как венец карьеры босс мафии мог заполучить кресло мэра.
Казалось бы, это не сложная схема и по ней можно создать
интересную гангстерскую стратегию. Достаточно не спугнуть
игроков сложным интерфейсом (единственный недостаток «Gangsters:
Organized crimes») и не отвлекаться на сюжетную кампанию
(как в «Gangsters 2»). Создатели «Omerta: City of Gangsters»
попытались идти по этой дороге и вроде бы взяли верный курс.
Место и время действия «City of Gangsters» – тридцатые годы в
США, первая известнейшая эпоха расцвета мафии (вторая, конечно,
это Россия в девяностых). Разработчики хорошо справились с
воссозданием атмосферы, знакомой по многочисленным фильмам.
Приморский город Атлантик-сити красиво нарисован, здания
выглядят разнообразно, по улицам гуляют дамы в длинных платьях и
господа в котелках и цилиндрах. Особенно удались машины – все
эти легковые «Форды», «Паккарды» и «Крайслеры» выглядят как
игрушечные коллекционные модельки.
В таком городе, конечно, есть где развернуться предприимчивому
гангстеру. Увы, осмотрев собственную резиденцию, ещё ветхую и
убогую, будущий «Крёстный отец» скоро заскучает. Окружающие
здания можно взять в аренду или купить. В начале игры на это
всегда хватает денег. Завладев первым строением, можно создать в
нём нелегальное предприятие. Поскольку в городе свирепствует
«сухой закон», выгоднее всего устроить подпольный бар или
алкогольный завод. Выгоднее всего производить спиртное самому, а
уже позднее, накопив капитал, можно открыть бар и заняться
другими делами. Впрочем, это не единственный путь. Нелегальный
бизнес – это ведь не только бутлегерство, но и тайные боксёрские
ринги, букмекерские конторы, контрабанда, торговля оружием,
фальшивомонетчики, отмывание денег и даже организация
собственного профсоюза.
Начинать можно как угодно. Например, продумав оборот можно
заработать на отмывании денег и потом открыть легальные
предприятия, не связываясь с подсудным бизнесом. Путь
законопослушного предпринимателя – это ночлежки, отели, сдача
квартир в жилых домах, юридические конторы, страховые компании,
ночные клубы, клиники и казино.
Вид города днём
Разница между легальным и нелегальным бизнесом в доходах,
которые они приносят, ведь деньги в игре делятся на два типа –
«грязные» и «чистые». Первые, понятно, приносят нам все
противозаконные предприятия, а источник «чистых» денег –
открытый и честный бизнес. На «грязные» деньги также содержатся
члены банды, «грязными» можно давать взятки чиновникам и
полицейским. «Чистые» деньги нужны для организации и содержания
легальных предприятий, кроме того, некоторые задания, которые
можно получить по ходу игры, также требуют чистых денег. Полезно
иметь и те и другие, хотя «чистых» нужно всё-таки меньше, чем
«грязных» - именно в них расходы выше.
За всей многотрудной деятельностью городской мафии следит
полиция. В отдалённых районах города она не очень активна, но
ближе к центру каждое нелегальное действие привлекает её
внимание. Уровень опасности для игрока отмечен звёздочками – это
«накал страстей». Как только он повышается (в зависимости от
поступков игрока) – мы видим одну звёздочку, две, три… хуже
всего, конечно, пять звёздочек. Тогда полиция начинает
расследование и если его вовремя не прекратить (подкупив
следователей или скрыв улики), то последует облава, что равно
неизбежному «геймоверу». Кроме взяток полицейским, помочь могут
чиновники и политики – им также можно заплатить за понижение
«накала страстей» или за досрочное освобождение одного из ваших
подручных.
Ночной город
Казалось бы, система игры неплохо проработана и деятельность
мафиозного клана должна быть многогранной и интересной. Отчего
же боссу, как отмечалось, неизбежно станет скучно?
Всё потому, что на экране мы видим что-то совершенно нелепое.
Чтобы купить или арендовать здание или выполнить любое другое
действие вашему боссу или его подручным приходится бежать по
улицам. Покинув штаб-квартиру, персонаж бежит, иногда – через
весь город, причём возможности купить машину нет, поэтому
солидные состоятельные гангстеры обречены бегать постоянно.
Работа предприятий тоже выглядит скучно – пара кликов и всё,
больше в этом здании делать нечего. Снабжение нужно только барам
и ночным клубам, но оно происходит автоматически – если есть
запасы спиртного. Нельзя заглянуть внутрь, посмотреть как ваши
рабочие гонят ночами алкоголь, нельзя увидеть как на подпольных
рингах сходятся боксёры и как обходят контрабандисты посты
береговой охраны. Управления членами банды тоже нет – выдав им
задание (например, на покупку пива или оружия) остаётся просто
наблюдать, как они бегут к месту сделки.
Повседневная жизнь мафиозного лидера тоже скучна. Наладив
бизнес, остаётся только сидеть в своём логове и следить, как на
счета капают деньги.
Перестрелка у входа в банк,
тактический режим
В городе встречаются враждебные группировки, но обычно от них
почти никакого вреда. В «Gungsters: Organized crimes» ваши
подручные патрулировали свой район и в случае столкновения с
конкурентами вспыхивали кровавые перестрелки, в которые
непременно вмешивалась полиция. Соперник мог послать
«расстрельную команду» прямо в ваш офис, взорвать, ограбить или
разгромить ваше предприятие, заставить ваших предпринимателей
перейти под его «крышу». Приходилось постоянно быть начеку,
хорошо вооружать своих парней и пополнять «бригаду» в доках,
барах и «качалках».
Ничего подобного в «Omerta: City of gangsters» нет – жизнь на
улицах мирная и безмятежная. Просто какой-то «собор парижских
богоматерей» а не город времён «сухого закона». Единственная
возможность «пошуметь» - это устроить налёт на «штаб-квартиру»
враждебной группировки. Тогда босс (в одиночку) выходит на
улицу, садится в первую попавшуюся машину и, проезжая мимо
здания соперника, стреляет из «Томпсона». Только и всего.
Если вспомнить, что в «Organized crimes» была ещё и дипломатия,
что группировки могли не только воевать, но заключить мир и даже
объединиться против третьего соперника, то лишённая этого
«Omerta» выглядит и вовсе уныло.
Гангстерская добыча
Видимо, создатели игры (а это Hamemont) взяли за основу
«Тропику», где тоже нельзя управлять зданиями и людьми напрямую.
Но что было хорошо в симуляторе «банановой республики»,
оказалось неудачным в стратегии о гангстерах.
Правда, кое-что хорошее в «Omerta» всё-таки есть. Когда игрок
решает ограбить банк
или что-то идёт не так – мы переносимся на поле боя. Вот тут
начинается действительно интересная тактическая игра, в которой
гангстеры и их противники (обычно полиция или другие бандиты)
действуют пошагово, применяя разнообразное вооружение и
хитрости. Тут можно использовать укрытия, заманивать противников
на открытую местность, делать засады, заходить в тыл –
перестрелки на улицах или в зданиях получаются напряжёнными и
непредсказуемыми.
Противник тоже не глуп – например, если вы полагаетесь на
огневую мощь, то враги могут подбежать вплотную и атаковать
ножами или кулаками, сделав «томпсоны» и дробовики бесполезными.
Для всех персонажей есть 53 особых способности, которые можно
покупать на очки опыта, заработанные в бою.
Беда у этого тактического режима одна – бои случаются редко,
даже на высоком уровне сложности. А ведь будь такие бои почаще –
игра, глядишь, получилась бы интереснее, особенно если сделать
«тактику» регулярной, подключив миссии о доставке контрабанды,
перевозке алкоголя по городу, эвакуации ценных грузов от
внезапных облав и прочих прелестей мафиозных будней.
Нелегальный склад
«Закон молчания» подходит и для рассказа о кампании.
Гангстерская стратегия вообще напрашивается на открытый город и
«свободную игру», а сюжет выглядит скорее ограничением.
Стандартная история о молодом эмигранте, который приехал в США и
сделал карьеру в преступном мире, интересна только большим
числом тактических боёв. Пожалуй, в кампании они самые
интересные. А в остальном – «омерта», сплошная «омерта».
Будет хорошо, если эта игра уничтожит бандитскую романтику и
покажет, что организованная преступность – это скучно и
неинтересно. Также игра хороша для того, кто захочет её
исправить, ведь полного забвения игра не заслуживает.
Разнообразные предприятия, система «чистого» и «грязного»
доходов, тактические бои – всё это хорошо, только подано как-то
несуразно. Хорошо бы соединить «City of gangsters» и «Organized
crimes» - это, пожалуй, рецепт отличной гангстерской стратегии.
Пока же «Omerta» - это предложение, от которого стоит
отказаться.