Игра вышла в 2001 г.
сайт игры
СКРИНШОТЫ
НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира
|
|
- Слабая лампочка под потолком скорее
усиливала ощущение темноты, чем прогоняла мрак.
По горе немытых тарелок, сваленных в раковину,
мерно стучали капли воды из перманентно
неисправного крана. Говорят, от этого звука
можно сойти с ума. Наверное, проверить я не в
силах, ибо порой кажется, что разум давно меня
оставил, подарив на прощанье искаженную и
уродливую картину реальности. И, как настоящая
картина в рамке, моя реальность статична, она
неизменна в своей безысходности. Мрак кухни,
виски в одиночку, антидепрессанты и револьвер на
крайний случай. Вы спросите, как я дошел до
жизни такой!? О, это долгая история, хотя если
вы не торопитесь, я могу рассказать…
Началось все в 1998-м году. Однажды, вернувшись
домой, я увидел, что входная дверь открыта. Годы
работы в полиции научили меня думать о самом
плохом, поэтому я выхватил пистолет и,
перескакивая через несколько ступенек, понесся
на верх, проверить спальню и детскую. Раздался
детский плач, я побежал еще быстрее. Схватился
за дверную ручку, и в этот момент грохнул
выстрел. Плач оборвался. Я распахнул дверь и
увидел картину, от которой красная пелена ярости
упала мне на глаза: на кровати в луже крови
лежала моя жена, а в кроватке навеки замолчал
наш ребенок. В спальне орудовали двое мужчин. Я
не сомневался ни мгновения, разрядил в этих
ублюдков всю обойму. Затвор «беретты» отскочил,
наглядно демонстрируя отсутствие патронов, но я
все нажимал и нажимал на курок, находя в этом
действии последнюю защиту от ужасной
действительности.
В 2001-м году домашний компьютер был еще
далеко не у всех, а играть очень хотелось. Это
был золотой век компьютерных клубов, и школьники
всех возрастов бежали после, а то и вместо
уроков, чтобы на кровно сэкономленные карманные
деньги порубиться в во все, что было тогда
доступно и популярно. Я и мои
одноклассники не были исключением.
Даже не
закинув домой рюкзаки, бежали мы в ДК Первой
пятилетки, на месте которой сейчас громоздится
уродливая вторая сцена Мариинского театра, и
залипали на несколько часов в виртуальном мире.
Хиты того времени я помню как сейчас: Quake 3
Arena, Soldier of Fortuna, Второй "Ред алерт" и,
конечно, Counter-Strike.
Но однажды на рабочем столе
появился ярлычок, выполненный в черно-белой
гамме и изображавший голову какого-то парня.
Подпись гласила: «Max Payne». Двойной клик и
восторг: улетная, по тем временам, графика,
подача сюжета в виде комиксов, разлетающийся от
попадания пули кафель (почему то это запомнилось
особенно) и, конечно, использованный впервые
булет тайм. Стоит ли говорить, что Max Payne
сразу и прочно завоевал себе место на олимпе
лучших компьютерных игр и приобрел огромную
армию фанатов. Но довольно ностальгии, переходим
непосредственно к игре.
Как вы лодку назовете, так она и поплывет.
Мистер Пэйн старший, давай сыну имя Макс,
неосознанно обрек сына на максимальные
страдания. Жестокое убийство жены и
новорожденной дочери упоротыми наркоманами
разрушило благополучную жизнь офицера полиции
Пэйна. Как выяснилось в дальнейшем, убийцы были
под действием нового наркотика «Валькирина» (в
некоторых переводах «Валькирия»). Надеясь
остановить распространение новой заразы, Макс
переходит на службу в отдел по борьбе с
наркотиками. С момента гибели семьи проходит три
года. За это время Макса успели внедрить в банду
наркоторговцев. Контакты с полицией
осуществляются через единственного связного,
который однажды назначает Максу встречу на
станции метро «Роско». Но на станции «Роско» в
воздухе пахло смертью. Можно сказать, что именно
с метро игра и начинается. Сцена убийства семьи
– это личная трагедия Макса, задающая тон его
поведению и оценке действительности, но сюжет
как таковой разворачивается именно со второй
миссии. С этого момента перестрелки уже не будут
утихать надолго, а Макс Пейн превратится в
беглеца. Его единственный связной убит
неизвестным прямо у Макса на глазах, а в его
гибели обвинят нашего героя. Таким образом,
полиция из союзников превратится в заклятых
врагов. Градус насилия в игре постоянно
возрастает, погибает столько персонажей, будто
сценарий писал не Сэм Лэйк, а Джордж Мартин.
Наверное, только южнокорейские гангстерские
боевики могут сравниться по уровню жестокости с
Max Payne. И выражается это не в расчлененке и
кубометрах крови, а в нарастании ощущения
безысходности, обесценивания человеческой жизни
и невозможности понять, кто друг, а кто враг.
Прокладывая себе путь к финалу, перешагивая
через убитых, Макс разрушает сам себя, что в
дальнейшем отразится на поведении героя в
продолжениях.
Поговорим теперь о геймплее. К моменту выхода
игры, жанр шутера от третьего лица был
представлен не менее легендарным, чем герой
сегодняшнего обзора, лысым наемным убийцей со
штрихкодом на затылке. Можно с уверенностью
сказать, что Max Payne – один из законодателей
моды для всего жанра. Главным нововведением,
вызывавшим у игроков просто бешенный восторг,
несомненно, является bullet time. Нажатем
shift’а игрок мог замедлить время так, что было
видно летящие пули, кровь и гильзы висели в
воздухе, а врагов можно было убивать пачками.
Собственно, в этом и есть главное назначение
булет тайма. Макс не отличался высокой
пулеустойчивостью, умирал довольно быстро, и
булет тайм был его единственным шансом на победу
в схватке с толпами вооруженных головорезов.
Использовать замедление игрок бесконечно не мог,
надо было ждать пополнение счетчика, что
заставляло тщательно планировать свои действия.
Альтернативой булет тайму был прыжок, ставший
визитной карточкой Макса Пейна. Прыгать можно
было в любом направлении, в полете
переворачиваться и вести огонь на 360 градусов.
При прыжке время тоже замедлялось, но счетчик
булет тайма не обнулялся. В связи с этим как
минимум половина игры проходилось именно нырком
вперед с двумя береттами.
И bullet time, и прыжок потом ни раз
использовались в других играх. Навскидку могу
вспомнить замедление времени в FEAR, а
акробатическими трюками в стиле Макса не
брезговал Panisher из одноименной игры.
В остальном Max Payne был вполне себе обычным
шутером, линейным и заскриптованным. Даже бросок
гранаты в Макса запускался скриптом. Но для того
времени все вышеперечисленное являлось обычным
делом, а у Макса была непередаваемая атмосфера
боевика и нуар-фильма одновременно, и за одно
это игре прощалось многое.
Графическая составляющая Max Payne для своего
времени была просто потрясающей. Это и
разлетающийся кафель, о котором я упоминал
раньше, и медленно летящие пули, и зрелищная
смерть последнего противника из группы,
показанная крупным планом, а то еще и с облетом
камеры вокруг, чтобы продемонстрировать событие
со всех ракурсов. Кстати, демонстрация полета
пули из винтовки к цели, столь часто
используемая в играх про снайперов, тоже родом
из Max Payne. Правда, у избалованного
современного игрока графика в Max Payne может
вызвать обильное истечение крови из глаз: чего
стоит одна только квадратная голова главгероя с
натянутой на нее текстурой лица Сэма Лэйка. В
итоге выражение лица у Макса такое, будто он
постоянно смотрит на мертвого котенка, которого
поедает ворона. Но внешность Макса Пейна – еще
одна особенность не только первой части, но и
всей серии. В каждой игре трилогии облик героя
срисован с реального человека. Для первой части,
в силу скромного бюджета, лицо Максу подарил
сценарист игры, в дальнейшем приглашались
профессиональные актеры.
Подача сюжета в игре – очередной оригинальный
ход разработчиков. Вместо сцен на движке игры,
анимационных роликов, видеовставок с участием
живых людей, столь любимых создателями серии C&C,
вниманию игрока представляли комиксы. Все
ключевые моменты игры, все важные диалоги были
оформлены в стиле графической новеллы. Качество
исполнения, конечно, не очень, бюджет не велик,
вот и выкручивались создатели игры, позируя и
рисуя сами. Но важен сам ход! Я до сих пор не
могу припомнить подобного. Комиксы, наряду с
булет таймом и прыжком, стали самым узнаваемым и
чаще всего пародируемым элементом игры. Стоит ли
говорить, что со временем в свет вышли самые
настоящие графические новеллы, посвященные
нашему герою.
Разработчики, видимо, руководствовались тем, что
в игре, как в человеке, все должно быть
прекрасно, и тело и душа. Тело, то есть геймплей
и графику, мы рассмотрели, теперь обратимся к
душе – игровой атмосфере. И она, черт побери,
прекрасна! Мрачные нью-йоркские переулки, редкие
снежинки срываются с затянутого свинцовыми
тучами неба, постоянный мрак. А уж уровни-сны, в
которых Макс переживает гибель своих близких раз
за разом. Последнее, к слову, тоже нововведение
в жанр.
Макс комментирует все происходящее в стиле
«жизнь-боль». Выглядит как жалость к себе, но не
будь этих комментариев, игру можно было назвать
Die Hard. Но они есть, и игроки получили на
выходе нуар-боевик. От боевика в Max Payne
заводы, битва с вертолетом и стрельба
по-македонски. Джон Ву плачет от умиления. И
опять же, до Max Payne пострелять с двух рук
можно было только в Hitman и Unreal Tournament.
Где простой нью-йоркский коп научился палить
по-македонски непонятно, но делает он это лихо,
используя, следуя заветам «Круто сваренных»,
пару 92-х беретт.
Подытожим. Для своего времени Max Payne – это
игра революционная, привнесшая в жанр множество
новинок. Конечно, недостатки есть и у легенды.
Это маленький арсенал, всего около десяти
наименований, откровенно кривая система броска
гранат и ближнего боя. Трубой Макс дрался, делая
какой-то невнятный финт кистью.
Заскриптованность, невозможность пройти
некоторые участки без прыжка и булет тайма – все
есть, никуда не скроешься. Присутствовала
болезнь всех шутеров той эпохи – герой таскал на
себе целый арсенал, начиная от четырех
пистолетов и заканчивая дробовиком и автоматом.
Куда он их прятал – не понятно. Но, повторюсь,
это характерно почти для всех стрелялок вплоть
до середины 2000-х.
Как бы то ни было, плюсов у игры намного больше,
и познакомиться с ней будет не лишним даже
сейчас. Графика больше не поражает воображение,
но если руководствоваться критерием внешней
привлекательности, то почти все легенды должны
отправиться на свалку истории.
К Максу беда подкралась со стороны современных
технологий: на Windows 7 х64 игра у меня
отказалась запускаться даже пропатченная до
последней версии. Режим совместимости не помог.
Просмотр форумов показал, что с семеркой
сплошная лотерея, у кого-то работает, у кого-то
нет. Поэтому для прикосновения к легенде
необходимо сперва поставить Windows XP, но когда
это нас останавливало?
|
|
|