На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
MAKING HISTORY 2
ДРУГАЯ ВОЙНА

Making History 2:
The War of the World

Игра для PC
на internetwars.ru


Игра вышла в 2011 г

Официальный сайт игры


СКРИНШОТЫ:

ПАНЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

MAKING HISTORY 2: ДРУГАЯ ВОЙНА
Игра Making History 2. Другая война ( в зарубежном издании Making History 2:
The War of the World) не принадлежит к тому сорту игр, которые основную ставку делают на графику, экшен и минимум - на раздумья. Это пошаговая стратегия на тему WW-2 впервые вышла в 2008 г. и была встречена критиками довольно холодно. Так же, и второе издание - Making History 2. Но не будем слепо верить штатным игровым обозревателям, ибо обозреватель, пишущий за зарплату, редко копнет игру глубоко, до корней. Поэтому и обзоры на Making History 2 в интернете выглядят довольно уныло, при том, что сама она уже успела обзавестись фан-сайтами и даже модами.
С Making History все не так просто, прежде всего потому, что сама игра не простая. Огромная карта мира, множество государств, множество панелей управления, изобилие информации, которую нужно учитывать - все очень напоминает всем известную и такую же пошаговую стратегию "День победы -2" (Hearts of Iron-2) и ее производные, включая и "Викторию - 2". Сходство настолько близкое, что невольно начинаешь думать, что создавшая ее игровая студия Muzzy Lane Software совершенно очевидно пыталась создать конкурентную игру, как в итоге и получилось.
Разница, в основном, в графике, которая на порядок выше, трехмерная (за исключением двухмерной карты) и деталях интерфейса, который тут, конечно, отличается от Hearts of Iron-2. В остальном перед нами почти копия "Дня Победы-2". В этом аспекте название игры "Другая война" выглядит несколько вызывающе. Впрочем, это название русского релиза. Оригинал в переводе звучит так: "Творим историю: Мировая война".

О САПОГАХ В ГАРМОШКУ, "ТИГРАХ" И ГЕРМАНСКОМ ВОПРОСЕ
Сразу внесем поправку - о первом издании Making History можно забыть. Это был своего рода "бета тест". Игра состоялась как таковая только сейчас. Достаточно сказать, что в первом Making History можно было играть только за несколько ведущих держав, а в этом - за любую карликовую или не очень страну. Вылечены баги и добавлено много новой военной техники и разных игровых фичей.
Внесу и вторую поправку. О графике. Это особо частый предмет критиков нынешнего, второго, релиза Making History, которая звучит примерно так: "При такой скромной графике игра так грузит железо, что мама - не горюй".
Графика здесь действительно кажется "скромной". Особенно - плоская двухмерная карта. Но что касается моделей, то, если дать увеличение, то будут виды не только пуговицы на мундирах солдат, но и эмблемы на касках, складки на гимнастерках, "гармошка" на сапогах и прочие, милые сердцу любителя военной истории мелочи.
И солдатики здесь не просто перекрашенные "шкурки" одной и той же модели некоего абстрактного солдата, они уникальны для каждой нации, включая даже таких "миноров", как, скажем, Чехия, Венгрия и другие. Отличаются внешним видом и морская пехота, и горные стрелки и другие рода войск.

Эволюция немецкого пехотинца в Making History 2. Другая война
Эволюция немецкого пехотинца в Making History 2. Другая война

И не только для нации, но и для исторических периодов. Смена винтовки на автомат отражается не только в панели технологических исследований, но и на фигурках, шагающих по стратегической карте. У них тоже появляется в руках автомат. Черт возьми, приятно видеть как советские стрелки с мосинской винтовкой в руках и в пилотках, меняются на автоматчиков в касках и с "пэ-пэ-ша". Не обделена и бронетехника: у итальянцев - итальянская, у немцев вермахт последовательно пересаживается с пулеметных танкеток на "т-3", "тигры" и "маусы"...
Карта, повторюсь, да, плоская и тусклая. Хотелось бы другую. Не плещут волны, не шелестят деревья. Зато экономическая инфраструктура богатая: простые добывающие карьеры превращаются механизированные шахты, работают нефтяные "качалки", фермеры, рабочие и военные строители, обрабатывающие игровые клетки - и те выглядят по-разному. Когда мы строим что-то в городе: фабрику, университет, авиационный завод или другие здания - они тоже появляются на карте, как "пристройки" к базовой городской "картинке".
Понятно, что такая деталировка, графическое внимание к мелочам, не может не грузить "железо", а если учесть, что на карте развивается и воюет несколько десятков держав и стран помельче, и просто крошечных, а сама карта огромная - тогда критика в этот адрес отпадает.
Ну а теперь перейдем к самому главному. К сути игры. Нам предстоит решить "германский вопрос" XX столетия, принять участие во Второй Мировой войне, переписать историю или пойти в ее фарватере - это уж как вам захочется.
Возможно и то, и другое. К слову, ;сражения здесь проходят также, как в "Дне победы": два юнита, символизирующие дивизии и армии, стреляют в друг друга на стратегической карте. Их нужно после боя пополнять людьми и боезапасом.

Making History 2. Другая война - скриншот
Индустриализация в СССР


ЧЕТЫРЕ СЦЕНАРИЯ ОДНОЙ ВОЙНЫ
Making History 2 предлагает вам четыре варианта развития сценария. Отличаются они временем, с которого начинается игра, конечно же, "расстановкой фигур на доске": различной степенью готовности стран в техническом и технологическом отношении к переделке мирового пирога. Именно мирового, потому что играть можете за кого угодно: за великий и могучий СССР или вшивенький Гондурас. Конечно, и за лакомый в игровом отношении Рейх тоже. К счастью, создатели Making History 2 не страдают таким тяжким умственным недугом, как политкорректность, и над немецкими городами гордо реет хищная свастика.
Временные даты этих четырех сценариев следующие: 1933, 1936, и два сценария датировные1939-м годом. Один отличается от другого картами: в одном - мировая, в другом, только европейский театр военных действий и часть северной Африки.
В последних двух война начинается сразу (кроме стран, вовлеченных в нее позже), а в сценариях 1933 и 1936 годов вам надо основательно развивать экономику и науку - словом, готовить материально техническую базу для будущей войны.
Какой сценарий выбрать, конечно же ваше дело, но я бы не советовал брать поздние даты, а начинать с 1933 года, иначе пропадет 50% игрового интереса, который заключается именно в экономической и научной модели игры. Дерево технологий здесь по числу ветвей сравнимо с "Цивилизацией", оно завершается изучением ракетно-космической техники и созданием баллистических ракет, несущих ядерные заряды. А строительство и совершенствование; экономики увлекает не меньше, чем боевые действия.
К тому же, начав в 1933, вы можете не только принять участие в апокалиптическом мировом конфликте, но, пока не грянет вселенская гроза, самому развязать локальные войны: за ресурсы и территории, что особенно интересно, когда играешь за малые государства, где всего не хватает: людей, месторождений угля, железа и нефти (три важнейших ресурса в игре), городов, где можно развернуть военное производство и научную деятельность.

Скриншот игры Making History 2
Чешско-Австрийский конфликт - война за нефть.

ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ХИЩНИКИ ТОЧАТ КОГТИ
За кого играть - вопрос вторичный. Дело вкуса. Но если вы предпочли сценарий 1933 года, примите совет, начните с малых, даже совсем малых государств. Это поможет вам освоиться с экономической и научной системой игры.
Лично я свой первый неудачный эксперимент провел с Эстонией, решив к 1940 году создать Балтийский союз и попытаться противостоять СССР, который, как известно, аннексирует балтийские страны перед своим столкновением с Рейхом. Мне и вправду удалось завоевать Литву и Латвию, но этого было недостаточно. Перед нападением на СССР я имел 8 дивизий на уровне сложности "нормальный". Для сравнения, в игре за Грецию, которая подвергается нападению Италии в 1940-м у меня под ружьем было 95 дивизий и то оказалось недостаточно к моменту войны, которую я все же выиграл, но только благодаря оборонительным сооружениям и ресурсам оккупированных территорий. Но играл я уже на уровне "сложный" и после того, как прошел кампанию за Польшу, Чехию и Австрию, которых Германия последовательно аннексирует, перед тем как напасть на СССР.
Словом, играть интересно за слабые (но ни ничтожные, вроде Албании) страны против сильных, заведомо зная, что в определенный исторический период они подвергнуться атаке вермахта или агрессии "непобедимой и легендарной" Красной Армии.
Однако фокус, который возможен в "Дне победы" или "Виктории", когда одноклеточное государство-карлик опытный игрок может раскрутить в великую сверхдержаву, в Making History 2. Другая война не прокатит. Только если вы играете на гипотетическом театре военных действий, в Южной или Центральной Америке, за какую-нибудь Панаму, на которую к началу Второй Мировой никто не нападает, да и после тоже.
А фокус не проходит потому, что для войны нужны ресурсы, которые с одной клетки не соберешь в достаточном количестве. Даже такие страны, как Венгрия и Чехия, Болгария, имеющие по три и более "провинции" не в состоянии создать боеспособную армию до начала WW-2. Не хватить или людей, или металла, или угля или особенно дефицитной нефти. Если ранние типы военной техники требуют всего этого не так много, то к 1940-му году на нужды обороны нужно все больше и больше. А нужно еще и кормить население, развивая сельское хозяйство, а оно тоже затратное по ресурсам. И в научном плане малые страны находятся на обочине прогресса. Даже если выделить достаточно средств на науку, не сможешь воспользоваться ее плодами - не хватить мощностей построить к нужному сроку адекватную экономику. Наконец, самый дефицитный ресурс - человеческий. Он расходуется буквально на все: на создание дивизий, на шахты, на разведку полезных ископаемых, он нужен в заводских цехах и научных лабораториях.

Юниты - истребитель в игре Making History 2. Другая война (Бомбардировщик Бристоль в Making History 2. Другая войнаАвиация в игре Making History 2. Другая война

Немецкие горные стрелки в Making History 2. Другая война
Другие образцы пехотных юнитов (немецкие горные стрелки) и авиация различных стран

ВОИНСТВУЮЩИЕ КАРЛИКИ
Поэтому страна-минор, если она в реальной мировой истории была жертвой нападения сверхдержавы, в Making History не сможет ей противостоять к началу Большой Войны.
Только если... она сама превратиться в агрессивного хищника. Мне удавалось отбить первый натиск Германии, играя, Чехией и Грецией, но только за счет аннексии соседних государств, Венгрии, Болгарии, Албании. Или наоборот. Причем, ИИ не дает зарваться - аннексия одного государства это еще куда ни шло (обойдется торговым эмбарго), но попытка оккупировать еще одно практически неизбежно приведет досрочному к нападению ближайшей к тебе сверхдержавы: Германии, СССР, Италии. Да и Британия может вмешаться, если вы, скажем, попытаетесь слишком ретиво отвоевать себе слабый португальские или бельгийские колонии в Африке, богатые углем и нефтью.
Играя Грецией, которая становиться жертвой Муссолини в 1940-м году, я выжил только потому, что уже на старте развязал войну с Турцией и в 1934 году превратил ее в союзное государство, частично колонию, забрав все ее угольные и железнорудные месторождения, частично в одноклеточную марионетку, сменившую флаг. Правда, там периодически вспыхивали восстания, но содержание за Дарданеллами небольшой оккупационной армии окупалось потоком ресурсов, необходимых греческой экономике. И особенно людей. Так что на греческих заводах и фабриках, а также нивах, засучив рукава, пахали турецкие гастарбайтеры.
И все равно к началу войны греческая армия, хотя и была многочисленна, но состояла, в основном из пехоты и артиллерии. Первые танки еще только прибывали в войска, а авиации не было и в помине. Не удивительно, что война с более продвинутой и мощной Италией велась на первом этапе исключительно оборонительно со сдачей части провинций. Итальянцы уже приближались к Афинам. Спасло нас лишь вступление в игру "красного гиганта", когда в 1941 году началась война СССР против стран Оси. Это ослабило давление на истекающую кровью греческую армию. А к 1942 году Греция уже была достаточно развитой страной и могла, хотя и осторожно, наступать, пополняя войска танками, мотопехотой и самолетами. Правда, мы почти потеряли Турцию, сотрясавшуюся народными волнениями, однако оккупировали (освободили) пару провинций Югославии и забрали у союзной с Осью Румынии два из трех ее богатейших нефтяных месторождений.

Морские и воздушные бои  в Making History 2. Другая война
Морские и воздушные бои

НЕСЛОЖНАЯ "СЛОЖНОСТЬ"
Еще один предмет критики в адрес Making History 2. Другая война - ее "сложность". Простите меня за каламбур, но эта критика не выдерживает никакой критики. Конечно, если вы выберите сценарий 1039 года, и, скажем, такую крупную страну, как CCCР, с множеством "провинций", и не будучи толком знакомы ни с панелями управления экономикой, ни с другими многочисленными информационными окнами, которыми так богата Making History, то вы плюнете и бросите игру, фактически не начав. Но, во-первых, Making History 2. Другая война и не предназначена для любителей облегченных стратегий. Эта игра для тех, кто любит классические, так называемые "умные" стратегии от "Paradox", как уже неоднократно упоминавшиеся "День победы 2", "Виктория - 2" и другие. То есть стратегии, где и вправду нужно шевелить мозгами.
Во-вторых, сложность тут кажущаяся. Да, думать в Making History 2 надо. Но если вы начнете с 1933 года и с малого государства, со страны-минора, середнячка, вроде трехклеточной Венгрии, то, понемногу строясь и исследуя технологии, засевая поля, ведя локальные войны, вы к 1940 -му будете знать все свои провинции как пять пальцев на собственной руке: где сколько заводов и что производится: капитал или военная техника, войска или боеприпасы, где и какие исследования ведутся. И очень быстро интерфейс станет дружественным.
По сути в интерфейсе и в его многочисленных окнах разобраться можно очень быстро: надо просто понять, как сбывать товары на мировом рынке и как организовать производство в городе. А как строить шахты и сельскохозяйственные предприятия и того проще - просто щелкаешь по клетке своей провинции и всплывающее окошко покажет вам несколько простых команд.

Making History 2. Другая война - Сражение танков ранних поколений
Сражение танков ранних поколений

ПРО ХЛЕБ ВОЙНЫ И ИГРОВУЮ КОНКУРЕНЦИЮ
Достигла ли Making History 2. Другая война своей цели - стать конкурентом "парадоксовским" стратегиям? Однозначного ответа дать не берусь. Making History 2 - игра молодая, а у "парадоксов", начиная с вышедшей еще в 2000 году незабвенной Europa Universalis сложился свой большой круг фанов, которые очень неохотно согласятся променять любимую игру на нечто новое и незнакомое, хотя и в "парадоксовском" стиле и намного лучше графически.
Так что шанс у Making History перетянуть одеяло на себя есть только в том случае, если они разработчики не остановятся, а продолжат работу над игрой, выдавая на рынок ее улучшенные производные, аддоны и работая над улучшением карты, графики и, конечно же, ИИ.
В нынешнем же виде Making History 2 представляется очень интересной игрой, но не лишенной недостатков. Так, например, создатели явно перемудрили с таким важным фактором как деньги. Как "хлеб войны" они здесь не работают в привычном нам понимании. Можно быть полным банкротом, иметь минусовой бюджет и накапливать огромные долги, но потоком производить войска и военную технику, имея в достатке руду и нефть. Видимо, предполагается, что мы живем в кредит. Правда, дефицит бюджета влияет на настроение в обществе и государственную стабильность, но пока она достигнет критической точки (что грозит народными волнениями и даже восстанием), можно забесплатно создать мощную армию.
Торговля толком тоже не сбалансирована. Стран множество, но сколько я не пытался заключить прямые торговые договора, практически никогда не удавалось. Договора были, но только тогда, когда их предлагала мне какая-либо страна, сама, и зачастую невыгодные, потому что за несколько ходов по договору уходили все мои драгоценные ресурсы. Остается продавать товары только на мировом рынке. Но он тоже со странностями. В начале игры ваши товары (уголь, нефть, сталь и продовольствие) имеют почти абсолютный спрос, но вам самому их не хватает. А когда вы наладите массовую добычу ресурсов, то на мировом рынке их никто не хочет покупать.
С политикой тоже как то косо-криво. Совершенно разгромленная страна, оставшаяся без войск, с одной единственной, и то разграбленной, провинцией упорно отказывается подписать мир. Приходиться ее аннексировать, а это не всегда выгодно, поскольку чем больше в вашем государстве не коренной национальности, тем не стабильнее внутренняя политическая ситуация.
Ну и наконец, на войне ИИ откровенно тупит. С одной стороны, он может собрать большую армию в кулак и проломить вашу оборону в уязвимом месте, пока вы; успеете стянут туда достаточно подкреплений. С другой, он будет бросать одну за другой свои дивизии по одиночке, тупо штурмуя клетку, где у вас стоит десять дивизий, и, конечно, они будут гибнуть.
Есть и другие минусы, равно как и плюсы, которые перечислять не стану, вы сами с ними столкнетесь, если захотите сыграть в Making History. А если вы истинный любитель стратегий с экономическим и научным фактором, то, поверьте, она того стоит.

© Обзор и скриншоты - Александр Морозов ("King Augustus)", специально для Internetwars.ru. Перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается .