MAKING HISTORY 2:
ДРУГАЯ ВОЙНА
Игра Making History 2. Другая война ( в зарубежном
издании Making History 2:
The War of the World) не принадлежит к тому сорту игр, которые основную
ставку делают на графику, экшен и минимум - на раздумья. Это пошаговая
стратегия на тему WW-2 впервые вышла в
2008 г. и была
встречена критиками довольно холодно. Так же, и второе издание - Making History 2. Но не будем слепо верить штатным игровым
обозревателям, ибо обозреватель, пишущий за зарплату, редко копнет
игру глубоко, до корней. Поэтому и обзоры на Making History 2 в
интернете выглядят довольно уныло, при том, что сама она уже успела
обзавестись фан-сайтами и даже модами.
С Making History все не так просто,
прежде всего потому, что сама игра не простая. Огромная карта мира,
множество государств, множество панелей управления, изобилие информации,
которую нужно учитывать - все очень напоминает всем известную и такую же
пошаговую стратегию "День победы -2" (Hearts of
Iron-2) и ее производные, включая и "Викторию
- 2". Сходство настолько близкое, что невольно начинаешь думать, что
создавшая ее игровая студия Muzzy Lane Software совершенно очевидно
пыталась создать конкурентную игру, как в итоге и получилось.
Разница, в основном, в графике, которая на порядок выше, трехмерная (за
исключением двухмерной карты) и деталях интерфейса, который тут,
конечно, отличается от Hearts of Iron-2. В
остальном перед нами почти копия "Дня Победы-2". В этом аспекте название игры
"Другая война" выглядит несколько вызывающе. Впрочем, это название
русского релиза. Оригинал в переводе звучит так: "Творим историю: Мировая война".
О САПОГАХ В ГАРМОШКУ, "ТИГРАХ" И
ГЕРМАНСКОМ ВОПРОСЕ
Сразу
внесем поправку - о первом издании
Making History можно забыть. Это был своего рода
"бета тест". Игра состоялась как таковая только сейчас. Достаточно
сказать, что в первом Making History можно было играть только за
несколько
ведущих держав, а в этом - за любую карликовую или не очень страну.
Вылечены баги и добавлено много новой военной техники и разных игровых
фичей.
Внесу и вторую поправку. О графике. Это особо частый предмет критиков
нынешнего, второго, релиза Making History, которая звучит примерно так:
"При такой скромной графике игра так грузит железо, что мама - не
горюй".
Графика здесь действительно кажется "скромной". Особенно - плоская
двухмерная карта. Но что касается моделей, то, если дать увеличение, то
будут виды не только пуговицы на мундирах солдат, но и эмблемы на
касках, складки на гимнастерках, "гармошка" на сапогах и прочие, милые
сердцу любителя военной истории мелочи.
И солдатики здесь не просто перекрашенные "шкурки" одной и той же модели
некоего абстрактного солдата, они уникальны для каждой нации, включая
даже таких "миноров", как, скажем, Чехия, Венгрия и другие. Отличаются
внешним видом и морская пехота, и горные стрелки и другие рода войск.
Эволюция немецкого пехотинца в Making History 2. Другая война
И не только для нации, но и для исторических периодов. Смена винтовки на
автомат отражается не только в панели технологических исследований, но и
на фигурках, шагающих по стратегической карте. У них тоже появляется в
руках автомат. Черт возьми, приятно видеть как советские стрелки с
мосинской винтовкой в руках и в пилотках, меняются на автоматчиков в
касках и с "пэ-пэ-ша". Не обделена и бронетехника: у итальянцев - итальянская, у
немцев вермахт последовательно пересаживается с пулеметных танкеток на
"т-3", "тигры" и "маусы"...
Карта, повторюсь, да, плоская и тусклая. Хотелось бы другую. Не плещут
волны, не шелестят деревья. Зато экономическая инфраструктура богатая:
простые добывающие карьеры превращаются механизированные шахты, работают
нефтяные "качалки", фермеры, рабочие и военные строители, обрабатывающие
игровые клетки - и те выглядят по-разному. Когда мы строим что-то в
городе: фабрику, университет, авиационный завод или другие здания - они
тоже появляются на карте, как "пристройки" к базовой городской
"картинке".
Понятно, что такая деталировка, графическое внимание к мелочам, не может
не грузить "железо", а если учесть, что на карте развивается и воюет
несколько десятков держав и стран помельче, и просто крошечных, а сама
карта огромная - тогда критика в этот адрес отпадает.
Ну а теперь перейдем к самому главному. К сути игры. Нам предстоит
решить "германский вопрос" XX столетия,
принять участие во Второй Мировой войне,
переписать историю или пойти в ее фарватере - это уж как вам захочется.
Возможно и то, и другое. К слову, ;сражения здесь проходят также, как в "Дне
победы": два юнита, символизирующие дивизии и армии, стреляют в друг
друга на стратегической карте. Их нужно после боя пополнять людьми и
боезапасом.
Индустриализация в СССР
ЧЕТЫРЕ СЦЕНАРИЯ ОДНОЙ ВОЙНЫ
Making History 2 предлагает вам четыре варианта развития
сценария. Отличаются они временем, с которого начинается игра, конечно
же, "расстановкой фигур на доске": различной степенью готовности стран в
техническом и технологическом отношении к переделке мирового пирога.
Именно мирового, потому что играть можете за кого угодно: за великий и
могучий СССР или вшивенький Гондурас. Конечно, и за лакомый в игровом
отношении Рейх тоже. К счастью, создатели Making History 2 не страдают
таким тяжким умственным недугом, как политкорректность, и над немецкими
городами гордо реет хищная свастика.
Временные даты этих четырех сценариев следующие: 1933, 1936, и два
сценария датировные1939-м годом. Один отличается от другого картами: в
одном - мировая, в другом, только европейский театр военных действий и
часть северной Африки.
В последних двух война начинается сразу (кроме стран, вовлеченных в нее
позже), а в
сценариях 1933 и 1936 годов вам надо основательно развивать экономику и
науку - словом, готовить материально техническую базу для будущей войны.
Какой сценарий выбрать, конечно же ваше дело, но я бы не советовал брать
поздние даты, а начинать с 1933 года, иначе пропадет 50% игрового
интереса, который заключается именно в экономической и научной модели
игры. Дерево технологий здесь по числу ветвей сравнимо с "Цивилизацией",
оно завершается изучением ракетно-космической техники и созданием
баллистических ракет, несущих ядерные заряды. А строительство и совершенствование; экономики увлекает не меньше,
чем боевые действия.
К тому же, начав в 1933, вы можете не только
принять участие в апокалиптическом мировом конфликте, но, пока не грянет
вселенская гроза, самому развязать локальные войны: за ресурсы и
территории, что особенно интересно, когда играешь за малые государства,
где всего не хватает: людей, месторождений угля, железа и нефти (три
важнейших ресурса в игре), городов, где можно развернуть военное
производство и научную деятельность.
Чешско-Австрийский конфликт - война за нефть.
ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ХИЩНИКИ
ТОЧАТ КОГТИ
За кого играть - вопрос вторичный. Дело вкуса. Но
если вы предпочли сценарий 1933 года, примите совет, начните с малых,
даже совсем малых государств. Это поможет вам освоиться с экономической
и научной системой игры.
Лично я свой первый неудачный эксперимент
провел с Эстонией, решив к 1940 году создать Балтийский союз и
попытаться противостоять СССР, который, как известно, аннексирует
балтийские страны перед своим столкновением с Рейхом. Мне и вправду
удалось завоевать Литву и Латвию, но этого было недостаточно. Перед
нападением на СССР я имел 8 дивизий на уровне сложности "нормальный".
Для сравнения, в игре за Грецию, которая подвергается нападению Италии в
1940-м у меня под ружьем было 95 дивизий и то оказалось недостаточно к
моменту войны, которую я все же выиграл, но только благодаря
оборонительным сооружениям и ресурсам оккупированных территорий. Но
играл я уже на уровне "сложный" и после того, как прошел кампанию за
Польшу, Чехию и Австрию, которых Германия последовательно аннексирует,
перед тем как напасть на СССР.
Словом, играть интересно за слабые (но ни ничтожные, вроде Албании) страны против сильных, заведомо зная,
что в определенный исторический период они подвергнуться атаке вермахта
или агрессии "непобедимой и легендарной" Красной Армии.
Однако фокус, который возможен в "Дне победы" или "Виктории", когда
одноклеточное государство-карлик опытный игрок может раскрутить в
великую сверхдержаву, в Making History 2. Другая война не прокатит.
Только если вы играете на гипотетическом театре военных действий, в
Южной или Центральной Америке, за какую-нибудь Панаму, на которую к
началу Второй Мировой никто не нападает, да и после тоже.
А фокус не проходит потому, что для войны нужны ресурсы,
которые с одной клетки не соберешь в достаточном количестве. Даже такие
страны, как Венгрия и Чехия, Болгария, имеющие по три и более
"провинции" не в состоянии создать боеспособную армию до начала
WW-2. Не хватить или людей, или металла, или
угля или особенно дефицитной нефти. Если ранние типы военной техники
требуют всего этого не так много, то к 1940-му году на нужды обороны
нужно все больше и больше. А нужно еще и кормить население, развивая
сельское хозяйство, а оно тоже затратное по ресурсам. И в научном плане
малые страны находятся на обочине прогресса. Даже если выделить
достаточно средств на науку, не сможешь воспользоваться ее плодами - не
хватить мощностей построить к нужному сроку адекватную экономику.
Наконец, самый дефицитный ресурс - человеческий. Он расходуется
буквально на все: на создание дивизий, на шахты, на разведку полезных
ископаемых, он нужен в заводских цехах и научных лабораториях.
Другие образцы пехотных юнитов (немецкие горные стрелки) и авиация
различных стран
ВОИНСТВУЮЩИЕ КАРЛИКИ
Поэтому страна-минор, если она в реальной мировой истории была
жертвой нападения сверхдержавы, в Making History не сможет ей
противостоять к началу Большой Войны.
Только если... она сама
превратиться в агрессивного хищника. Мне удавалось отбить первый
натиск Германии, играя, Чехией и Грецией, но только за счет аннексии
соседних государств, Венгрии, Болгарии, Албании. Или наоборот.
Причем, ИИ не дает зарваться - аннексия одного государства это еще
куда ни шло (обойдется торговым эмбарго), но попытка оккупировать еще
одно практически неизбежно приведет досрочному к нападению ближайшей
к тебе сверхдержавы: Германии, СССР, Италии. Да и Британия может
вмешаться, если вы, скажем, попытаетесь слишком ретиво отвоевать
себе слабый португальские или бельгийские колонии в Африке, богатые
углем и нефтью.
Играя Грецией, которая становиться жертвой Муссолини в 1940-м году,
я выжил только потому, что уже на старте развязал войну с Турцией и
в 1934 году превратил ее в союзное государство, частично колонию,
забрав все ее угольные и железнорудные месторождения, частично в
одноклеточную марионетку, сменившую флаг. Правда, там периодически
вспыхивали восстания, но содержание за Дарданеллами небольшой
оккупационной армии окупалось потоком ресурсов, необходимых
греческой экономике. И особенно людей. Так что на греческих заводах
и фабриках, а также нивах, засучив рукава, пахали турецкие
гастарбайтеры.
И все равно к началу войны греческая армия, хотя и была
многочисленна, но состояла, в основном из пехоты и артиллерии.
Первые танки еще только прибывали в войска, а авиации не было и в
помине. Не удивительно, что война с более продвинутой и мощной
Италией велась на первом этапе исключительно оборонительно со сдачей
части провинций. Итальянцы уже приближались к Афинам. Спасло нас лишь вступление в игру
"красного гиганта", когда в 1941 году началась война СССР против
стран Оси. Это ослабило давление на истекающую кровью греческую
армию. А к 1942 году Греция уже была достаточно развитой страной и
могла, хотя и осторожно, наступать, пополняя войска танками,
мотопехотой и самолетами. Правда, мы почти потеряли Турцию,
сотрясавшуюся народными волнениями, однако оккупировали (освободили)
пару провинций Югославии и забрали у союзной с Осью Румынии два из
трех ее богатейших нефтяных месторождений.
Морские и воздушные бои
НЕСЛОЖНАЯ "СЛОЖНОСТЬ"
Еще один предмет критики в адрес Making History 2.
Другая война - ее "сложность". Простите меня за каламбур, но эта
критика не выдерживает никакой критики. Конечно, если вы выберите
сценарий 1039 года, и, скажем, такую крупную страну, как
CCCР, с множеством "провинций", и не
будучи толком знакомы ни с панелями управления экономикой, ни с
другими многочисленными информационными окнами, которыми так богата Making History,
то вы плюнете и бросите игру, фактически не начав. Но, во-первых, Making History
2. Другая война и не предназначена для любителей облегченных
стратегий. Эта игра для тех, кто любит классические, так называемые
"умные" стратегии от "Paradox", как уже
неоднократно упоминавшиеся "День победы 2", "Виктория - 2" и другие.
То есть стратегии, где и вправду нужно шевелить мозгами.
Во-вторых, сложность тут кажущаяся. Да, думать в Making History 2
надо. Но если вы начнете с 1933 года и с малого государства, со
страны-минора, середнячка, вроде трехклеточной Венгрии, то,
понемногу строясь и исследуя технологии, засевая поля, ведя
локальные войны, вы к 1940 -му будете знать все свои провинции как
пять пальцев на собственной руке: где сколько заводов и что
производится: капитал или военная техника, войска или боеприпасы,
где и какие исследования
ведутся. И очень быстро интерфейс станет дружественным.
По сути в интерфейсе и в его многочисленных окнах разобраться можно
очень быстро: надо просто понять, как сбывать товары на мировом
рынке и как организовать производство в городе. А как строить шахты
и сельскохозяйственные предприятия и того проще - просто щелкаешь по
клетке своей провинции и всплывающее окошко покажет вам несколько
простых команд.
Сражение танков ранних поколений
ПРО ХЛЕБ ВОЙНЫ И ИГРОВУЮ
КОНКУРЕНЦИЮ
Достигла ли Making History 2. Другая война своей цели - стать
конкурентом "парадоксовским" стратегиям? Однозначного ответа дать не
берусь. Making History 2 - игра молодая, а у "парадоксов", начиная с
вышедшей еще в 2000 году незабвенной Europa
Universalis сложился свой большой круг фанов, которые очень
неохотно согласятся променять любимую игру на нечто новое и
незнакомое, хотя и в "парадоксовском" стиле и намного лучше
графически.
Так что шанс у Making History перетянуть одеяло на себя есть только
в том случае, если они разработчики не остановятся, а продолжат
работу над игрой, выдавая на рынок ее улучшенные производные, аддоны
и работая над улучшением карты, графики и, конечно же, ИИ.
В
нынешнем же виде Making History 2 представляется очень интересной
игрой, но не лишенной недостатков. Так, например, создатели явно
перемудрили с таким важным фактором как деньги. Как "хлеб войны" они
здесь не работают в привычном нам понимании. Можно быть полным банкротом, иметь минусовой
бюджет и накапливать огромные долги, но потоком производить войска и
военную технику, имея в достатке руду и нефть. Видимо,
предполагается, что мы живем в кредит. Правда, дефицит бюджета
влияет на настроение в обществе и государственную стабильность, но
пока она достигнет критической точки (что грозит народными
волнениями и даже восстанием), можно забесплатно
создать мощную армию.
Торговля толком тоже не сбалансирована. Стран множество, но сколько
я не пытался заключить прямые торговые договора, практически никогда
не удавалось. Договора были, но только тогда, когда их предлагала
мне какая-либо страна, сама, и зачастую невыгодные, потому что за
несколько ходов по договору уходили все мои драгоценные ресурсы.
Остается продавать товары только на мировом рынке. Но он тоже со
странностями. В начале игры ваши товары (уголь, нефть, сталь и
продовольствие) имеют почти абсолютный спрос, но вам самому их не
хватает. А когда вы наладите массовую добычу ресурсов, то на мировом
рынке их никто не хочет покупать.
С политикой тоже как то косо-криво. Совершенно разгромленная страна,
оставшаяся без войск, с одной единственной, и то разграбленной,
провинцией упорно отказывается подписать мир. Приходиться ее
аннексировать, а это не всегда выгодно, поскольку чем больше в вашем
государстве не коренной национальности, тем не стабильнее внутренняя
политическая ситуация.
Ну и наконец, на войне ИИ откровенно тупит. С одной стороны, он может
собрать большую армию в кулак и проломить вашу оборону в уязвимом месте,
пока вы; успеете стянут туда достаточно подкреплений. С другой, он
будет бросать одну за другой свои дивизии по одиночке, тупо штурмуя
клетку, где у вас стоит десять дивизий, и, конечно, они будут
гибнуть.
Есть и другие минусы, равно как и плюсы, которые перечислять не стану, вы сами с ними
столкнетесь, если захотите сыграть в Making History. А если вы
истинный любитель стратегий с экономическим и научным фактором, то,
поверьте, она того стоит. |
|