KHOLAT
НАСЛЕДИЕ ПЕРЕВАЛА
Гибель тургруппы Дятлова даже спустя полвека остаётся одной из самых
таинственных трагедий двадцатого столетия. Тогда, в феврале 1959 года,
группа туристов из девяти человек под руководством Игоря Дятлова погибла
при неустановленных (или неосвещаемых) обстоятельствах во время похода
на Северном Урале. Это породило целую плеяду гипотез и мистификаций о
причинах трагедии, от естественных (сход лавины), криминальных
(нападение заключённых) и вплоть до конспирологических, в которых группа
якобы перешла дорогу военным и была уничтожена при испытаниях секретного
оружия.
В массовой культуре трагедия представлена в документальной и
художественной прозе, а документальное кино по мотивам случившегося
исчисляется не одним десятком. Не остались в стороне и различные
телепередачи. В частности, о «дятловцах» шла речь в выпусках таких
развлекательных шоу-программ как «Пусть говорят» и «Битва экстрасенсов».
В компьютерных играх тайна перевала Дятлова представлена в хорроре «Kholat».
Название взято от расположенной на месте трагедии горы Холатчахль (или
Холат-Сяхыл), что в переводе с языка манси означает «гора мертвецов».
Игра разработана польской студией «IMGN.PRO» и представляет собой
бродилку с элементами ужаса.
ОДИНОКИЙ СТРАННИК НА ЛОНЕ ПРИРОДЫ
Поджанр «Kholat» обычно определяют как survival horror, что примерно
означает «выживание в кошмаре» с характерным нагнетанием ужаса и тревоги
на пути прохождения. Уж чего-чего, а этого добра здесь предостаточно и
представлено оно на любой вкус и цвет. Характерная особенность – в игре
вообще не сталкиваешься с людьми, а вопрос человек ли (в привычном
понимании) сам главный герой так и остаётся открытым.
Атмосфера тотального зимнего одиночества в уральской глуши начинается с
первых секунд прохождения, когда наш персонажприезжает на вокзал городка
Ивдель. Его встречают пустой перрон, безлюдное здание вокзала и
бревенчатые дома округи, заметаемые метелью. И нигде нет ни души.
Как известно, свято место пусто не бывает, поэтому вместо людей тут
полно всякой чертовщины, которая обрушивается на героя с первых шагов по
уральской земле. Стоит только свернуть от вокзала и углубиться в
ближайший лес, как сразу тропинка поведёт в странную чащу с причудливо
изогнутыми деревьями. А такую рощу без приключений по законам жанра не
пройти, и мы тут же проваливаемся в какую-то яму. Затем нас выбрасывает
к стартовой точке прохождения, расположенной у четырех огромных
останцев…
Сразу обращает внимание детальное воссоздание природы Северного Урала.
Столбы выветривания, многочисленные горы и скалы, тайга с заснеженными
елями – всё действительно сделано очень натурально и за декорации
разработчиков можно только похвалить. Для игры подобного жанра важна
качественная звуковая основа, но здесь игроделы также справились на
совесть. Постоянно слышны какие-то странные шорохи, ночные завывания
ветра, протяжный волчий вой, и вся эта композиция коварно сливается с
жутковатыми звуками приближающейся нечисти или мистических событий.
СУРОВЫЕ УРОКИ ТУРИЗМА
На старте в палатке герой находит компас, карту, фонарик
и книгу-журнал. Джентльменский набор вещей отличается максимальной
простотой и представляет собой намёк на рациональный туристический
подход к снаряжению.
Во время наших прогулок придется не раз воспользоваться навыками
ориентирования на местности в диких условиях. Герой не помечается на
карте, поэтому главная надежда на систему координат и компас, который не
барахлит даже в самых аномальных местах. Но знание топографии не всегда
способно предостеречь от блужданий по многочисленным перекресткам и
однообразным тупикам. Порой придётся и побродить, особенно оказавшись в
системе пещерных ходов, которые расположены на нескольких вертикальных
уровнях. Некоторые дороги могут быть отмечены на карте, но
разблокированы только после выполнения квеста. Однажды самому пришлось
истоптать не один километр игрового пространства в поисках вожделенной
тропы, когда достаточно было сделать крюк в обход по речному льду.
В углу карты изначально указаны координаты девяти главных точек для
прохождения. Именно там лежат ключевые сюжетные записки из журнала
сотрудника Института. Несмотря на опасные прогулки по зимней тайге, наш
герой успеет вдоволь насладиться чтением. Помимо заметок учёного,
придётся ознакомиться с записями поисковика, дневником одной девушки из
тургруппы Дятлова, а также с различными отчётами и статьями. Тексты
насыщены посылом загадочности, но становится примерно понятно, что в
игре использована тема экспериментов учёных над людским сознанием или о
вещах, необратимо на него повлиявших.
Сделав начальные успехи в прохождении, ориентироваться на местности
станет проще. Помимо сюжетных контрольных точек, следует посещать биваки
с палаткой и костром (интересно, кто их разжигал в такой глуши в столь
неурочный час?). Они полезны для появления дополнительных меток на
карте, периода отдыха и сохранения игрового прогресса.
ЗАДАЧА ВЫЖИТЬ
Настоящий экшен в «Kholat» начинается при подходе к сюжетным локациям,
взрывая сонную и тревожную идиллию уральских просторов. Это может
проявляться в виде заскриптованной перемены погоды, когда ни с того ни с
сего налетает буря, и по внезапному наплыву темноты. Тем самым нам как
бы дают знать, что пора удвоить бдительность. В дополнение включается
голос, который вещает пространные речи о научных опытах и ужасах
пережитого безумия. Появляются уникальные объекты, выделяющиеся на фоне
остальной монотонной природы, как например заброшенная деревянная
церковь или раскуроченная научная лаборатория.Колорит придаюткапища с
идолами и камни с шаманскими символами коренных народов.
На снегу появляются огненные следы, а вокруг начинают бегать светящиеся
силуэты людей, которые указывают направление дальнейшего движения. В
некоторых случаях они могут помочь выбраться из ловушки. Однажды на
лесную чащу со всех сторон налетел смертоносный оранжевый туман, и
появившиеся человечки указали мне выход из западни.
Помимо мистического тумана, гибель могут принести огненные монстры.
Сложность заключается в том, что они практически невидимы и предстают во
всей красе только переходя в атаку. Приметить их можно по огненным
следам на снегуи едва заметному колыханию прозрачного тела. Черти они,
конечно, страшные, но нормативов хороших бегунов им никогда не сдать. По
скорости бега они уступают главному герою, поэтому для спасения
необходимо просто выйти на оперативный простор и избегать тупиков,
кустов и прочих препятствий. Опасность для жизни представляют капканы
под снегом на лесных полянках, срыв с обрыва и попадание под камнепад,
так что забеги забегами, но внимательность превыше всего.
Вообще, бег в игре «Kholat» - дело тонкое, быстро утомляет и грозит
одышкой и головокружением. Глубокий снег отнимает много сил, тем самым
лучше не истощать понапрасну свой организм на случай встречи с тварью.
Также лишний раз не стоит светить фонариком. Наш персонаж лишён
всяческого оружия, даже самого замшелого ножа, и у него отсутствуют
индикаторы текущего здоровья, поэтому он убивается монстром с одного
удара, а сам отпор дать не в состоянии. Отсюда исходит главный принцип –
нужно грамотно добегать до контрольных точек, превращая свою
беспомощность в преимущество.
***
По итогу прохождения игру «Kholat» стоит признать качественным продуктом
своего жанра. Хотя тема диких экспериментов ученых была неоднократно
обыграна в различных компьютерных играх и считается избитой, у этого
хоррора есть ряд интересных особенностей. Во-первых, тема гибели группы
Дятлова и вытекающие отсюда декорации Северного Урала. А во-вторых –
потрясающая атмосфера таинственного места, которая запоминается больше,
чем стандартные сюжетные записки, благодаря прекрасному исполнению
визуальной и звуковой составляющей. |
|