НЕМНОГО ИСТОРИИ
Жанр «Пошаговая стратегия» умирает. Подрастающему поколению уже
не нужно поинтересней, да позаковыристей. Им подавай поярче, да
покруче! И желательно, чтоб можно было на диванчике с геймпадом
порубиться. Остались, конечно, жесточайшие экземпляры вроде «Europa
Universalis», «Hearts of Iron» и т. д., но такие игры строго на
любителя. А для широкой аудитории выбор невелик: «Цивилизация» и
«Герои».
Попытки разработчиков осовременить (читай: «упростить») игру
понятна, нужно отбивать бюджет, а основная целевая аудитория,
покупающая игры, довольно молода и не признает «олдскульные»
ценности. Тем не менее резкое изменение в концепции игры может
привести к печальным последствиям.
Вспомним,
что же происходило с «Героями» в те времена.
Первые «Герои» задали стандарт. В замках нанимаются герои и войска.
Войска под началом героев захватывают чужие замки. Вторые «Герои»
являлись улучшенной и доработанной версией первых. В третьих
«Героях» эта концепция была доведена до совершенства. Кроме того
заметно улучшилась графика. Игра сразу завоевала славу и всеобщую
любовь.
Все были уверены, что и последующие части будут лишь развитой
версией полюбившейся игры. Фигу. Вместо того, чтобы работать с уже
безупречной концепцией, разработчики сделали из четвертых «Героев»
нечто совершенно новое, я бы сказал, экспериментальное. Конечно
стандарт «замки, герои и войска» остался, но все остальное
изменилось. К тому же изначально игра вышла недоработанной и
несбалансированной. Ее сразу же приняли в штыки. Конечно, после
серии аддонов и патчей четвертые «Герои» все же стали пусть
непризнанным, но шедевром. Однако было уже поздно. Продажи упали (на
самом деле основной причиной низких продаж была откровенно мусорная
игра «Might&Magic 9») и компания-правообладатель 3DO обанкротилась.
Спустя время французы из «Ubisoft» решили воскресить сериал, и
перекупили лицензию. Разрабатывать пятых «Героев» было доверено
русской компании «Нивал». В итоге пятые «Герои» во многом вернулись
к истокам. По сути они отличались от третьих только системой
вторичных навыков героя, что делало практически все навыки нужными
(все мы помним негодование, возникавшее, когда на уже практически
пустой карте без воды приходилось выбирать между дипломатией и
навигацией) и очередностью хода войск на основе инициативы (ну еще
не слишком удобным интерфейсом). Все вроде бы стало хорошо, но вот
пришли шестые «Герои».
ГРАФИКА? САДИТЕСЬ, «ЧЕТЫРЕ»
Что же они с собой принесли?
Насколько качественной оказалась игра от венгерских разработчиков «BlackHoleEntertainment»?
После регистрации в нескольких инстанциях и ввода пары серийных
номеров (развели бюрократию), встречает нас очень красивый
вступительный ролик, показывающий битву людей с нежитью, а
закадровый голос рассказывает нам историю семьи с такими ласкающими
слух именами: Вячеслав, Анастасия, Антон, Ирина, Кирилл, Сандор…
Последний оказался внебрачным, так что все нормально, успокойтесь. И
вообще о сюжете позже.
Первое, что бросается в глаза — это графика. Она действительно
хороша. Все модели проработаны до мелочей, вода плещется не хуже
настоящей. Да, владельцы не самой совершенной техники насладиться
этой красотой не смогут. А если и смогут, то с серьезными тормозами.
Но нам тормоза не помеха, это ж пошаговая стратегия!
При дальнейшем рассмотрении возникает ощущение, что графика-то
хорошая, но применяют ее как-то плохо. Постоянно мелькает мысль, что
пятые Герои были красивее. Да и с дизайном существ беда. Я сейчас не
про внешний вид, выглядят они отлично! Все демоны уроды уродами! Да
вот только отличить одного урода от другого порой сложно. Но самый
главный косяк, конечно же, с избытком белых полупрозрачных телок. С
этими вообще без пол-литра не разберешься. Некоторые из них,
например духи ручьев и элементали воды, попросту выглядят одинаково.
С графикой закончили, ей оценка 4. Дети остались довольны. На
остальное им плевать.
Музыка с минимальными изменениями взята
из пятых Героев. Музыка приятная, ненавязчивая и незапоминающася.
Оценка музыке — 4 с минусом за безынициативность.
Теперь и до сюжета добрались. Сценаристы явно насмотрелись
аргентинских сериалов вперемешку с «LOST». Дворянская семья с
вышеуказанными славянскими именами вовлечена в жуткие дворцовые
интриги, конфликт ангелов и безликих (это такие черные непонятные
духи), запугана слухами о грядущем вторжении демонов. Все это подано
в виде пролога, пяти основных кампаний по количеству замков и
эпилога. И главная фишка (по задумке сценаристов) заключается в том,
что действие основных кампаний происходит одновременно.
По прохождении первой кампании у игрока появляется лишь вопросы.
Вопросы класса: «Он кто?», «А кто его?», «Кто где?», «Какого х…?».
Прохождение второй кампании дает некоторые ответы, но вопросов
появляется еще больше. Только прохождение всей игры дает более или
менее внятную картину того, что происходит (если конечно игрок не
забудет какие-нибудь факты из первой кампании). Дети даже не будут
утруждать себя попытками вникнуть в эту муть. Сюжету — твердая
тройка.
«ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ»
Подходим к самому вкусному. Игровой процесс. Что собственно
представляют собой шестые «Герои»? Стандарт первых «Героев»
сохранен. Есть замки, есть герои и есть войска. Но все остальное…
Нет, не изменено, но сильно урезано и упрощено. Первой под нож
хирурга-кастратора попала экономическая система. Прощайте ртуть,
сера и драгоценные камни. Зачем думать, где найти все семь типов
шахт? Хватит и четырех! Надо же брать пример с успешных игр, таких
как Варкрафт, там только золото и дерево! И плевать, что Варкрафт не
пошаговый, он же классный!
Далее появилась возможность перестроить замок чужой фракции в свой.
Прощай комплектация армии класса «сборная солянка». Не будут более
ангелы с дьяволами бок обок под одним флагом сражаться. Зато не надо
думать куда этих дьяволов пристроить! Плюс к тому, армию теперь
можно нанимать в одном замке
сразу
со всего королевства! Не иначе каждый хилый гоблин обзавелся
«городским порталом», и как только пронесется весть, что герой
подходит к замку за подкреплением, все существа тут же
телепортируются в нужный город в надежде, что их наймут. Прощайте
множество героев-курьеров, прощайте караваны. Не нужно больше думать
над тем, где лучше устроить рекрутский набор. Выбираем ближайший
замок и вперед!
Кстати о «городском портале». Заклинание, которое в третьих «Героях»
гарантировало легкую победу, из-за чего было урезано в четвертых и
пятых, теперь доступно даже новорожденному. Достаточно построить
недорогое здание. Прощайте герои-резиденты. Не надо думать о защите
замка, ведь в любой момент можно телепортироваться туда, куда нужно,
и не имеет значения, хорош в магии герой или нет.
Выкинуты из игры так надоевшие всем мельницы и прочие строения,
приносящие еженедельный доход на предъявителя. Прощай рутинный сбор
средств. Не нужно больше думать кого выделить на это мерзкое
занятие. Но это, пожалуй, действительно пошло игре на пользу.
Наконец шахты и поселения существ имеет смысл посещать, только если
они нейтральны. Если они уже в чьей-то собственности, достаточно
захватить местный замок или форт. Прощай… да нет, ничего игра от
этого не потеряла, напротив, это действительно интересное
нововведение. Возможность напакостить врагу, отобрав у него шахту,
остается, правда приходится в этой шахте сидеть, пока не выгонят.
САДИТЕСЬ – ЗДЕСЬ ПРИДЕТСЯ
ДУМАТЬ
Наиболее сильная сторона игрового процесса — это тактический бой.
Тут действительно разработчики потрудились на совесть. Перед нами
предстает невиданное доселе богатство тактических приемов: войска
прикрывают друг друга, работают в связке, прячутся в укрытиях, имеют
множество способностей, а герой своим специальным умением может
внезапно переломить ход битвы. Жаль только, что из-за безмерной
затянутости миссий, тактический бой каждый раз хочется пропустить.
Последнее и самое масштабное нововведение — система прокачки героя.
Ого, да здесь нужно думать. Нам с самого начала дают полную свободу
выбора, качайся, как хочешь. Думать, что делать с героем, надо с
самого начала. Строить ли из него испепеляющую машину, благородного
рыцаря, защищающего свои войска божественным светом, или же тупого
вояку, на каждом ходу раздающего банальные удары по башке. С самого
начала надо выбрать сделать ли из него милосердного праведника, или
же хладнокровного убийцу, это повлияет на все навыки героя. С одной
стороны это прекрасно, поскольку позволяет создать настоящую машину
для убийства, но с другой стороны новички попросту запутаются в этом
обилии умений и с каждым проигранным боем, у них будет расти лютая
ненависть к этой игре.
Что мы имеем в итоге? С одной стороны,
в стратегической части игры мозг не требуется вовсе, с другой, к
прокачке героя надо подходить с умом и осторожностью. Как же можно
на фоне всех упрощений подсовывать детям такую сложную задачу? Тут дело не в
сложности, а в закосе под «World of Warcraft». Там тоже с самого
начала мы выбираем, кем станем, а потом осторожно экспериментируем с
умениями, пока не получится идеальный боец (танк, хил). Так что эту
задачу детям решать не впервой. Окончательная (субъективная) оценка
игровому процессу — 3. Ну а дети в восторге.
Следующий пункт — мультиплеер. Собственно ради него все и
затевалось. Нужно играть все больше и больше, зарабатывая уровень
династии (это главный показатель онлайн-крутости в шестых «Героях»).
Чем выше этот уровень, тем больше открывается плюшек, как совершенно
бесполезных, таких как аватары и титулы (типичный пример: Dimas666
Неустрашимый с белой полупрозрачной телкой на аватаре), так и очень
полезных в игре: начальные бонусы и оружие династии (такие
мега-мечи/мега-посохи, которые можно переносить из игры в игру,
чтобы они становились все мощнее и мощнее). Попутно введена
популярная нынче система достижений, также заставляющая играть все
больше и больше, чтоб в итоге показать всем в сети какой ты крутой.
Оценка мультиплееру — 5, но с баааальшиииим минусом, потому как в
вопросе не дать игроку умереть со скуки, пока ходят другие,
разработчики сделали огромный шаг назад, по сравнению с пятыми
«Героями».
И КТО ЭТО ЗДЕСЬ ХАЛТУРИТ?
Наконец, последний пункт:
ХАЛТУРА!!! Я до сих пор поверить не могу, что они
позволили
себе выпустить настолько сырую игру! На данный момент есть уже 3 (три)
патча, но игра все равно заставляет проклинать ее разработчиков и
все на свете. Проклинаешь постоянные графические баги, в лице
бесследно исчезающих героев и объектов с карты. Проклинаешь дурацкий
интерфейс, в котором невозможно найти иконку нужного замка, и
непонятно какой герой выбран в данный момент. Проклинаешь
изуродованный экран города. Владельцы слабых компьютеров проклинают
постоянные вылеты раз в десять минут. Проклинаешь неработающие
умения войск и героев. Проклинаешь тупейший быстрый бой,
заставляющий переигрывать бой вручную, каждый второй раз, вследствие
чего прохождение одной миссии растягивается на несколько часов (дней).
Проклинаешь пропадающие бесследно артефакты и, в особенности, оружие
династии. Проклинаешь неожиданно низкий прирост войск, хотя согласно
описанию недели урожая, их должно было быть вдвое больше нормы.
Да, сейчас я расскажу о пяти представленных в игре замках. Да,
именно в разделе «ХАЛТУРА!!!», потому что с этим связан еще один
сильно разочаровавший меня факт. Первый замок — некроманты, их фишка
в оперативной реанимации павших отрядов непосредственно на поле боя.
Ими проще всего выигрывать битвы без потерь. Второй замок — люди.
Они предпочитают в принципе не получать урон, а если и получают, то
сводят его к минимуму. Далее следует рыбный замок с японскими
названиями существ и разрезом глаз героев. Эти любят сходить первыми,
а врагов вовсе лишить хода. Четвертые — демоны. Призывают огромные
подкрепления прямо на поле боя, и вообще своим поведением напоминают
зергов. И, наконец, варвары. У них никакой фишки нет, они тупо лупят
от души. Но где титаны? Да черт с ними с титанами, где ЧД??? Чем
думали разработчики, когда взяли и выкинули из игры ее главный
символ? Может быть я предвзят. Но за все вышеизложенное я добавляю
еще одну дополнительную оценку - единицу.
В итоге мы имеем нестабильную тройку. Игра разочаровала. Но дети (если
совладают с гневом, вызванным багами и общей сыростью игры) будут
довольны. Но спасет ли это бренд? Вопрос.