ЦИВИЛИЗАЦИЯ - 5: GODS AND
KINGS
То, что у
"Цивилизации-5" будет аддон, следовало ожидать.
Так было и в 3-й
и в 4-й играх серии. Вот только вышел он не в пример прочим аддонам
очень не скоро. Так называемые DLC - не в
счет. Хотя их было довольно много, но они лишь с каждым разом добавляли
не более чем одну-две нации, пару чудес света, еще несколько мелких
усовершенствований. Но все это были маленькие приятные сюрпризы, не более
того.
И вот вышел аддон Gods & Kings. И
тесное знакомство с ним быстро дает объяснение, почему он так
припозднился, и, кстати, почему у него такое название.
В общем и целом новое дополнение можно охарактеризовать цифрами: нам добавили почти 30 новых,
юнитов, дюжину новых зданий, 9 чудес света м целую плеяду
новых игровых наций.
Но тут надо
сделать поправку - часть из них ранее выходили как
DLC.
Так что если вы не приобретали прежде этих небольших
дополнений, можете утешиться - почти все они вошли в
Gods & Kings.
Однако вряд ли аддон претендовал на то, чтобы быть шагом вперед в
эволюции игры, если бы в нем оказалась только пачка новых юнитов и
зданий. Существенному апгрейду подвергся сам
движок, что дало возможным ввести в "Цивилизацию 5" религию и шпионаж. Но
оба эти игровых элемента, без которых "Цивилизацию" вообще трудно
представить - это ее классика, реализованы здесь не так, как в ее
предшественнице - Civilization-4. Новая
религиозная система очень непроста и поначалу совершенно не привычна.
Религии практически те же, что и были с небольшим довеском, однако путь
к духовному совершенствованию здесь совсем иной (как и операции плаща и
кинжала).
Сначала вы открываете самую примитивную религию - язычество. Для этого
надо построить минимум одно здание - святилище, которое начнет накапливать вам
очки веры. Как только их станет достаточно, вы можете основать Пантеон.
Это не столько здание, сколько символ самой веры. Причем, уже при
выборе Пантеона, вы выбираете и какому богу будете молится: богу Любви,
Пустыни, Войны и так далее - у каждого свой бонус.
Бог Любви дает, к
примеру, + 1 к настроению в каждом городе, достигшем 6 единиц населения,
а настроение в Ц-5 - чрезвычайно важный фактор. А Бог Пустыни с каждой
обрабатываемой клетки пустыни добавляет очки верований.
И только потом мы идем к основанию собственно религии: Христианства,
Буддизма, Даосизма и прочих фундаментальных божественных Церквей.
Основать свою религию - еще та мука. Тут очков веры не достаточно, нужно,
чтобы в вашем государстве появился Великий Пророк. Только он и может
основать новую Церковь. И не дай бог опоздали - все религии могут
разобрать и вы так и останетесь на уровне язычества
или будете ждать иностранных миссионеров. Это, конечно, не
катастрофа, но лишает многих бонусов, ведь очки веры можно тратить на
разные усовершенствования (монастыри, мечети) , покупая их, как вы покупаете здания и юниты за
звонкую монету.
Мало того, не все государства могут основать религию. Индия, например,
может основать Буддизм, любая европейская страна - Христианство (причем
они рвутся именно к своим, национальным религиям. А вот у таких стран,
как Карфаген, Гунны и Полинезия могут возникнуть проблемы. К слову,
маленький, но плюс - можно изменить название религии.
А то, согласитесь, как-то странно, если кельты выбрали себе Христианство, то почему
это не могут сделать шведы или англичане, вынужденные "открывать" себе
даосизм или синтоизм. Нелепость! Так хоть название разрешили дать свое,
к примеру запросто можно изменить синтоизм на "кальвинизм",
"католицизм", хоть на "Свидетели Иеговы".
Жаль только значок религии менять
нельзя, что тоже не мешало бы.
Распространение вашей религии сначала на ваши города, а затем и на
соседей, дает вам многочисленные бонусы, выражающиеся в возможности
укрепить вашу церковь. То есть, выбрать новые бонусы из довольно
обширного списка религиозных направлений, по которым вы хотите
развиваться. В зависимости от того, какое течение в вашей вере вы выбрали,
вы будете получать либо больше золота (церковная десятина) , либо больше
веры, либо больше культуры, либо "молоточки", повышающие
производительность ваших городов.
Результат этих нововведений очень сильно повлиял на начальную фазу игры.
Приходится спешить со строительством ранних религиозных зданий, для чего
желательно как можно быстрее построить два города и в каждом - по
святилищу. Но
это в ущерб обороне. А соседи не дремлют, особенно, если вы уже опытный
игрок и выбрали сложный уровень. Пока вы возитесь со своими религиозными
песнопениями, какие-нибудь не очень разборчивые в религиозных вопросах
гунны могут вас попросту сожрать.
Из выше сказанного становиться понятен смысл названия самого аддона
"Боги и Короли"
Другой новацией, вернее возвратом к классическим основам цивилизации,
стал шпионаж. Шпионы с карты пропали, они теперь сидят только в особой
панели управления вашими секретными операциями. Тут мы им назначаем
задания, направляя в чужие города (красть секреты, подрывать
спокойствие, подтасовывать выборы) или в свои (контрразведка). Шпионы
появляются медленно, их мало, задания тоже выполняют не спешно, однако
польза их чрезвычайно велика, а потеря прокачанного шпиона - настоящая
стратегическая трагедии.
Благодаря шпионам появилась интересная опция обмена информацией с
дружественными государствами о намерениях злобных соседей, если
они замышляют тайное нападение или сговор (как правило, предостережение
сбывается). С помощью шпионов также можно склонять на свою сторону
города-государства, ослабляя там влияние других держав.
С новыми юнитами и зданиями все просто: чем их больше, тем их лучше. У
некоторых из новых цивилизаций оказалось сразу по два новых юнита. Это,
конечно, прогресс, игра стала красивее. Карфагенские слоны - просто
шедевр, как, впрочем, и большинство юнитов в Цивилизации-5. Хотя
некоторые вызывают недоумение. Как, к примеру, таран у гуннов, одиноко
ползающий по карте. Появились и
некоторые другие подвижке в области графики: лучники теперь не сразу апгрейдятся в арбалетчиков, а получили промежуточную стадию развития
(меткие лучники) со своими продвинутым дизайном.
В индустриальную эпоху
добавился новый юнит - пулемет Гэтлинга. И десяток новых юнитов найдем в
сценариях (их несколько), которые найдете в меню Gods
& Kings - нормандские меченосцы, клинабарии, хускарлы и
прочие.
Но сценарии, мягко говоря, дань традиции. Искать там что-то сверх
ординарное - не стоит. В сценарии "Падение Рима" у Римской Империи все
те же 2 специальных юнита: легион и баллиста. Уже одно это говорит о его уровне
и привлекательности для игрока.
А вот уровень игры в целом поднялся значительно (шпионаж и религия).
Изменился баланс сражений: юниты теперь не гибнут при первом же
столкновении. Бои стали более затяжными: 1 юнит может выжить при
последовательных атаках на него равных ему по мощи отрядов. Есть и некоторые
улучшения в графике. Рынки, к примеру, те что строятся на клетках вне
города, которые ранее выглядели непонятным набором цветных кубиков -
теперь просто роскошны. В целом игра стала красивее.
КОРОЛИ И КАПУСТА
Как водится, в финале небольшие размышления у парадного подъезда.
"Цивилизация" в очередной раз показала, что у нее есть потенциал и что
старина Сид
готов вкладывать в нее и дальше усилия своей команды и деньги партнеров.
Вот только у нее был и остается один тяжелый недостаток, комический,
прямом скажем. Ну почему, объясните мне, эволюция столь не похожий армий
из столь разных цивилизаций идет так топорно, что их отличает только 1-2
специальных юнита, появляющихся к тому же в разные эпохи.
А все
остальные модельки - под одну гребенку, как те двое из ларца одинаковы с
лица, как старом мультике про Вовку в Тридевятом царстве. Представьте
себе для сравнения современную игру на тему Второй Мировой войны с графикой под
видеокарты последнего поколения. Допустим, в ней с десяток участников. И у всех только по одному "специальному" юниту. У СССР - это "тридцатьчетверка", у Германии солдат "SS",
у Японии - "Зеро", у Италии - берсальеры. А все остальные войска у всех стран одинаковые: в
одинаковой униформе, с одинаковым оружием, одинаковой техникой:
абстрактные танки, пушки самолеты...
Будете вы играть в такую игру? Сомневаюсь. Такой прием прокатывал в
начале - середине 90-х, на заре игровой индустрии. Но не сейчас.
Тем не менее "Цивилизацию-5" мы проглатываем именно в таком виде, когда
большинство юнитов - на одно лицо. Одинаковые мечники, копейщики, танки,
пушки.
А ведь не такие уж большие затраты нужны на то, чтобы дизайн
каждой цивилизации приобрел уникальность. И тогда наша "Цива" могла бы
быть просто шедевром.
Ну ладно, это все хныкание фана.
Пора и честь знать. О аддоне все, или почти все, в принципе уже сказано.
В завершение дадим полный список новых наций, их особых юнитов и игровых
особенностей.
Карфаген
Лидер
- Дидона.
Особенности фракции: Все прибрежные города бесплатно получают
гавань. После появления первого великого полководца войска могут
пересекать горы. Завершая ход на клетке с горой, отряд теряет 50 ОЗ.
Специальный
юнит - лесные слоны. Мощные юниты начала игры. Уязвимы для
копейщиков. Эти войска мощнее в бою, чем всадники, которых они
замещают, к тому же они внушают страх соседним вражеским юнитам. Лесные
слоны помогают быстрее получать великих полководцев.
Специальный
юнит - Квинкирема. Мощное судно древнейшего мира, которое стало
властителем морей благодаря мощнейшей атаке в ближнем бою.
Особое здание- нет.
Византия
Лидер - Федора
Лидер
- Густав II Адольф
Особенности фракции: Великая Церковь Христа
Позволяет выбрать на одно верование больше при основании религии.
Специальный
юнит - Катафрактарии. Быстрые и мощные конные подразделения начала
игры. Уязвимы для копейщиков. Их могут создавать только византийцы.
Эти подразделения мощнее в бою, лучше обороняются и лучше атакуют
города, чем всадники, которых они замещают.
Специальный
юнит - Корабль Древнейшего мира остается самым мощным кораблем в
Античности благодаря дистанционной атаке греческим огнем.
Особое здание - нет.
Швеция
Лидер
- Густав II Адольф
Особенности фракции: При передаче великого человека
городу-государству влияние на него растет на 90. При дружбе
появление великих людей ускоряется на 10% у обеих сторон. У нации
2 специальных юнита.
Специальный
юнит - Хаккапелиты. Элитное кавалерийское подразделение, которое
полностью проявляет себя при взаимодействии с великим полководцем. Его
могут создавать только шведы.
Специальный
юнит - Каролинская пехота. Ударные сухопутные войска, подготовленные
для длительных переходов - в том числе за пределами родной державы.
Особое здание - нет.
Дания
Лидер
- Харольд Синезубый
Особенности фракции: Погруженные на борт юниты получают +1 к
ОП и тратят всего 1 ОП на высадку с моря. Юниты ближнего боя не тратят
ОП на грабеж.
Специальный
юнит - Берсеркеры. Сильное сухопутное подразделение эпохи
Средневековья для сражений на передовой, специализирующееся на атаках с
моря. Только датчане могут создавать их. Замещают мечников с длиннымы
мечами.
Специальный
юнит - Мушктеры на лыжах. Сильное сухопутное подразделение средних
этапов игры для сражений на передовой, специализирующееся на действиях в
снегу, тундре и на холмах. Замещают стрелков.
Особое здание - нет.
Нидерланды
Лидер
- Вильгельм Оранский.
Особенности фракции: Оставляет 50% от настроения за
редкий ресурс, если последняя его единица была продана другой державе.
Специальный
юнит - корабль морских гезов. Корабль, созданный специально для
нападений на прибрежные города и захвата вражеских судов.
Особое
здание - Польдер, осушенная и огороженная дамбами низина. Как
правило, польдерами становятся осушенные участки рек, болот, морских
заливов или пойменных земель, дает + 3 пищи на клетку
Австрия
Лидер
- Мария Терезия
Особенности фракции: Дипломатическая уния. Позволяет тратить
золото на то, чтобы присоединять или делать сателлитами союзные
города-государства.
Специальный
юнит - гусары. Быстрое кавалерийское
подразделение, предназначенное для разведки и стремительных
кавалерийских налетов. Особенно опасно при атаках с фланга.
Особое
здание - Кофейня.
Увеличивает на 25% скорость возникновения великих людей в
городе.
Эфиопия
Лидер
- Хайле Селассия
Особенности фракции: Дух Адуа, +20% к боевой мощи в сражениях против
державы с большим числом городов, чем у Эфиопии.
Специальный
юнит - мехал сефари , ударное сухопутное
подразделение. Они особенно хорошо сражаются на пересеченной местности и
держат оборону рядом с эфиопской столицей. Эти войска могут создавать
только эфиопы.
Особое
здание - стелла, уникальная эфиопская постройка,
замещающая монумент. Она ускоряет рост культуры и веры в
городе, способствуя расширению его территории и развитию общественных
институтов и религии.
Кельты
Лидер
- Буодика
Особенности фракции: Легенды друидов. Дают +1 к вере в каждом
городе рядом с клеткой леса без улучшений. Дают +2 к вере, если
таких клеток 3 и больше.
Специальный
юнит - воин-пикт , обладает бонусом в бою вне дружественной
территории и может грабить вражеские улучшения без дополнительных затрат
ОП. При уничтожении воинами-пиктами врага держава получает 50% его
боевой мощи в виде очков веры.
Особое
здание - Зал для танцев кейли - уникальная кельтская
постройка Нового времени, замещающая оперу. Он ускоряет рост
культуры и повышает настроение.
Гунны
Лидер
- Атилла.
Особенности фракции: Города разрушаются в два раза быстрее. Названия
для городов берутся у других держав. На начало игры есть технология
"Животноводство". Выгоны дают +1 молоточек к производству.
Специальный
юнит - Конные лучники. Быстрое дальнобойное подразделение,
использующее тактику внезапных налетов. Его могут создавать только
гунны.
Специальный
юнит - Таран. Осадное орудие, смертоносное в ближнем бою при атаках
городов. Его могут строить только гунны.
Особое здание - нет.
Корея
Лидер
- СеджонУченые Нефритового зала
Особенности фракции: +2 к науке от всех специалистов, и
улучшений, сделанных великими людьми. При постройке научного здания или
чуда в столице развитие науки временно ускоряется.
Специальный
юнит - Кобуксон
Тяжелобронированный морской корабль эпохи Нового времени, который
чрезвычайно трудно уничтожить. Кобуксон не может выходить в открытый
океан.Замещает каравеллу.
Специальный
юнит - Хвачха. Противопехотные ракеты эпохи Средневековья.
Эффективны против сухопутных войск, но слабы в бою с городами. Могут
быть построены только корейцами. Замещают требушеты.
Особое здание - нет.
Полинезия
Лидер
- Камеамеа
Особенности фракции: Юниты могут пересекать океаны на борту. +1 к
обзору на борту. +10% к боевой мощи в 2 клетках от комплекса моаи.
Специальный
юнит - воин маори
Подразделение Древнейшего мира, которое внушает страх соседним
вражеским юнитам, снижая их боевую мощь. Его могут создавать только
полинезийцы. Воины-маори замещают обычных воинов.
Особое
здание - комплекс Моаи. Большие, человекоподобные фигуры, высеченные
из вулканической породы. В мире они больше известны как "статуи с
острова Пасхи" .
Дают дополнительный культурный бонус.
Майя
Лидер
- Пакаль
Особенности фракции: После открытия богословия бесплатно дает
великого человека в конце каждого цикла длинного календаря майя (раз в
394 года). Каждого великого человека можно выбрать только один раз.
Специальный
юнит - копьеметатели
Копьеметатели дешевле и становятся доступны раньше, чем лучники,
которых замещают. Самый ранний стрелковый юнит в игре.
Особое
здание - Пирамида Майя- уникальная для цивилизации майя
постройка Древнейшего мира, замещающая святилище. Она ускоряет рост
науки и веры в городе, способствуя открытию новых технологий и
развитию религии.
|
|