ОН СКАЗАЛ - ПОЕХАЛИ!
Жанр глобальных космических стратегий 4X типа (что значит с английской
аббревиатуры - «eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate» — «исследуй,
расширяй, эксплуатируй, уничтожай»), некогда процветавший, сейчас, увы,
находится в весьма плачевном состоянии. «Master of Orion» и «Galactic
Civilization» были выпущены уже довольно давно, а недавно вышедшие «Sword
of the Stars 2» и «Legend of Pegasus» потонули в бесконечном океане
багов. И если первая ещё может ещё держаться наплаву, после задраивания
наиболее серьезных пробоин, то вторая уже, кажется, не всплывет никогда.
Совсем другое дело - игра «Endless Space», которая была полностью
играбельна уже на стадии бета-версии! Такая тщательная «дезинсекция» не
удивляла - ведь игру можно было купить уже на стадии бета-версии! Купив
игру ещё в те времена, я нисколько не пожалел. Почему - читайте дальше!
Завязка проста, и даже, можно сказать, тривиальна для подобного жанра -
жили-были некогда некие Вечные (Endless - отсюда, кстати, происходит и
название игры «Endless Space», в оригинальном варианте получается некая
игра слов). Жили-были, а потом вдруг раз - и исчезли, оставив после себя
целый космос разнообразных артефактов и технологических чудес. А нам,
собственно, по ходу игры, предстоит изучить эти различные артефакты. Ну,
то есть, это если погружаться в роль - как правило, цель стоит гораздо
более прозаичная - остаться единоличным хозяином галактики. Как-то
подробнее история не раскрывается - описания в ряде технологий и
артефактов слишком несущественны, да впрочем, и ладно - мы ж не в
сюжетную RPG играть собрались?! Нет - и ладно. Кампании, могущей пролить
свет на сие безблагодатное исчезновение местной расы господ тоже нет,
хотя перед началом кампании показывается небольшой ролик и вступительный
брифинг относительно ситуации в безвоздушном геополитическом
пространстве.
Фракции, представленные в игре, тоже отдают сильным духом, даже не
заимствования, а плагиата - но это даже хорошо, поскольку хорошо
известно, что одной из проблем космических стратегий и симуляторов
является сложность вживания в роль. В фэнтэзи-то все просто - если есть
орки - значит, они злые, кровожадные и сильные. Исключения редки. В
общем - видите орков и уже сразу понимаете с кем дело ведете. А если бы
вы увидели каких-нибудь пушистохвостых белочешуйчатых пятиногих
бронтокряков? Вот-то то и оно. Да и выдумывать с нуля не у всех хорошо
получается. Поэтому, знакомьтесь:
Единая
Империя - амплуа «злобные колонизаторы» - коварное
эксплуататорское империалистическое государство, возглавляемое
обожествленным Императором, и управляемое корпорациями и олигархией.
Империя огромное государство, поэтому, многое ускользает из рук
Императора, отчего генералитет и финансовые воротилы имеют в ней
огромное влияние. Быстро колонизируют и развивают планеты, а отважные
солдаты Империи дадут прикурить многим в этой галактике! Графически,
фракция выполнена в смешанном средневеково-ренессансном стиле. Легко
обнаружить в ней такие прототипы как Империум человечества из «Warhammer
40.00», фракцию Земная единая корпорация из «Since of the Solar Empire»,
да и наверное, даже Третий Рейх.
Софоны
- амплуа «добрые ученые» - цивилизация классических «серых человечков»,
жизнь которых полностью посвящена технологическому совершенствованию.
Отсутствие военных бонусов ещё не означает, что софоны будут слабым
противником - ведь на их стороне будет постоянное технологическое
превосходство! В дипломатическом плане софоны - существа мирные, и это
понятно, поскольку война мешает им добиться научной победы.
Хишшо
- ампулуа «злые завоеватели» - эволюционировавшие из птиц, эти жестокие
существа, обладающие прирожденным чувством полета - отличные пилоты и
умелые войны, пожалуй даже - лучшие в галактике. За это хишшо приходится
расплачиваться замедленным научным развитием, поэтому игра за эту расу
как правило, рассчитана на блицкриг. Хишшо превыше всего ценят честь и
воинскую доблесть, что делает их похожими на межзвездных самураем.
Дизайн кораблей стилизован под различные виды представителей птичьих.
Амебы
- амплуа «добрые дипломаты» - простейшие существа с океанической
планеты, мутировавшие за миллионы лет в философов и торговцев. Амебы -
несмотря на свою форму простейших - лучшие дипломаты во вселенной, что
позволяет им с легкостью заключать выгодные им договоры и пакты. Также,
из-за врожденного взаимопонимания между амебами они могут поместить
больше кораблей во флот, что увеличит его мощь. Интересен и дизайн
фракции - корабли напоминают огромный планктон, парящий в безвоздушном
пространстве.
Автоматы
- амплуа «добрые изоляционисты»- раса мирных роботов, созданных когда-то
в качестве эксперимента давно исчезнувшей цивилизацией Рейян, загубивших
свою планету антиэкологической политикой. С тех пор, автоматы
восстановили родной мир, и отправились покорять другие - хотя покорять,
это не совсем правильное слово в понимании автоматов. Они считают, что
все планеты - это сады, за которыми нужен постоянный и тщательный уход
автоматов.
Пожиратели
- амплуа «злые разорители» - софрмировавшаяся из инстектоидов форма
жизни, постоянно улучшающая себя путем кибернетических протезов. Для
пожирателей незнакомы слова «союз», «мир», «торговля» - для них
существует только слово «война». Они ведут её со всеми фракциями с
самого начала игры и до самого её конца, ведь кормление огромного улья -
единственная цель межзведной саранчи. Эта фракция появилась одна из
первых в игре, и в её облике можно обнаружить хорошо знакомых нам зергов
из серии «Star Craft», тиранидов из «Warhammer 40.000» и боргов из
сериала «Star Trek».
Горацио
- амплуа «нейтральные экспансионисты» -интересной особенностью этой
фракции является тот факт что она состоит из... одного человека,
Горацио. Правда, клонированного миллиарды раз. Безумие и
самовлюбленность одного имперского триллионера и олигарха привели его к
тому, что он обнаружил планету с продвинутой системой биоинжинерии - и
там, со скуки, создал миллионы подобных себе! Теперь, с системой
клонирования, Горацио намерен покорить все миры известной галактики и
заселить их... прекрасным собой!
Сеятели
- амплуа «нейтральные строители» - раса, созданная расой Вечных, с одной
целью - подготовить прибытие своих создателей. Для этого они
обустраивают миры и колонизируют их - при этом, сеятели имеют
способность с самого начала игры колонизировать любую планету! Хотя их
флоты медлительны, они не остановятся ни перед чем, чтобы выполнить свою
религиозную миссию, в которую за тысячи лет превратилась встроенная в
них программа - и они не будут трогать другие формы жизни, пока они не
станут мешать великой цели возвращения Вечных!
Пилигримы
- амплуа «добрые разведчики» - группа ученых-диссидентов, бежавших из
под правительства Единой Империи, и захвативших планету с целью добиться
независимости от императора. Пилигримам помогли софоны в освоении новых
технологий, отчего они стали одной из самых технологичных фракций в
галактике! Пилигримы не привязаны к родной планете - они могут спокойно
эвакуировать её и перевезти все население в другое, более безопасное
место, что особо актуально во время войны! Быстро захватывают планеты,
но также быстро их и теряют. Сама идея фракции и общий стиль отчетливо
напомнинают альянс повстанцев из «Star Wars».
Шередин
- амплуа «злые колонизаторы» - изначально - личная гвардия, преторианцы
императора, теперь - огромный наемнический флот, оказывающий военные
услуги любому, кто им заплатит. Флот Шередин - исключительные
профессионалы, по сути - отдельная каста в императорском флоте, со своей
организацией, структурой и экономикой. Сама по себе - практически
полностью идентична Единой Империи, начиная от дизайна кораблей и
заканчивая основными особенностями фракции. Очевидны влияние орденов
космодесанта из того же «сорокотысячника» и имперских сардуакар из
«Дюны».
ПРОСТОРЫ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
Экономическая система достаточно проста. Всего существует четыре ресурса
- это еда, необходимая для роста населения в подконтрольных мирах,
промышленность, необходимая для роста производства планеты, наука,
незаменимая для технологического превосходства над соперником, а также
пыль - что-то вроде местного аналога спайса из «Дюны». Причем в
численном выражении отображается только пыль - она в «Endless Space»
играет роль денег - остальные ресурсы как таковые, в основном являются
модификаторами развития вашей межзвездной цивилизации.
Развитие империи многослойно. Хотя сама по себе игра позиционируется как
макростратегия, и у неё, действительно, есть очень удобный
макроменеджмент, развитие империи начинается с планеты -она - основная
ячейка любого галактического государства в игре. Для каждой планет,
прежде всего, необходимо выбрать свой сценарий развития - быть может,
вам нужна хлебница империи? Тогда выбирайте сельскохозяйственную
эксплутатацию! А может быть вы гонитесь за технологической победой? В
таком случае развивайте наукоемкое производство на планете! Однако,
будьте внимательным - сомнительно, что развитие планеты под сельское
хозяйство будет правильным на газовых гигантах или вулканических
планетах - гораздо лучшим его развивать будет на планетах земного типа!
Соответственно, науку лучше развивать на холодных планетах,
промышленность - на вулканических, а деньги лучше всего вышибать из
планет пустынного типа, или океанического. На вторых за счет туризма, а
на первых... ну, вероятно из-за пустынных червей, бороздящих просторы
всех пустынных планет в галактике... э-э-э, что-то я отвлекся. Впрочем,
часто на планетах встречаются те или иные бонусы, называемые
планетарными особенностями - там прибавка к производству, здесь - к
довольствию населения, в другом месте - ещё что-то. Порой прибавки
оказываются настолько мощными, что, по сути, сами определяют лучшее
развитие планеты.
После того, как мы определились с развитием планеты, наступает пора
развития звездной системы. Здесь мы можем построить здания, которые
будут действовать уже на все планеты в системе - при этом, выбирать их
также стоит внимательно, учитывая то, какие планеты в ней находятся - не
будет смысла строить улучшенные фермы в системе, с одной маленькой
планетой, на которой нет и 2 условных единиц населения (как сказали бы
знатоки Civilization - 2 жителей), или строить сеть гостиниц в системе,
где нет ни одной туристически пригодной планеты. То, насколько серьезно
вы подойдете к делу стратегического планирования во многом определит
успех партии.
Однако, не только планетами едиными определяется течение партии. В деле
победы над враждебными ксеноморфами вам помогут герои. Да, куда же без
них. Герои будущего времени делятся на различные типы - от шпионов и
полководцев, до магистратов и магнатов. Обычно герои совмещают в себе
сразу несколько специальностей, что очень удобно. Помимо этого, их
способности можно и нужно прокачивать - поскольку герои порой дают очень
серьезные бонусы в деле, которое вы поручили ему вести. То прибавку к
производству в верноподанной системе обеспечит, то увеличит шанс победы
в сражении...в общем - одна польза. Увы, нанять сколько императорской
душе угодно героев не выйдет - в академии героев, как она здесь
называется, существуют определенные квоты на нанимаемых героев, которые
можно расширить технологическим способом. Ну, и конечно, вопрос
финансовый - чем лучше прокачен герой, тем больше стоит его
использование и ежеходовая плата за услуги. Кстати, героя можно нанять
любой фракции и расы - такой вот космический интернационализм и
наемничество.
Ну, и разумеется, в мире далекого будущего не обойтись без
технологического развития - отстав в технологиях, можно запросто
проиграть всю партию за несколько ходов. Само дерево технологий больше
напоминает на куст с четырьмя независимыми ветками - это военное дело,
колонизация, экономика и фундаментальные исследования. Увы, исследовать
все сразу не получится - придется выбрать для исследования какую-то одну
технологию. И если первые технологии будут изучаться буквально за 2-3
хода, то последующие придется изучать уже значительно более долгое
время. Важно также и то, что с развитием технологий нужно подгадывать -
не все они полезны на всех этапах игры. Так технология Межзвездное
содружество, обеспечивающая значительное увеличение довольства
населения, пригодится лишь где-то в середине партии, когда империя
вырастет до значительных размеров, отчего довольство в подконтрольных
системах будет падать. Открыв эту технологию на раннем этапе развития,
вы толком ничего не получите, поскольку довольство на всех планетах и
так высоко, а время потеряете. А ИИ, тут, кстати, не спит - только
почует слабину - так сразу нападет. Впрочем, проигрывая биться до
последнего солдата и изображать Дункана Маклауда не будет - предложит
мир, что, несомненно, в похвалу разработчику. Однако, сама по себе
дипломатия в игре слабенькая - и нужна в общем-то, по большей части, для
организации передышек перед новыми военными походами.
MAGIC THE GATHERING В КОСМОСЕ
Без сомнения, военной составляющей в игре разработчиками было уделено
немало внимания. Различные виды корпусов, двигателей, отражателей,
ракетных установок, и прочего, хотя, конечно , и не столько, сколько в
той же Sword of the Stars. Однако, для ведения боевых действий, богатых
тактикой и стратегией вполне достаточно. Как водится, новое оружия и
виды брони открываются после исследования соответствующих технологий на
технологическом кусте. Тут кстати, без особой фантазии - все как в
Galactic Civilization 2 -существует три вида вооружения: лучевое,
ракетное и снарядное. Соответственно для противостояния их
разрушительному воздействию используются защитные экраны, противоракеты
и бронелисты. Присутствует в игре и конструктор кораблей. Увы, в отличии
от аналогичного конструктора в Galactic Civilization 2 результаты наших
преобразований над звездолетом графически на нем не отображаются. Не
отображается графически и установленное оружие, поэтому определить на
глаз, как мы только что вооружили и бронировали корабль, невозможно.
Макростратегичность Endless Space Проявляется и в боевых действиях - мы,
как правитель государства, не обязаны следить за каждым корабликом,
посланным в бой, и направлять огонь его главного орудия. Ещё до того,
как космические флотилии сойдутся меж собой в смертельной битве, мы
вольны выбрать порядок ведения боя, представленный в виде карт событий,
напоминающих Magic the Gathering. Удачная комбинация этих
приказов-событий - ключ к успеху в баталии. Поэтому, для того чтобы
верно применить карточки нужно знать вооружение и броню противника, ну и
обладать неким шестым чувством - угадать, какие карты будет использовать
оппонент. Эта система придает бою особую изюминку - так как кораблями
напрямую управлять нельзя, уровень планирования возрастает весьма сильно
-ведь нужно, по сути, иметь готовую стратегию боя ещё до него. Сами
карточки приказов, как и новые виды вооружений со временем
разблокируются в технологическом кусте.
А вот наземных сражений в игре нет, и это печально. Захват систем идет
по принципу - повесил корабли у орбиты - жди, когда система перейдет под
твой контроль. А ведь могли бы сделать, как в той же, неоднократно уже
упоминавшейся Galactic Civilization 2, которая явно была вдохновителем и
примером для подражания у разработчиков.
НА ПЫЛЬНЫХ ТРОПИНКАХ ДАЛЕКИХ ПЛАНЕТ
В современной индустрии есть факт, ставшей объективной уже реальностью,
от которой никуда не деться - графика напрямую определяет успех игры. И
здесь Endless Space дает сто очков вперед любой не только космической
стратегии, но и в жанре стратегий вообще (исключая, разве что,
стратегический overtop - Shogun 2) - игра фантастически красива! Можно с
десяток минут рассматривать вращающиеся планеты, космические корабли,
карту галактики, поражающие своей не только высокой детализацией, но и
высокой оптимизацией -вся эта красота не будет тормозить даже на весьма
средних конфигурациях (в отличии от того же Shogun 2, кстати). Наблюдать
за космическими битвами - одно удовольствие, складывается ощущение, что
ты смотришь хороший фантастический фильм про далекое будущее. Не
обошлось и без, казалось бы, незначительных, но очень нужных в деле
погружения в роль космического правителя вещей - так например, по мере
развития и застройки планеты она покрывается городами, магистралями и
космическими базами, видимыми из космоса - так кстати, на глаз можно
оценить и развитие планеты, что очень удобно! К сожалению, есть
у игры и недостатки. Так, не зря в обзоре постоянно подчеркиваются
заимствования - что само по себе не есть плохо, да и Endless Space Они,
в принципе к лицу, однако складывается впечатление, что разработчики
прямо-таки боялись добавить что-то новое, свое, стараясь сделать
классическую 4X стратегию, ограничившись лишь некоторыми нововведениями.
Поэтому увы, реиграбельность Endless Space, как ни старались сделать
разработчики непохожими свои расы, является невысокой - захвативши
раз-другой галактику, вероятность того, что вы захотите сделать это в
3-й, 4-й, 5-й, 10-й, и так далее разы мала, в отличии от той же серии
Civilization. Также, из-за слишком большого упора на макростратегический
режим, управлять империей становится с определенного момента достаточно
скучно - знай себе, перемещай ползунки налогов! Даже такой милой любому
межзвездному владыке возможности переименовать планету нет, поэтому
придется всю игру иметь дело с каким-нибудь Агригантом I, Агригантом II
и прочими ничего не говорящими названиями, в коих запутаться при большом
количестве систем - проще простого.
Такой упор на макростратегический режим в стратегиях, в том числе, и
глобальных, в сильный ущерб микростратегическому управлению, не
удивителен - ведь, чтобы сделать успешную кассу, игра должна хорошо
продаться и в этом серьезную помощь оказывает ей мультиплеер, для
комфортной игры в который, многие моменты, понятно, приходиться
упростить. И вот в мультиплеере Endless Space расцветает - то, чего не
хватало в одиночной игре, в игре по сети не замечается совсем! Тем
более, что партии идут достаточно быстр о -ходы осуществляются
одновременно, что крайне удобно. Другой вопрос в том, что 4X стратегии,
как и глобальные стратегии в общем, мы любим, прежде всего, не за
мультиплеер.
И все же слишком уж давно не выходило добротных, крепко сбитых, и при
этом, классических 4X стратегий на космическую тематику, и поэтому,
пропускание Endless Space является непростительной ошибкой для всех
любителей запаха металла, разрезаемого высокотемпературным лазером,
запаха далеких и неизученных миров, запаха космических путешествий и
запаха космоса. Бесконечного Космоса. |
|