DARK -
РЕЦЕЗИЯ ИГРЫ
О да! Vampire the masquerade: bloodlines! Игра о самых человечных
вампирах и монстрах, таящихся в нас. Игра с потрясающим сюжетом и
замечательными героями (и массовкой тоже) Игра, подарившая нам Мир Тьмы.
Игра, после которой слова «маскарад», «тореадор» и «Сородичи», начинаешь
воспринимать несколько по-другому. Да что там, культовая вещь. Что с ней
сравниться?
Доброго времени суток, граждане и гражданки! Если вы терпеть не можете
вампирскую тематику, то дальше можете не читать. Если вы не любитель
головоломок типа Metal Gear, Thief, Desperados, Call of Ctulhu, то также
можете не читать дальше. Потому что речь сейчас пойдёт про DARK,
вампирский стелс. И я не случайно вспомнил в начале про культовую
Bloodlines, DARK сама напрашивается на сравнениеcэтой вещью.
Судите сами – и тут и там мы боремся за существование, соблюдая Маскарад
прячемся от смертных, спим днём, стараемся не сойти с ума, тратим кровь
на Дисциплины, и бьёмся с охотниками на вампиров. В обоих мирах один на
один вампир сильнее человека, но встреча с отрядом спецназа, хорошо
вооружённого и защищённого, закончится, скорее всего, Окончательной
смертью.
Отношения между «родителем» и «чадом» важны в обеих играх. В «Маскараде»
от этого зависели способности персонажа, его положение в обществе и
внешний вид. Во «Тьме» тема родословных не раскрыта, хотя намёки на
способности, передающиеся по наследству, всё же есть. Новообращённый, не
знающий «родителя» попросту сходил с ума.
Обе игры по-своему мрачны, грохот музыки и неон не разгоняют мрак,
напротив, на пороге клуба ночь становится только темнее. Чёрт возьми,
даже начинается Dark в ночном клубе! Но на этом, пожалуй, всё сходство и
заканчивается. К счастью Dark не копирует Bloodlines. В ней нет того
глубокого, проработанного мира, набитого загадками, населённого живыми
персонажами. Здесь даже главные герои умудряются быть скучнее, чем еда в
Bloodlines! Хорошо, что Dark¬ – не РПГ. Dark – это стелс-экшн. Причём
сначала стелс, потом стелс, а уж в конце всё-таки экшн. Чуть-чуть.
Итак, Dark – это стелс, а это значит, что в нём надо много
прятаться, убивать очень аккуратно, стараясь не попасться на глаза и не
поднять тревогу своими действиями. По всем уровням расставлены ящики, за
которыми можно спрятаться. Как ни странно, укрыться можно даже за
стеклянной перегородкой и враги в упор не увидят. Правда-правда, только
один раз стекло меня подвело, но и то там было окно, а не стеклянная
перегородка. Можно сесть в кусты и отлавливать проходящих мимо
болванчиков, прямо-таки, как ассассин. Как ни странно, зачастую
спрятаться можно, даже наполовину высунувшись из куста. Мда, прокол.
С другой стороны, врагов достаточно, и если они навалятся всем скопом,
то нашего героя ждёт Окончательная смерть. А как и положено в стелс
играх, градус напряжения всё время повышается. Только выдохнул спокойно,
а тут как тут новая подлянка. Или порция новых врагов, или какие-нибудь
ловушки или ещё что хорошее. Скажем, задание на время.
Локации, увы, не балуют разнообразием и являют собой по большей части
комнаты, различной степени населённости. Даже открытые места и те
выглядят, как комнаты, только с более высоким потолком. Хотя второй босс
вырастил себе настоящие джунгли посреди небоскрёба, а первый босс
прячется в музее. Буйная тропическая зелень и фрагменты крепостной
стены, с подведёнными осадными башнями, разбавляют однообразие офисных
коридоров.
Зато враги не подкачали. Они, опять-таки не балуют игрока разнообразием
(делятся на людей, упырей и вампиров, а также гражданских, которые
формально не враги, но могут врагам помочь), зато и не сильно тупят. Ну,
как не сильно? Как и положено, в любой стелс игре компьютерные
болванчики ходят по замкнутым, как по рельсам. Чем выше сложность, тем
чаще эти рельсы пересекаются.
Как и положено, в любой стелс игре болванчики любезно не обращают
внимания на отсутствие товарища на посту. И всё тихо-мирно. По крайней
мере, пока не поднимется тревога. Тогда болванчики резко срываются с
мест, носятся по залу, подзывают товарищей и стараются навалиться на
нашего подопечного всем скопом. А они очень нервно реагируют на любую
тень, на любой шум. Стоит зашуршать газетой, наступить на стекло и жди
гостей.
А уж если гости заметили тебя, или не дай Бог труп товарища... В углу
запускается таймер вражеского беспокойства, и когда оно упадёт до нуля,
всё вернётся на круги своя. Болванчики снова пойдут по рельсам, даже не
обращая внимания на трупы товарищей под ногами. А что? Работа превыше
всего. Но если во время тревоги враг обнаружит труп, или заметит героя,
тогда таймер запускается по новой. Бесшумное же прохождение не только
облегчает жизнь, но и приносит дополнительные очки опыта. Если всё же
шухер начался, то есть маленькая хитрость – дело в том, что болванчики
не выходят за пределы своей зоны. Стрелять они могут, бросать гранаты
тоже, а вот переступить порог стесняются. Пару раз мне это спасало
жизнь.
Враги упыри и примкнувшие к ним вампиры не особо сильны, подслеповаты
(особенно когда жрут), но зато плюются ядом. Если не заплюют до смерти,
то хоть ослабят и замедлят нашего героя. Враги люди опять делятся на две
категории: те, кто может послужить едой, и бронированные. Чем
различаются, вы уже поняли. От главы к главе враги становятся всё более
профессиональными, а значит более внимательными, действуют слаженней. Во
второй половине игры они ещё и сигнализацию используют, и
ультрафиолетовые ловушки. Самый приятный из них – боец в экзоскелете,
которого спереди не убить, с одного раза не убить, кровь с него не
выпить. Как будто этого мало, он ещё и пулемёт шестиствольный таскает.
Второй приятный противник – старый вампир Влад (в оригинале Владимир),
единственный вампир, использующий дисциплины. По манере боя напоминает
Баха из Bloodlines.Пустячок, а приятно.
Кстати, о птичках. Игроку доступно 16 различных умений (можно я их буду
называть дисциплинами, «вампирские способности» звучит совсем
беспомощно). И эти умения не превращают героя в супермена, даже на
лёгком уровне, даже полностью прокачанный герой не готов прорываться с
боем сквозь роту спецназа. В Bloodlines, к слову, такое, всё же, было
возможно.
Ну да ладно, я о дисциплинах. На мой взгляд, самые полезные это
«доминирование» (гипнотизирует врагов), «тёмная хватка» (прокачанная
хватка не только убивает врагов, но и уничтожает трупы), прокачанное
кровопийство, ну и прокачанное «прорицание» позволяет видеть не только
врагов, но и «шумные» места, а также ловушки и КПК. За последних также
даётся опыт. Это если вы хотите проходить игру без шума и пыли. Но также
доступны и боевые дисциплины, такие, как «ускорение». Но это мой взгляд,
вы можете подобрать себе дисциплины по своему вкусу: стать менее
заметным, или научиться подманивать еду поближе (или наоборот заставлять
смотреть в другую сторону.)
Думайте сами, решайте сами, но применение дисциплин, как и в
«Маскараде», ограничено запасами крови (от 2 до 4 пунктов). На прыжки и
прорицание кровь не тратится. Если вдруг вы поняли, что раскачиваете
героя не в ту сторону, можно начать главу заново и перераспределить очки
опыта. Приятно. Крови, правда, не дадут. Неприятно. Поэтому, если
подобное случится, надо начать не «боевую» главу, а «клубную». В
«Убежище» всегда можно подзаправиться красной жидкостью.
Что ещё? Ещё в игре есть режим испытаний, когда в знакомых декорациях
нам предлагают за ограниченное время выбить определённое количество
врагов. Опять же можно раскидать очки опыта по своему вкусу, но
испытание начнёте без крови. Чтобы взять «бронзу» надо не поднимая
тревоги побить всех за 20 мин. Чтобы взять «золото» надо проделать то же
самое, но за пять минут. Сюда бы ещё сетевые побоища, но нет. А жаль.
Правда.
И последнее, что объединяет эти игры – краткость и какая-то
недоделанность. Если в провале «Маскарада» виновны издатели, то что
помешало Dark-у стать лучше? Добавить бы ещё пару локаций, секретиков по
ним раскидать, новых врагов придумать. Не помешала бы пара уникальных
боссов. А уж если игру по сети добавить, то очень бы неплохая игра
вышла. Если бы, если бы, если...
Как сравнивать эти две игры? VtM: Bloodlines глубже, проработанней,
персонажи прописаны, а Мир Тьмы – место безнадёжное, вечная борьба за
жизнь, не-жизнь и свободу. Вечность может обернуться безумием,
страданиями и нескончаемым рабством. Bloodlines – это как барды в мире
игр. А вот DARK это скорее попса. Мир здесь неглубок и достаточно не
проработан.
Если вы не согласны, то попробуйте объяснить, почему вампиры не полонили
весь мир, когда они размножаются после каждой кормёжки? Почему люди не
прознали о кровососах, когда в игре полно упырей? И что стало с Эриком в
конце концов? Получил он порцию древней крови? Сошёл с ума? Dark,
конечно, попса, но кто сказал, что попсы не должно быть? Уж точно не я.
Dark увлекает именно как головоломка, тем, что она бросает вызов
мышлению игрока. Проработанность мира при этом не важна и картонность
персонажей не смущает. Есть огрехи, куда же без них, но игра проходится
быстро и напряжённо, так что на недостатки не успеваешь обратить
внимания. Главное, что игра заставляет думать. Весь смак «Тьмы»
начинаешь чувствовать на сложном уровне прохождения, когда в засаде
ждёшь подхода смертных, мурашки бегут по коже от их шагов, а сам
высчитываешь секунды, несколько секунд, когда охотник на тебя
отвернётся, другой будет уже далеко, а третий ещё далеко. И в эту
краткую секунду ты прыгнешь из засады на первого растяпу и вонзишь клыки
ему в шею и кровь потечёт сладким потоком. Успеешь? Не успеешь? Всё
правильно рассчитал? Ошибся? Вот ради таких моментов и стоит играть в
Dark. |
|