ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ ИГРОВОЙ ДИСТРИБУЦИИ
Времена дисков с играми ушли в прошлое. Сейчас уже мало кто помнит, что
на заре второго тысячелетия компьютерные игры распространялись
исключительно на физических носителях - дискетах и дисках, которые
бережно хранились и передавались из рук в руки. Затем им на смену пришли
лицензионные и пиратские DVD. Автор помнит те времена, когда за
полтинник в переходе можно было купить диск с целой кучей игрушек. Патчи
- были редкостью, они доставались с лицензионных дисков или выкачивались
через "очень быстрый" ADSL/GPRS, со скоростью 64 кб/с. А затем появился
быстрый Интернет...
Информационная паутина очень быстро проникла в нашу жизнь и потребность
в покупке игр на дисках, стала отпадать. Началась эпоха торрентов и
локалок - игры можно было достать где угодно. Кряки, репаки, no-CD,
генераторы ключей - наверное все через это прошли. Но развитие интернета
привело не только к росту пиратской индустрии - появились и официальные
цифровые сервисы игровой дистрибуции.
В отличие от пиратов, официальные сервисы распространяют свою продукцию
платно, но компенсируется это своевременным обновлением, отсутствием
необходимости возиться с кряками/кейгенами и т.д., а также чистой
совестью. И надо сказать, лень игроков берет свое и многие отказываются
от пиратской продукции в пользу удобной и официальной платной
дистрибуции. Лично я уже даже не помню когда в последний раз пользовался
трекерами, так что новость об их закрытии на территории нашей страны,
меня вообще не коснулась. Игры, музыку, фильмы и прочие цифровые товары,
сейчас можно приобрести на многочисленных интернет-сервисах, о которых в
этой статье и пойдет речь.
1.
STEAM
- наверно самый популярный международный сервис цифровой дистрибуции
игр, а с недавних пор еще фильмов и софта. Был разработан в 2002 году
компанией Valve, для удобного поиска серверов в играх Half-Life и
Counter-Strike. А с выходом Half-Life 2 в 2004 году и значительным
притоком пользователей, стал еще и приторговывать играми других фирм.
Что произошло дальше, все прекрасно знают. Теперь в Steam можно купить
практически любую игру, от новинок АА класса, до раритета из бородатых
90-х.
Из удобств сервиса, стоит отметить:
-
Скидки! Да-да, по скидкам которые доходят до 90% можно закупиться на
год вперед. Особенно это актуально на сезонных распродажах, когда
можно брать целые упаковки игр по копеечным ценам.
-
Для жителей РФ и СНГ существуют региональные цены, которые заметно
ниже Европейских и Американских.
-
Авто-обновления, своевременные патчи, официальные сервера для
сетевых игр и прочие плюшки официальности присутствуют.
-
С недавних пор в систему была добавлена "Мастерская", откуда можно
скачивать модификации для игр, причем они сами устанавливаются и
обновляются при выходе новой версии.
-
Steam - это еще и социальная сеть с уютным чатиком, друзьями,
форумами и группами.
-
Greenlight - удобная платформа для небольших компаний разработчиков,
дающая возможность выставить вою игру на всеобщее обозрение и если
пользователи ее поддержат, то она попадает в магазин. Данная
платформа подарила нам кучу достойных инди-проектов, впрочем, она же
подарила и невероятное количество жутко ущербных игр.
-
Фанаты операционных систем Linux радуются нативному клиенту и
постоянно пополняемой библиотеке игр.
-
Недавно была добавлена функция возврата денег в течении 14 дней.
Опробовал ее лично, все работает, но деньги возвращают с задержкой в
трое суток. Но тут много нюансов, каждый случай разбирается
персонально и злоупотреблять возможностью не стоит.
Из минусов:
-
Вездесущий DMR, то есть, цифровая защита авторских прав -
запрещающая копирование, передачу и изменение купленных игр, которые
навеки вечные привязываются к вашим аккаунтам.
-
Невероятное количество разного рода обманов, фишинга и угонщиков
аккаунтов. Разработчики борются как могут с этой напастью, но тем не
менее угоны и хищения продолжаются.
-
Люди, которым Steam необходим только для скачивания и запуска игр,
будут удивлены количеством ненужных функций. Противники социальных
сетей тоже негодуют.
-
Оверклокеры расстроены тем, что клиент Steam пожирает ресурсы их
компьютера, да еще и отправляет сведения о вашем ПК, куда следует.
Впрочем этим сейчас занимается любая программа, от браузера до
медиаплеера.
-
Многие игры недоступны для РФ и стран СНГ из-за региональных
ограничений.
-
Многие игры из каталога Steam вообще никому не нужны, держат их
только для продажи по 2 рубля во время сезонных скидок.
Несмотря на все недостатки, Steam остается самой популярной системой
цифровой дистрибуции игр, которая постоянно развивается. Уже прикручены
интерфейсы для работы с телевизорами на манер консолей и есть поддержка
виртуальной реальности. Также разрабатывается операционная система Steam
OS, на основе Linux.
2. GOG (Good old Games)
- продукт польской компании CD Project (разработчики серии игр -
"Ведьмак"). Изначально планировался как оплот олдскульных игроков, с
магазином игрушек девяностых - начала нулевых, но адаптированных под
запуск на современных персональных компьютерах. Однако со временем оброс
инди-играми, фильмами и даже некоторыми новинками АА класса.
Ключевая особенность GOG'a - отсутствие DMR. То есть, купив игру, вы
получаете установочный файл, который можно устанавливать где угодно и
неограниченное количество раз. Разумеется, такие игры сразу же
оказываются на трекерах - что не радует многих издателей. Поэтому
ассортимент местного магазина не такой большой как у того же Steam'a.
-
Помимо этого, купив игру вы получаете уйму дополнительных материалов
(тут все зависит от конкретной игры), как правило: саундтрек, обои,
аватарки, руководство; а иногда даже артбук и коллекцию видео о
создании и разработке игры.
-
Существует опциональный клиент GOG Galaxy, с возможностью
автоматического обновления (и отката обновления, если патч вас не
устроил) и загрузки. Присутствуют уютные чатики, ачивки, подсчет
времени и прочие никому не нужные вещи. Но клиент опционален и не
обязателен к установке, можно просто загрузить игру из браузера,
получив установочный файл на руки.
-
С недавних пор появилась фишка GOG-Connect, привязывающая профиль
Steam к вашему аккаунту GOG, с возможностью переноса игр (тут очень
много нюансов и ограничений).
-
Имеется функция возврата денег, если игра вас категорически не
устраивает.
-
Олфагов радуют старые игрушки с полуофициальными переводами от
старых пиратских контор типа Фаргуса.
Минусов у GOG'a не так уж и много, главный из них:
-
Мало игр, причем большая их часть уже обросла бородой и они вряд ли
заинтересуют современного игрока.
-
Цены, в период скидок и распродаж радуют, плюс, GOG периодически
раздает добро за даром, по 1-2 игры. Но в межсезонье цена в 600
рублей за игру десятилетней давности, огорчает.
-
Большинство игр, одиночные, собственных серверов у GOG'a нет. Так
что любителям мультиплеера тут, пока, делать нечего.
Однако, на текущий момент, GOG - пожалуй единственный серьезный
конкурент Steam'у. Но чтобы сравняться с лидером ему предстоит пройти
долгий путь.
3. BATTLE.NET
- персональный сервис дистрибуции компании Blizzard. В виду размаха и
бюджета компании, игры распространяются без посредников, собственными
силами, через собственный клиент, с аналогичным названием.
В магазине присутствуют буквально пяток игр, но учитывая популярность
World of Warcraft, HeartStone, Diablo III - аудитория там крутиться
весьма и весьма не маленькая. Старые же игры, вроде Diablo II, через
клиент не распространяются. Их можно купить и скачать только через сайт.
К клиенту прикручены типичные атрибуты: уютный чатик, друзья и
тех-поддержка.
Не радуют только цены на продукцию - меньше тысячи вы тут вряд ли что
найдете. Скидками компания брезгует, в лучшем случае вы увидите -50%
один раз в году. В прочем есть пару бесплатных игр.
Клиент полностью привязан к интернету, автономного режима нет. DMR
разумеется присутствует в полной мере.
4. UPLAY
- персональный сервис дистрибуции компании Ubisoft. Обитель фанатов ANNO,
Assassins Creed и Settlers. Игры других компаний присутствуют, но в
ничтожном количестве.
-
Отличительная особенность сервиса, невероятное количество багов и
ошибок, а также постоянные вылеты. Впрочем работа над ними ведется.
-
Uplay Points - еще одна отличительная фишка сервиса, на сей раз
положительная. Данная валюта начисляется за выполнение достижений и
может быть потрачена на покупку DLC, разной мишуры, вроде обоев или
получения скидок.
В отличии от Blizzard, Ubisoft не стесняется использовать другие сервисы
для продажи своих игр. Так что их продукцию можно купить не только на
Uplay, но и в Steam.
5. ORIGIN
- это уже детище компании Electronic Arts. Создано оно было после того?
как издатель не сошелся во взглядах на процент с продаж для компании
Valve, которая распространяла игры EA через свой сервис Steam. Поэтому
новые игры FIFA, Battlefield и Need for Speed теперь можно найти на
Origin.
|
|