Этого все очень ждали и очень хотели. Продолжение "самой рейтинговой
стратегии" на тему Второй Мировой Войны. И естественно, когда студия
Relic объявила о разработке сиквела - Comany of Heroes 2 - это была
радость. Официальный анонс игры лично у меня вызвал уже смешанные
чувства. С одной стороны интеграция Восточного Фронта в мир Company of
Heroes - давняя мечта многих игроков. И несмотря на наличие шикарного
пользовательского аддона - "Eastern
Front" - полноценная игра всегда лучше. Но с другой стороны -
"А как-то нас покажут?" Зная западного разработчика, его "познания" о
Великой Отечественной Войне и мнение, в целом, о русских - заявленная
концепция игры вызывала не шуточные опасения. И как выяснилось, вскоре
после релиза игры - ой, как не напрасно.
Но в данном обзоре все "скандалы, интриги, расследования" - я обойду
стороной. Речь пойдет только об игровой составляющей: геймплее, графике,
новшествах, плюсах и минусах.
В самом начале имеет смысл отметить то, что касается игровых фракций. Их
в CoH2 всего две: СССР и Германия. Об СССР подробно мы еще поговорим
ниже, а что касается второй фракции, то немцы в игре представляет из
себя сборную солянку из двух немецких фракций первой части игры -
вермахта и танковой гвардии. Особых изменений они не претерпели (если
закрыть глаза на довольно странную форму немецких солдат). Союзников -
американцев и британцев - в игре нет вообще. Возможно, они появятся в
будущих ДЛС или аддонах. Поживём - увидим.
"ЛУЧШЕ НЕТУ ТОГО ЦВЕТУ..."
Начнем пожалуй с графики.
Графика. Ну, что тут скажешь... Могли бы и лучше. И гораздо лучше. Даже
некоторые моды на первую часть могут похвастаться куда большим качеством
прорисовки моделей и более высоким разрешением текстур. Тот же "BLITZKRIG".
Не сказать конечно, что прям плохо все, но лично я ожидал от второй
части CoH большего. Играть рекомендую на максимальных настройках (если
конечно "железо" позволяет). На низких и средних, графика - просто глаз
режет. Еще есть такая неприятная мелочь: если навести курсор на юнитов
или здание, в котором они засели, они почему-то становятся голубыми ( в
смысле - цвет меняют, а не ориентацию) и при этом - полупрозрачными.
Зачем это нужно - не особо понятно, так как маркеры, в виде обводки
выделенных юнитов, никуда не делись. Ну да ладно.
Общая картинка - так же претерпела изменения. Если первая часть, с
аддонами, создавались под впечатлением Спилберговских "Спасти рядового
Райана" и "Братья по оружию" - преобладали холодные, серые оттенки,
придававшие игре эдакую мрачность, то во второй части - прибавилось
больше теплых цветов. Все стало, как бы более мультяшным, что ли. Хотя
возможно мне так показалось, потому что я играл на "Высоких" настройках
графики - "Максимальные" мой компьютер не особо потянул. Может быть,
если играть на максимальных настройках, все посереет. Не знаю. Врать не
буду. По крайней мере, того, как все выглядело на предрелизных
скриншотах, нет.
Одной из "фишек" игры, в предрелизный период, была "технология ColdTech".
Благодаря ей, войска, если дело происходит зимой, находящиеся длительное
время на морозе - постепенно начинают замерзать и, в конце концов,
погибают, если своевременно не загнать их для "отогрева" в здание или
бронемашину или не подвести их костру, которые могут разводить
опять-таки инженеры. И только инженеры. Остальные войска развести костер
не в состоянии. Разработчики очень гордились этим нововведением и
обещали, что она заметно разнообразит геймплей и сделает игру еще более
увлекательной. На практике, оказалось, что она только мешает т.к. как
только начинается метель - игра практически останавливается.
Следующей новинкой стала новая система обзора. Теперь юниты видят только
то, что находиться в прямом радиусе их видимости. Если их видимость
ограничена препятствием или складками местности - ничего дальше
"барьера" не увидят. Также, солдаты научились перелазить через заборы
(по прямому приказу игрока, сами не сподобятся).
Еще разработчики создали снег, который скапливается на зданиях и технике
в режиме реального времени (что абсолютно не заметно, но создает
дополнительную нагрузку на железо) и лед, способный проламываться под
обстрелом. Лед в игре необычайно прочный. Чтобы его проломить, необходим
конкретный обстрел из минометов или артиллерии. На предрелизных
скриншотах и в трейлерах, можно было увидеть, как танки и пехота попав
под обстрел на льду мгновенно уходят под воду. Однако в игре, они упорно
не желают стоять на льду и ждать, пока игрок его раздолбит - все время
уходят (за исключением заскриптованных моментов в компании)
.
"А ПОЛЕ БОЯ ДЕРЖИТСЯ НА ТАНКАХ..."
Теперь, что касается войск. Преимущественно войск новой фракции - СССР.
Танки как были, в первой части, так и остались на поле боя хозяевами. В
принципе это верно, но если на реальной войне танк можно было подбить
или вывести из строя одним удачным выстрелом из ПТ орудия или
противотанкового ружья, броском гранаты или поджечь "коктейлем
Молотова", то здесь, чтобы расправиться с танком нужно хорошо
потрудиться. Причем, что интересно, можно приказать пехоте атаковать
танки противопехотными гранатами, а легкие бронемашины - одной, этой же,
гранатой и уничтожаются, а вот залепить противотанковой гранатой во
вражескую пехоту или постройку - нельзя. "Коктейль Молотова", в игре,
средство исключительно противопехотное, хотя применялся он, в годы
Войны, в основном против техники. Можно, конечно, приказать пехотинцам
швырнуть бутылку с ядреной смесью и в танк, и в постройку, но эффекта
это практически не возымеет. Можно только попытаться выжечь супостатов,
засевших в здании. Но вернемся к танкам.
Для доступа к танкам, играя за СССР, необходимо построить "Штаб
танкового батальона". Почему именно "Батальона" - не ясно, но не суть.
В игре, как и в моде "Eastern Front", почему-то опять отсутствуют танки
Т-26 и БТ-7, бывшими основными на начальные период войны. Так же нет и
броневичков, которых было полно в РККА периода 1941-42. Но зато
присутствует "Ленд-лизовский" полугусеничный бронетранспортер M5 (видимо
намек на неоценимую помощь союзничков). В него можно законсервить сразу
два отряда пехоты, которые могут вести огонь прямо из него, благодаря
отсутствию крыши и у него есть неплохой пулемет 50-го калибра. Однако я
этим броневиком, в его базовой комплектации, практически не пользовался,
по той простой причине, что броня у него - как у той же консервной
банки. А при уничтожении этого броневика - погибают и находящиеся в нем
пехотинцы. Себе дороже, в общем. Но вот если "проапгрейдить" это чудо
американской мысли, то вместо одинокого пулеметика, на броневике
появиться зенитная установка - счетверенный пулемет 50-го калибра.
Пехоту в М5 сажать уже нельзя будет, да оно и к лучшему. Тем более, что
с такой огневой мощью, броневик прижимает огнем и изничтожает вражескую
пехоту и орудийные расчеты в считанные секунды.
Еще, через этот штаб - можно вызвать легкий танк Т-70 (которых за весь
период производства, с1941 по 1943, было выпущено, если мне не изменяет
память, всего не многим более 8000 шт.) Бронирован он лучше, чем
броневик и используется против пехоты и вражеских броневиков или легких
танков. Однако все-таки хилая броня и слабая 45-мм пушка, делают его
беззащитным, да и бесполезным против ПТ орудий и средних танков
противника, не говоря уж о тяжелых "Зверях".
Следующий на очереди - знаменитый Т-34-76. Средний танк. Во всех
отношениях. С одной стороны - неплохая броня, орудие более крупного
калибра - 76мм, два пулемета, курсовой и башенный. С другой стороны -
конкуренции с тяжелыми и, даже, средними танками вермахта он уже не
выдерживает. Да и ПТ орудия врага - довольно быстро с ним расправляются.
Если зайти вражескому танку в тыл или фланг, еще можно нанести ему
солидный урон или даже окончательно добить, если тот был уже "покоцаный".
Но вот при дуэли "Лоб-в-лоб" шансов практически нет.
Единственный шанс противостоять средним танкам Вермахта - это
использовать особую способность Т-34 "Таран". Как можно догадаться из
названия способности, "Тридцатьчетверка" разгоняется и на полном ходу
врезается во вражеский танк. При этом оба танка получают не хилый урон
здоровью и одинаковые повреждения: утрачивают способность двигаться и
вести огонь из основного орудия. Так что если оперативно подогнать
инженеров и отремонтировать свой танк, он сможет добить беспомощного
врага уже без особых проблем.
Но против тяжелых "Тигра" или "Пантеры" не прокатит даже этот отчаянный
порыв. С вероятностью в 80-90% обездвижется и "замолчит" только ваш
танк. А стальное животное продолжит его "разбирать". Против тяжелых
танков Вермахта нужен уже, как минимум, Т-34-85 - дальнейшая ипостась
Т-34-76. Ну а против тех же "Зверей" - нужен уже тяжелый ИС-2 или целая
батарея противотанковых орудий.
Следующий штаб открывающий доступ к новых видам техники - "Штаб
бронетанковых войск". После его постройки, становятся доступны РСЗО
"БМ-13 "Катюша", СУ-76М и СУ-85.
"Катюша", эффективна против пехоты, легко бронированных машин и зданий.
Правда, одной единственной установки будет недостаточно, т.к. точность
стрельбы - крайне низкая (огонь ведется по площадям), а одно или два
попадания ракеты в цель - ни отряд пехоты не уничтожит, ни броневик не
взорвет, ни здание не разрушит. По настоящему эффективным будет только
огонь сразу нескольких "Катюш" (3-4-5, не меньше). Вот тогда-то враг
испытает на себе всю мощь "Сталинских оргАнов".
СУ-76М в сущности представляет из себя то же, что и Т-34-76. То же
орудие и не очень-то хорошая броня. Против тяжелых танков - бесполезна,
но зато может вести заградительный огонь по указанной площади с большого
расстояния (не прямой наводкой).
СУ-85 - даже расписывать не буду. Тот же Т-34-85, только без башни,
медленный и с мощной лобовой броней. Довольно эффективное
противотанковое средство.
Многие игроки жаловались на явный дисбаланс в области бронетехники в
сторону вермахта. Я с ними согласен. Немецкие танки - против советских
явно выигрывают.
"ВЕДЬ МЫ Ж НЕ ПРОСТО ТАК. МЫ ШТРАФНИКИ!"
Пехота - "Царица полей". Без нее никуда, все равно же.
Начинается все с "полкового штаба". В нем можно нанимать
инженеров-стройбатовцев, которые будут строить все остальное и, основу,
костяк Красной Армии - призывников (изначально заявленных в игре, как
"пушечное мясо").
Инженеры, как таковые, в бою особой роли не играют, но зато им можно
выдать огнемет, что значительно повысит их боевую эффективность. Так же
у них есть особый подрывной снаряд, который требует некоторого времени
на установку, но зато очень качественно уничтожает вражеские здания и
войска.
Разработчики игры неоднократно говорили, что немецкие пехотинцы будут
сильнее советских, но у красноармейцев будет перевес в численности
бойцов в отряде, что должно уравновесить баланс. Нету такого. Один отряд
немецкой пехоты вполне способен уничтожить больший по численности отряд
советской пехоты (равный по "статусу"), даже если тот находиться в
"Желтой зоне", а немцы "вне зоны". У советских призывников есть
номинальное преимущество - "коктейли Молотова", для доступа к которому
нужно провести соответствующее исследование в штабе. И теоретически этот
коктейль способен сжечь вражеских пехотинцев. Вот только немчура,
почему-то, не очень хочет стоять в огне и гореть, и из огня они сразу же
убегают. Да и от самого взрыва коктейля, все кто попал в радиус
поражения - не воспламенятся. Хотя, надо бы...
Так же в этом штабе можно, проведя исследования, раздобыть для
пехотинцев противотанковые гранаты (эффективные против легких танков,
малоэффективные против средних и практически бесполезные против тяжелых)
и оборудовать полевой госпиталь - возле штаба появятся четыре
девушки-санитарки, которые будут лечить подошедших к ним раненых бойцов
(на зимних картах, санитарки почему-то носят папахи-кубанки. И это
далеко не единственный в игре ляп в форме советских солдат).
Вернемся к призывникам. Самая полезная их способность, для использования
которой они, видимо, и были созданы - "Слияние". Благодаря этой
способности призывники вливаются в любой другой отряд пехоты понесший
потери. Таким образом, можно например пополнить элитный отряд
гвардейцев-ветеранов не выводя его из боя. Чрезвычайно полезная
способность.
И последняя способность достойная внимания - "Боевой клич". При его
активации, бойцы издают протяжный крик "У-у-урра-а-а-а!!!...", после
чего начинаю двигаться заметно быстрее (возможно даже бегом). Так же, на
время действия способности повышается их боевая эффективность (что бы
именно это ни значило).
Для доступа к другим видам пехоты, необходимо построить "Штаб
стрелкового командования" (внешне неотличимый от большой зеленой
палатки). Через него можно призвать на поле боя снайперский расчет
(снайперами могут оказаться и девушки), легкобронированный
разведавтомобиль M3A1 (опять-таки подарок Америки. Почему-то он
призывается через штаб именно стрелковых войск) и отряд штрафников.
Разберем все по порядку.
Снайперы (снайперская пара) - юнит довольно бесполезный, сам по себе:
целятся очень долго, убивают конечно с одного выстрела, но иногда и
промахиваются и тогда снова - прицеливаются полчаса. Но при правильном
использовании, снайпер - вещь незаменимая. Во-первых, он незаметен, пока
не вступит в бой или не подойдет слишком близко к противнику. Во-вторых,
имеет способность "Не стрелять". В-третьих, может запускать в
осветительную ракеты, приоткрывающую туман войны. В-четвертых, снайпер
морозоустойчив и загонять его в здания для отогрева не нужно. Исходя из
всего перечисленного - снайпер отличный разведчик-корректировщик для
артиллерии и авиации.
Разведавтомобиль M3A1 - также, походит больше для разведки или поддержки
пехоты в бою против пехоты же. Оснащен двумя пулеметами (передним и
задним) и слабой броней.
Штрафной батальон. Штрафники представляют из себя нечто среднее, между
инженерами и призывниками. Выглядят и в бою держаться как призывники, но
имеют способности инженеров - могут быть довооружены огнеметом РОКС-3 и
способны метнуть в противника взрывпакет оставляющий после себя не хилую
воронку.
Для того, чтобы в бой смогло вступить все остальное, необходимо
построить Штаб вспомогательных войск.
Через него нанимаются: расчет станкового пулемета "Максим", Расчет 82-мм
миномета и 76-мм противотанковая пушка ЗиС-3.
Знаменитый пулемет "Максим", в игре обслуживает целое отделение солдат -
6 человек. Видимо это должно компенсировать недостатки самого пулемета:
при мощном, подавляющем противника огне, который ведется длинными
очередями, у пулемета - очень узкий радиус обстрела. И разворачивать,
каждый раз, игроку его придется в ручную. Ибо даже если противник зайдет
с тылу и вступит в бой с охранением пулемета, сами пулеметчики не
догадаются развернуть пулемет в сторону противника без прямого на то
приказа игрока.
Миномет в игре так и остался оружием не точным и, несмотря на мощно
взрывающиеся снаряды, малоубойным. Ведет скорее заградительный, нежели
прицельный огонь, даже если прямо приказать атаковать вражеский юнит.
Однако благодаря способности "Минометный огонь" можно приказать
минометчикам положить 4 мины в точно указанную область обстрела, что
очень полезно при борьбе со скоплениями сил вражеской пехоты. Также
благодаря этой способности можно проломить лед под вражеской техникой и,
тем самым, потопить ее. По мере набора опыта, у миномета открывается
дополнительная полезная способность "Точечный удар": минометчики
производят обстрел из миномета по указанной области, с очень редкой, для
миномета, точностью. Данную способность можно использовать против зданий
или обездвиженной вражеской техники.
ЗИС-3 - мощной, многоцелевое орудие, которой можно применять и против
скоплений вражеских войск (используя способность "Легкий заградительный
огонь") и против средник, и даже, тяжелых танков противника. Однако
низкая мобильность, неповоротливость и узкий радиус обстрела могут
сделать орудийный расчет легкой мишенью для легких бронемашин, если те
зайдут с фланга или тыла. А развернуть орудие самостоятельно, без
приказа игрока, артиллеристы, опять-таки - не в состоянии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на уверение разработчиков, о том что одним из основополагающих
принципов разработки игры была историческая достоверность во всем, в
игре огромное количество ляпов и неточностей. Начиная от формы советских
солдат и формы башни (а также клоунским комуфляжем) танка КВ-1 и
закачивая сюжетом компании, которая представляет из себя сборку клюквы и
стереотипов в худшем их проявлении.
Мое мнение таково, что эта игра не тянет на большее чем аддон к первой
части. Причем аддон, по качеству исполнения намного уступающей как
оригинальному CoH так и любому из его дополнений. Мультиплеер также
вызвал критику. Из игру исчезла система рейтингов. Игроки жалуются на
дисбаланс в сторону немцев и маленькие, не интересные карты. Лично я в
мультиплеер не играл, поэтом разливаться на эту тему не буду.
Возможно релик`и еще отшлифуют игру, исправят баги и вылеты после каждой
пройденной миссии компании, оптимизируют игру и устранят проблемы
быстродействия. Но то, что игроки купили после официального релиза игры
- не тянет больше чем на бэта-версию. И это характеризует не столько
игру, сколько ее разработчиков.
|
|