На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ИГРА
Сommander The Great War
На internetwars.ru



Игра вышла в 2012 г.

Сайт разработчика


СКРИНШОТЫ


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

Ровно через год весь мир будет отмечать столетие начала Первой мировой войны. В России, эту войну забыли, памятников нет, отечественных документальных передач о войне немного (а те что есть - больше похожи на агитку ОСВАГА), в фильмах: крупные эпизоды есть лишь в "Чапаеве" и "Гибель империи". Некоторый просвет в литературе, но по объёму книг намного меньше чем по Гражданской или, тем более, ВОВ. В играх есть всего 2 экземпляра: стратегии "Антанта" и "Первая мировая". На западе с памятью ПМВ дело обстоит намного лучше, множество книг и фильмов, каждое 5 августа и 11 ноября марши и т.д. Однако игр не слишком много, моды есть, а игр нема. The Lordz Games Studio решила поправить положение, сравнительно недавно (в ноябре 2012-го) вышла Сommander The Great War.
Это одна из игр в серии Commander, мы играем на карте Европы поделённой на шестигранники, есть 2 стороны, в нашем случае Антанта и Центральные державы, несколько типов юнитов, древо технологии чтобы эти юниты открывать или прокачивать. Воюет игрок играя сразу за все страны выбранного им альянса, цель игры - победить набрав больше победных очков ( захват ключевых городов и нахождение в альянсе определённых стран) либо захватив столицы врага/сведя боевой дух противника к нолю (тогда будет капитуляция, которую, впрочем, можно отклонить для полной аннексии побеждённого). С виду очень просто, однако на самом деле игра немного сложнее.

Игра о первой мировой войне

ЭКОНОМИКА
У каждой страны имеется 6 видов ресурсов: промышленный потенциал, люди, национальная мораль, снаряды, ж/д и морской резервы. Про первый вид я подробно напишу ниже, второй - это боеспособное население, им вы пополняете войска и формируете новые части, мораль влияет на веру в победу, снаряды это ваш ресурс артударов, морских сражений и бомбардировок авиацией (10 снарядов, 6, 6 до 1 соответственно).
Теперь поподробнее про промышленный Потенциал (ПП). Он тратится на производство войск, но важно учесть, что каждый отряд "ест" его на снабжение, что уменьшает прирост ПП в год. Также ПП тратится на перевооружение, пополнения, исследования и производство припасов. Каждый ход даётся некоторое количество припасов за цену от 30 до 70 ПП (конкретное число зависит от производимого количества, чем больше производите тем больше цена). ПП зависит от количества городов, они делятся на 3 типа, форты (например Верден, Брест, Льеж, Пшемысль не производят ПП, дают большой бонус к обороне), простые города (Дижон, Бурса, Краков, они дают немного ПП), столицы (либо реальные столицы вроде Москвы, Парижа, либо промышленные центры вроде Эссена и Милана, при потере всех "столиц" страна не может производить юниты). И конечно же всякие Сербии и Болгарии с трудом наберут и 20 ПП, а Великобритания и Германия обычно "сидят" на 90-100.
Далее несколько слов об исследованиях. В Сommander The Great War у нас есть 5 разделов: армейский (вооружение пехоты и кавалерии + отработка новых, тактических приёмов), артиллерийский (и так понятно, но кроме артиллерии здесь ещё и газовое оружие), морской, авиационный, технический (бронемашины и танки). В каждом разделе увеличивается технологический уровень соответствующих юнитов, иногда открывается новый вид (например, в техническом и авиационном). В одном разделе можно вести до 4 исследований одновременно, но каждый "вклад" в раздел стоит 40 ПП, можно брать "вклады" обратно (актуально для России и Турции, которые в гробу видят танки и корабли). Я советую сосредоточить каждую страну на 2-3 исследованиях, одно будет по пехоте, другое выбирайте по специфике страны. Великобритании лучше исследовать технику и авиацию, ей легко набрать много снарядов для авиаударов и в то же время производить танки. На Францию падет главная тяжесть боёв на западе, так что ей стоит усиленно изучать пехоту. Россия должна сразу же отменить исследования в море, 40 ПП на дороге не валяются а их вам будет всегда не хватать.
Теперь перейдём к морскому и ж/д резерву. У каждой страны есть свой резерв транспортных кораблей и железнодорожного ресурса. "Открытие" первого пункта морских кораблей стоит 40 ПП, железных дорог 20. Вы сможете одновременно переправлять лишь один юнит, вложите 30/60ПП (правило снарядов действует и тут), будет уже 2 юнита одновременно на кораблях и пользующихся ж/д дорогами и т.д. После высадки, через ход использованные корабли возвращаются в окно ресурсов и на них снова можно перевозить войска. По такой же схеме действует ж/д сообщение, юниты, которые находятся в радиусе 1 клетки от города, могут перемещаться по железной дороге на дальние расстояния. За ход можно "махнуть" от Москвы до Бреста и т.п. Количество юнитов которые могут так делать также зависит от числа резерва ж/д.
И пока мы не перешли к юнитам, хотелось бы рассказать об национальной морали. Она колеблется в пределах от 0 до 200, повышается при больших победах и при вступлении в войну новых союзников, понижается при потере городов и крупных потерях на фронте. Если она достигнет нуля то страна выйдет из вашего альянса. У России национальный дух понижается ещё и ивентами про Февральскую и Октябрьскую революции.

Скачать моды, прохождение игр

ВОЙСКА
Перейдём к юнитам. Что мы имеем в Сommander The Great War?
Гарнизоны (ополчение) - отряды с низкими показателями, стоят мало (10 ПП) и производятся всего за ход. В чистом поле будут биты регулярной пехотой, которая практически не понесет потерь, зато в фортах или окопавшись, вполне могут держать фронт некоторое время. У миноров а также России и Турции, они часто замещают с переменным успехом обычную пехоту.
Регулярная пехота - ваши основные войска, стоят 20 ПП и производятся аж 3 хода.
Кавалерия - маневренная пехота, стоит 40 ПП и 3 хода. Отлично сражаются против не окопавшегося противника, но в окопах помирают так, что только успевай заказывать гробы. Нужна обычно на Ближневосточном и Восточном фронтах. По проходимому расстоянию уступает броневикам.
Танки - гроза пулемётов, первый бой с использованием танка принесёт большую победу, дальше эффект будет потихоньку уменьшаться а с появлением противотанковых ружей их можно использовать без крупных потерь лишь против не окопавшегося противника. Стоит целых 60 ПП и 5 ходов.
Броневики - кавалерия, которая села в машины, но взамен разучилась воевать. Очень низкие параметры атаки и защиты, огромная дальность хода. Нужны лишь в России и Ближнем востоке для создания котлов окружения.
Артиллерия - есть 2 типа, тяжёлая и полевая. Первая откроется под конец игры, хорошо разрушает форты. Вторая доступна с 1914 и будет вашей основной поддержкой. "Обработка" местности стоит 10 боеприпасов, но снимает 2-4 "хп" у обрабатываемого. Нужна везде, но особо много брать не стоит. Хватит 2 штуки на Западный и Восточные фронты, по 1 штуке на остальные. Обе стоят 40 ПП и 3 хода.
Бронепоезда - 20 ПП и в 1 ход. Едут, ежу понятно, лишь по железным дорогам. Как броневики, но чуть мощнее. Как артиллерия и авиация снимают инициативу.
Истребители - показывают себя только после появления у противника бомбардировщиков. Система авиации в игре реализована довольно интересно, вам не надо летать за каждым самолётом, достаточно поставить истребители в определённый район и они перекрывают его снимая ХП вражеским бомбардировщикам которые осмелятся там бомбить. Истребители в игре ещё и разведчики, открывают весомый кусок карты. Также могут сами бомбардировать, но снимают лишь "инициативу". Чтобы сбить больше вражеских самолётов желательно ставить их подальше от линии фронта, чтобы их нельзя было увидеть. Стоят 40 ПП, 4 хода.
Бомбардировщики - обычно появляются в середине 1915-го, до этого времени немногие раскошелятся аж на 60 ПП. Система похожа на истребительную, они стоят на месте и могут бомбить за 6 снарядов вражеские юниты в своём радиусе, снимает 1-3 хп.
Дирижабль - бомбардировщик с огромным радиусом бомбёжки. Войска бьёт плохо, зато им можно эффективно бомбардировать вражеские города (от бомбардировок снимается ПП, то же могут делать и обычные бомбардировщики, но с меньшим успехом). Стоят 40 ПП и 3 хода.
Морские юниты - строить их скорее всего не придётся. У нас имеются линкор, крейсер, подводная лодка. Первый за выстрел тратит 6 ПП, может бомбить побережье и топит крейсеры пачками. Второй слабее линкора, но не тратит за стрельбу снаряды. Топит подлодки, но не может стрелять по суше. Подводные лодки - самый дешёвый морской юнит, с вероятностью 50/50 потопят линкор и гарантировано топят транспорты. С крейсерами их лучше не сталкивать. Важное правило войны на море: атаковать первым. Тут нет влияния обороны/атаки, так что скорее всего вы серьёзно потреплете противника до его выстрела.
И я говорил об инициативе, это у нас "энергия" юнита. Если он стоит в окопах без боёв, она поднимается, каждый бой и марш-бросок снижает инициативу. Чем она меньше тем хуже сражается юнит, когда она очень мала, он становится сперва жёлтым ("жёлтая" пехота сражается как ополчение), а потом красным. Также инициатива снижается в окружении.

Игра серии commander

ВОЙНА
Саму игровую механику, отлично объяснили в других обзорах на игры Comander на нашем сайте. Я остановлюсь на особенностях именно Сommander The Great War. Здесь появился новый параметр, окопанность. Если юнит стоит 2 хода на гексе, то он окапывается, гекс покрывается окопами. Это даёт большие преимущества в обороне. Если юнит уйдёт с окопанного гекса, то последний, если на него не перейдёт другой юнит, станет обычным через ход. Ещё, у нас есть конвои, они выплывают из-за края карты (причём "канадские" выплывают не из Квебека, а из северо-западного прохода), при попадании в порт своей страны дают n-ое количество ресурсов всех видов.
И вот, надо управляя всем тем что я написал выше, победить вражеский альянс. Победить его можно в 5 кампаниях: 1914 с 23 июля, 1915 с высадки под Галлиполи , 1916 с начала битвы за Верден, 1917 с вступления США в войну, 1918 с весенним наступлением. Настоятельно советую не начинать 1914 с лёгкой сложности, испортите себе всё впечатление. Обучающий сценарий лучше всего провести на "весеннем наступлении" за Антанту, а после него можно играть в любой сценарий. Важно учесть, в той версии, в которую играл я, с 1914 не представляется возможным создать месопотамский фронт. Салоникского тоже нет, для спасения сербов приходится либо оккупировать Грецию (что в принципе исторично, но в механике игры превращается в полгода боёв за Афины вместо простой высадки), либо пытаться переправить их морем в Италию.
И пока мы не "поехали" дальше, дам несколько советов. За Антанту важно уделить фронту с Турцией самое серьёзное внимание, турки тут чрезвычайно агрессивны и за Суэц и Ереван идут нешуточные бои. Британии надо к октябрю 1914-го создать группировку из 4-5 юнитов в районе Суэца. России, если ограничиться одной обороной, хватит 2-3 гарнизонов. За Центральные державы не стоит недооценивать высадки десанта: с помощью удачной высадки в Тиране можно вывести из войны Сербию.

Обзор игры Сommander The Great War

КРИТИКА
Игра иногда слишком лёгкая. Вот ты собираешься сыграть партию с 1914 по 1918, а игра показывает тебе кукиш. АИ уже в 1916 теряет последних людей, и в итоге ни тебе позиционной войны, ни "На Западном фронте без перемен". Исправляет положение высокая сложность, но тут разработчики намудрили. При победе Плана Шлиффена Франция не только не сдаётся, но и боевой дух её у аи под 70%! Это как у России в 1915. Плохо но некритично, а ведь Франция должна бы была тогда капитулировать. Притом сам аи достаточно неглуп, кроме экономики, он редко оставляет войска противнику для окружения, держит гарнизоны (иногда даже слишком много гарнизонов), старается атаковать лишь при превосходстве в силах. Но его кретинизм в экономике всё портит.
Ещё есть баги, хотя не критичные, но удручающие. После старта нового хода игра может вылететь, не беда, перед каждым новым ходов записывается автосейв, но перезагружаться 2-3 раза из-за этого - шутка не из лучших. Или баг с флотом, при битве кораблей игра может вылететь, но по сравнению с "бетой" такие вылеты очень редки.
Про неурядицу с Салониками и Ближним Востоком писал, а ведь так хочется устроить рейды Лоуренса Аравийского! И карта игры как раз это позволяет. Арабского восстания я не увидел, вернее, оно есть в сценариях после 1915, но если играть с 1914, то его нет. Также нет и вменяемой дипломатии, можно лишь объявить войну стране. В союз вступают по скриптам в заранее данное время, впрочем, вступление в союз можно приблизить/отстрочить крупными победами/поражениями, но можно было сделать договоры, дипломатические давления и т.д.
Ещё один из минусов - пассивность Аи в плане охоты за конвоями. Моя Антанта потеряла конвой лишь однажды, когда немецкий флот всем составом пошёл к Ирландии. Конвой потопили. Ценой всего флота. А потом "умные" немцы послали новёхонький крейсер в Кале. Город уже был немецкий, и всё бы ничего, если бы там был гарнизон. Итог крейсера, после освобождения Кале предсказуем. Засим минутка ненависти окончена.
Вроде бы всё что мог - рассказал. Кроме того, где найти/приобрести игру Сommander The Great War. В России она не продаётся, купить её можно на сайте Matrix Games. Скачать бесплатно можно лишь старую версию игры от ноября 2012ого, и то даже не на торренте. Там, в большинстве, демки без возможности играть во все сценарии, кроме 1914 и вылетающие каждый ход. Ссылку на бесплатную игру с разблокированными сценариями и малым количеством вылетов могу дать в личке.

© Обзор подготовил Г.К.С, специально для Internetwars.ru
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается .