КОНЕЦ ЭПОХИ
Жил да был некогда король великий, Артуром именуемый. Отстроил он
Камелот, собрал рыцарей на банкет… то есть, за Круглым Столом, и
началось великое царствование. Но не тут-то было… Оказывается, не всех
устраивало счастливое правление Артура (как же без этого-то): коварный
лорд Мордред, чтоб гореть ему в аду за грехи свои, задумал
предательство. Он договорился с вражеским королем Гутрумом, дабы тот
напал на Камелот. И была битва великая, и лилась кровь, закатилось
солнце земли аглицкой: умер в сече король великий Артур, притом не забыв
захватить с собой душу подлого Мордреда. Пал Камелот, погрузились сердца
людей в отчаяние. И настали смутные времена…
Но не станут рыцари Круглого Стола сидеть сложа руки и ждать смерти от
орды темной. На то они и рыцари, верно? Да и можно было разве уничтожить
сию силу великую? Недолго думая, решили рыцари сами, без великого
Артура, остановить силу вражескую. Собрались они в Нортумберленде, где и
узнали, что войска короля Гутрума, решив не останавливаться на
достигнутом, быстро двинулись на юг. Сие оказалось на руку рыцарям
Круглого Стола. И решили они вернуть утраченные земли и возродить
некогда великое королевство…
Ну, что ж, на этом, пожалуй, следует закончить наш небольшой экскурс в
предысторию и сказать наперед, что играть можно как за круглостолых
(проще их так обозвать, нежели называть их тремя словами, не так ли?),
так и за захватчиков (если хватит терпения пройти игру за первых).
Итак, с предысторией ознакомились. Что дальше? Для начала, можно вас
обрадовать, можете смело «стирать» ее из памяти, так как пользы вам она
не принесет, скорее вред, ибо к самой игре она никого отношения
практически не имеет, только «свободное место» занимает, так сказать.
Ну-с, теперь давайте рассмотрим, что ж это за такое диво, стратегия в
реальном времени Citadels.
СУТЬ ИГРЫ
Первая мысль при заходе в игру: «Хм, неплохо – музыка и картинки в меню
впечатляют». Не сказать, чтобы уж с таким интересом, но с некоторой
заинтересованностью смотрим, что же есть во вкладке «Битвы». Увы, ничего
интересного: все так называемые «битвы» там однотипны и скучны. «Защити
владения» или «Уничтожь вражескую ратушу». И все. Поэтому оставляем
«битвы» на крайний случай и переходим сразу к кампании. Выбираем игру за
«круглостолых». Тут следует отметить, что игра за рыцарей практически не
отличается от игры за «вражью орду», даже разница в цвете едва уловима.
Ознакомились с предысторией. И вот мы видим карту, и нас постигает
разочарование: что это? Неужели это и есть «проработанная» игра с такой
ужасной графикой (для сравнения, в первом Stronghold картинка гораздо
красивее)? Настройки все на максимуме, но картинка настолько плоха, что
трудно отличить камень от руды.
Далее: нам «сказали» идти к ратуше. Пришли, ладно (огромнейшее «спасибо»
разработчикам Citadels за неплохое обучение, где описываются все аспекты
игры). Требуется построить хижину. Вопрос только один: как? Возможно,
знакомые с играми данного жанра разберутся, а вот новому, неискушенному
игроку будет, пожалуй, тяжеловато. Ну, хорошо, полазили по вкладкам,
нашли эту хижину, отправляем крестьян строить ее где-нибудь возле
ратуши. Но что это? После того, как игрок отдает персонажам команду, они
что-то говорят на непонятном нам, смертным, языке. То ли на албанском
Dridhuarmiqtë (Трепещите, враги), то ли что-то на японском. М-да,
любопытно. Ну да ладно, попытаемся закрыть на это глаза. Что дальше?
Честно говоря, уже тогда меня посетила мысль выключить и забыть эту
игру. Во время строительства здания появляются «из-под земли». Юниты
прорисованы убого, очень часто они «накладываются» друг на друга, если
назначить точку сбора. Звуки и анимация работают как-то несинхронно:
крестьянин только замахивается топором, а уже слышен звук падающего
дерева. Опомнитесь, на дворе 2013 год! Но это еще только придирки.
Солдаты «создаются» из крестьян, загнанных в казармы
(любопытно, но стрельбище и тренировочный плац, по мнению разработчиков,
относятся к экономическим постройкам), поэтому здесь важно только:
построить как можно больше хижин, чтобы «построить» как можно больше
крестьян, чтобы всех их загнать в казармы. Интересно, что катапульты
тоже создаются «из крестьян». Также можно строить башни, стену, копать
рвы и ставить колья, что якобы должно «приостановить» ворога. Есть и
рынок, смысл от строительства которого я, увы, не уловил. Но пусть стоит
для красоты, если вам не жалко ресурсов (а я уверен, что не жалко, ибо с
этим проблем в игре Citadels еще ни у кого не возникало).
Юниты почему-то никак не хотят подчиняться приказам: то крестьяне
застывают на месте (почему-то даже без лозунгов «Землю крестьянам!»), то
орудия двигаются по карте сами по себе. Рыцари в этих землях какие-то
своевольные: вместо того, чтобы бежать туда, куда им указали, они лезут
в драку, что, мягко говоря, надоедает.
Железные мозги настолько глупы, что предпочитают чаще всего проходить
мимо вашего поселения (то же самое случается и с вашими войсками). Но
если они все-таки нагрянут, суши весла: не понятно, откуда они вообще
берутся в таком количестве, причем нападают они преимущественно с самого
начала игры. Поэтому, в большинстве случаев у вас нет шансов
продержаться в игре дольше 10 минут. Также бывают случаи, когда
противник высылает отряды в 2-3 человека (разведка, наверное) каждые 5
секунд. Но беда заключается в том, что, как уже говорилось, рыцари
упорно лезут в атаку (наверное, это тонкий намек на то, что пора
«заводить» лучников). Но нет худа без добра: после смерти каждого врага
мы можем подобрать ящик с ресурсами (видимо, у рыцарей в этих землях
принято таскать с собой древесину и камень, а может, все грешат
воровством со склада).
Особенно в игре Citadels интересны битвы. Итак, на наше поселение
нападают налетчики. И тут-то мы видим потрясающее зрелище, этак для года
1999, когда жанр был не очень богат играми. Самыми первыми у врага идут
в атаку кавалеристы, которые сразу же начинают своими секирами рушить
здания (если ничего не предпринимать, то они секунд через 30 загорятся,
наверное, в результате трения, а может, у врага оружие зачарованно).
Потом подходят лучники и начинают стрелять, тоже в здания. И, как ни
странно, они также загораются, хотя стрелы летят, судя по всему, явно не
зажженные. Хотя разглядеть этого, к сожалению, невозможно: лучники
стреляют не стрелами, а какими-то белыми цепочками. Кроме того, тетива у
лука остается на месте, трудно понять, чего они там натягивают, и
главное, для чего, ибо «стрелы» появляются только спустя 3 секунды после
выстрела (это по звуку можно определить). А когда в дело вступают
катапульты, то вообще страшно смотреть. Происходит все так: натягивается
рычаг, потом резко отпускается, и через несколько секунд откуда-то между
колес появляется шарик, похожий на шаровую молнию. А о тактике и вообще
речи быть не может, да и зачем она вообще – побьем их количеством.
ВОИСТИНУ ВСЕ СМУТНО
Что еще сказать об этой игре? А больше и нечего. Что нам обещают
разработчики: эпичные битвы с участием огромного количества персонажей и
тактикой. Ну да, персонажей действительно много, так как почти у каждого
есть свое имя (хотя вряд ли вы сможете запомнить, кто именно из десятка
подвластных вам крестьян Мартин Эгрик, а кто - Реинольд Уини). Об
«эпичности» и тактике уже было сказано. На самом деле игре нечем
похвастаться, разве что обилием вылетов. Единственное, что хорошо
сделали разработчики, так это сняли трейлер игры (не считая того, что
почему-то игра про времена короля Артура, а показаны крестоносцы).
Мультиплеер, несмотря на обещания разработчиков, отсутствует.
Самое интересное, что разработчики изначально продавали сие «творение»
за 39$(1500 с хвостиком рублей). Даже Stronghold 3, ужасный и скучный,
продавали гораздо дешевле, хотя он, по сравнению с Citadels, игра времен
и народов. Я уж не говорю о сравнении с такими стратегиями, как
Stronghold Crusader и Казаки. Однако ситуацию вскоре исправили, ибо
гневные письма посыпались на разработчиков, как снег в декабре.
Действительно жалко тех, кто заплатил за Citadels. Ибо лучше сыграть в
старый добрый Stronghold, нежели в эту игру. Citadels, увы, не
заслуживает внимания. Игра может показаться неплохой только в том
случае, если смотреть на скриншоты или «играть на YouTube». |
|