CENTURION: DEFENDER
OF ROME
Если
заглянуть в далекое прошлое, в конец 80-х и начало 90-х, когда игровая
индустрия только зарождалась, можно обнаружить удивительные, почти
совершенные по воплощению проекты, которые опередили свое время, вошли
в игровую классику и не просто стали очередной стратегий, РПГ, шутером,
а заложили стереотипы жанра. Именно одной из таких игр стала, выпущенная в
1990 году стратегия "Центурион. Защитник
Рима" (Centurion: Defender of Rome).
Разработала ее уже не существующая фирма Cinemaware, а непосредственным
создателем стал Келлин Бек (Kellyn Beck). В то время игры были так
скромны по объему и так мало занимали места, что могли уместиться на
одной дискетке, размером в 4 ГБ, а всю программу писал один человек.
Именно так родилась знаменитая Цивилизация Сида Мейера, именно так
появился "Центурион". Хотя и до него были попытки создания стратегий,
все таки именно Centurion: Defender of Rome
стал сенсацией своего времени.
В него играли миллионы людей. Его помнят и по сей день.
Секрет такой бешенной популярности заключался в двух ипостасях, двух
китах, на которых опирался "Центурион". Это была первая, по настоящему
глубоко проработанная стратегия, посвященная войнам Древнего Рима, а
Древний Рим с его победоносными легионами - бесспорный кумир миллионов
любителей военной истории по всему миру.
Вторым китом, на который оперся Келлин Бек, создавая свою игру, стала
анимация. Centurion: Defender of Rome
отличался таким богатством анимации, которым не могла похвастать ни одна
из современных ему военных игр, включая ту же "Цивилизацию", которая,
кстати, вышла через год после "Центуриона".
Хотя
Centurion создавался под
DOS, к тому времени разработчики игр уже поняли, что солдатики,
которые не просто представлены на мониторе статичными фигурками, а машут
мечами, стреляют из винтовок, двигают ножками - это именно то, чего
хочет игрок. В первой "Цивилизации" Сида Мейра уже появились
анимированные заставочные картинки, но бои между юнитам на карте не
имели анимационного воплощения. Другое дело - "Центурион" - тут в бой
шли прославленные легионеры, которые поражали врага гладиусами, скакала
парфянская кавалерия, тяжело шагали боевые слоны и эффектно валились на
бок, когда их убивали в сражении. А сами сражения были красочны и
многолюдны. Это сейчас трудно себе представить, что черточка в руке
воина - это меч или копье, но тогда это было лучшее, что могла
предложить графика DOS. Но даже несмотря на
столь небогатые графические возможности, легионеры в "Центурионе"
выглядели именно как легионеры, варвары - как варвары. Узнаваемы были
голые по пояс галлы и бородатые германцы. Если же юнит был чуть крупнее
(боевые слоны и кавалерия) то они уже мало чем отличались от современных
3D моделек.
Игра приятно радовала не только прекрасным анимационным рядом, но и
самой структурой. Хотя она значилась в рекламках, как пошаговая
стратегия, на самом деле она была глобальной стратегией, с двумя
полноценными игровыми режимами: стратегическим и тактическим.
Пошаговость тут означала только одно. Сделав все ходы на стратегической
карте и отыграв все тактические битвы, вы нажимали "end
turn" и начинался следующий ход кампании.
Кампания начиналась классически, в точности, как в знаменитом "Rome:
Total War".
На первом ходу в
Centurion: Defender of Rome вы попадали на
карту Средиземноморья в период ранней Римской республики. Сначала вам
предстояло распространить свое влияние на весь Италийский полуостров, а
затем уже начать завоевание других сопредельных стран. Но что значит -
"распространить влияние". Это значит послать в бой свои легионы.
И вот тут то начиналось самое интересное - тактические сражения. Со
стратегической вы переносились на тактическую карту, где уже воевали
ваши когорты. Именно тут воины скрещивали свои мечи, кавалерия скакала в
атаку, полководец вел легионеров в бой, именно здесь вышагивали
величественные слоны. Можно было выбрать одну из многочисленных формаций, либо оборонительную,
либо наступательную. В особом режиме просмотра поля боя появлялась
возможность видеть статус каждой когорты: боевой дух, состояние
(сражается она или разбита) , а также совершаемый ею маневр и маневры
всех остальных когорт...
Поначалу у вас был только один легион, состоявший только из
пехоты. Если он нес потери, нужно его было пополнить. Тут вступала в
силу экономическая модель: в распоряжении игрока находилось два вида
ресурсов: деньги и рекруты. И того и другого всегда ощущался острый
дефицит. Ибо сражаться приходилось много. И особенно в начале, когда под
вашем контролем находилось только одна провинция, собственно Рим,
приходилось очень туго. Против вас был весь тогдашний мир. Вражеская
армия могла вторгнуться как из Европы, через Альпы, так и морем - из
Африки. На вас мог напасть, к примеру, без всякого предупреждения
Египет. И в то время, как ваш единственный легион зализывал раны
где-нибудь в Сицилии, в центре Италии вдруг высаживалась мощная армия с
боевыми слонами. Про варваров и говорить не приходится - они вторгались
когда им вздумается. И приходилось вести обратное завоевание, зачастую
освобождать родной Рим.
Легче становилось, когда вы уже владели двумя-тремя провинциями и Сенат
позволял вам набрать второй легион, для чего опять таки требовались и
золото, и рекруты. И если число боеспособного мужского населения нельзя
было увеличить, оно поступало, так сказать, естественным путем, то
пополнить кошелек все же имелась возможность.
Во-первых, традиционный
метод - выкачивать налоги из народа. Чем выше налоги, тем народ
недовольнее, а недовольный народ - это восстание, для подавление
которого нужны опять таки легионы. Налоговую политику приходилось
проводить очень сбалансированно, особенно для вновь завоеванных
провинций, так и норовивших снова взяться за меч. Их зачастую следовало
вовсе освободить от поборов на начальном этапе колонизации, а еще
устраивать им разные зрелища.
Для этого существовали гонки на колесницах и гладиаторские бои. Но они
не только радовали плебс, а давали еще один шанс пополнить казну.
Выставив своего гладиатора и сделав на него крупную ставку, вы могли и
крупно выиграть. В боях на арене надо было самому управлять своим
воином. Гладиатор мог драться против другого гладиатора или хищного
зверя - льва, пантеры. В гонках на колесницах, понятное дело, выигрывал
тот, кто первым приходил к финишу.
И чем доблестнее вы сражались, чем больше побед одерживали, чем больше
стран и народов покоряли, тем больше позволяли вам набирать легионов. Но
слишком много их никогда не давали. Всего несколько. Зато в числе этих
"несколько" появлялась возможность набирать не легион, а консульскую
армию. Из истории Рима вы знаете, что таких армий в Республике было
максимум две, по числу избиравшихся консулов. Вот и тут их - тоже две.
Игровые консульские армии отличала от легиона большее число когорт, а
также наличие хотя и небольшой по численности, но все же кавалерии. Все
как и в реальной истории, ведь римские армии были в массе своей -
пешими.
В Centurion: Defender of Rome
существовала возможность набирать также и флот. Но если тактическая
составляющая сражений на суше была выше всяких похвал, то флот, не
считая красивой заставочной, анимированной картинки (см. верхний
скриншот) был в игре бедным родственником. Сражение в
акватории было представлено только одним кораблем с каждой стороны и
неважно исполнено графически. Кроме того управлять им нормально почти
не представлялось возможным - ИИ всегда (или почти всегда) выигрывал на
море. Словом, морские сражения не доставляли особого удовольствия.
Однако, само их наличие можно записать в плюс игре.
В основном же
римский флот здесь годился только для перевозки
легионов. Заманчиво, согласитесь, махнуть сразу с войском из Италии в
Египет. Но мне лично из за сложности морских боев такой блицкриг никогда
не удавался. Как правило вражеские эскадры топили мою вместе с легионом,
а порой и того хуже - шла на дно целая консульская армия. Поэтому, как
истинный римлянин, привыкший сражаться на суше, я покорял мир, идя по
часовой стрелке вдоль побережья Средиземного моря.
На этом пути встречались разные по силе и богатству враги, включая даже
экзотическое государство киликийских пиратов. Самые сильные противники
были те, у кого в армии оказывались боевые слоны (восточные и
африканские страны) или большое число кавалерии. Победы над ними
давались с трудом, а парфянская конница могла просто смести с карты
ваших гордых легионеров.
Ну и наконец в "Центурионе" имелась какая а никакая дипломатия. Обычно
она сводилась к требованию на право прохода войск или к военному союзу.
В этом случае провинция переходила к вам со всем войском и полностью
лояльным населением. Но редко кто на такое благородное предложение
соглашался. Обычно всегда приходилось прибегать к мечу. Но все же иногда случались исключения. Таким исключением была Клеопатра. Эта капризная
и обольстительная дева и тут показала себя беззастенчивой кокеткой. В
отличие от других, грубых, бородатых брутальных правителей, с ней можно
было вести флирт и даже вступить в брак. Для этого следовало завести с
царственной девой в длинный диалог и грамотно выбирать варианты ответов
на ее коварные вопросы. Разумеется, если вы сунулись бы свататься к ней
в начале кампании, будучи простым центурионом в пыльных сандалиях на
босу ногу, она вместо обручального колечка выслала бы навстречу вам
боевых слонов. Но если вы в ранге консула или, бери выше, самого императора, в
раззолоченных доспехах, за спиной которого множество выигранных битв и покоренных
народов, то эта ветреная красотка вполне могла пустить вас в свою
постель и положить Египет к вашим ногам в качестве приданого.
Впрочем, женитьба на знойной дочери Птолемеев мало что давала в
стратегическом плане - к тому времени почти весь мир Средиземноморья уже
принадлежал вам, оставалось всего 2-3 провинции, в покорении которых
вспомогательная армия Клеопатры уже не требовалась. Когда же и последняя
переходила под державную власть Рима, игра заканчивалась и перед вами
проплывал красивый, насколько это позволяла графика
DOS, ролик вашего триумфа со статистикой. Из него вы могли
узнать, сколько лет вы воевали, сколько врагов убили и сколько ваших
легионеров пало в этих сражениях. Как правило в борьбе за мировую
гегемонию погибало свыше миллиона римских солдат.
По своим концептуальным идеям
Centurion: Defender of Rome почти один в
один копировал современную модную игровую серию Total
War, особенно ее наиболее известную часть "Rome:
Total War". Вернее наоборот - в Rome: Total
War мы увидим воплощенную современными методами модель
"Центуриона" образца 1990 г. Эта игра, для своего времени воистину
определила каноны современной стратегии. Она была настолько совершенна,
что если бы вышел ее римейк, то успех ей был бы обеспечен и сегодня. А
что касается темы римских войн в игропроме, то тут Centurion: Defender of Rome
стал абсолютным пионером. Не случайно самую теплую память о нем хранят
миллионы геймеров первого игрового поколения по всему миру.
|
|