Рекламка на диске с игрой "Цезарь-4" гласит: "Вы попадаете во времена Цезаря. Станьте губернатором одной из провинций Римской Империи, сотворите с вверенной вам территорией чудо и превратите её в огромный мегаполис со всеми благами античной цивилизации. Помните - вы единовластный правитель, и на вас лежит вся ответственность за своих подданных. Вы обязаны обеспечить горожан всем необходимым, они должны пребывать в безопасности, сытости и чистоте".
Но это - реклама. Нас же интересует что на самом деле там, под обложкой?
ВЫ ВПЕРВЫЕ В РОЛИ "ЦЕЗАРЯ"?
Вы никогда раньше не играли в серию "Цезарь"? Тогда небольшое вступление. Несмотря на кажущуюся простоту (ставь себе домики и строй город), игра заставляет шевелиться и напрячь мозги. Это своего рода строительная и отчасти - военная, головоломка, где каждый элемент должен встать на свое место. Строительство огромного мегаполиса, пусть и в античном стиле, занятие не самое простое. Начнем с того, что уже само место, где вы построите первые дома, надо тщательно выбрать, это имеет большое значение, поскольку именно ваши первые поселенцы будут добывать еду и различные материалы для будущих городских структур. Они должны быть под рукой.
Но вот место выбрано, стройка началась - в город начинают прибывать первые поселенцы. Обеспечив их для начала мутноватой водой из колодца, строим несколько ферм(желательно производящих разные сорта провизии), и наблюдаем как на полях трудится наш неутомимый плебс. Как только пшеница созреет, строим зернохранилище и продуктовый рынок.
Ну, вроде и все, думаете вы, плебеи обеспечены водой и едой, что ж еще нужно?
А нужно еще ой как много. Плебеи - это низшее сословие, а в вашем городе их будет целых три. Плебс - римская беднота, трудится на фермах, рудниках, фабриках и рынках. Всадники - средний класс, занятый в сфере обслуживания. Их сфера деятельности: забота об акведуках, театрах, храмах, кроме того - рынки роскоши. И, наконец, патриции - граждане высшего сословия, которые нигде не работают, но исправно платят налоги, и чем богаче будет семья патрициев, тем больше поступлений от нее пойдет в вашу казну.
Когда город обеспечен продовольствием, можно строить несколько жилищ для всадников. Их требования не так уж и высоки на начальном этапе и они с радостью придут туда где хорошо кормят. Как только у вас появится первая семья всадников - забудьте про колодцы, на смену им придут фонтаны, а чтоб заработал фонтан надо построить резервуары с водой, там то и будут обустраиваться первые всадники....
Но вскоре им потребуется больше, чем чистая вода из фонтана и свежая пища. Средний класс нуждается в таких предметах быта, как мебель, глиняная посуда. Придется наладить их производство. Сперва строим глиняный карьер и домик лесоруба - оба здания должны стоять неподалеку от залежей глины и чтобы лес был рядом. Одновременно ставим склад, куда будут поставляться сырье и готовая продукция.
После того, как у нас на складе появляется дерево и глина, строим мебельную фабрику и завод глиняной посуды. Постепенно наш склад наполняется товаром.
Когда производство налажено, строим обычный рынок и роскошный рынок - в первом будут продаваться глиняные горшки, во втором - мебель.
Процесс, как говориться, пошел. Откинувшись на спинку кресла, мы смотрим, как бурлит жизнь в нашем городе. Но вдруг, на закате яркая вспышка молнии ударила в здание городской библиотеки, которое мгновенно вспыхнуло и сгорело дотла прежде, чем туда добрались ваше пожарные. В страхе люди бросились бежать в храм Юпитера, дабы умиротворить его щедрыми дарами и молитвами, но напрасно они бегали по улицам, ища святилище Отца Богов. Мы его не построили! В городе нет еще ни одного храма.
Боги гневаются: поля перестают приносить пищу, сгорел склад, набитый ценными товарами, а целый квартал охватила странная болезнь и, как не старались местные врачи вылечить несчастных, люди умирали один за другим....
Вот что значит - не чтить богов! Культовые сооружения невероятно важны для древнего города. Храмов и святилищ должно быть много, но поровну между всеми богами. И если небеса будут счастливы, то на город снизойдет их благословление: Меркурий наполнит склады товарами, Церера даст лучший урожай, Марс поможет в войнах, Венера поднимет настроение гражданам.
ЕСЛИ ВЫ УЖЕ БЫЛИ ЦЕЗАРЕМ
Для тех, кто уже играл в предыдущие игры серии "Цезарь" большинство из описанного не в новинку. Пора рассказать о том, чем отличается "Цезарь-4" от "Цезаря-3"(в "Цезарей" 1 и 2 я не играл, поэтому не стану их касаться). Самое главное отличие вы уже почувствовали: вы управляете классовым обществом, состоящим из разных сословий, каждое - со своими потребностями. Но есть и другие новинки. Теперь фермы и поля не являются неделимыми. Домик фермера можно спокойно поставить вне плодородного участка, а поле, (на 1 ферму можно вспахать до 3 полей), устроить на плодородной земле отдельно. Для полей не требуются дороги, а значит экономятся участки земли с плодородной почвой, которой как обычно, не бывает много.
Изменилась и торговая система - вначале как будто все, как в "Цезаре-3": выбираем город на карте мира, с которым хотим торговать, и открываем торговый маршрут. Но дальше натыкаемся на нововведение - для торговли необходимо построить торговый склад того города, с которым мы торгуем, и непосредственно в нем установить настройки, что покупать и продавать, а что нет. Водных торговых путей нет как таковых. Даже если вы прокладываете торговый путь по морю, заморские купцы все равно приедут посуху, на осликах. Поскольку на карте города обычно есть река - необходимо обязательно построить через неё мост, даже если он вам и не нужен в данный момент, иначе торговцы, появившись на другом берегу, могут просто не дойти до города, .
Система развлечений горожан так же претерпела некоторые изменения. К привычным театру, амфитеатру, Колизею и ипподрому прибавился одеон. Одеон - самое дешевое и не требовательное увеселение граждан. В нем будут выступать только любители и никаких школ он не требует. Арену и Колизей стало сложнее содержать. Для них нужны гладиаторы и дикие звери. После строительства соответствующих гильдий, вам потребуется оружие для гладиаторов и сырое мясо для животных. Поэтому, даже если вы не намерены нанимать легион, ковать мечи придется - для поединков на арене, а мясо для зверей будет поставлять животноводческая ферма.
Так же получили свою порцию изменений рынки. Теперь рынок не один, их целых 3. Рынок еды, рынок обычных товаров и рынок роскоши.
Игра как вы видите стала сложнее: больше построек, больше проблем с их взаимосвязью. Зато в помощь игроку дана новая опция - возможность отключать работу только одного хозяйственного объекта, а не всего производства. Это очень удобно, если у вас на складе достаточно дерева и вы не хотите строить дополнительные фабрики мебели или оружия. Отключив пару лесопилок, можно поддерживать поставки дерева, одновременно не забивая им склад. Тоже касается и прочих промышленных зданий.
Другим плюсом стало то, что здания разрушаются от пожара или от ветхости не сразу, а постепенно, и городские службы могут успеть спасти строение до того, как оно полностью погибнет.
Но в целом, игровой процесс не сильно изменен - все также докучает император, постоянно чего-то требующий от нас, те же зловредные боги, способные в гневе разорить весь наш город, и прочие "прелести" жизни древних римлян. Игровые кампании построены по тому же старому принципу: наладить производство тех или иных товаров, завязать торговлю с кем-то на карте, добиться определённого рейтинга. Иногда все эти цели объединены. Но в компанию я почти не играл, поскольку предпочитаю свободное строительство собственного города без указки сверху, что делать.
ТРУБА ЗОВЕТ ЛЕГИОНЕРА
Батальные сцены как и в прежней версии в "Цезаре-4" не блещут разнообразием. Игра - строительный симулятор и военный элемент в ней - вспомогательная часть. Хотя повоевать придется, и даже много, если захотите сами - для этого в начале игры надо выбрать военную опцию. Но нету ни формаций, ни отдельного поля боя. Боевые действия происходят на той же строительной карте.
Армия создается так: строим цепочку зданий: вербовочный пункт - солдатская кухня - казармы -тренировочное поле. Новобранец из "военкомата" направляется прямиком в барак, туда же периодически бегает повар с провизией для солдат. После того как когорта набрала 100% личного состава, её можно отправить на тренировочное поле (для этого в интерфейсе барака есть специальная кнопка, там же находится еще одна: развернуть(свернуть) когорту. Два раза мне сообщили о приближении противника. Второй раз враг действительно пришел. К этому моменту у меня была только 1 когорта солдат(20 мечей), но и варвары пришли с малыми силами. И все таки они смогли войти в город, поскольку слабый ИИ моих солдат не позволил им встретить врага короткой дорогой, а повел их в обход. В итоге противник уничтожил одно здание, после чего был перебит подоспевшими легионерами.
Когда последний варвар отправился на тот свет, мне сообщили: "Наши войска отстояли город! Противник уничтожен!"
Хотя военная графика лучше, чем в "Цезаре-3" и теперь противник разрушает здания горящими стрелами, а не просто проходит "сквозь" него, военный аспект развит слабо.
Не стоит забывать, что это не военная, а экономическая стратегия.
ЭПИЛОГ
Подводя итог, можно сказать с уверенностью - мы получили старого доброго "Цезаря- 3",
с современной графикой и переработанной системой управления как самого города, так и его строительства. Как и предшественник, игра притягивает и увлекает новыми возможностями и новой 3D реальностью. Снова похорошевший "Цезарь" заставит вас долгие вечера проводить перед экраном монитора. К слову сказать, на мой взгляд он обошел своего конкурента - "CivCity Rome", другую игру - симулятор, с похожим сюжетом, не так давно появившуюся на отечественном рыке. Игру, которая попыталась обойти родоначальника жанра, но стала лишь легкой закуской перед главным блюдом, название которому - "Цезарь".
|
|