ПРОЧЬ ОТ ЗЕМЛИ
Прошло четыре года со времени выхода пятой Цивилизации (аддоны к ней не
в счет) и вот мир увидело новое творение Firaxis Games – на этот раз без
цифры в названии, но с заголовком «Beyond Earth». «За переделами Земли»,
если по-нашему. И, по сути, сказать более точно и чётко было бы довольно
сложно – ведь именно в этой игре побывать на родной планете вам так и не
удастся. Так что, как говорится: «Поехали!».
Запустить Цивилизацию в космос уже пробовали в 1999 году. Вышедшая тогда
игра называлась SidMeier’sAlphaCentauri и предлагала нам ни много ни
мало - колонизировать одну из планет в одноименной системе. Сейчас же,
через пятнадцать лет, мы видим еще одну игру серии, которая решила
развиваться в том же направлении. Думаю, без зазрения совести можно даже
сказать, что Beyond Earth является полноценным наследником нашумевшей
Центавры, если бы не разработчики, которые это упорно отрицают, говоря,
что их новый проект лишь вдохновлен старой игрой. Что ж, опровергнуть
это мне довольно сложно, так как поиграть в «Альфа Центавру» так и не
пришлось. На то время из всей техники, которую можно было хоть
как-нибудь причислить к игровой, у меня был только тетрис, а немного
позже - денди. Сейчас же играть в это, учитывая, как далеко успел уйти
жанр, довольно-таки глупо. Так что если уже и сравнивать Beyond Earth с
какой-нибудь игрой серии, на ум просто не может не прийти пятая
Цивилизация. Все-таки оба проекта объединяет один движок, одна команда
и, на первый взгляд, одна механика. Но, повторюсь, это только на первый
взгляд. Две игры умудряются быть одновременно и похожими, и диаметрально
разными. Но об этом немного позже.
С чего же начиналась партия в старой доброй Цивилизации? Мы выбирали
нацию, с уже предустановленными характеристиками, основывали столицу,
рассылали исследователей и начинали захватывать земли. Здесь же все
устроено несколько по-другому. В самом начале можно выбрать так
называемого «спонсора», фракцию, интересы которой придется защищать в
космосе. Всего их восемь - Славянский Союз (тут всё понятно),
Паназиатскийкооператив (Китай со своими восточными соседями, Японией,
Вьетнамом и Монголией), Американская Рекультивационная Корпорация (США и
Канада), Полистралия (Австралия, Полинезия, Индонезия, Таиланд),
Франко-Иберия (Франция, Испания, Португалия), Протекторат Кавиты
(Индия), а также Бразилия и Народный Африканский Союз. На дворе как ни
как XXV век, так что привыкнуть к названиям новых союзов и объединений
все-таки придется.
Из всех вышеперечисленных сторон, я бы выделил всего три - Паназиатскую
ассоциацию, Бразилию и Протекторат Кавиты. Именно они имеют наиболее
полезные и нужные бонусы. Выберете индусов – ваши города будут расти
вдвое быстрее, чем у соперников. Захотите воевать - приличный бонус к
атаке бразильских войск станет просто незаменимым. При выборе
Паназиатской ассоциации ваши заводы будут работать значительно быстрее.
Китайцы, как оказалось, и через пять веков остались такими же
трудолюбивыми предпринимателями. После этого необходимо выбрать
специальность своих поселенцев (пусть будут учеными или, допустим,
художниками), далее модули и груз космического корабля. Каждый выбор,
совершенный на данном этапе, сильно повлияет на характер игры, так что к
этому вопросу нужно подходить с умом.
И вот после пятиминутной настройки и подготовки наш корабль
наконец-то приземляется на новую неизведанную планету и прямо на глазах
раскладывается в небольшой городок – нашу столицу, с которой и начнется
колонизация. Пыль и грязь, поднимаемая тягой двигателей космического
корабля, взлетает вверх и в мгновение ока окружает его густым темный
облаком.Но через несколько секунд рев моторов утихает, пыль
рассеивается, и поселенцы, припавшие к иллюминаторам, видят вокруг себя
дикий и чуждый мир. Со всех сторон, из ядовитого тумана миазмов,
проступают острые верхушки скал, кратеров и вулканов, в лесах, диких и
неизведанных, рыщет местная фауна. Инопланетяне, кстати, особым умом не
наделены и представлены в игре лишь огромными морскими чудищами,
похожими на насекомых волкожуками и, сошедшими со страниц «Дюны» Фрэнка
Герберта, огромными, просто-таки гигантскими червями. Последние создания
серьёзные и опасные, так чтоот их нор лучше держаться подальше. Как
показала практика, один такой червь может разметать целый отряд
космопехоты или даже несколько бронетранспортеров, без особого вредадля
самого себя. Единственный верный способ – погасить гада из города, но к
ним он как назло подбираться не особо и хочет. Видимо, инстинкт
самосохранения у инопланетян развит довольно-таки сильно.
Вообще, с местными можно и не воевать. Так будет даже лучше. Мирный
вариант окажется более прибыльным и верным, так как в скором времени,
после некоторых научных исследований, ваши поселенцы смогут использовать
инопланетян как рабочую силу или даже как простых домашних питомцев. Тут
уж как позволит ваша фантазия.
Цивилизация всегда была более про завоевания и экспансию. Beyond Earth
же оказалась совсем другой, раз и навсегда изменив устои серии. Здесь
нашим главным противником или, если уже совсем точно, соперником
становится сама планета, которая всеми средствами пытается противиться
колонизации. Испарения миазмов, которыми заражена почти вся поверхность
земли, наносят серьёзный урон вашим юнитам, а обманчивые изгибы рельефа
могут навсегда заключить невнимательных поселенцев в смертельной
ловушке. Аборигены также непонятны и неоднозначны – могут напасть, а
могут и нет. Неосмотрительно же начав с ними войну, игрок может потерять
для себя много сил, времени и возможностей. Но, несмотря на всё это,
исследовать мир интересно и полезно. Теперь, допустим, ваши
исследователь могут находить обломки космических кораблей, работающие
спутники или даже проводить настоящие раскопки на местах древних руин
загадочных Предтеч – расы, ранее населявшей планету. Все эти занятия,
как я уже упоминал, приносят неоценимую пользу – от ресурсов до
уникальных юнитов. Допустим, после изучения гигантского древнего
скелета, ваши исследователи смогут найти живой экземпляр данного вида и,
что самое главное, приручить его.
Теперь, думаю, стоит перейти к самому раскрученному и обсуждаемому
аспекту игры – наклонностям или, если так вам буде легче, мировоззрению.
Всего их три: Гармония, Превосходство и Праведность. Разберем все по
отдельности. Если вы отнесетесь к новому миру и его исконным обитателям
предельно осторожно и благосклонно, в будущем, через несколько сотен лет
ваши колонисты полностью сольются с местной природой, отрастят жабры и
оседлают давно прирученных волкожуков. Ранее токсичный миазмы, станут
безвредными, а сама планета, наверно устав сопротивляться, примет вас в
свои объятия. Это и есть Гармония – самый миролюбивый и спокойный способ
прохождения.
Если же это вам не по душе, никто не запрещает пойти по пути
Превосходства. Здесь тебе и многочисленные армии киборгов с огнеметами в
руках, и роботы, исполняющие всю тяжелую работу, и огромные
человекоподобные машины, которым под силу перешагивать горы и ходить по
дну океана. Есть и третье мировоззрение - Праведность. Это уже для самых
приверженных и патриотичных землян. Ваши колонисты ударятся в религию и
философию, начнут возводить в своих городах «музеи Земли», и, в надежде
создать здесь, на этой планете, вторую Землю, загонят ненавистных
аборигенов в резервации.
В Beyond Earth появились новые ресурсы, тесно связанные с исповедуемой
вами философией. Это Ксеномасса (для Гармонии), Антигравий (Праведность)
и Фираксит (неутомимым солдатам Превосходства). Из игровой валюты стоит
выделить здоровье, которое заменило собой аналогичное по характеристикам
счастье из Цивилизации. Правда, здесь оно играет роль куда меньшую. Если
здоровье и упадет на пару пунктов, то это ни в коем случае не парализует
вашу колонию. Да и поддерживать его уровень не сложно, только и успевай
строить клиники и больницы. Переименовали и золото – теперь вместо
презренного металла мы вырабатываем энергию, которую, правда, тратим
также как и в оригинальной Цивилизации – на покупку клеток, содержание
юнитов и зданий. Культуру и науку Firaxis Games оставили без изменений.
Раз уж прозвучало слово «наука», думаю, самое время уделить внимание
именно ей и рассмотреть систему исследований. Она претерпела наибольшие
изменения и, как и следовало ожидать, стала тесно привязанной к
выбранной философии. Но об этом немного позже. Первое, что бросается в
глаза – это новый, придуманный с нуля, внешний вид. Если раньше перед
игроком появлялось древо технологий с понятным и простым развитием (от
обыкновенного гончарного круга к атомной энергетике), в Beyond Earth
исследования имеют форму огромной запутанной паутины. Начиная с центра,
мы можем развиваться в любом направлении, от чего каждый сделанный выбор
сразу же становится особенным. Да и начинается игра с довольно-таки
высокого уровня развития, так что приготовьтесь к безмерному числу часто
непонятных научных терминов.
А теперь опять вернемся к философии. Каждое научное исследование
напрямую связано к выбранной идеологии. Игра постоянно преподносит
сложный выбор. Это, скажем так, стало её новой изюминкой. Допустим,
почти в самом начале игры ваши исследователи найдут потерпевший аварию
космический корабль. В нем, как и можно было предположить, окажутся
выжившие, правда, немного другие. Да, это такие же люди, как и мы, в
прошлом менее удачливые колонисты, которые в результате своего долгого
путешествия подверглись мутациям. Они попросят убежища и, если ответ
будет положительным, смогут поселиться вместе с вашим народом. Через
несколько ходов опять появится надобность в сложном выборе – мутантам
можно вернуть обыкновенный человеческий облик или же оставить такими,
какими они есть. Все, опять-таки, зависит только от вас и выбранной
идеологии.
В самом начале игры из боевых юнитов у нас есть возможность нанимать
только слабеньких пехотинцев в неудобных и нелепых скафандрах. Но
довольно скоро все поменяется. При получении достаточного количества
опыта, каждый юнит можно проапгрейдить, выбрав одно из предложенных
улучшений. Опять-таки, в зависимости от мировоззрения, ваши солдаты
будут выглядеть по-разному. Если приверженцы превосходства станут
киборгами, то их диаметральная противоположность – Гармония – будет
разъезжать на прирученных чудищах и обращать против врагов саму природу.
И, что самое главное, все улучшения не будут стоить вам ни копеечки
(простите, ни единого Джоуля). Техника, солдаты, корабли и даже
авианосцы станут эволюционировать совершенно бесплатно. Просто и удобно.
Осваивать планету вы будете не одни. Уже через несколько ходов на ней
высадятся и другие колонизаторы, с которыми можно и нужно сотрудничать.
Или, наплевав на все, собрать войска и объявить войну. Тут уже как
захотите. На отношения между фракциями, как уже и заведено, будет влиять
много факторов. Отправите своих исследователей рыскать по территории
соседа – получите законный упрек. Одинаковое отношение к инопланетянам,
напротив, может вас сблизить. Прощелкав н-ноеколичество ходов и не
уничтожив ни одного аборигена, вы можете услышать слова одобрения своих
соседей, которые также разделяют такую миролюбивую политику.
Кроме заключений альянсов, торговли и других соглашений, без которых
невозможно себе представить Цивилизацию, в Beyond Earth появились
совершенно новые нюансы, привносящие в дипломатические отношения особый
шарм. Теперь, одаривая своих союзников ресурсами и подарками, вы будете
набирать так называемые единицы «дружественных услуг». Чем больше таких
услуг задолжает какая-нибудь Полистралия, тем лучше. А работает это
примерно так. Допустим, вы, будучи подсознательно ярым расистом, решаете
напасть на бедный, ни в чем не повинный Народный Африканский Союз.
Открытая агрессия? Безусловно. Но вот Полистралия, чувствуя за собой
долг, осуждать вас не станет, а ее МИД, в крайнем случае, лишь скромно
промолчит. Так что не сохранить отменный имидж, имея такие возможности,
нужно, как говориться, еще постараться.
Одержать победу можно пятью путями. И все они, как уже можно было
догадаться, напрямую связаны с выбранной идеологией. Господство - это,
безусловно, самый старый и грубый из всех методов. Уничтожаем все, что
двигается, захватываем столицы врагов и получаем радостное известие о
победе. С Контактом все обстоит уже поинтересней. Здесь предстоит выйти
на связь с инопланетной высокоразвитой расой и вывести человечество на
новый, еще более высокий уровень жизни. Существует еще три сценария:
Освобождение, Земля обетованная и Трансцендентность. Здесь
последовательно надо будет вернуться на Землю, спасти свою умирающую
метрополию или же, установив ментальный контакт с планетой, с радостью
продолжить свое существование в нирване.
А теперь, как бы этого не хотелось, надо перейти к недостаткам. А
последним, к сожалению, место все-таки нашлось. Иногда встречаются баги
и вылеты, а искусственный интеллект, в неизменном виде перекочевавший из
Civilization 5, нужно еще доработать. Рабочие зависают на одной клетке,
а соседские юниты могут по стойке смирно стоять под вражеским огнём, со
своей стороны не предпринимая никаких действий. Но это, к счастью,
проблемы легко решаемые. Пройдет немного времени, выйдет несколько
патчей и от неприятных багов и вылетов не останется и следа. Возможно,
если вы читаете эту статью в году, эдак, в 2015, с данными проблемами
вам так и не доведется и столкнутся.
Игру обвиняют в том, что все её новшества никак не тянут на полноценный
новый проект. Многие говорят, что Beyond Earth - это обыкновенное
дополнение к пятой Цивилизации, которое по жадности своей разработчики
решили продавать по цене отдельной дорогой игры. Мол, перерисовали
солдатиков, переименовали ресурсы и на этом все. Как ни прискорбно это
осознавать, но в чем-то эти люди правы. Beyond Earth – никак не
полностью новая, ни на что не похожая, сделанная с нуля игра. Лично я бы
предпочел называть её ответвлением серии, спин-оффом, причем довольно
удачным и интересным. Ведь не каждая стратегия может настолько сильно
погрузить в колоритный и загадочный мир неизведанных планет, и не каждая
игра так сильно пропитана незабываемой атмосферой добротной научной
фантастики. Так что, несмотря на все минусы, Beyond Earth обязательна к
прохождению всем любителям жанра. |
|