THE BANISHED
Сидел я за столом и наслаждался творожком
со вкусом киви, который, если верить рекламному слогану, заставляет весь
мир подождать. Но или творожок попался просроченный, или нашлись
устойчивые люди – в мою дверь постучали. Пробормотав сквозь зубы
ругательство, я спрятал лакомство в стол и крикнул: «Войдите!»
В тот же миг в приоткрывшуюся дверь просунулась мужская голова, заросшая
волосами и бородой до такой степени, что я подумал, будто на нас напали
варвары. Но варвар приветливо улыбнулся и сказал: «Здрасте!»
- Вы может войти целиком, - великодушно разрешил я.
- Ах да, благодарствую, - закивал пришелец и, боясь распахнуть дверь
пошире, протиснулся в кабинет. К моему удивлению за ним последовали еще
двое, таких же заросших.
- В зипунах домашнего покроя, из далеких сел, из-за Оки… - в полголоса
процитировал я и спросил, - Чем могу быть полезен, уважаемые?
- Вот, - первый из зашедших, по-видимому, главарь, подошел и положил
передо мной на стол замусоленную помятую листовку.
«Хотите построить город или развить поселение, но не знаете с чего
начать? Обратитесь к специалисту! Rihthoffen –
профессиональный губернатор со времен Cesar
3!» и далее адрес и телефон. Я тяжело вздохнул. Листовка не упомнала о
трех деревнях, вымерших от голода, от еще одной, ставшей жертвой
эпидемии, потому что я решил, что строить огромный госпиталь в поселке с
двумя десятками жителей – роскошь непозволительная. Не рассказывалось
потенциальным клиентам и о городке стариков. Когда спохватился, что
давно не появлялось новых детей, самому молодому жителю было уже за
пятьдесят. В свое оправдание могу лишь сказать, что меня никто не
предупредил о пуританских нравах городка, в котором молодожены
обязательно должны переехать в свой отдельный дом, и только тогда
численность популяции начнет расти.
Но вершиной моей карьеры стала «деревня дураков». Я подумал, что важнее
обеспечить бесперебойную добычу ресурсов и пищи, а не строить школу. В
итоге дети выросли тупенькими, но работящими, образованные взрослые
отправились на радугу и остались в деревне одни идиоты. Зрелище было
удручающее, поэтому я потребовал только половину обычного гонорара.
Троица смотрела на меня, ожидая, что же скажет «профессиональный
губернатор», а я молчал, в душе моей боролись совесть и желание
заработать. Последнее победило и я, широко улыбнувшись, изрек: «Я с
радостью окажу вам свои услуги, благородные доны! Опишите, пожалуйста,
фронт работ и размеры оплаты».
Пришедшие замялись. Главарь почесал затылок и неуверенно начал: «Фронт,
сталбыть, весь город построить надо. Нас, понимаете ли, изгнали, и
теперь надо наново жизнь устраивать. А оплата – ну картошки мешок, да
тулуп дадим лучший.»
- Не буду спрашивать, за что вас прогнали, но плата маловата, - сразу
заявил я, - Десять процентов всех произведенных и реализованных
ценностей – и мы с вами договорились.
Троица переглянулась и согласно закивала…
Городок, называющийся Joyvillo, представлял из
себя сарай-кладовую в лесу и рядом с ним небольшую площадку для хранения
стройматериалов. Материалов этих было всего три вида: камень, железо в
слитках и бревна. Инвентаризация в кладовой выявила наличие пары
десятков единиц зимней одежды, разнообразные инструменты и несколько
мешков картошки. Хозяевами всего этого добра были пять семей, десять
взрослых и восемь детей. Все сиротливо жались к сарайчику и не знали,
что им предпринять. Но теперь я с ними и все будет по-другому.
Перво-наперво заложили улицу. От мощеной булыжником дороги решили
отказаться в пользу обычного проселка. Пять деревянных домов (опять же в
целях экономии камня), расположились по одной стороне новоиспеченной
улицы, с другой стороны я приказал разбить огород, памятуя по прошлому
опыту, что картошки на зиму не хватит, а зима близко. В здешнем климате
оказалось возможно выращивать горох и капусту. Выбор пал на капусту.
Отдав распоряжения, я только собрался подремать под деревом, как
заподозрил неладное: жители расчистили стройплощадки, натаскали
материал, но дальше дело не продвинулось. Как выяснилось, жители не
смогли сами распределить обязанности, и мне пришлось назначить
строителей собственноручно. Эти решительные меры так пришлись поселенцам
по вкусу, что было решено назначить меня еще и распределителем работ,
чем я не преминул воспользоваться, отрядив двоих жителей зарождающейся
деревни работать в поле. На мое счастье, под рукой оказался список,
содержащий перечень необходимых поселению специалистов и число
потенциальных кандидатов на эти должности.
Дома быстро достроили, так же быстро заселили. Из печных труб к небу
потянулся приветливый дымок, создающий уютную атмосферу. В поле начал
поспевать урожай, и к моменту, когда лиственные деревья оделись в
золото, кладовая была забита капустой в количестве, достаточном, чтобы
прокормить жителей до следующего урожая. Беда подкралась внезапно.
Только лег первый снег, как поселяне начали мерзнуть.
- Господин губернатор, дров бы надо, - подсказал мне одни из жителей.
- Ну и в чем же дело? – раздраженно спросил я, - У вас лес на складе
штабелями лежит…
- Ну не дрова же… - промямлил местный.
Оказалось, рубить дрова – это задача специально обученного человека.
Более того, надо возвести специализированное здание, где этот человек
сможет с комфортом работать.
Но одна проблема почти всегда тянет за собой другую. На постройку хижины
дровосека не хватило ресурсов. И тогда пришлось в самый разгар зимы
гнать людей добывать камень и валить лес. Благо, для этого
дополнительных приспособлений не требовалось, я просто говорил, где
рубить/долбить киркой, и жители бежали выполнять волю губернатора.
Вопрос ресурсного голода разрешился достаточно быстро. Быстро, но
ненадолго. Стремительный рост города, строительство кузни, школы,
госпиталя и храма способствовали превращению городских окрестностей в
пустырь.
Но я же не зря в университете обучался, и даже проходил промышленное
строительство – быстро была спроектирована промзона, с каменоломней и
железной шахтой. Отряд лесников круглогодично восполнял убыль окружающих
лесов.
Разросшийся Joyvillo стал родиной для
полусотни семей. Четыре жилых квартала, ратуша, каменный собор, два
рынка, торговый пост, трактир и госпиталь – все, что нужно для
счастливой жизни в средневековье.
- Пора прощаться, - обратился я к горожанам, собравшимся на центральной,
мощеной камнем, площади.
- Не оставляйте нас, господин губернатор! – хором взмолились жители.
- Ничего не поделать, надо, работа, жена, лето опять же. Но вы теперь и
без меня справитесь!
- И сколько мы вам должны? – подал голос работник одного из рынков.
Жители насторожились, ведь любить губернатора – это одно, а вот отдавать
ему кровные – совсем другое.
- А, ничего, работал удовольствия ради! – великодушно ответил я, и
закрыл игру The Banished.
Надеюсь, что читатели смогли вынести из моего предыдущего рассказа
представление о игровом процессе в индии-проекте The
Banished. Для только что присоединившихся
поясню – The Banished
градостроительный симулятор с элементами выживания. В стиме много
говорили о столь оригинальном подходе, но я склонен не согласиться –
даже Settlers и Линейка Цезарь/Клеопатра
являясь классикой жанра, предусматривают элементы «выживальщины» -
борьбу с голодом, холодом и эпидемиями. Отличает The
Banished от классики возросшая роль
поселенцев. В этом игра близка к The
Guild, правда без элементов менеджмента.
Горожане рождаются, учатся, трудятся на благо города и, что логично,
умирают. Нет миграции со стороны, как в Цезаре, не навербуешь их еще в
каком-либо здании. С кем начали игру, того и бережем. Голод, «деревня
дураков» и вымирание от старости – на первоначальных этапах развития
города угрозы вполне ощутимые. Неправильные решения могут иметь далеко
идущие последствия. Игра требует от новоиспеченного губернатора
тщательно продумывать свои действия. С другой стороны, определив один
единственный раз выйгрышную стратегию, дальнейшие старты уже не будут
представлять какой-либо сложности.
В графическом исполнении игра напоминает уже упомянутую
The Guild. Та же
средневековая деревянно-каменная архитектура, узкие улицы, высокие
черепичные крыши. Приятно радует смена сезонов. Зимой выпадает снег,
осенью листья на деревьях желтеют и опадают, весной, соответственно,
распускаются вновь. От сезонов зависит посевная, то есть поля и сады
дают урожай только летом. Рост деревьев и сельхозкультур выполнен вполне
приятно для глаз, можно наблюдать, как на месте сведенного леса
разрастается новый.
Напоследок поговорим о минусах игры. Несмотря на увлекательный игровой
процесс, минусов в игре не мало. Первый, и, на мой взгляд, самый
существенный – отсутствие великих проектов. Вспомним «Фараона» с его
великими стройками пирамид. Требовалось серьезное планирование, а иногда
и закупка дорогостоящих материалов, чтобы возводить пирамиды. В
The Banished ничего
подобного нет. Самым внушительным зданием остается собор, требующий уймы
камня, но строящийся в среднем менее чем за два сезона. Второй минус –
обезличенные поселенцы. Это может показаться странным, ведь именно люди
позиционируются как главный «ресурс» игры. И я не спорю, все
действительно так, однако, совершенно не важно, кого назначить фермером,
а кого учителем. Возраст, пол, настроение, здоровье и образование – не
достаточный набор параметров для основного «ресурса» игры. Все жители
равны, у них нет и не предусмотрено талантов. Смерть учителя вызывает
досаду только если для его замены приходится снимать кого-нибудь с
других работ. В противном случае назначили нового из кадрового резерва и
забыли о проблеме.
Третий минус – «вызов» по-настоящему серьезен только для новичков.
Постигнув основы градостроительства в The
Banished, проиграть уже весьма трудно. Сюда
добавляем небольшое количество зданий, отсутствие эволюции города,
потенциально бесконечные ресурсы и получаем угасание интереса к
разросшемуся городу и к игре в общем через два-три дня. Поначалу
увлекательный геймплей сменяется унылым созерцанием плотной городской
застройки в конце. Это бич всех градостроительных симуляторов, но в
других играх с этим хоть как-то пытаются бороться, предоставляя игроку
все новые возможности или ставя конечную цель. В The
Banished какие дома строили на старте, такие
строят и через сто лет. При этом нет ни пожаров, ни набегов врагов, ни
стихийных бедствий. У меня только один раз случилась эпидемия. Вспоминая
все того же Цезаря, с пожарами, обрушениями, болезнями и вторжением
варваров, The Banished
воспринимается как несколько недоделанная игра. Может, так оно и есть,
ведь делает ее один человек, а все сразу реализовать трудно. По крайней
мере, я надеюсь, что со временем The
Banished изменится в лучшую сторону. А на
данный момент The Banished
- игра пары-тройки вечеров, пока не станет скучно, но эти два-три вечера
вы проведете с удовольствием.
|
|