ИСТОРИЯ
Когда-то, в далеком 1984 году существовала настольная игра под
названием «Axis & Allies». В этой игре на огромной карте мира
не на жизнь, а на смерть, разделившись на два альянса, сражались
друг с другом пятеро игроков. Германия и Япония на стороне Оси
пытались отобрать две столицы у Союзников: СССР, США и
Великобритании. Пластмассовые армии отбирали сектора у противника,
подлодки топили корабли, а что творили самолёты с заводами, не могло
бы приснится в самом страшном сне. И было одно оригинальное правило
игры, гласившее что победит та страна, у которой после победы её
союза было больше всего очков. Из-за этого условия в игре союзников
называли не идиотами, а эгоистами, а после партии спорили, кто же
выиграл войну? Реализм просто невероятный.
Ровно 20 лет спустя (юбилей?), в 2004 фирма «TimeGate Studios»
создала свою игру с тем же самым названием. И, что самое интересное,
по мотивам настольной из которой в новую игру перешли сильно
урезанный стратегический режим, оригинальность, набор сторон и
фигурки войск в огромных количествах. Но давайте по порядку.
БИТВА ШТАБОВ
Для четкости определим сразу: в
игре существует три режима игры, тактический, кампании и глобальный
стратегический. Далее я расскажу поподробнее о каждом из этих
режимов
Основным является
тактический режим, в
котором
необходимо строить свои войска, уничтожать вражеские, покупать
технологии и здания. В игре всё это происходит следующим образом.
Главным зданием в игре является штаб корпуса. Он производит не
генералов и даже не инженеров, а штабы дивизий, депо и бригады в
виде машин, которые одинаково охотно как сворачивается, так и
разворачиваются. Первые строят полки и получают деньги, вторые
ничего не строят и получают боеприпасы и топливо, а третьи изучают
технологии. Нефть и боеприпасы нужны для снабжения войск. Чем больше
полков, тем больше нужно ресурсов для снабжения. Даже если полк
неподвижен и состоит из одинокого пехотинца, топливо он будет
потреблять в прежнем объёме. Куда он его девает – бог весть, может,
населению втихаря сбывает. Будьте внимательны! Если топлива и
патронов начнет не хвать, то бойцы их у вас будут брать деньгами!
Поговорим о войсках. Бойцы поодиночке не ходят, а всегда объединены
в полки. Есть общие для всех полки – среднетанковый (командирский
танк и 4 средних), мотозенитный (командирский бронеавтомобиль, 4
бронетранспортёра и 2 зенитки) и есть оригинальные, вроде немецкого
пехотного с двумя Голиафами(самоходная мина) или английского
огнеметного (командирский Шерман и 3 Черчилль-крокодила, для
конспирации называемых Шерманами-крокодилами).
Войска производятся так. Получив аванс, из штаба бодро
выбегает/выезжает офицер. Через некоторое время из штаба же к нему
присоединяются и подчиненные. Если офицер остаётся возле штаба, то
подчиненные отпочковываются прямо от него, если успеет уйти, тогда,
скрепя сердце, телепортируются прямо к отцу-командиру. Каждый полк
может быть приписан к соответствующему штабу дивизии. Что это ему
даёт? Каждый приписанный полк получает бесплатно подкрепление в зоне
снабжения. Эту зону производит лишь штаб корпуса, остальные штабы её
только продолжают. Кроме корпусного штаба снабжение производят
города, а заодно платят владельцу деньги. В итоге игроки с азартом
тянут линии снабжения, борются за города, ловят вражеские
потрепанные полки и норовят зайти с тыла для истребления депо
противника. AI в этих делах проявляет себя на высоте, занимая ваши
города и отступая, едва запахнет жаренным.
Кстати, об отступлениях. В игре у войск есть несколько особенностей,
одной из которых является моральный дух. Стоит ему упасть, как
войска побегут от противника прочь. Кроме боевого духа войска
обладают трёмя построениями – колонной для передвижения,
агрессивным, для атаки, и стандартным, если не знаешь, что выбрать.
Необходимость постоянно переключать построения очень быстро
надоедает. Ведь у командира в игре дел много и без этого. Необходимо
следить за тем, что бы войска ездил по дорогам, а не где придётся,
потому что в «Axis & Allies» есть понятие рельефа. Снег и песок
замедляют войска, в городе бои гораздо кровавей и скоротечней.
Логика понятна.
Также игроку никак нельзя прозевать возможность насолить противнику
специальными способностями генералов. Да-да, в этой игре есть ещё и
генералы, по четыре вида на страну и не абстрактные «танковые» или
«пехотные», а вполне конкретные именные, такие как Жуков,
Рокоссовский, Конев и Чуйков у СССР . Они копят в течении миссии
опыт, за очки которого могут либо одарить своих чем-нибудь из своих
трёх спецспособностей (вроде Жуковской «коммунистической чистки»,
замещающей слабых бойцов в полку на повышение боевого духа у
остальных) или же наоборот «, руководя Нимитцом, сбросить атомную
бомбу на противника или просто добыть/украсть денег. Выбирать своего
генерала можно лишь одного на миссию в тактическом режиме, или на
всю войну в режиме Второй мировой войны. В кампании придётся
довольствоваться тем, что дают.
«О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ
ЧУДНЫХ...»
Следующей ступенью после тактического режима, является режим
кампаний. Кампаний в игре две: за Союзников (историческая) и за Ось
(альтернативная). По сути обе компании являются набором тактических
миссий. К сожалению, наиболее частой задачей является банальный
захват определённых городов, чуть реже – истребление противника под
корень, что тоже не оригинально.
Сразу надо сказать, что хотя кампания за Ось интереснее за счёт
большего числа необычных миссий и альтернативной истории, но она и
гораздо сложнее. Поэтому лучше начните с Союзников. Тем более что в
её ходе можно узнать много такого о прошедшей войне, чему не научит
ни один учебник! Например, вам откроется, что во время войны
командиры не рисовали на карте стрелки, а бодро передвигали фигурки
солдат и техники (те самые фигурки, явное наследие настольного
предка игры). Или в начальном ролике за Союзников нас «радуют»
зрелищем немцев, ведущих бои в Москве! Именно «в Москве», а не «под
Москвой». Затем, оставив нас волноваться за судьбу столицы, авторы
переносят действие в Египет, где храбрые немецкие инженеры
заколачивают в песок мины. Молотками. С размаху. Это ж сколько надо
было шнапса выпить?
Это всё конечно мелкие придирки, но ощущение реальности
происходящего тает прямо на глазах при виде немцев, на плечах
американцев вторгающихся в Англию, или Сталинград, обстреливаемый
ракетами ФАУ. Долю сюрреализма привносят и локализаторы игры,
переводя на русский язык слово «Фатерлянд» как «Отцовщина», а
Белгород как Белград. Но это, как уже упоминалось, мелкие придирки
не сильно портящие впечатление от самого игрового процесса.
БОЛЬШАЯ ИГРА
Также необходимо вкратце рассказать о глобальном стратегическом
походовом режиме Второй мировой войны. В нём на поделённой на
сектора-провинции карте мира расположены армии пяти основных стран –
Японии, Германии, СССР, Англии и
США.
Именно «армии», а не флоты или авиация. Войска захватывают
территории и сражаются с вражескими частями. Захватить можно любую
территорию кроме территорий союзников и нейтральных стран (не путать
с независимыми!). Сектора приносят владельцу деньги от одной
(Венесуэла) до двадцати (Восточное побережье США) условных единиц.
За деньги можно приобрести армию, увеличить её ранг, а значит и
боевую ценность (от пехотной армии до Броне-воздушной) и изучить
технологии. Страна может неограниченно занимать территории, но
сразиться может лишь один раз за ход.
При встрече вражеской армии с вашей в одной из провинций вам
предложат на выбор – довериться генератору случайных чисел (авторасчёт
итогов боя) или лично заняться врагом на тактической карте. В
последнем случае вы перемещаетесь в пункт первый нашего рассказа – в
тактический режим. С некоторыми оговорками. Вам прямо со старта
выдадут денег сообразно с числом наличных армий, любезно избавят от
необходимости изучать уже изученные на глобальной карте технологии и
милостиво разрешат строить все возможные дивизии, если в вашем
распоряжении есть хоть одна армия высшего ранга. Например, если есть
лишь моторизованные, то придётся обходиться пехотой и бронемашинами.
Если авиапехотные – авиацией, десантом и пехотой. Дальше всё просто:
в случае победы провинция остаётся за вами, защищали вы её или
наоборот пытались захватить. В случае поражения в тактическом
режиме, территория переходит к противнику.
Цель игры в стратегическом режиме – захватить вашим союзом две
столицы враждебного альянса. То есть либо поднять свое знамя
(красное, полосатое, звездно-полосатое) над Рейхстагом и дворцом
императора Хирохито, либо сфотографироваться для своей любезной
Гретхен или Окини-сан на фоне Кремля, Белого дома или Биг Бена. Игра
заканчивается после выполнения этого условия. Кроме того
Стоит также отметить, что озвучка в игре очень даже неплохая. В меню
нас сопровождает бодрящий марш, в игре ненавязчивая музыка, а
солдаты сопровождают любое ваше действие на родном языке, вроде
«Наконец-то есть дело!» у советского танка (прямо заждался,
бедненький!) или «Яволь, майн генерал!» Графика…не знаю, может и
хорошая, но в «Rise of Nations» явно лучше. То есть можно сказать,
гм… не очень хорошая.
Не хотелось бы заканчивать обзор на такой ноте, поэтому скажу просто
– главный недостаток игры, это отсутствие у неё продолжения.