With a hii
hii hoo and a hii hii hey
We're bound to be close to the sea
Our captain will stand on the bridge and sing
Pirates are all we can be
With a hii hii hoo and a hii hii hey!
We're hoisting the flag to be free
We will steal the show, Jolly Rogers go
We are wolves of the sea
(Alestorm «Wolves of the sea»)
Капитан, пираты по правому борту! Нет,
подождите, и по левому борту тоже пираты… Тысяча
чертей, да они повсюду! Вот так просто и
незамысловато, в трех предложениях можно
изложить суть очередной игры про ассасинов. Но,
не забывая, что краткость – сестра таланта,
приготовим все же из Assassin’s
Creed
Black
flag препарат, капнем
на покровное стекло кедрового масла и рассмотрим
в микроскоп игрового обзорщика это чудо природы.
Assassin’s
Creed
4 Black
Flag – официально
четвертая часть игрового сериала про ассасинов и
тамплиеров. На деле, правда, игра вышла шестой в
серии, и то если не брать в расчет ответвления
для консолей. Запутанная у
Ubisoft хронология, ничего не скажешь.
Слоган Black
flag: «Новая эра.
Новый ассасин. Новые правила». С первым и вторым
трудно не согласиться, а вот новые правила –
очень навряд ли.
В свое время создатели фильмов «Горец» потеряли
чувство меры, и в четвертой части в мире простых
людей как будто не было, все стали бессмертными.
Еще со второй игры про Ассасинов мне начало
казаться, что отцов вышеупомянутого фильма взяли
в штат сценаристов Ubisoft.
С каждой новой частью уверенность эта
возрастала, количество тамплиеров и их
противников росло в геометрической прогрессии.
Любой мало-мальски известный человек был
приверженцем одного из движений. Причем деление
было как у Толкиена – ассасины однозначно
хорошие, все тамплиеры – коварные злодеи.
Никаких полутонов, исключительно черное и белое.
Луч надежды забрезжил было в третьей части с ее
неожиданным началом за тамплиера, которого по
образу действий не отличить от благородного
ассасина, что как бы намекает на то, что ребята
эти – две стороны одной медали. Но радость была
недолгой, весьма быстро сюжет вернулся в
привычное русло, с пафосными рассуждениями о
спасении мира и унылыми вставками из
современности.
Black
flag заставил сердце
застучать быстрее, радостное «Неужели!?» застыло
на устах. Ubisoft не
обманули, на арену вышел новый ассасин, Эдвард
Кэннуэй. Простой моряк английского флота,
живущий в 17-м веке, которому хочется много
денег и ничего не делать. Приключения нового
героя начинаются с эпической морской битвы, в
результате которой он и один ассасин, ходивший
под враждебным Англии флагом, оказались на
необитаемом острове. Эдвард весьма быстро
расправляется с элитным наемным убийцей и
завладевает его одеждой, сапогами и
личностью, то есть бумагами. Такое начало
выглядело весьма многообещающе, как-никак новый
протагонист не блещет благородством и твердыми
моральными принципами, никак не связан с
адептами скрытого клинка, а это уже что-то
новенькое в серии.
Но чем дальше в джунгли, тем привычнее
становилась картина: спасения исключительно
благодаря «роялю в кустах», тамплиеры, к которым
приходит наш герой, быстро его отвергают, и он,
движимый чувством вины, примыкает к ассасинам.
Эти товарищи в капюшонах прочно обосновались на
островах Карибского бассейна, заполучив в свое
распоряжение целый храм и предводителя инка.
Стоит ли говорить, что от духа первой игры не
осталось ровным счетом ничего. Миссии
превратились в выследи, подслушай, сломай
колокол. О заказных убийствах, как сути игры,
забыли напрочь. Радует только то, что к минимуму
сведена сюжетная линия в современности.
Кэннуэй, оказавшийся предком индейца из третьей
части, поначалу думает о личной наживе, но
внезапно прозревает и превращается в моралиста и
стойкого приверженца ассасинских идей. Новый
герой не слишком отличается от старых.
Сюжет слаб, персонажи вторичны. Но ведь должно
же быть что-то, привлекающее игроков? И вот тут
следует вспомнить о «новой эре», обещанной
разработчиками. Товарищи из
Ubisoft угадали с сеттингом, который, на
мой взгляд, намного ближе большинству геймеров,
чем война за независимость США. Добро пожаловать
на Карибы, в эпоху пиратства, шумных попоек в
портовых тавернах и ожесточенных схваток на
залитых кровью палубах галеонов и всяких разных
фрегатов.
Как я уже говорил в начале, главгерой Эдвард
Кэннуэй из английского моряка превращается в
ассассина. Но талант этого человека многогранен
и, помимо благородного служения делу мира во
всем мире, он успешно подвизается на поприще
пиратства. Где-то через час-полтора игры в
распоряжение игрока переходит собственный бриг
«Галка» и несколько головорезов. Весь мир
становится доступен для посещения примерно к
этому же времени, а значит про основные квесты
можно благополучно забыть, предаваясь веселой
жизни морского разбойника. Несколько сюжетных
задания придется выполнить, чтобы разблокировать
улучшения корабля, такие, как водолазный
колокол, но на 31% проценте пройденной истории я
совершенно безболезненно оставил противостояние
ассасинов и тамплиеров в стороне. Забудем про
эту вечную борьбу и сейчас, приступая к
рассмотрению особенностей
Assassin’s
Creed
Black
Flag как очередной
«пиратской» игры.
Из чего складывается жизнь морского разбойника?
Конечно же, из грабежа и прогуливания добычи. В
Balck
Flag все в наличии –
непуганые испанские и английские торговые суда
всегда готовы поделиться товаром, а таверны
предоставляют посетителям широкий спектр
азартных игр, от костей до шашек. Реализованы
они, традиционно, в виде миниигр, классика
жанра. Возвращаться к азартным развлечениям
больше не будем, но запишем в итоговую таблицу,
что они присутствуют.
Выходим в море. Картина впечатляющая: высокое
голубое небо, вода от лазурной, до темно-синей,
белые барашки на гребнях волн, искрящиеся на
солнце брызги. Нос нашего брига разрезает
морскую гладь, паруса наполнены попутным ветром.
Вдалеке на поверхность вынырнул кит, выбросил в
воздух фонтан воды и снова скрылся на глубине.
Над заросшими джунглями островами кружат чайки,
по пляжу с белым песком иногда прошмыгнет
ящерица. Красота. Не хватает только дельфинов,
плывущих за кораблем.
Следы человеческой деятельности повсюду. Вот на
вонах покачивается бочка, которую можно
присвоить, а вон на плоту ждет спасения выживший
в кораблекрушении. Спасение моряков – самый
простой и дешевый способ пополнить команду.
Народная молва уверяет, что нанимать матросов
можно в тавернах за дензнаки, но я так никогда
не делал – местных робинзонов вполне хватает.
Горизонт, свободный от парусов – явление
необычайно редкое. Видимо корабли, как машины в
GTA, генерируются
поблизости от игрока. В большинстве случаев это
канонерки и небольшие торговые суда, не
представляющие большой опасности в бою. Со
временем все чаще начинают встречаться бриги и
даже фрегаты. Противники более серьезные, но и
куш посолиднее будет. Мощные линейные корабли –
враги в нескольких квестах.
Бой, что характерно для игр подобной тематики,
делится на две фазы: артиллерийская перестрелка
и абордажная схватка. Некоторые странности я
заметил на этапе перестрелки. Так, каннипелями
заряжены только носовые орудия, перезарядка
пушек осуществляется с неимоверной скоростью,
выстрел из фальконета по разрушительной силе
превосходят залп с борта. Учитывая, независимо
от ветра, высокую скорость корабля и столь же
запредельную маневренность, то достаточно
держаться к противнику одним бортом, стрелять по
мере перезарядки, когда появляется цель для
фальконета – пальнуть из него и, когда корабль
обездвижен, пойти на абордаж.
Поворот-оверштаг, управление парусами и
различные типы боеприпасов – забудьте, ничего
этого не требуется. Положений у парусов три:
убраны, половина, полные.
С убранными парусами корабль через несколько
секунд останавливается, прекрасно вертится на
360 градусов, что позволяет успешно лавировать.
Половинные или полные паруса – разницы никакой,
наш бриг несется как на крыльях, причем
направление ветра – штука весьма условная.
Исключение – шторм, тогда мощный шквал сносит
судно весьма и весьма ощутимо.
Но вернемся к сражениям. В определенный момент
на атакуемом корабле появляются отдельные цели
для фальконета. Не переживайте, целиться на
упреждение, учитывая состояние моря и скорость
движения противника, не придется. Жмем
Shift, дожидаемся
совмещения прицела и мишени, отпускаем кнопку и
наслаждаемся видом разлетающихся от взрыва
досок.
Пираты, знающие толк в извращениях, могут
поставить на свой корабль мортиры и закупиться
утяжеленными боеприпасами, вот только ни к чему
все это. Намного проще установить на бриг
носовой таран и действовать в лучших традициях
галерного флота. Мелкие корабли, такие как шлюпы
и канонерки, выводятся из строя с одного удара.
Когда состояние корпуса вражеского судна
оставляет желать лучшего, происходит взрыв,
мачты валяться в разные стороны, корабль
замирает и в дальнейшем покачивается на волнах,
покорный судьбе. Только обездвиженные суда можно
захватить. Само собой, тактический ход «взять на
абордаж Мановар, пока сорок пушек не превратили
нашу палубу в кладбище» банально не осуществить:
сначала придется стрелять. В итоге бой протекает
по следующей схеме: выбираем цель, атакуем
только ее, не отвлекаясь на конвой, абордаж,
ремонт «Галки», вернуться к началу и повторить
необходимое количество раз.
Вершиной аркадности я могу назвать возможность
экспресс-ремонта. После рукопашной игроку
предстоит решить, что делать дальше: починить
свое судно, отпустить захваченное или
присоединить к флоту Кэннуэя. Освобождение
снижает известность нашего пирата (иногда против
игрока собираются карательные экспедиции), и,
как следствие, враждебность окружающих,
присоединение к флоту – штука не совсем ясная.
Эскадры, как в "Корсарах" или
Pirates! не будет. Призовое судно
исчезнет, как в Бермудском треугольнике.
Поэтому, самой полезной опцией является ремонт.
Сценка длительностью в несколько секунд, и
«Галка» с новыми силами продолжает бой.
При этом положение вещей в мире не меняется,
враги в том же количестве и состоянии ждут своей
очереди сразиться с нашими бравыми пиратами.
Ситуация просто абсурдная, представляете, если
бы корабли Непобедимой армады чинились против
каждого удачного абордажа. Серу Френсису Дрейку
пришлось бы несладко!
Вот корабли с грохотом столкнулись, и Эдвард
перепрыгнул на палубу испанского галеона. Что
делать для успешного захвата судна? Все зависит
от габаритов: на канонерке достаточно убить пять
человек экипажа, на кораблях побольше задания
поразнообразнее – уничтожить запасы пороха
(хранящиеся прямо на палубе), отправить в ад
капитана или парочку офицеров, сбросить
вражеский флаг с мачты. К услугам Эдварда
традиционные скрытые клинки, духовая трубка с
дротиками, дымовые бомбы, парные мечи и
пистолеты, от одного до четырех.
Наиболее эффективными являются мечи и пистолеты.
Духовая трубка помогает в миссиях на суше
сторонникам «чистого» прохождения, скрытые
клинки утратили свое значение: Эдвард прекрасно
осуществляет бесшумные убийства и парой палашей.
Столь любимый мною кинжал упразднили. Главгерой
бьется исключительно двумя руками, сабли,
палаши, рапиры – не важно. Видимо в
Ubisoft решили не
заморачиваться с анимацией движения для разных
типов оружия, в итоге Эдвард рапирами наносит
размашистые рубящие удары, как и палашами.
Мелочь, но глаз режет. Рапира оружие колющее, и
при этом длинное, в представленную эпоху
применяющееся с кинжалом или сольно, но уж никак
не с двух рук. С остальным холодным оружием
ситуация аналогичная. Короткие абордажные сабли,
пики и топоры не нашли себе места в мире
Black
Flag’а. В тесноте
абордажной схватки игроку придется орудовать
обычным длинноклинковым оружием. Реализм
принесен в угоду зрелищности.
Но есть несколько и хороших новостей. Первая:
наконец до ума доведена стрельба. Эдвард может
палить как навскидку, так и прицельно, при любом
варианте хорошо прореживая строй своих врагов.
Четыре быстрых выстрела – половина успешного
абордажа. Рядовые солдаты противника
гарантированно отправляются ожидать Страшного
суда после первого же попадания, офицеры и
«крепыши» требуют повторения процедуры.
Вторая хорошая новость: битвы стали намного
динамичнее и опаснее. Враги теперь не ждут своей
очереди атаковать игрока, совершая угрожающие
телодвижения. «Гуртом и ассасина легко бить» -
смекнул ИИ и наваливается со всех сторон.
Отсидеться в глухой обороне, зажав кнопку блока
и постоянно контратакуя, уже не выйдет. Этот
прием остался, но теперь работает не всегда и
надо поймать момент. Если бы еще не подсказка,
когда контратаковать, был бы настоящий хардкор
без прикрас.
Для убиения ближнего своего Эдвард может
приобрести несколько видов клинков и пистолетов.
Несмотря на заявленные отличия в скорости, уроне
и дальности, разница особо не ощущается. Да и
денег очень быстро набирается на топовое
снаряжение.
В Black
Flag введена система
нехитрого крафта. Собираем необходимое
количество, скажем, шкур леопарда и крокодильей
кожи и делаем себе новую кобуру или стильную
жилетку. Соответственно, для добычи необходимых
ингредиентов, в наследство от третьей части игре
досталась охота. Рядовых зверюшек убиваем как
обычных врагов, с серьезными хищниками, навроде
леопардов и аллигаторов предстоит побороться в
мини-игре «успей нажать нужную кнопку». Более
изысканно реализована морская охота. Находим
жертву - акулу или кита - спускаем на воду
шлюпку и начинаем развлекаться метанием
гарпунов. Количество снарядов и живучесть шлюпки
можно увеличить путем прокачки. Когда первый
гарпун попадает в цель, жертва начинает тянуть
лодку с изрядной скоростью, постоянно лавируя и
затрудняя прицеливание. В определенный момент
трос может оборваться, и рыба уходит на глубину.
Иногда даже начинает атаковать лодку. Цель
игрока – загарпунить цель снова и, затем,
меткими бросками копий, прикончить ее.
Поговорим о главном орудии труда пирата –
корабле. Серьезное разочарование в
Black
Flag – корабль
поменять нельзя. В распоряжении Эдварда Кэннуэя
бриг «Галка», который можно улучшать качественно
и всячески тюнинговать. К модернизации первого
типа относится обшивка корпуса металлом,
увеличение числа пушек, установка мортир, новые
боеприпасы и носовой таран. Тюнинг выражается в
цвете парусов, выборе носовой фигуры и прочих
косметических изменениях. Отдельно можно
выделить улучшения, открывающие доступ к
мини-играм – шлюп для охоты и водолазный
колокол. С помощью последнего Эдвард может
посещать затонувшие суда и потрошить оставшиеся
там сундуки. Ныряем, ищем все ценное, пытаясь не
задохнуться и не попасться акулам, и
возвращаемся на борт с добром.
Модернизация, конечно, позволяет успешнее
бороться с кораблями противника, но если вы не
представляете себе жизни без 40 пушек с каждого
борта, то лучше играйте в «Корсары».
Пришло время итоговой оценки. Минусами игры я
могу назвать слабую сюжетную линию, напоминающую
главный квест в TES 4:
Oblivion, с той только
разницей, что интересных побочных приключений
Black
Flag не предлагает.
Забавно, что Эдвард с самого начала может брать
заказы на убийства в «фирменных» ассасинских
голубятнях, даже не зная, кто эти ребята в
капюшонах и не имея к ним никакого отношения. В
большинстве же случаев квесты - осточертевшее
подслушивание, бегая по крышам, чтобы остаться в
подсвеченной области, и все в том же духе.
Высокий уровень аркадности, как в управлении
кораблем, так и в битвах, отсутствие возможности
осуществлять тактические маневры, невозможность
свободно перемещаться по кораблю и одновременно
продолжать плаванье – несомненные минусы игры.
Никто не обещал полноценный симулятор парусного
корабля с разными палубами и реалистичным
управлением, но даже «Корсары» были сложнее в
освоении, а ведь с момента их выхода прошло 13
лет. Вызывает нарекания и система торговли.
Начнем с того, что все корабли перевозят только
пять видов товаров: металл, полотно, дерево, ром
и сахар. Первые три ресурса идут на модернизацию
«Галки», ром и сахар отправляются на продажу.
При этом продавать добычу можно прямо посреди
моря, достаточно оставить на минуту штурвал и
спуститься в капитанскую каюту. Отсюда Эдвард,
не иначе как силой мысли, может отдать приказ
обменять на реалы все награбленное, а заодно и
улучшить корабль. Несомненно, подобная система
удобна, избавляет от утомительных поисков
торговцев в немногочисленных городах, но даже в
Pirates! образца
начала девяностых для торговли необходимо было
зайти в гавань.
Плюсы у Assassins
Creed
Black
Flag, несомненно, тоже
имеются. Это, в первую очередь, отличная
графика. Море – глаз не оторвать. А уж шторма,
когда надо уходить от смерча, бороться с
огромными волнами, заливающими палубу, а иногда
еще и не забывать постреливать по испанскому
галеону – повод поиграть в
Black Flag хотя
бы несколько дней. Суша выполнена не хуже моря –
тропические острова, песчаные пляжи, утопающие в
зелени города. Красиво, ничего не скажешь.
Мини-игры, азартные и не очень, разнообразят
геймплей, вносят свою лепту в создание пиратской
атмосферы. В наличии даже поиск сокровищ по
картам.
Однако, всегда есть «но».
Assassin’s
Creed
Black
Flag не вносит в жанр
«пиратских» игр ничего революционного. Конечно,
все уже когда-то было в Симпсонах, в нашем
случае в «Корсарах» и Sid
Meier’s
Pirates!, но, даже
повторяя пройденное, Ubisoft
не дожали.
То тут, то там вылезают какие-то нелепости и
недоделки. На паркуре, пафосе и сюжетных
поворотах а ля «Ты женщина!» далеко не уедешь.
Игра красивая, но не более. Пиратство какое-то
бутафорское, нет в героях истинного
разбойничьего духа, а есть ассасины, воюющие с
тамплиерами в новых декорациях, пусть и более
необычных, чем мы уже привыкли. У меня возникла
стойкая ассоциация с фильмами «Пираты Карибского
моря», первый из которых смотришь с
удовольствием, а чем дальше, тем нелепее
становится происходящее, и тем сильнее угасает
интерес. С Assassin’s
Creed
Black
Flag ситуация
аналогичная, несколько дней увлеченной игры,
потом однообразие игрового процесса приедается,
а подлинной свободы и угара
Pirates! или сюжетной гибкости
«Корсаров», чтобы удержать внимание игрока, у
продукта от Ubisoft,
увы, нет.