На главную страницу
ИГРА THE ANCIENT ART OF WAR На internetwars.ru
История игр. История жанра. Игры-прародительницы.
Игра вышла в 1984 г.
СКРИНШОТЫ:
НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира
THE ANCIENT ART OF WAR -
ПЕРВАЯ ИЗ КОМПЬЮТЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ
В наши дни мир компьютерных стратегий, не говоря уж вообще об
игровом мире, разнообразен и велик. Игры идут в ногу за технологиями,
сражения в них все больше похоже на батальные кинофильмы.
И мало кто помнит сейчас, какой была первая компьютерная стратегия.
Кто-то назовет "Цивилизацию" Сида Мейера, но он ошибется. Первая
"Цивилизация" вышла в 1991-м году, когда мир компьютерных игр был очень
юн, а игр - чрезвычайно мало. Но все таки уже сложился какой - никакой,
а
игровой рынок и на нем было много чего занимательного и уже определились
жанры и появились первые жанровые хиты.
Но первая стратегия вышла еще в 1984 году! То есть, почти за целое
десятилетие до "Цивилизации"!
Она называлась The Ancient Art of War, или попросту "Искусство войны".
Ее разработали два брата - программиста Дэйв и Барри Мюррей. Названием
своим игра обязана известному трактату Сун Цзы, цитаты из которого
появлялись на ее заставках.
Начало 80-х годов прошлого века было
временем, когда вообще появились первые компьютерные игрушки с элементами
анимации. Достаточно вспомнить знаменитого "Диггера" (Digger,
1983г.), которого гоняло все наше до
перестроечное поколение, имевшее доступ к первым, появившимся в России
компьютерам.
А ведь "Диггер" вышел всего за год до Ancient Art of War.
Представляете, какая это древность и седая старина! Достаточно сказать,
что тогда еще операционная система Windows не
существовала. Первый Windows появился в 1985
г., через год, после выхода первой из стратегий, которая была создана
под ныне забытый DOS.
Для меня знакомство с игрой Ancient Art of War произошло
одновременно с компьютером.
Не буду тратить время, на объяснения, где и как, поскольку в середине
80-х в СССР получить доступ к этой чудо-новинке было почти не реально,
каждый компьютер в госучреждении находился на учете у КГБ. Но
молодому и настырному журналисту, каким я был, открывались двери и в
такие кабинеты. Там то я впервые сел за
компьютер, с монитором всего в 16 цветов (современный на то время
стандарт СGA).
Но если возможности этой чудо-машины и произвели на меня впечатление, то
знакомство с играми, а так получилось, что первой была именно Ancient
Art of War, было просто шоком. Мое хобби, начавшееся в детстве с
фанатичной любви к игрушечным солдатикам, переросшую с годами в любовь в
военно-исторической литературе, вдруг ожило на экране монитора. Там эти
самые солдатики сражались как живые.
Сделаю небольшую оговорку. Буквально за год до Ancient Art of War
вышла еще одна игра для DOS - Stonkers.Ее тоже можно назвать первой из стратегий. У нее была
стратегическая карта, на которой можно было выставлять три типа юнитов:
артиллерию, пехоту и танки, а также грузовик снабжения. К началу игры у
вас уже был комплект армии, которую надо было, юнит за юнитом, выводить
из зоны "резерва" на тактическую карту. В игре был небольшой
экономический элемент - снабжение войск.
Но анимационным богатством эта игра не отличалась, страдала багами и
вылетами. Наконец, в ней не было множества тех игровых элементов, которые для
современных стратегий стали практически обязательными. В этом плане
именно Ancient Art of War сделала прорыв в зарождающемся игровом мире,
заслужив право называться первой из компьютерных стратегий.
Что же такого необычного предлагала эта игра?
Ну, первое, что характерно для стратегий - стратегическую карту. Карт,
собственно, было несколько: с реками, долинами, мостами, деревнями и
крепостями. И мы выбирали одну из них в начале игры.
Второе - тактическую карту, на которой происходили битвы. Сражающихся
было только две стороны: вы и ваш компьютерных оппонент. Как в шахматах,
даже войска были окрашены в традиционный шахматный цвет: ваши - белые,
вражеские - черные.
Третье - такие важные элементы для стратегий, как наличие фактора
морали солдат.
Он зависел от двух показателей: усталости и голода. Каждый юнит имел две
полоски: сила и запас продовольствия. И то и другое убывало по мере
марша по стратегической карте. Приходилось заводить свои отряды в деревни, которые тут были не
декоративные, а снабжали провизией. Также, если отряд стоял в крепости,
то он не нуждался ни в отдыхе, ни в припасах.
Пятое: войска перед тактическим сражением можно было строить в различные
формации, которых было довольно много, комбинируя различные виды войск.
Шестое - ландшафт оказывал сильное влияние на ход битвы: в лесу бонус
получали лучники, в горах меченосцы были слабы, а холмы усиливали
позицию обороняющегося.
Седьмое - присутствовал также туман войны и можно было вести разведку с
помощью шпионов (в некоторых сценариях).
И, самое главное: юниты были не просто силуэтами воинов, когда
начиналось тактическое сражение солдатики оживали: махали мечами,
передвигались ножками, пускали стрелы.
Все сражения происходили в эпоху Древнего мира, отсюда и виды войск. Их
было всего три: варвары, меченосцы и лучники, каждый - со своими
способностями. Однако это были не совсем классические "камень-ножницы-бумага",
хотя этот принцип тут тоже работал.
Варвары были более слабой пехотой, но с более высоким коэффициентом
морали могли одолеть меченосцев. Лучники вели дистанционный бой, но в
рукопашном проигрывали и варварам и меченосцам. Однако их бонус сильно возрастал, если они
находились в крепости или защищали мост. Пробиться в крепость можно было, только перебив
стоящих на стене лучников своими стрелками. И тогда происходил уже бой в
крепости - на мечах и кулаках. Именно кулаках. Разработчики
The Ancient Art of Warбыли не без юмора. Чего стоил, например, портрет Ивана Грозного (Crazy
Ivan) в игровом меню, когда вы выбирали себе полководца. Варвары
же тут вовсе не имели оружия - они дрались голыми руками и даже ногами.
Забавно было видеть, как такой громила гнал пинками удиравших солдат
противника.
Ролик в память о MS-DOS
и
The Ancient Art of War
Как видите, по наличию такого изобилия игровых особенностей,
The Ancient Art of War напоминает нынешнюю
роскошную серию "Total War", разве что нет
дерева технологий.
Ну, и конечно, анимация не чета современной. Но для 1984 года это был
абсолютный игровой шедевр. Ни одна игра в том, еще только зарождающемся
игровом рынке, вроде упомянутой выше Stonkers, не могла предложить
такого. А помимо всего прочего, в ней еще был встроенный редактор карт,
где вы могли сами создавать собственные кампании.
И даже были исторические сражения: Фарсальская битва. Сражения тоже
можно было моделировать.
Позже братья Мюррей выпустили два аддона: "The Ancient Art of War
at Sea" and "The Ancient Art of War in the Skies." В
первом мы воевали на море ( в век парусников), а в другом - уже в
воздухе (Первая Мировая). Но эта, последняя, вышла уже в 1991 г., когда
уже и сами компьютеры изменились и стало ясно, что игры уже не просто
развлечение, а набирающий обороты продукт мощнейшей развлекательно
индустрии.
Сейчас, когда игр, в том числе и стратегий, много, мы можем себе
позволить выбирать,
хвалить одни или ругать другие. А в то далекое
время The Ancient Art of War вызывала только
одно чувство - восторг! Такой она мне и запомнилась. Так и начинался
жанр игровых стратегий.