МУШКЕТЫ ЧЕСТИ
Вышедшая ровно десять лет назад (в октябре 2004 года) игра "Knights
of Honor" произвела в свое время впечатление. При
кажущейся внешней непритязательности заложенный в ее основу игровой
процесс затягивал как колдовское зеркало. Не так часто встречавшееся
тогда сочетание стратегического и тактического режимов позволяло
игроку посидеть в кресле любого средневекового короля и порулить от
имени маршала на поле боя. Если что-то и мешало назвать игру
однозначным шедевром, то уж репутацию крепкой стратегии она
заслужила точно.
Тем обиднее, что в то время, как и менее притягательные конкуренты
обзаводятся продолжениями, реинкарнациями, переходом на новую
графику, "Knights of Honor" так и осталась в прошлом. Я не верю в
то, что когда-либо мы увидим "Knights of Honor II", но признаю это с
сожалением. Наверное, не войти дважды в одну воду, но попытаться все
же хочется.
Так что мы обычно делаем, когда хотим вернуться к ощущениям от
старой игры, но не совсем к тому же самому игровому процессу?
Правильно: ищем моды. Благо, они есть и для "Рыцарей чести". И даже
более того, не какие-то правки баланса или легкое изменение текстур.
Буквально в этом, 2014-ом, году доведен до блеска мо, полностью
преображающий игру. Знакомьтесь: "Muskets of Honor" или "Мушкеты
чести". Важнейшую его черту следует обозначить сразу. он переносит
игру из средневековья в XVIII век, в эпоху треуголок и войн в
кружевах.
Если вы еще не убежали разыскивать ванилу, качать и устанавливать
мод, позвольте раскрыть некоторые его особенности немного подробнее.
Итак, мы имеем всё ту же карту Европы и Средиземноморья, но уже в
эпоху Нового времени. Как и в оригинальных "Рыцарях чести" у нас три
стартовых даты: конец XVII века, середина и конец XVIII. Немного
меняются границы государств. Да и сам их набор. Впрочем, не так
сильно, как в ванильном средневековье. Здесь нет такой разницы между
датами. Выбирайте любую, ничего не потеряете.
Вторая особенность, с которой
придется столкнуться - это наличие относительно крупных государств.
Действительно огромная Россия и мощные Франция с Австрией в моде не
идут ни в какое сравнение по территории с ванильными феодальными
карликами. Впрочем, найти себе для разминки однопровинчатого минора
можно. Например, Флоренция, Швейцария или Венеция. Всего три
провинции у датчан. так что если хотите себе сложностей, вы их
найдете.
Игра отбалансирована таким образом, чтобы игрок и его искусственный
противник особо не заморачивались с деньгами. Ставите одного-двух
рыцарей на торговлю и вперед, только успевайте тратить. Тратить
деньги можно на те же самые вещи, что и в ваниле - дипломатические
действия, строительство и найм войск. В этом смысле правила игры не
изменились.
Разумеется, у нас много новых построек. Всяких кузнецов и бронников
заменили казармы и военные академии. Экономические постройки
развиваются едва ли не до мануфактур с водяными мельницами и прочим
набором, свойственном Новом времени.
Но не это, конечно, главное в "Muskets of Honor". Главное в моде,
собственно, мушкеты. Или юниты. Их разнообразие не так велико, как
хотелось бы. Но, с другой стороны, а что тут выдумаешь особо
нового-то? Вся наша пехота представлена, условно, тремя типами
войск. Это линейная пехота - основа армии, стрелки - бьют далеко и
метко, но слабы в рукопашной, и городская милиция, то есть ополчение
- тоже ходят не с дубинками, а с мушкетами. Почти для каждой нации
есть как стандартная линейная пехота, так и особая, национальная.
Это придает армиям кое-какой национальный окрас.
Кавалерия представлена тяжелой, легкой и драгунами. И конечно же
есть в игре артиллерия. Без нее здесь никуда. Артиллерия делится на
три части. Это осадный пушки - на поле их устанавливают лишь раз, и
больше они не могут перемещаться. Зато бьют далеко, примерно на пять
мушкетных выстрелов. Полевые пушки могут перемещаться по полю, но и
стреляют не так далеко, примерно на три мушкетных выстрела. Наконец,
в разряд артиллерии попали и гренадеры. И дело не в каких-то там
гранатах (этого-то у них как раз нет), а в том, что, как вы помните,
в "Рыцарях чести" у каждого маршала есть специальные слоты под
артиллерию. Так вот, найм гренадеров возможен только через эти
слоты.
Еще немаловажное замечание. Все
отряды в моде существенно увеличены в численности относительно
ванилы. Если там численность отрядов колебалась в пределах 30-40
бойцов, а генеральская кавалерия имела всего десяток, то в "Muskets
of Honor" отряды уже выглядят настоящими полками. В каждом пехотном
подразделении 80-100 бойцов, кавалерия - по 40. Пушки представлены
одиночными орудиями. Вот и выходит, что один стек в "Knights of
Honor" состоял из примерно трех с половиной сотен солдат, то здесь
он может превысить тысячу. Такая масштабность пошла на пользу игре.
Воспринимать глобальные баталии стало приятнее.
Сам игровой процесс в моде стал куда динамичнее. Даже на
стратегической карте. Много городов, много денег - много армий. И
куда лучше стало качество армий. Может, кто еще помнит, что в ваниле
ИИ очень долго после начала кампании выводил за собой только
крестьян с вилами. Приходилось искусственно ограничивать себя,
позволяя компьютерным противникам раскачаться до настоящих солдат. В
"Muskets of Honor" компьютерные маршалы сразу водят за собой по
полному стеку линейной пехоты. К тому же ИИ полюбил создавать
исключительно кавалерийские стеки. Они покрывают огромные расстояния
с бешеной скоростью. Могут как уйти от превосходящих сил, так и
настигнуть ослабленного врага. Обыграть ИИ с минимум потерь не
получится.
Таким образом, взамен "Knights of Honor II" мы получили отменный
мод. Конечно, это не спасает игру от страшно устаревшей графики.
Впрочем, постройки как на стратегической карте, так и на тактической
до сих пор смотрятся вполне себе хорошо. Беда только с юнитами. Они
и в 2004 году, прямо скажем, не блистали всеми гранями, а теперь
дело стало совсем плохо. тем не менее смею поспорить, что, как
минимум, на несколько вечеров обновленные "Рыцари чести" с мушкетами
способны приковать к себе ностальгирующих ветеранов. Жаль, что эта
модификация не появилась через год-другой после KoH. Тогда бы она
произвела фурор и сорвала бы башню фанатам.
УСТАНОВКА
Установка модов на "Knights of
Honor" требует трех вещей: утилиты, терпения и аккуратности. Файлы в
папке игры запакованы, а в архиве мода уже представлены в
распакованных папках. Чтобы соединить одно с другим, придется
распаковать игру. Для этого нужна программка PakMan. Не требует
установки и работает очень просто.
Сначала определимся, какие папки присутствуют в моде. Их семь штук:
defs, images, maps, movies, sounds, Texts, Voice. Соответственно,
нужно распаковать в игре "Knights of Honor" те архивы, которые
содержат такие же папки. Архивы расположены в Knights of Honor/packs.
Всего их там 23 штуки (по крайней мере, у меня так). Впрочем, чтобы
не запутаться, можно распаковать всё. Папки с распакованным
материалом должны находиться в корне игры. Копируем папки мода с
замещением файлов. И играем!
Как распаковывать с помощью PakMan. Инструкция:
a) Открываем PakMan
b) Открываем любой файл (например, defs.pak) в PakMan. Кнопка Open
вверху окна программки.
c) Правый клик на любом из файлов в выпавшем внизу списке, выбираем
"extract all files" -> "to original directory(ies)"
Смотрите внимательнее, куда программка распакует архив. У меня она
распаковывала в директорию, содержащую саму игру. Да еще добавляла к
именам образующихся папок"KnightsofHonor". Получалось что-то вроде
KnightsofHonordefs. Приписку я удалил, а саму папку переместил в
папку с игрой. И так со всеми. Но уже после полной распаковки всех
архивов!
И всё, мод пошел как миленький. Единственный совет, справедливый для
всех модов: сохраняйтесь чаще. Или в данном случае настройте более
частый австосэйв.