ОСНОВА
ЦИВИЛИЗАЦИИ
Что лежит в основе нашей цивилизации? Что останется после нас в
случае, скажем, глобальной катастрофы, апокалипсиса, нашествия
марсиан или бешенства зомби? Ну что же вы как? Простой вопрос, а
ставит вас в тупик. А ведь бытует мнение, что будет это железо и
камень. Вернее, изделия и конструкции, включающие в себя данные
элементы. А что? Прочные, долговечные материалы. Без них нет
огромного пласта сегодняшней цивилизации. Чтобы понять это,
достаточно посмотреть вокруг себя.
Может быть, так, а может быть и совсем не так рассуждал и автор мода
«Iron and Stone» для игры «Knights of Honor». Или на языке родных
ухабистых дорог «Железо и Камень» для «Рыцарей Чести». В основу
положена на редкость простая идея: для развития любому государству
нужен доступ к важнейшим и основополагающим ресурсам. Да, в нашем
случае - к железу и камню. На них завязаны цепочки построек и юнитов.
В общем-то не бог весть какая революционная мысль. Подобные
зависимости уже существуют в игре. Скажем, нельзя выделывать
пергамент, не разводя каких-нибудь баранов. А разводить их нельзя,
не имея соответствующих пастбищных угодий. Залежи мрамора дают
скульптуру. Рыба, сельхоз-поля - хавчик. Ну и так далее. Едва ли не
в каждой стратегии присутствуют такие цепочки.

Вопрос в значении заложенных в
цепочку связей. Автор мода ужесточил их и довел до абсолюта. По его
мысли более-менее приличные войска, то есть закованные в хорошую
броню невозможно создавать без доступа к железу. Камень - основа
строительства, и очень многие постройки, прежде всего,
фортификационные, не могут быть возведены без имеющихся залежей
камня. А надо ли объяснять ветеранам баталий в «Рыцарях Чести», что
хорошая каменная стена вокруг города - это практически гарантия от
его захвата противником. Пока осаждает - можно и армию подтянуть. Ну
а как бронированные рыцари гоняют крестьянскую шелупонь, наверное, и
напоминать не стоит.
Ресурсы, как и положено в игре, распределяются по карте при начале
кампании случайным образом. Однако есть ряд исключений. Некоторые
города обладают ими при любых условиях. К ним относятся, например,
Лондон, Рим, Иерусалим.
За города с ресурсами, по замыслу автора должна вестись борьба не на
живот, а на смерть. Ибо потеря ресурсов ведет к увяданию государства
и к его поглощению странами-счастливчиками. Хорошо бы получить
нужное прямо со старта. Тут не мне вас учить. Желающие сжулить и так
умеют загружать кампанию столько раз, сколько потребуется для
удовлетворения их хотения.

Честно говоря, одного озвученного
нововведения для создания приличного мода на мой бы вкус не хватило.
Хорошо, что автор пошел дальше и добавил в игру кое-что еще. Начнем
с музыки, ибо ей чаще всего пренебрегают. Здесь звуковое дополнение
к игре весит намного больше самого мода. И оно того стоит. Свежая
музыка в общем создает неплохое настроение. Тут попадаются и
какие-то духовные напевы, и нечто средневековое, и - самое
интересное - основная музыкальная тема «Пиратов Карибского моря» в
какой-то особенной аранжировке. На редкость приятно вписывается.
Едем дальше. К юнитам. Не то, чтобы они совсем новые, но добавлено
их изрядно. Например, бронированная городское ополчение или метатели
дротиков. Кстати, как венец развития военной мысли в моде
присутствуют поздние юниты - мушкетеры. Ну или аркебузиры - кому как
нравится, хотя вооружение и разное, но нам-то все равно. Главное -
стреляют.
Давно уже ни один мод не обходится без коррекции численности отрядов
- уж больно мала она в ваниле. В моде «Iron and Stone» имеем
следующее соотношение: мечники - 48 человек, крестьяне - 70,
городская гвардия - 56, арбалетчики и лучники - по 48. Генеральский
отряд удвоен - 20 тяжелых рыцарей. Не сказать, чтобы это был рекорд
(видывали и побольше), но под ограниченные тактические карты,
по-моему, масштаб оптимальный. Подверглись пересмотру и боевые
параметры. Знаменитые «камень-ножницы-бумага». Повышена мораль. По
этой причине войска сражаются упорнее.
Кое-что желающим поиграть в мод придется пересмотреть и в своей
стратегии. Нет, не только подход к борьбе за ресурсы. Автор увеличил
запас продовольствия, перевозимый войсками. Значит, можно забираться
подальше вглубь территории противника. Или вот еще - разграбление
деревень не позволит прокачать нахаляву полководца. Сюда же отнесем
и региональную систему найма юнитов.
То есть изменений вполне достаточно и без учета железа и камня.
Играть вполне можно и небезынтересно.

УСТАНОВКА
Проста. Пересыпать папки из
архива в папку игры и всё. Можно запускать кампанию.