На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
Великое время: 1850-1880 годы в модах
на internetwars.ru

;

НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

ВЕЛИКОЕ ВРЕМЯ: 1850-1880 ГОДЫ В МОДАХ
Среди большого числа модов для игр серии TW пока совсем немногие посвящены войнам 1850-1880 годов. И уж тем более нет большого мода об этом особенном, далеко не мирном и чрезвычайно интересном времени. Что оно собой представляло? Какими были тогда войны и каким должен быть большой мод об этом времени? Каковы на сегодня локальные творения мододелов? В чем их ошибки и основная проблема?

ЭРА УГЛЯ И ПАРА
1850-1880 годы были особым временем в истории. То была эпоха стремительного военные игры, модыразвития общества, науки и техники, а заодно — расцвета промышленного капитализма, который не был еще монополистическим. Англия не просто лидировала в тот период: она все еще была «мастерской мира». Следом за ней шла Франция, ставшая её младшим партнером по многим вопросам. Другие страны еще только пробивали себе дорогу для индустриального развития. Европейским лидером в этой группе была ведомая Бисмарком Германия. Но ей предстояло выиграть много войн, чтобы добиться успеха. И враги у нее были сильные и амбициозные.
Франция Наполеона III старалась вернуть себе лидерство в Европе, Италия — изгнать австрийцев, которые отчаянно боролись за гегемонию в центре Европы. Мечтала империя Габзбургов и о жирном куске Балканского полуострова. После неудачной Восточной войны (1853-1856 годов) Россия реформировалась, стремясь отомстить и ворваться на Балканы, опрокинув дряхлую Османскую империю. Политических узлов, способных в любой момент вызвать войны, было тогда в Европе чрезвычайно много.

военные игры, моды
Наполеон III и Бисмарк после поражения французов при Седане

1850-е годы проходят под знаком английской экономической гегемонии. В 1860-е годы изменилось очень многое. В США война между Севером и Югом решала не локальный, а мировой вопрос об экономическом лидерстве. В Лондоне и Париже хотели вмешаться на стороне Юга, но по разным причинам, включая протесты населения и недооценку значения войны, не смогли этого сделать. Победа Севера облегчила освоение диких земель США. Уже в 1870-е годы эта страна обладала большей экономикой, чем Британия. И если в 1800-1850-е годы кризисы начинались и заканчивались на лондонской бирже, то в 1870-е годы процессы в американской экономике стали играть главную роль в запуске и остановке мировых промышленных подъемов. Война сыграла здесь решающую роль.
1850-1880 годы делятся на две части: эру подъема (1851-1873 годы) и период одного из тяжелейших экономических кризисов в мировой истории (1873-1880 годы). Его важным плодом стал переворот в стальной индустрии: сталь победила чугун, стала дешевле и доступней. Уже этот факт примерно в 1880 году поставил точку в эпохе. Началось время стальных флотов, множества иных изделий и даже рельсов. Кризис в экономике был преодолен за счет новых рынков — колониальных захватов. Алчная погоня за колониями не оставила места для войн в Европе или между великими державами. После бурного — насыщенного политическими и военными событиями периода 1850-1880 годов наступила своеобразная передышка. В 1880-1881 годах началась другая эра.

военные игры, моды
Сражение при Сольферино 1859 г.

ВОЙНА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Генералы изо всех сил старались в 1850-1880 годах воевать по-старому. Они не хотели отказываться от колонн при атаке, хотя шрапнель действовала на них много сильнее, чем картечь. Появление митральез (картечниц) — особенно хорошо применявшихся французами — толкало к более широкому использованию цепей, но этому многие противились. И все же было немало новаторов и больших талантов, работавших над созданием более адекватной времени стратегии и тактики.
Промышленность и оружие были тесно связаны в эту эпоху. Началась она с вооружением английской и французской армии штуцерами (нарезными капсульными ружьями). Фактически же стартовала гонка между пехотой и артиллерией. Лишь к концу времени установилось некое равновесие. Тогда дальнобойные игольчатые винтовки (первыми их освоили пруссаки) и казнозарядные нарезные пушки были уже во всех ведущих армиях.
Менялась амуниция — исчезли перекрестные ремни, что было очень важно. Вошли в употребление подсумки на ремне. На смену нарезным дульнозарядным штуцерам пришли игольчатые винтовки с бумажным патронам. Самое малое: старым штуцерам делали затворы — выходили переделочные модели. Офицеры и кавалеристы получили револьверы, были созданы первые магазинные модели карабинов (включая, револьверные), что давало кавалерии некоторые преимущества — к скорости переброски еще скорость стрельбы. Пехота больше не строилась для стрельбы в три шеренги. Их стало две. При атаке она — у хорошего генерала — наступала или волнами линий (ведя огонь время от времени) или в рассыпном строю (как подчас делали в годы гражданской войны в США). Пехота с казназарядными винтовками могла не просто залегать (что практиковалось от артиллерийского огня) но и вести так огонь.

военные игры, моды
Эпизод обороны Севастополя 1854-1855 гг.

Для кавалерии уже в 1850-е годы на войне стало меньше места. Но она изменила, а не потеряла значение. Она вела разведку, преследовала бегущих и отступающих. Но попытки применять её по-старому обходились очень дорого. Однако она имела шансы как мобильная пехота (например, для захвата важных позиций) и при атаке в рассыпном строю в сочетании с пехотой. Умный генерал знал как её применить. Необычайно важна она была для перерезания вражеских коммуникаций, рейдов в тыл неприятеля, что отлично показала война Севера и Юга. Именно в этом конфликте вполне проявилась современная роль кавалерии.
военные игры, модыПушки в тактике 1850-1880 годов играли все возрастающую роль. Нарезные орудия отчасти сняли необходимость концентрации батарей. Проще стало сосредотачивать огонь многих батарей из разных мест. Когда заводы Круппа в Германии начали производить казнозарядные стальные орудия (даже не чугунные и бронзовые какие были у России во время войны 1877-1878 годов на Балканах) в тактике артиллерия резко подняла свое значение. Дальнобойность и скорострельность артиллерийских орудий существенно увеличились. Принято справедливо считать, что именно такие пушки облегчили Пруссии разгром Франции в 1870-1871 годах. Увы, проблему создавал пороховой дым, выступая ограничителем точности.
Гонка вооружений на суше не прекращалась все 1850-1880 годы. Во многих войнах был получен чрезвычайно ценный опыт, который под влиянием долгого мира и колониальных войн затем был попросту не оценен или забыт. Однако его вполне повторить в масштабной игре о войнах третьей четверти XIX столетия, коль таковой будет создан.

СТРАТЕГИЯ ПРОТИВ ФОРТОВ
Крепости получили в ту эпоху новую жизнь. В 1850-е годы большинство крепостей имели старую систему. В войнах нового времени не имеющая пояса фортов крепость могла — благодаря прогрессу артиллерии — стать не укрытием, а могилой для полевой армии. Даже если она имела малый гарнизон, бомбардировать внутренние строения стало намного легче. К концу эпохи такие укрепления были уже совершенно бесполезны. Нужны были форты с укрытием для солдат и орудий.
«Блокировать и продвигаться» - таков был принцип Наполеоновских войн в отношении крепостей. В 1850-1880 годах обороняющиеся полевые армии старались опираться на крепости. При больших силах на театре войны, крепости могли стать опорными пунктами чего-то вроде фронта. Особое значение имели не просто крепости, но современно укрепленные города. В результате долговременные укрепления начали играть большую роль в операциях. Да и сама война стала более тонким делом: оперативное искусство генералов стало значить подчас больше, чем умение командовать войсками на поле сражения. Гельмут фон Мольтке показал какого высокого уровня могло достичь оперативное искусство в то время.
военные игры, модыТеоретики не смогли вполне оценить перемен, произошедших в войне за 1850-1880 годы. Они проглядели зарождение фронтов (условных линий обороны), еще очень сильно связанных со стратегическим маневром, для которого имелся простор. Новшеством войны той эпохи было встречное сражение, столкновение двух армий при движении. Одно или несколько крупных сражений еще могли решить исход войны. Но если крупная держава мобилизовала свои ресурсы (имея такую возможность), война могла приобрести упорный и затяжной характер. Вообще же тогда сумма сражений различных крупных группировок могла дать эффект крупного сражения, имеющего далеко ни одно поле боя и несколько руководителей, хотя все группировки находились сравнительно близко.
Стоит ли говорить, что армии 1850-1880 годов были красиво одеты? Они еще не утратили пышность эпохи Наполеоновских войн, но очень многое было уже по-иному. Униформа того времени была самобытна. И не верно думать, будто бы это был некий переход от времени сражений начала XIX века к эпохе позиционного застоя Первой мировой войны. Это было особое время, которое пока никем вполне не воссоздано из мододелов.

МОДЫ ПРОБ И ОШИБОК
Нельзя сказать, что эпоха 1850-1880 годов еще не опробована. Сделано несколько попыток создать моды о войне Севера и Юга. Американские поклонники этого конфликта не приучены видеть в нем нечто большее, чем войну местного значения. И визит российских эскадр к северянам, быть может, кажется им чем-то вроде акта дружбы, а не угрожающим жестом в отношении Лондона и Парижа. Авторы мода AMERICAN CIVIL WAR: The Blue and the Gray стараются отразить эту войну, и на снимках сражений из игры кавалерия рубящая пехоту смотрится весьма эффектно. Однако в реальной войне возможности для такой атаки были крайне редки. Гораздо чаще всадники стреляли. Особенно велик был эффект от разрядки о врага револьверов.
Особую проблему представляют в связи с гражданской войной в США железные дороги и окопы, которые как хорошо умел использовать Роберт Ли — лучший полководец южан. Они нужны как дополнение фортов и долговременных укреплений вообще. В полевом сражении их можно было применить лишь на заранее подготовленной позиции. Что касается атак кавалерии, то даже в рассыпном строю огневая мощь пехоты уже в 1860-е годы была очень велика. У конницы было весьма мало шансов, а вот взять вражескую батарею или быстро завладеть важным пунктом она могла. С железными дорогами большой беды нет. Переброску по ним войск можно не изображать, а сами они на картах быть обязаны.

военные игры, моды
Генерал Ли, Гражданская война в США, 1861-1865 гг.

Одной из главных бед локальных модов о войнах 1850-1880 годов является копирование тактики и возможностей войск наполеоновской эпохи. Эту беду ярчайшим образом отражает мод об англо-суданской войне Hartum  и его тактическое англо-зулусское дополнение. Британская пехота старомодно построенная в три шеренги и вооруженная самой скорострельной винтовкой того времени — Мартини-Генри стреляет очень плохо. При попытках ставить стрелков в две шеренги случалась беда: храбрые англичане бессмысленно гибли под ударами дикарей разного рода. Колониальную артиллерию (снабженную старыми моделями пушек) можно оставить без критики, а вот картечницы были превосходны. В более позднем виде мода их, увы, заменили на пулеметы.

военные игры, моды
Винтовка Мартини-Генри

Мод British East India Company - The Indian Mutiny (BEIC)  — еще один колониальный эксперимент. Он посвящен восстанию в Индии 1857 года, которое едва не стоило британской короне главной жемчужины. При всем колорите, мод остается локальным. Таким же локальным пока выглядит мод о Русско-турецкой войне 1877-1878 годов . Он обещает оказаться одним из самых масштабных, но отстраненность от европейских конфликтов остается. Другой вопрос — отразит ли этот мод реалии войны той эпохи или дело сведется к переодеванию наполеоновских солдат в новые мундиры.
TW вполне позволяет отразить военное искусство 1850-1860-х годов, тогда как, например, для реалистичного воплощения Первой мировой войны не видно возможности. Даже без увеличения армии до 30 юнитов (вряд ли стоит поднимать их число больше) можно вполне реалистично проводить операции. И если в других модах и оригинальной игре топчущиеся друг возле друга армии выглядели подчас дико, то тут они уместны, хотя и перебора допускать нельзя. При увеличении размера соединения (в пехоте до 400, а в кавалерии до 200 солдат) можно достичь близости с реальным соотношением артиллерийских орудий к живой силе. Но и при меньшем размере частей (в пехоте около 200, а в кавалерии около 100 солдат) нет никакой беды. Батареям довольно 6 орудий. Главное помнить, что они — особенно казназарядные — стали более скорострельными и дальнобойными.
Во множестве книжек написано, что командующие в войнах 1850-1880 годов копировали наполеоновскую тактику. В этом обвинении есть смысл. Однако игра должна позволять этого не делать, выступая передовым генералом. И «попытки копирования Наполеона» не надо переоценивать. Возможности в эпоху угля и пара были другими. Хотя и беда эта была...
Большой мод о 1850-1880 годах не сможет обойтись без политики и революций. В игре они происходят при перегибе с налогами. Наверное, только во Франции победа республики должна быть естественной. В других европейских странах стоит предусматривать распад империй: отделение национальных окраин. Однако это уже вопрос детальной проработки не военной области. И о нем речь должна идти отдельно.

КОРАБЛИ И КОНТИНЕНТЫ
Паровой двигатель одержал на море победу задолго до того как это стало понятно консервативным флотоводцам. В 1850-1880 годы соревнование шло уже между броней и калибром артиллерийских орудий. Винтовые линейные корабли появились еще в 1840-е годы. В дополнении с паровыми (колесными и винтовыми) фрегатами они составляли главную морскую силу Британии и Франции. Но уже к 1860 году морские лидеры Европы начинают наращивать броненосные флоты. Суда строились из дерева. И хотя уже в 1860 году в Англии на воду был спущен цельнометаллический броненосец «Warrior», до переворота в стальной индустрии 1870-х годов не было возможности сделать броненосный флот цельнометаллическим.

военные игры, моды
Сражение при Лиссе, 1866 г.

Уже в Napoleon TW были предусмотрены паровые суда. Они вполне годятся для периода 1850-х годов. В дальнейшем, при сохранении еще небольших парусных судов в военном употреблении, основу флота должны были составлять паровые корабли при главенстве батарейных броненосцев. Весь период 1860-1870-х годов шло наращивание мощи артиллерийских орудий при уменьшении их числа на борту, пока не возникли броненосцы нового типа. Но это уже была иная эпоха. Вопрос же состоит в том, смогут ли мастера наложить броню на борта кораблей и создать ко всему броненосцы береговой обороны — мониторы. Сюда стоит добавить эксперименты с минами и торпедами (первые торпедоносцы).
Поразительно что авторы серии TW оставили эпоху Бисмарка, Наполеона III и королевы Виктории без внимания. От создания совершенно новой потрясающей игры их отделял всего один шаг. Сделать его есть шанс у вольных мастеров. Локальные попытки создать игру об этом времени уже делаются. Но пока не появится мод отражающий время 1850-1880 годов вполне, задача возродить войну того времени не будет решена. Она не будет иметь размаха. Вопрос, при наличии творческого желания, состоит в том создавать ли всемирный или европейский мод. Последний сделать проще: для него подойдет карта из Napoleon TW. Для полноценного мирового мода нужна новая карта. Нужны Китай и Индокитай, нужна Северная Африка, Средняя Азия — нужно очень много.
Что есть для такого мода сегодня? Есть опыт, знания и информация. Есть первые попытки построенные по принципу войны «один на один». В них нет места большому замыслу, нет военной гонки и коалиций. В них зачастую есть серьезные ошибки, но главное — в них негде развернуться. Все это, может быть, будет устранено, если только эра 1850-1880 годов кого-то всерьез заинтересует. И пока Creative assembly повторяет на новом уровне прежние игровые эпохи (пряча информацию об устройстве игры), мододелы имеют шанс вырваться вперед еще на одном фронте. И фронт этот очень важен, а главное — интересен.
Время третье четверти XIX века принадлежит в мире TW к области еще не сделанного. После того как Creative assembly принялась маскировать структуру игры от мододелов, компания смогла отчасти парализовать их активность. Работа затруднилась, но не стала невозможной. И если удастся оседлать новое время — такое как бурные 1850-1880 годы, то поклонники TW увидят совершенно новую по историческим и боевым возможностям игру. Будет она европейской по масштабу или мировой, другой вопрос. Но то, что она станет новым шагом в развитии серии — факт, известный заранее. Возможности есть. Дело за делом.

© Обзор подготовил Василий Колташов (plebis), специально для Internetwars.ru
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается .