СНАЧАЛА БЫЛ WASTELAND
Fallout принято считать образцом и даже основоположником жанра
постапокалиптической ролевой игры. Тем не менее, первый подобный проект
был выпущен на девять лет раньше, в 1988 году. Его создатель – тот самый
Брайан Фарго (придумавший Fallout), а называлась игра «Wasteland».
Именно в Wasteland проявляются многие черты, которые впоследствии будут
использованы и в Fallout, став одними из составляющих её популярности.
Открытый мир, на который игрок способен влиять самым непосредственным
образом: определённые действия могут необратимо изменить локацию,
которая будет пребывать в таком состоянии до конца игры. Необычные
города, каждый со своей оригинальной историей. Неоднозначный выбор,
порой такой же далёкий от привычного по многим играм «чёрного и белого»,
как и реальная жизнь. И, разумеется, фирменный юмор. «Нюка-Колы» в
Wasteland ещё не было, но чего стоит один навык «бюрократия»…
Позволяющий – кто бы мог подумать! – лучше общаться с бюрократами. Да,
даже после ядерной катастрофы они выжили. Прямо как тараканы. Или
юмористические сообщения о ходе боя, такие как «кролик превратился в
тонкий слой красной пасты». В общем, часть из того, что принято
приписывать Fallout (или «игре в духе Fallout») появилось ещё в
предыдущем проекте Фарго.
Так начинается Wasteland– название на фоне
ядерного взрыва. Отражает суть
Вселенная Wasteland довольно сильно
отличается от вселенной Fallout. Фактически, общее у них только одно:
прежняя цивилизация была уничтожена ядерной войной, и выжившие пытаются
построить новый мир на развалинах старого. Дальше начинаются различия.
Начнём с того, что в Wasteland войну устроили США и не распавшийся
Советский Союз в середине XXI века. В Fallout, как мы помним, война
произошла между США и Китаем, хотя и примерно в то же время – в 2077
году.
Мир Wasteland не вращается вокруг Убежищ и вируса ВРЭ, вызвавшего
появление на пустошах множества разнообразных мутантов. Главный герой
Wasteland не «Выходец из Убежища», на которого вся надежда, а просто
один из рейнджеров, которому только предстоит подняться по служебной
лестнице почти что с самого низа. И врагами здесь выступают не столько
какие-нибудь необычные существа вроде супермутантов или гулей, а в
основном вполне обычные люди, просто пытающиеся выжить в новом мире.
Пустоши Wasteland это несколько сообществ, каждое из которых выбрало
свой способ выживания. Их игроку предстоит привести к своего рода
«общему знаменателю»: закону и порядку в представлении Центра
Рейнджеров, основанном на культуре довоенной эпохи. Нечто подобное будет
и в Fallout Tactics со стороны Братства Стали, и в Fallout New Vegas со
стороны Новой Калифорнийской Республики. Кстати о рейнджерах. Они хоть и
перешли в серию Fallout, но в несколько ином качестве. Это уже не
могущественная организация, планирующая установить в пустошах свои
правила, а просто подразделение армии НКР, пусть и элитное.
Экран повышения характеристик персонажа
Теперь перейдём непосредственно к игре.
Wasteland вышла почти на десятилетие раньше первой части Fallout, что
сразу бросается в глаза. Эта игра была написана для DOS, и никакой
изометрии в ней нет и в помине – только текст и одинокие картинки
(иногда анимированные), которые как в книге играют роль иллюстраций. Или
карта, по которой мы перемещаемся фигуркой в военной форме,
символизирующей персонажа и его отряд. А вот картинок оружия и прочих
предметов вы не встретите, инвентарь исключительно текстовый.
Разумеется, разрешение по сравнению с Fallout гораздо ниже, так же, как
и цветность. Так что если графика первых двух частей Fallout кажется вам
безнадёжно устаревшей, то знайте: в Wasteland всё ещё примитивнее.
Управляется Wasteland в основном с клавиатуры путём введения нужных
команд. Причём игра позволяет не только выбирать готовые варианты реплик
в диалогах, но самому вводить вопросы! Впрочем, НПС реагируют далеко не
на все слова и вводить название того, о чём хочется узнать, приходится
очень тщательно. Одна ошибка – и вас не поймут. Но всё равно впечатляет,
ведь в современных, казалось бы гораздо более высокотехнологичных играх
такая любопытная система к сожалению не нашла применения.
Что касается геймплея, то наиболее важное отличие Wasteland от Fallout
состоит в том, что она ориентирована на игру отрядом, а не одним
персонажем. Если «Выходец из Убежища» может спасти Пустоши в гордом
одиночестве, то ваше рейнджерское альтер-эго уже с самого начала получит
в команду троих товарищей, а впоследствии размер отряда может
увеличиться до семи бойцов. И пройти игру в одиночку практически
невозможно. Вообще, в Wasteland довольно много от тактической игры.
Значительную роль играют построения отряда, мирные пути решения проблем
хотя и присутствуют, но возможны далеко не всегда. В качестве
противников выступает в том числе и техника.
Сражение, в котором против семи ваших бойцов оказывается два десятка
противников, куда больше напоминает тактическую, а не ролевую игру. А
ещё отряд можно разделить на части, которые будут действовать независимо
друг от друга. Всё это очень интересно и открывает множество
возможностей… но тактических возможностей, а не способов отыграть роль.
Из-за такого подхода Wasteland часто относят не к ролевым, а к
тактическим играм (пусть и с ролевыми элементами). Кроме того персонажи
воспринимаются скорее как боевые единицы: у каждого свой набор навыков и
место в строю, не более. В Fallout же, особенно во второй части (где в
спутники можно было взять и гуля, и супермутанта, и даже робота) каждый
спутник имеет свой характер и историю. Не говоря уже о том, что даже
узнаём навыки персонажа мы через диалог. И дикарь Сулик расскажет о
своих навыках совсем не так как торговец и механик Вик или гениальный
химик Майрон.
Ролевая система довольно сильно отличается от S.P.E.C.I.A.L. Среди
характеристик нет восприятия (perception) и выносливости (endurance),
вместо них скорость и проворство, которые в Fallout будут объединены с
характеристикой «ловкость». Очков действия также как таковых нет: то,
сколько ударов/выстрелов за ход сделает персонаж, зависит только от
значения определённых навыков и характеристик используемого оружия. Сами
навыки также очень сильно отличаются. Первое, что бросается в глаза – их
гораздо больше, 34 в Wasteland против 18 в Fallout. И они гораздо
разнообразнее. Здесь и плавание, и общение с бюрократами, и
пилотирование вертолёта, и даже… починка тостеров! Впрочем, в ролевой
системе Fallout помимо навыков есть ещё способности и особенности,
которые частично дополняют навыки. Но плавать или пилотировать вертолёт
«Выходец из Убежища» не научится никогда. Навыки в Wasteland мы повышаем
с каждым полученным персонажем уровнем, причём получение нового уровня
означает повышение персонажа в звании. Похожая система вновь будет
использована в Fallout Tactics, где персонаж по ходу игры продвигается
по карьерной лестнице Братства Стали.
Вот так выглядят боевые действия – никакой
анимации, просто текст
Подведём итоги. Данная статья – не
столько обзор самой игры Wasteland, сколько её сравнительный анализ с
гораздо более известным и многогранным проектом Fallout. И можно с
уверенностью сказать, что основные черты, характерные как для этой
игровой серии, так и для других проектов Брайана Фарго (Baldur’sGate,
Arcanum) проявились уже в ней. Детально проработанный мир, «умный
геймплей», диаметрально противоположный набиравшим популярность в те
годы «диаблоподобным» слешерам, юмор и многочисленные отсылки к
различным фильмам, книгам и играм – вот то, за что мы любим Fallout. И
если вас не отпугивает графика того времени, когда игры записывались на
дискеты, и есть желание повозиться с запуском эмулятора, то определённо
стоит ознакомится с предшественником Fallout– поверьте, это того стоит. |
|