На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.

ИГРА
WASTELAND
На internetwars.ru



Игра вышла в 1988 г.


СНАЧАЛА БЫЛ WASTELAND
Fallout принято считать образцом и даже основоположником жанра постапокалиптической ролевой игры. Тем не менее, первый подобный проект был выпущен на девять лет раньше, в 1988 году. Его создатель – тот самый Брайан Фарго (придумавший Fallout), а называлась игра «Wasteland».
Именно в Wasteland проявляются многие черты, которые впоследствии будут использованы и в Fallout, став одними из составляющих её популярности. Открытый мир, на который игрок способен влиять самым непосредственным образом: определённые действия могут необратимо изменить локацию, которая будет пребывать в таком состоянии до конца игры. Необычные города, каждый со своей оригинальной историей. Неоднозначный выбор, порой такой же далёкий от привычного по многим играм «чёрного и белого», как и реальная жизнь. И, разумеется, фирменный юмор. «Нюка-Колы» в Wasteland ещё не было, но чего стоит один навык «бюрократия»… Позволяющий – кто бы мог подумать! – лучше общаться с бюрократами. Да, даже после ядерной катастрофы они выжили. Прямо как тараканы. Или юмористические сообщения о ходе боя, такие как «кролик превратился в тонкий слой красной пасты». В общем, часть из того, что принято приписывать Fallout (или «игре в духе Fallout») появилось ещё в предыдущем проекте Фарго.

Wasteland - предшественник Fallout 
Так начинается Wasteland– название на фоне ядерного взрыва. Отражает суть

Вселенная Wasteland довольно сильно отличается от вселенной Fallout. Фактически, общее у них только одно: прежняя цивилизация была уничтожена ядерной войной, и выжившие пытаются построить новый мир на развалинах старого. Дальше начинаются различия. Начнём с того, что в Wasteland войну устроили США и не распавшийся Советский Союз в середине XXI века. В Fallout, как мы помним, война произошла между США и Китаем, хотя и примерно в то же время – в 2077 году.
Мир Wasteland не вращается вокруг Убежищ и вируса ВРЭ, вызвавшего появление на пустошах множества разнообразных мутантов. Главный герой Wasteland не «Выходец из Убежища», на которого вся надежда, а просто один из рейнджеров, которому только предстоит подняться по служебной лестнице почти что с самого низа. И врагами здесь выступают не столько какие-нибудь необычные существа вроде супермутантов или гулей, а в основном вполне обычные люди, просто пытающиеся выжить в новом мире.
Пустоши Wasteland это несколько сообществ, каждое из которых выбрало свой способ выживания. Их игроку предстоит привести к своего рода «общему знаменателю»: закону и порядку в представлении Центра Рейнджеров, основанном на культуре довоенной эпохи. Нечто подобное будет и в Fallout Tactics со стороны Братства Стали, и в Fallout New Vegas со стороны Новой Калифорнийской Республики. Кстати о рейнджерах. Они хоть и перешли в серию Fallout, но в несколько ином качестве. Это уже не могущественная организация, планирующая установить в пустошах свои правила, а просто подразделение армии НКР, пусть и элитное.

Серия игр Follaut
Экран повышения характеристик персонажа

Теперь перейдём непосредственно к игре. Wasteland вышла почти на десятилетие раньше первой части Fallout, что сразу бросается в глаза. Эта игра была написана для DOS, и никакой изометрии в ней нет и в помине – только текст и одинокие картинки (иногда анимированные), которые как в книге играют роль иллюстраций. Или карта, по которой мы перемещаемся фигуркой в военной форме, символизирующей персонажа и его отряд. А вот картинок оружия и прочих предметов вы не встретите, инвентарь исключительно текстовый.
Разумеется, разрешение по сравнению с Fallout гораздо ниже, так же, как и цветность. Так что если графика первых двух частей Fallout кажется вам безнадёжно устаревшей, то знайте: в Wasteland всё ещё примитивнее. Управляется Wasteland в основном с клавиатуры путём введения нужных команд. Причём игра позволяет не только выбирать готовые варианты реплик в диалогах, но самому вводить вопросы! Впрочем, НПС реагируют далеко не на все слова и вводить название того, о чём хочется узнать, приходится очень тщательно. Одна ошибка – и вас не поймут. Но всё равно впечатляет, ведь в современных, казалось бы гораздо более высокотехнологичных играх такая любопытная система к сожалению не нашла применения.
Что касается геймплея, то наиболее важное отличие Wasteland от Fallout состоит в том, что она ориентирована на игру отрядом, а не одним персонажем. Если «Выходец из Убежища» может спасти Пустоши в гордом одиночестве, то ваше рейнджерское альтер-эго уже с самого начала получит в команду троих товарищей, а впоследствии размер отряда может увеличиться до семи бойцов. И пройти игру в одиночку практически невозможно. Вообще, в Wasteland довольно много от тактической игры. Значительную роль играют построения отряда, мирные пути решения проблем хотя и присутствуют, но возможны далеко не всегда. В качестве противников выступает в том числе и техника.
Сражение, в котором против семи ваших бойцов оказывается два десятка противников, куда больше напоминает тактическую, а не ролевую игру. А ещё отряд можно разделить на части, которые будут действовать независимо друг от друга. Всё это очень интересно и открывает множество возможностей… но тактических возможностей, а не способов отыграть роль. Из-за такого подхода Wasteland часто относят не к ролевым, а к тактическим играм (пусть и с ролевыми элементами). Кроме того персонажи воспринимаются скорее как боевые единицы: у каждого свой набор навыков и место в строю, не более. В Fallout же, особенно во второй части (где в спутники можно было взять и гуля, и супермутанта, и даже робота) каждый спутник имеет свой характер и историю. Не говоря уже о том, что даже узнаём навыки персонажа мы через диалог. И дикарь Сулик расскажет о своих навыках совсем не так как торговец и механик Вик или гениальный химик Майрон.
Ролевая система довольно сильно отличается от S.P.E.C.I.A.L. Среди характеристик нет восприятия (perception) и выносливости (endurance), вместо них скорость и проворство, которые в Fallout будут объединены с характеристикой «ловкость». Очков действия также как таковых нет: то, сколько ударов/выстрелов за ход сделает персонаж, зависит только от значения определённых навыков и характеристик используемого оружия. Сами навыки также очень сильно отличаются. Первое, что бросается в глаза – их гораздо больше, 34 в Wasteland против 18 в Fallout. И они гораздо разнообразнее. Здесь и плавание, и общение с бюрократами, и пилотирование вертолёта, и даже… починка тостеров! Впрочем, в ролевой системе Fallout помимо навыков есть ещё способности и особенности, которые частично дополняют навыки. Но плавать или пилотировать вертолёт «Выходец из Убежища» не научится никогда. Навыки в Wasteland мы повышаем с каждым полученным персонажем уровнем, причём получение нового уровня означает повышение персонажа в звании. Похожая система вновь будет использована в Fallout Tactics, где персонаж по ходу игры продвигается по карьерной лестнице Братства Стали.

Все игры в жанре РПГ
Вот так выглядят боевые действия – никакой анимации, просто текст

Подведём итоги. Данная статья – не столько обзор самой игры Wasteland, сколько её сравнительный анализ с гораздо более известным и многогранным проектом Fallout. И можно с уверенностью сказать, что основные черты, характерные как для этой игровой серии, так и для других проектов Брайана Фарго (Baldur’sGate, Arcanum) проявились уже в ней. Детально проработанный мир, «умный геймплей», диаметрально противоположный набиравшим популярность в те годы «диаблоподобным» слешерам, юмор и многочисленные отсылки к различным фильмам, книгам и играм – вот то, за что мы любим Fallout. И если вас не отпугивает графика того времени, когда игры записывались на дискеты, и есть желание повозиться с запуском эмулятора, то определённо стоит ознакомится с предшественником Fallout– поверьте, это того стоит.

© Обзор подготовил Insurgent, 2015, специально для Internetwars.ru
© Любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru запрещается.