| 
		ВОЗВРАЩЕНИЕ К  
		WASTELAND? 
		К сожалению, Брайан Фарго так и не закончил создание третей части 
		Fallout (которая должна была называться Van Buren и наработки по которой 
		легли в основу Fallout New Vegas от компании Obsidian). Тем не менее, до 
		своего закрытия компания Interplay успела выпустить в 2006 году ещё 
		один, совсем неоднозначный проект по легендарной вселенной, а именно – 
		Fallout Tactics.
 Как известно, первая игра Фарго в потапокалиптическом сеттинге 
		называлась Wasteland и была не столько ролевой, сколько тактической. 
		Построение отряда и возможность его разделения на независимо действующие 
		части, ориентированность на игру несколькими персонажами, массовые бои с 
		участием техники, большое разнообразие оружия – всё это характерно 
		скорее для таких игр как Jagged Alliance и Silent Storm. Wasteland ни в 
		коем случае нельзя назвать провальным проектом – в свое время, в далёком 
		1988 году она собрала немало наград и была весьма популярной. Но 
		культовый статус «эталона постапокаллиптической ролевой игры» и даже 
		одного из эталонов жанра РПГ вообще получил всё же Fallout. В котором 
		диалогов было гораздо больше, а оружие и стрельбы – куда меньше. Даже 
		главного злодея вполне можно мирным путём убедить в том, что его идеи 
		ошибочны, после чего несчастный совершал самоубийство, избавляя умного и 
		умеющего говорить героя от необходимости палить из какой-нибудь пушки 
		потяжелее. Да и пройти игру вполне можно было в гордом одиночестве, а 
		напарников не давали на старте (да ещё и с настраиваемыми 
		характеристиками) – каждого из них для начала надо было найти, а затем 
		ещё и уговорить присоединиться. Впрочем, о полностью настраиваемой в 
		начале игры партии нельзя говорить как о совсем уж нехарактерном для 
		жанра РПГ элементе. В той же серии “Might and Magic” (на основе которой 
		были созданы легендарные «Герои») игрок также настраивал команду в самом 
		начале (за исключением восьмой части). Хотя в “M&M” главного персонажа 
		как такового не было вовсе – игрок даже управлял партией как единым 
		целым с видом от первого лица.
 
 
   Окно просмотра характеристик персонажей. Навык 
		«вождение» (pilot)заменил «красноречие», а статистика убийств стала 
		ужасающе подробной – даже не «рейдер» (не просто «мужчина» как раньше), 
		а «большой рейдер», «огромный рейдер» и т.п.
 
		Впрочем, мы несколько отошли от темы. А 
		дело в том, что Fallout был объективнее успешней Wasteland. Более 
		проработанный мир с необычными расами (одни мертвецы-гули чего стоят) и 
		множеством квестов, причём немалая их часть имела с несколько путей 
		прохождения, оказались интереснее, чем просто тактические перестрелки. 
		Но, видимо, Брайан Фарго не хотел совсем уж расставаться с идеей 
		тактической игры в постапокалиптическом жанре, и создал даже не ролевую 
		игру с тактическими элементами, а скорее наоборот – тактику с небольшой 
		«примесью» РПГ, но в этот раз на основе одной из наиболее популярных 
		вселенных в истории игровой индустрии. Проект даже получил приставку 
		“Tactics” в названии. Много лет спустя Брайан ещё вернётся к этой идее, собрав на Kickstarter 
		средства для разработки второй части Wasteland, которая получилась даже 
		менее «ролевой» чем первая часть и гораздо больше походила на Fallout 
		Tactics чем на, собственно, Fallout. Именно поэтому не правы те, кто 
		ругает Wasteland 2 за то, что он «не соответствует духу Fallout» – такую 
		задачу перед собой разработчики и не ставили. Потому и, видимо, Fallout 
		Tactics не снискала популярности у фанатов первых двух частей 
		легендарной серии: они ждали ещё одну выдающуюся ролевую игру, а 
		получили тактику с большим разнообразием оружия и противников, 
		возможности проехаться на Хаммере или даже танке… но с настолько куцей 
		ролевой составляющей, что из системы навыков даже было вырезано 
		«красноречие». Словно для того, чтобы уже с этапа создания персонажа 
		стало понятно – пушку в руки и вперёд на войну. А Fallout, как 
		оказалось, любили совсем не за это…
 От тактических игр Fallout Tactic sвзяла буквально все основополагающие 
		элементы. В первых двух частях серии персонажи стреляли в полный рост 
		даже из снайперской винтовки – в новой игре появилась возможность 
		присесть и даже устроиться на пузе в «положении лёжа», а роль укрытий 
		возросла многократно. Уже в самом начале игры вам дают двух напарников, 
		а впоследствии численность отряда можно увеличить вдвое. Появилась 
		боевая техника, а видов оружия в Tactics больше на порядок.
 
 
  Большая часть игры представляет собой 
		перестрелки, ближе к концу с массовым использованием техники и тяжёлого 
		оружия
 
		Но главное даже не это. Fallout, да и 
		Wasteland отличались открытым миром, в новой игре же его заменили… 
		миссии, как в каком-нибудь шутере. Даже в Jagged Alliance мы были вольны 
		решать куда идти и с какой стороны нанести удар по диктаторскому режиму 
		Дейдраны. Здесь же: «Иди убей тех-то! Бегом марш!». Да, дисциплина в 
		Братстве Стали всегда была на высоте… но где же путешествия по Пустоши? 
		Вместо них тактические задачи: проникнуть, обезвредить, спасти 
		заложников. Хотя карта как таковая осталась, но идти по ней имеет смысл 
		только в одном указанном сюжетом направлении, прямом, как логика 
		муштрующего новобранцев сержанта. И пусть фирменный юмор никуда не делся (одна способность «Жополиз» чего 
		стоит), а кроме людей в ваш отряд могут вступить гули, супермутанты и 
		роботы – это всё равно не тот Fallout, который поклонники серии хотели 
		видеть. Не улучшили ситуацию и многочисленные нестыковки с сюжетом 
		первых двух частей, а также АК-47 в мире, где апокалипсис случился 
		только в 2077 году и уже появились силовая броня и энергетическое 
		оружие. Видимо, разработчики таким более простым образом попытались 
		увеличить количество оружия: не стали придумывать новые модели, а просто 
		ввели реально существующие экземпляры. Которых в первых двух частях 
		Fallout не было, что сразу бросается в глаза. Так что, как оказалось, 
		одних знакомых названий, юмора и новых механик не хватило для того, 
		чтобы сделать ещё один хит. Укрытия, режим реального времени и 
		возможность лично порулить машиной не искупили донельзя бедной 
		РПГ-составляющей и множества как сюжетных, так и стилистических ляпов.
 Что ещё? Графика, по-прежнему выполненная в изометрии, стала несколько 
		лучше (использован другой движок), но на дворе уже 2006 год, когда вышли 
		такие проекты как Oblivion, HoMM 5 и Neverwinter Nights 2, и на их фоне 
		Fallout Tactics смотрится не более чем бедной родственницей. Разумеется, 
		для тактической игры графика – не главное (как и для хорошей РПГ). Но 
		как раз «хорошей РПГ» Fallout Tacticsи не была, а одной тактической 
		составляющей для фанатов серии оказалось маловато.
 
 
  Не скриншот, а обои, но очень уж хорошо 
		отражают суть. Много стрельбы, криков и пафоса – вот из чего состоит 
		FalloutTactics
 
		Продажи игры оказались далеки от Fallout 
		или Fallout 2, а отзывы и обзоры скорее отрицательными. К тому же на 
		Interplay обрушился шквал критики со стороны фанатов, нашедших множество 
		расхождений и просто откровенных ляпов по сравнению с первыми двумя 
		частями. Как следствие, Fallout Tactics принято считать неудачным 
		экспериментом, а её события обычно не включаются в канон вселенной. 
		Ролевая система, казалось бы, осталась та же – S.P.E.C.I.A.L. Но без 
		навыка «красноречие» выпал огромный пласт геймплея, из-за чего былой 
		свободы создания персонажа нет и в помине. Не все нововведения оказались 
		реализованы удачно. Так управление транспортными средствами далеко даже 
		от самых примитивных гоночных игр, а в походовом режиме и вовсе 
		превращается в нечто невообразимое. Режим реального времени, на мой 
		взгляд, совершенно не вписывается во вселенную Fallout в том виде, в 
		каком он был реализован в Tactics. Вспомним, сколько было страхов по 
		поводу третьей части, которую заявили как ролевую игру от первого лица с 
		элементами шутера. Но в Fallout 3 хотя бы сумел создать ту самую 
		атмосферу первых двух частей, да и не силовых путей прохождения квестов 
		в нём оказалось достаточно.Стоит отметить, что в Fallout Tactics впервые за историю серии появился 
		многопользовательский режим (разумеется, не считая соответствующие 
		фанатские моды). Присутствуют три классических режима – штурм, захват 
		флага и бой на уничтожение – а также уникальный режим «гонки мародёров», 
		надо признать, весьма вписывающийся в игровой мир. Если в первых трёх 
		всё как обычно, то в четвёртом нужно не столько уничтожать противников, 
		сколько собирать специальные предметы (что делает его схожим с захватом 
		флага), но предметов этих много, и они изначально (в отличие от флагов) 
		не принадлежат игрокам. Также разработчики планировали ввести ещё и 
		пятый, юмористический режим – «Убить Псину», в котором один из 
		участников получал это звание (“Dogmeat” в честь собаки-спутника 
		главного героя первой части Fallout), а другие для победы должны были 
		найти его и убить. Сделан многопользовательский режим неплохо и работает 
		уж точно стабильнее, чем самопальные моды, но ведь Fallout это именно 
		РПГ, где наслаждаешься изучением игрового мира и диалогами с 
		персонажами, а не расстреливаешь школьника Васю из параллельного класса. 
		Для этого, в конце концов, есть CS.
 Можно с уверенностью сказать, что эксперимент по созданию тактической 
		игры пор миру Fallout не оправдал себя. Идея, которая не пришлась по 
		душе фанатам вселенной, воспринимающих в штыки что-либо отличное по духу 
		от первых двух частей, усугубиласьещё и не самой удачной реализацией, а 
		также множеством логических нестыковок с предыдущими играми серии. Так 
		что если вы фанат Fallout, но по какой-либо причине ещё не играли в 
		Tactics… то, наверное, и не стоит. Слишком велик шанс разочароваться.
 |  |