На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ЕВРОПА-3
Europa Universlis-3
На internetwars.ru


Официальный сайт


Наш фан-клуб серии
Игры от Paradox


СКРИНШОТЫ:

Европа -3 - игра для PC на internetwars.ru
На границе тучи ходят хмуро

Европа -3 - игра для PC на internetwars.ru
Обращение неверных

Европа -3 - игра для PC на internetwars.ru
Разные типы кораблей
и петровские кузнечики


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

ТРЕХМЕРНАЯ "ЕВРОПА" - ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
Признаюсь, я не сторонник теории “любви с первого взгляда”. Так что многого от первого знакомства с обновленной "Европой-3" и не ожидал, даже был готов (как тогда еще казалось) слегка удивиться и может быть поморщиться.
Хм, оказалось, не готов. Внешний вид некогда любимой, а ныне обновленной “Европы” резанул-таки своей три-дэ-шностью мои уже полгода как тренируемые скриншотами глаза. Впрочем, о графике пока не буду: с лица, как говорится, воды не пить. В парадоксовских стратегия что главно? Чтобы человек (то есть геймплей) был хороший.
С него и начнем.
Надо сказать, как и свою предшественницу, третью “Европу” авторы снабдили подробнейшим “Руководством пользователя” и обучающей кампанией. “Руководство” мне даже понравилось: написано толково, объяснены тонкости, скрытые механизмы игры, сделана попытка как-то проассоциировать игровые моменты с реальными событиями. Кроме того, там же встречаются советы начинающим.
Тут можно отметить лишь один традиционный для парадоксовских продуктов недостаток – объемность. Хотя недостаток ли это – вопрос спорный. Обучающая кампания не впечатлила, но в принципе только ее тоже хватит, чтобы начать игру даже тому, кто видит ЕУ ("Европа Универсалис", как она называлась в оригинале) впервые. А вот ветеранам европейских баталий черпать из обучалок практически нечего. Нового, с чем придется столкнуться, в третьей игре серии не так уж и много (и я постараюсь показать, что все новое уже могло встречаться нам раньше). Оно и к лучшему – мы ж ее, родную, искали не за тем, чтобы талмуды с ней перелистывать.
В дальнейшем я, пожалуй, сосредоточусь на новых элементах геймплея, считая, что читатель знаком с ЕУ-2. Если нет - зайдите в раздел "предистория".
Чуть ниже будет приведено описание одной кампании, дающее общее представление о возможностях игры. Из него, думаю, новички смогут сложить представление об этой стратегии.

КАКУЮ ЭПОХУ ВЫБРАТЬ?
Новое нас поджидает прямо на старте. Если раньше игроку давался на выбор список кампаний, стартующих с разных исторических точек (1419, 1492, 1648 и др. гг), то теперь появилась возможность задать точку отсчета самому. Любая дата от падения Константинополя до взятия Бастилии, 1453-1789 гг. Авторы уверяют, что при выборе любого времени мы получим более-менее исторически достоверную расстановку сил на карте мира. Очень интересное и полезное нововведение. Сами заданные по умолчанию кампании тоже никуда не исчезли и присутствуют в рекомендуемом авторами списке, из которого так же можно сделать свой выбор.
Дальше как всегда – выбираем страну, уровень сложности и вперед к владычеству над миром. “Владычество над миром” в “Европе 3” начинается так же как и раньше –
с распределения бюджетных средств по статьям расходов. Здесь принцип практически не изменился: поступающие ежемесячно деньги мы можем потратить на развитие технологий, военных, торговых и др. либо отщипнуть кусочек для казны. Скорость исследования технологий, разумеется, будет зависеть от количества выделяемых средств. Европейского ветерана может слегка удивить новая строка бюджета “Управление”. Что дают эти техи, станет понятно из всплывающих подсказок.
Кстати о всплывающих подсказках. Порой мне казалось, что авторы игры с ними откровенно переборщили. Складывается впечатление, что в них попытались впихнуть буквально всю информацию, нужную и ненужную. Курсор мыши буквально некуда поместить, чтобы не всплыла фактически ненужная подсказка, несущая лишнюю и не имеющая нужной в данный момент информации. С подсказками, всплывающими при наведении курсора на армию вообще беда – они почему-то выскакивают не возле курсора,
а где-то справа внизу экрана. Очень неудобно.

О ПОЛЬЗЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
Дальше правителю государства придется столкнуться с еще одним нововведением игры.
С советниками. Некий аналог этому уже мелькал в парадоксовских “Крестоносцах”. Назначаемые на должности министры призваны “помогать” монарху в управлении державой, повышать его характеристики. Правда, в “Европе” министры не так явно влияют на характеристики короля. Эффекты от их назначения бывают двух видов. Это либо ежемесячное вложение средств в развитие определенной технологии, либо ежемесячная же прибавка к количеству купцов, миссионеров и т. п. Одновременно при дворе может быть не более трех советников. При этом каждый их них требует зарплаты. В начале кампании, когда бюджет не так уж и велик, особенно полезны советники, дающие отчисления в исследование технологий. Позже, когда подобный вклад начинает составлять уже небольшой процент от общих взносов, нужнее становятся советники, увеличивающие, например, количество колонистов, поступающих каждый месяц в наше распоряжение.
Кстати, на количество денег, колонистов и много еще чего будут влиять выбранные игроком национальные идеи. Это собственно то, ради чего стоит исследовать “Управление”. Достижение определенного уровня управленческих технологий позволяет добавлять к уже имеющимся новую национальную идею. Всего игрок может иметь до 12 идей. При этом выбирать их можно аж из 30 штук. Что выбрать – зависит от стратегии игрока. Все идеи более-менее полезны. Одни дают прибавку к морали армии, другие ту же прибавку, но к флоту, третьи увеличивают доход от налогов, четвертые… Думаю, перечислять все не нужно. Тем более что всплывающие подсказки скажут гораздо больше, чем я смогу здесь написать.
Морское сражение
В экране же национальных идей находится еще одна закладка, дающая новые возможности в игре, закладка формы правления. Грубо говоря, игрок может последовательно провести свою страну от деспотии к республике или наоборот. Каждая форма правления имеет свои плюсы… и минусы, заключающиеся, скорее, в отсутствии плюсов другой формы правления.
Отношения к религиям, колонизация, торговля и дипломатия остались почти без изменений. Разве что исчезла автоторговля, то есть автоматическая рассылка купцов. Теперь осваивать торговые центры можно лишь вручную. Между прочим, со временем это начинает слегка раздражать.
В дипломатию наполовину перекочевала опция из “Виктории” - “продать провинцию”. Кроме того, оттуда же перешла система двусторонних альянсов, неприятно поразившая меня в начале. То есть теперь мы можем заключать военные союзы с кем захотим. Но в этом кроется коварная опасность: возможна ситуация, когда войну между собой затеют наши союзники, и нам придется выбирать, кого поддержать, а кого “кинуть”. Кажется, ветеранов серии Total War эта система не должна удивить. Появилась система шпионажа, чем-то похожая на ту, что возникла в “День победы 2. Новая война”.
Если система колонизации не претерпела изменений, то исследования “терры инкогнито” теперь слегка не те, что были. Прежде всего более менее уравнялись возможности держав вести изучение неизвестных территорий. Отныне нам не придется сидеть и ждать случайного (или исторического) исследователя или конкистадора, поскрипывая зубами от зависти к Испании и Англии с их колумбами и каботами. Нанять первопроходца можно, выбрав соответствующую национальную идею. Кроме того, с какого-то момента в игре меня буквально засыпало сообщениями об открытии новых территорий. Видимо, кое-какие сведения от морских держав просочились в мое медвежье отечество. Так что первые колонии выбранная мною страна основала, пальцем о палец не ударив ради открытия неведомых земель.
Ну что еще есть нового в экономике? Пожалуй, стоит отметить возросшее число построек в городах (опять-таки как не вспомнить то же обилие в “Крестоносцах”?) Система мануфактур почти не изменилась. Разве что стоимость их теперь не так зашкаливает.
Так что стало вполне возможно построить по мануфактуре буквально в каждой провинции.
Но самая главная новинка, о которой тянет поговорить, это – армия (и флот в меньшей степени). Вот здесь, по-моему, авторы игры изрядно перемудрили плюс серьезно затруднили управление игрой.

ВОЙНА – ДЕЛО НЕЛЕГКОЕ
Прежде всего, армия теперь – это не просто отряд в N тысяч человек пехоты, конницы и артиллерии, а набор полков по одной тысяче человек каждый. Полки являются минимальными самопополняющимися (привет “Дню победы”) единицами. Объединив их в армию (корпус), мы получим набор несмешивающихся друг с другом полков. Как говорится, ну и ладно бы. Ан нет, здесь уже кроется мелкая пакость: в окне армии умещается не более шести полков (при этом сама армия может состоять из любого их количества). Чтобы увидеть остальные, приходится прокручивать список. Это особенно приедается, если довольно часто приходится переформировывать армии, разбивать одну на две, три и больше. Как тут не затосковать по отрядам второй “Европы”, где все было просто и со вкусом. То же касается и флотов. Вот так удобство пользователя приносится в жертву заморочкам разработчиков, вводящих в игру новый механизм боя.
Еще мелкая неприятность: неужели было трудно разместить как раньше у фигурки солдата число, обозначающее количество полков в армии или кораблей во флоте? Разработчикам бы это ничего не стоило, а мне было бы приятно. Возможно, в следующих патчах это исправят.
Но и это еще не всё об армии. Для каждой страны есть возможность выбора так называемых предпочтительных войск, из которых потом и будут состоять все полки. Например, России придется выбирать между казаками и драгунами, или между саксонской и петровской пехотой. В любой момент можно сменить свои предпочтительные войска. Якобы каждый тип должен иметь свои плюсы и минусы, но мне показалось, что одни явно лучше других, и значит, линейка, которую будет проходить моя армия во всех кампаниях, будет одной и той же. Кроме того, нанимать национальные войска можно только в своих национальных провинциях. В других городах нам доступны лишь войска той нации, к чьей национальной провинции относится город (не правда ли, смахивает на систему в Рим Тотал Реализм?)
Корабли тоже проходят исторически сменяющие друг друга стадии развития, но в отличие от наземных войск не апгрейдятся (чистой воды “День победы”). Придется пускать старье на слом и строить новый флот, чтобы и его через полсотни лет пустить на дрова.
Одновременно в одной провинции мы можем строить либо один полк, либо один корабль. Напомню, что раньше в одной провинции можно было за раз построить сразу целую армию или флотилию, а не жалкую тысячу солдат или одну галеру.
Военных лидеров так же теперь можно нанимать любой стране. Их качество, в первую очередь, зависит от развития военных традиций в державе, которое определяется продолжительностью и количеством сражений, даваемых нашей армией.
Конечно, всё это дело вкуса, но лично мне такая система показалась чересчур усложненной. Не вижу обоснованных причин усложнять и без того нелегкую для первого освоения игру. Ветеранам-то европейских баталий может быть и нетрудно перестроиться, но надо так понимать, что целью любой кампании является поиск новых клиентов, и усложнение освоения продукта не самый лучший способ привлечь к продукту внимание.

ДЕГТЮ И МЁДА ДЛЯ НАРОДА!
Конечно в игре есть и другие, более мелкие новые штрихи. Среди них есть как положительные, на мой взгляд, моменты, так и отрицательные. Очень полезным нововведением является Планировщик, позволяющий легко отслеживать важные события происходящие в разных концах державы (осады, строительства, основание колоний и др.) и облегчающий управление, например, торговлей. Так же стоит отметить перекочевавшие из “Виктория. Революции” иконки подсказок в верхней части экрана. Мелочь, а приятно. Усилена роль папского престола и императора Священной Риской Империи.
Теперь о ложках дегтя. Во-первых, авторы испортили симпатичность и удобство настройки вывода сообщений. В частности, пропала опция “Вывести на экран и остановить игру”.
Во-вторых, мини карта переехала из нижнего левого угла экрана в правый нижний.
Мне долго приходилось привыкать к ее новому местоположению. На той же мини карте не затуманена “терра инкогнито”. Опять же – принципиально вроде бы и не страшно, но очень неприятно. Настройки внутренней политики зеркально поменялись местами. Зачем?
Ну, и наконец, она – графика игры. За последнее время только ленивый не ругал ее, поэтому я, пожалуй, ограничусь малым: графика мне, скорее, не понравилась, хотя есть и симпатичные моменты (например, волны на море или подводные камни у берега). Правда, эти моменты напрочь забивают угловатые границы провинций и не сразу проявляющиеся названия – пялиться-то больше всего приходится на них, а не на подводные рифы. Очень жаль канувшие в Лету анимированные изображения морских и сухопутных баталий в окне сражения. Они как-то оживляли игру.

МОСКОВСКИЙ ДЕСПОТ
Все эти наблюдения я сделал по ходу честно проведенной кампании за Московию. Мудрствовать я не стал, дату старта оставил по умолчанию – 30 мая 1453 года, поставил низкую сложность, чтобы не сильно зарываться в изучении механизмов и перенесся в Москву Василия Темного, который, кстати говоря, у меня умер буквально через пару лет. Конечно, не очень хорошо так говорить о смерти человека, но его кончина меня порадовала. Дело в том, что здесь я столкнулся с перенятой “Европой” у “Крестоносцев” системой случайных монархов. Теперь нам больше не прописана жесткая линейка исторических королей/царей/дожей, третья “Европа” - это уже серьезно альтернативная история с вполне так себе альтернативными монархами. Таким образом, после исторического Василия II я начал получать всяких Дмитриев, Иванов, Юриев по седьмые номера включительно (однако вот Петр Первый примерно попал на свою эпоху).
Московия Василия Темного оказалась уже свободной от золотоордынского ига, а значит, могла спокойно начать собирание земель русских. Ну, спокойно-не спокойно, а она и начала. Перво-наперво наше оружие обратилось против соседней католической Литвы. Новгород, Тверь и прочие псковы могут и подождать, а вот православным христианам под гнетом католического короля грозит смена веры. И тратить впоследствии деньги на их возврат к религии предков мне никак не улыбалось.
С уровнем сложности я в принципе поскромничал – в результате битвы и войны выигрывались относительно легко, но новичкам, может быть, для освоения оно самое и надо.
Три войны с Литвой и Тевтонским Орденом существенно прирастили Московию с запада. Тем же временем коварная новгородская вольница захватила мелкие русские княжества. Вот она – демократия для аристократов в действии. Ничего, хищным оскалом мятежного города у нас еще будет время заняться, а пока на повестке дня встал казанский вопрос.

Власть в Казани захватили Гиреи, родственники крымчаков. Вот они-то на исходе 15 столетия и напали на Русь-матушку, желая как минимум вернуть времена Батыя. Не-а, не сегодня! Сегодня власть на Руси крепчает день ото дня, и московиты (как успели уже обозвать нас литовские соседи) уже вполне способны не только отбить нападение, но и взять саму Казань. Война выдалась длительная, тяжелая и дорогая. Однако результат на далекое будущее оправдал себя – нам отошла пара провинций плюс хан казанский согласился считать князя Московского “в отца место” (проще говоря, завассалили мы Казанцев по самое не балуй). Почему на далекое будущее? Потому что на какое-то время казанский вассал обезопасил тыл Московии, и она могла сосредоточить свои усилия на выходе к балтийскому морю.

НЕ ТОЛЬКО ТРУДАМИ РАТНЫМИ
Попутно с войной московиты пытались торговать, однако более развитые и поднаторевшие в торговом деле соседи быстро выбивали наших купцов из торговых центров. Посему это доброе, но неокупающее себя дело пришлось отложить на потом. Приятно порадовали западные государи, не чурающиеся нас многогрешных. Предложения о династических браках сыпались на нас как спам из почтового ящика. Сгоряча мы похватали всех предлагаемых нам принцесс.
Черт! Вот чувствовал же, что есть здесь подвох, и точно.
Нет, сначала все было хорошо, даже замечательно. Родитель нашей голландской невесты почил в бозе, завещав своей дочке (а значит и нам) аж все Нидерланды. О как! Бойтесь данайцев… а католиков еще пуще. На наши заморские владения явно точила зубы Бургундия (черт бы побрал их Карла Смелого, так и не погибшего при Нанси), и защитить их будет проблематично. Чур меня, чур! И добрый московский князь Дмитрий VI (да, был вот такой в начале 16 века) тут же даровал волю своим заморским владениям, выделив с пяток вассалов. И сам того не подозревая обеспечил нескольким своим потомкам приятные сюрпризы в будущем.
Бяка от скоропалительных браков случилась позже, уже после смерти нашего государя. Хоть бы предупредили, черти парадоксовские! Когда князь Дмитрий помре, воцарился на Руси некий Людовик Баварский. Мол, у нас теперь с вами уния по самую мою смерть. Тьфу ты, лютеранин на московском столе – обидно. Так что, господа будущие игроки в “Европу”, будьте с браками аккуратнее, не женитесь на малознакомых проходимках. Парадоксы, убрав исторические унии и введя взамен альтернативные, чего-то здесь переборщили.
Я всё понимаю – альтернатива там, и прочее, но точно уж никак не могла Бавария в 16 веке вступить в личную унию с далекой Московией.

МОСКОВИЯ РУБИТ ОКНО В ЕВРОПУ…
Ну да ладно. Всё это – мелочи, недостойные внимание настоящего прорубателя окна в Европу. Мы же рвались к Балтике. А поперек этого пути лежат тевтоны и Новгород. Ну что ж, ничего личного – только бизнес. Как говорится, извините и подвиньтесь. Или: вымыли в Балтике сапоги сами, дайте помыть и другим. Горячие бои за море Балтийское кипели всю середину 16 века, однако худо-бедно наши янычары (да вот, выбрал я такой национальный вид войска) вдохнули настоящий соленый морской воздух.
Эх, сейчас застучат топоры, полетит стружка, поплывут корабли…
Ага! Как бы вам и не так. Оказывается, корабли можно строить только в своих национальных провинциях, а захваченные Рига и Ингерманландия таковыми для нас не являются. Придется ждать N лет, пока местные туземцы не осознают себя частью великой Московии.
Потом были бои со Швецией, походы в Крым и в Турцию, перемежающиеся всплесками строительной активности. Да, и не подумайте, что московиты только и делали, что захватывали всё, что плохо лежит.
Во-первых, кое-что в округе лежит очень даже хорошо, во-вторых, такое понятие как бэдбой (показатель “плохости” державы, ее репутация) никто в третьей “Европе” не отменял. Потому приходилось знать меру.

ПОХОД КОНКИССТАДОРА ШЕРЕМЕТЬЕВА
В конце 16 столетия произошло великое событие: московитам вдруг надоело, что их имя многие путают с москитами, и они, крепко подумав, объявили о первом в мировой истории ребрендинге. Отныне вся земля от Балтики и до Урала гордо именовалась Россия. И пусть соседи лопнут от зависти.
Россияне мужиками оказались предприимчивыми. Тут же пронюхав про открытые англичанами и испанцами американские земли, они начали потихоньку посылать своих представителей для торговли с краснокожими дикарями. Колокольчики и зеркальца шли у дикарей нарасхват, и уже вскоре там, где в принципе место Нью-Йорку, появились русские Нью-Васюки. Заселение Америки православными началось.
За каких-то 50 лет всё, что нам удалось украсть у англичан было уже освоено, воевать с индейцами не хотелось (противились изготовители колокольчиков), а расширять еще хотелось. Тут-то мы и вспомнили о своем восточном казанском вассале. Уж больно тихо сидели татары, не иначе как что-то замышляли, жулики мусульманские. Мы решили нанести упреждающий удар. Первым делом, конечно, пришлось освободить их от вассальной зависимости, а вот вторым… В общем, так и бежали до самой Сибири, не останавливаясь, пока не наткнулись на “терру инкогнито”. Дальше без первопроходца никак. В Москве приняли новую национальную идею “Путешествия в Новый Свет”. Новым светом торжественно объявили Сибирь-матушку, коей богатствами, по словам Ломоносова, еще будет прирастать Россия, и отправили конный отряд во главе с конкистадором Шереметевым в страну неведомую. Долго ли коротко ли бродили казачки по Сибири, и вскоре вышли к побережью моря, названного Охотским, за которым лежала всё та же Америка. Странное дело, но у его берегов болтался парусник Испании. Так, не уступим устье Амура католикам! И первые счастливые поселенцы были силой отправлены осваивать сибирские просторы.
Надо заметить, что количество провинций за Уралом в третьей “Европе” сокращено.
И освоить эти территории стало гораздо проще.

ПЕТРОВСКИЕ "КУЗНЕЧИКИ"
Пока наши поселенцы ехали на восток, армии пошли на запад нести свет православной культуры народам, прозябающим в лютеранстве. К концу игры братья-славяне, поляки, чехи, словаки, наконец-то стали креститься справа налево и говорить по-русски. Россия потихоньку подбиралась к Дании, но прозвучал финальный свисток, который и спас Европу от нашествия голубоглазых варваров.
Кстати, огорчили меня петровские солдаты (даже тип пехоты назывался “петровская”).
В то время как все приличные европейские армии щеголяли в треуголках, наши солдатики из "Европы-3" были похожи, скорее на каких-то зеленых кузнечиков, а не на настоящую петровскую гвардию. Зато корабли порадовали бы Петра Алексеевича: в игре одновременно присутствует несколько фигурок кораблей, соответствующих линейным, фрегатам, галерам и транспортам. Правда, роль флота, как и в остальных играх от Paradox Interactive какая-то невнятная. Честно говоря, я мог бы пройти всю кампанию вообще без флота, но как-то неинтересно без него.

ЭПИЛОГ
Так что в итоге сказать о наших будущих отношениях с “Европой 3”? Младшая сестренка, если присмотреться повнимательнее, заглянуть, так сказать, под внешний глянец, очень напоминает старшую. Разве что в соответствии с модой напялила на себя новомодных штучек да ведет себя несколько развязаннее, альтернативнее что ли, любит роскошь и неоправданно мощный компьютер.
Однако характер у сестренок общий. Думаю, мы подружимся.

©Обзор подготовил Владимир Полковников. Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru

метизы для профнастила