На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ИГРА
EUROPA-3: ROME
На internetwars.ru



Официальный сайт


СКРИНШОТЫ:

Europa Universalis: Rome - игра для PC на internetwars.ru

Europa Universalis: Rome - игра для PC на internetwars.ru

Europa Universalis: Rome - игра для PC на internetwars.ru


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

«ЕВРОПА: РИМ» – ДВА В ОДНОМ
Довелось мне как-то услышать историю об одной аристократке, вынужденной поселиться в провинциальной глуши. Как уважающая себя леди она не могла появляться на публике в одном и том же платье два раза кряду. Да вот беда – мадам имела при себе лишь пару костюмов. Но тут на выручку ей пришла женская находчивость. Леди так искусно использовала различные сочетания деталей своих двух костюмов, что провинциалы искренне считали, будто она каждый день появляется в новом наряде. Обмануть не удалось лишь искушенный взор заехавших в провинцию столичных аристократов.
Можно спросить: какое отношение эта история имеет к новой стратегии от шведской студии «Paradox»? Вы знаете, самое непосредственное. В последнее время «парадоксы» всё больше уподобляются этой самой заезжей аристократке и вместо нового платья (игры) вытаскивают на обозрение публики сочетание элементов старых. Особенно заметно это в недавно вышедшей «Europa Universalis: Rome».
Но обо всём по порядку.
Тема Древнего Рима и античности давно витала в воздухе. По сути это единственный значимый период истории, ещё не охваченный шведскими разработчиками. И эпоха вроде бы интересная и тема богатая. Красочности тактического режима Rome Total War всегда не хватало соседства насыщенности стратегического режима. Такого, какой могли дать «парадоксы».
И они дали. Анонсированная в прошлом году «Europa Universalis: Rome» увидела свет уже весной этого. Одновременно с мировым релизом игра появилась и на российских прилавках. Правда, отечественные локализаторы как всегда подкачали. Несмотря на обещание выпустить локализованную версию одновременно с оригинальной, они перенесли выход русифицированного «Рима» на второй квартал этого года. Поэтому многочисленным поклонникам серии пока приходится довольствоваться англоязычной версией игры. Обзавелся таковой и я.
Относительно неглубокое знание английского языка, привычка подробно знакомиться с руководством к парадоксовским стратегиям и солидный объем руководства к «Риму» грозили надолго отсрочить сам процесс игры. Но тут… я впервые и подумал о той аристократке с парой костюмов. Даже на первый взгляд игра показалась ужасно похожей на третью «Европу». Небогатого словарного запаса вполне хватило, чтобы разобраться с появившимися или переехавшими на другое место кнопками управления и, собственно, оказалось вполне возможным отправить руководство в самые отдаленные уголки жесткого диска (хотя упрямства ради я его всё-таки прочитал).

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО КЛОНИРОВАНИЮ
Игра охватывает приблизительно 250 лет истории стран Средиземноморья, от войны римлян с Пирром до времен Октавиана Августа. География игры включает Европу, Северную Африку, Ближний Восток и Персию до Индии – «джентльменский» набор римской стратегии. Начать игру можно с любой даты в указанном промежутке времени и за любую страну, существовавшую на тот момент в данном регионе. Прямо как в третьей «Европе».
Как и во всех парадоксовских стратегиях перед нами лежит карта мира, разделенная на провинции. По ней передвигаются фигурки солдат, обозначающих армии, по морю энергично машут веслами триремы, обозначающие флоты. И, раз уж заговорил о карте и фигурках, скажу о графике в целом. В сравнении с ЕУ3 ощутимый шаг вперед. Если там графика вызывала тихий ужас, угловатые фигурки солдат - раздражение, а гигантские угловатые клубки ниток на карте торговли - отвращение, то карта «Рима», бодрые легионеры, храбрые гоплиты и дикие варвары, топчущие её, где-то даже ласкают взор. Вместо попытки отобразить 3D-вид товаров на карте торговли «парадоксы» вернулись к двумерным рисункам, что я бы назвал правильным решением. И конечно же нельзя не упомянуть камеру, получившую дополнительные две степени свободы. Теперь её можно вращать в двух плоскостях. Складывается впечатление, что разработчики на ЕУ3 только ещё учились работать с графикой, а в «Риме» начали делать уже всерьез. Обидно, что за их обучение должны платить игроки.
Игровой процесс в каком-то смысле стандартен для всех стратегий от Paradox: внешняя политика, внутренняя политика, технологии, армии, война и мир. Однако каждая игра в парадоксовской линейке обладала своими уникальными чертами, присущими эпохе, передающими её атмосферу и настроение. «Крестоносцы» - это симулятор, в первую очередь, феодальных отношений, двора, фамилии. «Европа» - история развития техники, эпоха Великих географических открытий, религиозные конфликты. «Виктория» сосредоточена на экономике, на развитии промышленности, то есть на том, что составляет отличительную черту XIX века. «День Победы» - военное противостояние трех идеологий середины XX века, и, соответственно, всё подчинено лишь ему, война, война и только война.
Чего-то особенного, присущего только античности, я ожидал и от «Рима». Однако надеждам моим не суждено сбыться. «Europa Universalis: Rome» - это упомянутое перекраивание старых деталей с целью выдать их за что-то новое. Больше всего идей этот клон унаследовал от «Европы 3» и от «Крестоносцев». От первой – графику, войну и мир, от второй – систему персонажей и простоту экономики. Конечно, все детали по возможности видоизменены, но суть их осталась прежней. Проще всего это показать на примере кампании. Однако описывать подробно кампании «парадоксов» становится всё скучнее из-за похожести выходящих игр, поэтому я ограничусь общими мазками с остановкой на некоторых моментах.

РИМСКИЙ ДЕБЮТ
Для дебютной кампании я выбрал Римскую республику как самое яркое, знаковое государство эпохи. Уж если где и должна быть атмосфера античности, то именно здесь. Форум, консул, легион, Марс, Юпитер, Сципион – вот он, запах эпохи. Посмотрим, какое отражение всё это нашло в игре.
Прежде всего следует изучить ресурсы, которыми обладает страна. Мы имеем традиционную казну, резерв потенциальных призывников и очки исследования (ага, понадобятся для технологий). Там же, на верхней панели крупно выделяется текущая дата, 1 января 474 AVC – 474-й год от основания Рима (280 г до н. э.). Непривычно, но интересно. Хотя и не помешала бы какая-нибудь «переключалка» на привычное «до нашей эры».
Так, дальше надо ознакомиться с моим персонажем. Им посчастливилось стать консулу Луцию Эмилию Барбуле, холост, родителей нет, детей нет, вредных привычек есть (так называемые трейтсы, характеристики персонажа). «Гм, а где же второй консул?»,- начинаю озираться по сторонам. А нету его. В «парадоксовском» Риме есть место только для одного консула. Ладно, без второго обойдемся, нам больше достанется.
Теперь можно посмотреть и страну, свалившуюся мне на рабочий стол. Рим. 8 провинций. В состоянии войны с Эпиром и Великой Грецией. Так у нас война! Прекрасно! Лучше и быть не может. Минутку, а армия у Рима есть? Есть, целых два легиона (6 и 5 тысяч соответственно). Командование 1-м легионом принимает Гай Фабриций, 2-м – лично консул Барбула. Флот из девяти трирем отдаем под начало Мания Валерия Максима. Атмосферно звучит? Очень… пока.
Разворачиваем легионы на Великую Грецию. Это «носок» и «каблук» италийского «сапога». Флот выходит патрулировать пролив между Сицилией и полуостровом, чтобы не допустить на театр боевых действий эпиротское подкрепление из Сиракуз.
В самом начале похода, 5 января, мой персонаж Барбула вздумал жениться на Корнели Сципии. Нашел же время! Но этот финт оказался ничем по сравнению с последовавшими 16 марта выборами консула. Новым консулом (И МОИМ ПЕРСОНАЖЕМ) стал Луций Юлий. И тут пришло понимание: черт побери, так моим «рулером» будет всегда глава государства, а в выборных правительствах он будет часто меняться. И зачем тогда его называть «моим» персонажем? Был Барбула – нет Барбулы? Как бы не так! Забегая вперед, скажу, что выборы в «парадоксовском» Риме проходят раз в два года, и уже в 476 году Барбула вновь вернулся к исполнению обязанностей консула и моего персонажа. А я только-только к Юлию привыкать начал, с семьёй его подружился. Кому как, а мне такая система чехарды «рулеров» очень не понравилась.
Тем временем наши легионы нанесли ряд поражений грекам – благо у тех в армии оказались лишь ополченцы, а мы давили их тяжелой пехотой – и занялись осадой «носка» и «сапога». Ни сражение, ни процесс осады принципиально не отличаются от себе подобных в третьей «Европе». Поэтому и распространяться о них совсем не хочется. Эпиротская армия только и могла скалить зубы и бессильно потрясать кулаками на том берегу пролива – наш флот хорошо справлялся со своей задачей. 17 марта 476 года мы заключили мир на всей своей воле: Великая Греция передаёт Риму «носок» полуострова и обязуется платить дань в размере трёх… ммм… талантов в месяц. Валюта как всегда в парадоксовских стратегиях четко не определена.

О ГРУСТНОМ
Одержав свою первую победу, римский правитель (я!) смог выделить время для подробного изучения возможностей внутренней и внешней политики, экономики и торговли. И грустное открылось взору его.
Как всегда по порядку. Казна. Система доходов-расходов упрощена до некуда. Есть налоги, есть торговые пошлины и дань с покоренных народов. Расходы идут только на содержание армии и флота. Никаких сложностей с бюджетом как в «Крестоносцах».
Торговля. Пожалуй, едва ли не единственное нововведение по сравнению с играми серии. Каждая провинция имеет производимый ею товар. Есть возможность осуществлять обмен этого товара на продукт, производимый другой провинцией, национальной или заграничной. С этих сделок и идет пошлина. Кроме того, наличие того или иного товара в провинции влияет на возможности этой провинции. Без дерева нельзя строить флот, без железа нельзя производить тяжелую пехоту, без коней конницу. На мой взгляд есть в этом какой-то перегиб. Очень странно, когда в самом Риме я могу нанимать только велитов, зато рядышком в Этрурии почти полный набор войск. И всё из-за распределения торговых путей. Как будто не делали шлемов и доспехов в столице, но производили там исключительно вино.
Продолжу тему армии. Система вербовки и формирования полков точь-в-точь как в «Европе 3». Полки, ради приличия именуемые когортами, по тысяче человек объединяются в сколь угодно большие армии, ради того же приличия называемые легионами. Кроме формальных названий ничто больше не связывает эти формирования с армией античного Рима. Прежде всего, разработчики, опередив реформу Гая Мария лет на полтораста с хвостиком, дали Риму постоянную, а не ополченческую армию. Далее оказывается, что формируется она не из граждан, как это было в реальности, а из просто свободных людей. Граждане, видите ли, заняты производством эфемерных очков исследования. Во главе каждого «легиона» можно и нужно ставить «легата» из пула доступных персон. Армия без генерала послужит легкой добычей для противника. Но берегитесь, если генерал будет недостаточно лоялен, он может «презлым заплатить за предобрейшее» и поднять восстание и начать гражданскую войну.
Всего полки бывают шести видов: легкая пехота, тяжелая пехота, лучники, конные стрелки, конница и боевые слоны. До провинций со слонами я не добрался, конница тоже появилась не сразу. Поэтому я с успехом применял легионы в составе четырех когорт тяжелой пехоты и двух когорт лучников (что поделаешь, сам себя уговаривал на когорты и шеститысячные легионы, лишь бы игру приблизить к историческим реалиям). Такая связка оказалась довольно эффективной.
Флот состоит только из трирем и формируется аналогично армии. Никаких преобразований видов войск или кораблей в ходе игры в зависимости от технологий я не обнаружил. Как начали с «легионами» пирровых войн, так и до времен Октавиана.
Технологии. Тот же принцип, что и в Европе: несколько разделов (армия, флот, строительство, гражданские технологии и религия), много-много уровней, каждый из который стоит определенную сумму и вскрывается последовательно. Правда, отчисления идут не из ежемесячного бюджета, а из очков технологий, производимых всеми гражданами страны. Ускорить или замедлить процесс призваны персонажи, курирующие подразделы (напомню, что в ЕУ3 тоже были такие персонажи). Армию – военный квестор, флот – морской квестор, строительство – эдил, гражданские технологии – претор, а религию – верховный понтифик. Всё бы ничего, звучит очень по-римски, если бы не одно но: оказывается, что эти должности могут занимать и женщины тоже. Парадокс «парадоксов» да и только, неприятно портит впечатление. Я уже не говорю о том, что они не выборные, как было в античном Риме, но назначаются игроком. В игре вообще единственный избираемый персонаж – это ваш «рулер», самый главный в государстве
Что ещё? Стабильность. Есть такой параметр уже не в одной стратегии от Paradox. Но здесь поднять его мне показалось проще всего. Платим денежки, устраиваем пышное жертвоприношение и порядок в государстве. Деньги добыть тоже оказалось просто. Да, месячный доход с провинций невелик, но вокруг куча варварских и не очень государств. Объявляем войну, выигрываем, накладываем дань – деньги потекли в казну. До восьмидесяти процентов моего дохода складывалось именно из дани с галлов.
Дипломатия. Мало чем отличается от «европейской».
Колонизация. Вообще не понял прелести процесса. Как только активность варваров в прилегающей провинции спадает, жмем кнопку «колонизовать» и превращаем её в нашу провинцию. Никакого различия между поселениями со статусом гражданских колоний или союзных городов, между полным гражданством и латинским или италийским. Типичная «европейская» политическая карта. Ерунда какая-то.
***
В качестве вывода или заключения я бы сказал следующее. Если вы хотите поиграть в адд-он или мод к «Европе 3», это – ваша игра, если вы ищете самостоятельной игры, по-настоящему посвященной эпохе Римской республики – ищите дальше, это не та игра.

©Обзор подготовил Владимир Полковников. Специально для Internetwars.ru
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru