На главную страницу
Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
Игра
ЕВРОПА II
FOR THE GLORY

На internetwars.ru

Игра вышла в 2009 г.
Европа II For the Glory, Игра для PC на internetwars.ru
Официальный сайт


СКРИНШОТЫ:

Европа II For the Glory
Стратегическая карта

Европа II For the Glory
Великие Озёра

Европа II For the Glory, Игра для PC на internetwars.ru
Не на жизнь, а на смерть


НАШ ФОРУМ
Активно обсуждаем военные игры, историю, МОДы,
и новинки игрового мира

БАБУШКА «ПАРАДОКСОВ»
У русского флота есть дедушка – ботик Петра Первого, у шведских парадоксов есть бабушка – «Europа Universalis». Не суть важно – первая или вторая. Разница меж ними не велика. По сегодняшним меркам вторую Европу смело можно назвать аддоном к первой, так как в ней всего лишь доработаны недоделки сляпанной впопыхах первой части.
Игра удалась редким балансом своих составляющих: экономики, войны, дипломатии, политики. Действительно, для достижения победы игрок должен уделять внимание всем им без исключения, всё больше погружаясь в атмосферу эпохи. Или даже эпох, так как игровой период, охватываемый Европой довольно велик – 400 лет, от Столетней войны до походов Наполеона. Удивительно, но даже историчность процессов разработчикам удалось соблюсти в лучшем виде. Индейцы, китайцы, арабы, православные, европейцы – каждая культура развивается в соответствии с историческими прообразами. Изменить ход истории почти невозможно и под силу разве что опытным игрокам. Но и в этом случае лишь в известных пределах.
Всё это притягивало к себе внимание любителей больших, глобальных стратегий. Проект оказался настолько успешным, что породил множество клонов и непосредственных продолжений. В частности, на данный момент уже вышли Европа III и три её аддона. Несмотря на серьёзно изменившуюся графическую оболочку, начинка осталась прежней – старая добрая закваска уже классической «Europа Universalis». Однако ещё живы в памяти многочисленные «фи» европейских ветеранов в адрес третьей части. Ругали всё – и 3D-графику, и нововведения геймплея, и больший крен в сторону альтернативной истории и много что ещё. Ругали и вспоминали Европу вторую. Вот, мол, как в ней было. Уууу, не сравнить, мол. Перефразируя поэта, ворчали старики: «Были игры в наше время. А ныне что? Дурное семя!» Новички, не знакомые с играми серии, внимали им и вздыхали, может, и верно, раньше не только деревья были выше, сахар слаще, а девушки красивее, но и игры гораздо лучше? Жаль, уже не сравнить.
Почему «не сравнить», удивились в Paradox, нате вам, сравнивайте. И переиздали вторую Европу ещё раз, обозвав издание «For the Glory». Ну что ж, хороший повод для нас поговорить о «Europа Universalis II» и быть может сравнить.
Итак, что такое «For the Glory» и с чем в неё играют? «For the Glory» можно назвать сборником, в который вошли ванильная Европа II и два мода - Age of Timur и AGCEEP. О модах чуть позже, а сейчас вкратце, что же это за игра такая – Европа. Ах да, ещё «с чем в неё играют». По нашим временам системные требования у неё просто детские - Pentium II 266 MHz, 256MB RAM и 2MB Video Card DirectX Compatible. Но что ещё забавнее, некоторые модели новых видеокарт не поддерживают третью Европу, а вот вторая на них идёт за милую душу.
Одной фразой о «Europа Universalis II» я бы охарактеризовал так: политическая, экономическая и военная модель мира в период 1419-1819 гг. Игрок может сыграть за любое государство, существовавшее в указанный промежуток времени. Хотите за Англию или Испанию – проще простого, вам по душе восток, Индия-Китай – будьте любезны загрузить кампанию, презираете колонизаторов и мечтаете макнуть Кортеса в море – ацтеки и прочие краснокожие к вашим услугам. Наша задача – провести страну через все бури столетий. Всего-то и дел! В распоряжении игрока следующие рычаги управления: экономика, внутренняя политика, технологии, дипломатия, армия и флот – всё по-взрослому.

МЕРКАНТИЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Европа II For the GloryСтрана состоит из провинций (если не повезло, то слово придётся употребить в единственном числе). Каждая провинция приносит доход трёх видов: ежемесячные поступления от налогов и производства, ежегодная подушная подать и торговые отчисления. Разберёмся с каждым видом монеток в отдельности. Ежемесячные поступления можно использовать двояко: либо зашить в королевский чулок и спрятать под подушку, заперев на замок, чтоб никто не уволок, а можно (и нужно!) вложить в развитие технологий. Почему «нужно»? Потому что прямые отчисления в казну приведут к росту инфляции, и буквально всё в игре для страны с высокой инфляцией станет дороже, что непременно приведёт к её отставанию от лидеров. Ну и кроме того, лишать денег технологический прогресс – это всё равно что обворовывать собственное будущее. Итак, договоримся отчислять деньги в казну только в случае крайней необходимости и налегать на технологии. О которых поговорим чуть позже.
Ежегодная подушная подать автоматически поступает в казну, превращаясь в звонкую монету. Вот эти деньги и есть то самое ощутимое золото, на которое можно любоваться или нанимать войска, возводить строения, подкупать врагов, выплачивать дань победителям – то есть самые настоящие «живые» деньги. Инфляция от них не растёт, зато сами они уменьшаются и ещё как. Из казны деньги идут не только на наём или строительство, но так же на выплату процентов по займам, на ежемесячное жалованье армии и флота, на экстраординарные траты.
Наконец, торговые отчисления провинций поступают не в казну и не в развитие технологий. Идут они в некие торговые центры, которые разбросаны по всей карте мира. Любая провинция приписана к определённому торговому центру. Чем больше провинций приписано к центру, тем выше в нём оборот. Государства отправляют туда своих торговцев, которые осуществляют там свою деятельность. Принося державе доход. Знаете, представляется это такой средневековой биржей, где средневековые брокеры до хрипоты кричат «покупаю-продаю», богатеют и разоряются, выбрасываясь из окна с криком: «Я же говорил, надо продавать!» Значение торговли не стоит недооценивать. Во-первых, доход от торговцев может достичь приличного процента в ежемесячном приходе государства, ускоряя технический прогресс. Во-вторых, владение торговым центром само по себе приятно, так как он сам по себе приносит доход сравнимый с 5-10 простыми провинциями.
Вот теперь мы готовы поговорить о технологиях. Это та самая изюминка, которая позволила Paradox создать исторически сбалансированную игру, в которой европейцы всегда будут опережать в развитии мусульман, а те, в свою очередь, китайцев, индусов и индейцев. И никогда вы не увидите в игре нападающего с винтовкой индейца на закованного в латы конкистадора. Технологии делятся на четыре сферы: армия, флот, торговля и инфраструктура. В каждой технологии шестьдесят уровней. Чем выше достигнутый уровень, тем ваша страна, естественно, «круче». Новые достижения в области армии и флота снабжают войска новыми видами вооружений, увеличивают боевой дух, вводят в строй новые типы кораблей. На старте Гранд-кампании армии всех стран вооружены холодным оружием, по достижении седьмого уровня военного дела появляется артиллерия, затем аркебузы, мушкеты, боевой порядок караколе и так далее. С 31-го уровня мы получаем пехоту в треуголках, линейный строй, к пятидесятому уровню это уже колонны Наполеона в киверах. Кроме того, по достижении определённых уровней появляется возможность возводить в провинциях новые фортификационные сооружения. В общем, думаю, понятно.
Развитие торговли, как нетрудно догадаться, развивает именно торговлю, повышается эффективность работы торговцев, увеличивается приносимая ими прибыль, их навык конкуренции. Инфраструктура отвечает за производство. В идеале нужно развивать все технологии равномерно, но на практике армейские доктрины будут (должны!) опережать всё остальное, так как в конечном счёте именно армия определяет безопасность государства. Остальное же определяет лишь размер армии, который может позволить себе содержать казна.

ПОЛИТИКА И ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ - АРМИЯ И ФЛОТ
В том или ином виде экономика и технологии работают в большинстве стратегий. Но в области внутренней политики и дипломатии парадоксы всё ещё впереди планеты всей. Настройки внутренней политики существенным образом влияют на развитие державы, на боеспособность армии и флота, на доходы, на довольство населения. Перед игроком встаёт выбор, чему отдавать приоритет: армии или флоту, оборонительной или наступательной стратегии, централизованная «вертикаль власти» или «берите суверенитета, сколько сможете», меркантилизм или свободная торговля, полное закрепощение крестьян или выпустить их на волю – вариантов множество, а возможность «сдвинуть ползунок» выпадает лишь раз в 20 лет. Что ж, есть повод поразмыслить как следует, прежде чем браться за реформы (вот бы наши политики думали по 20 лет, прежде чем законы писать).
Роль дипломатии в игре нельзя переоценить. В конце концов, не в каменном веке играем, а в просвещённом позднем Средневековье и Новом времени. Как там у древних? «Во время мира заключайте союзы». Эта максима остаётся справедливой. Пусть ваша держава мала, но сообща и муравьи слона залягать могут. Весь в опрос в том, смогут ли они объединиться или предоставят монстру разделаться с ними поодиночке? Хитрый и коварный игрок всегда сумеет загрести жар чужими руками и поживиться за счёт труда союзников. Кроме того, к дипломатии относится и такое понятие как «казус белли», повод к войне. Начинать войну без всякого повода чревато дестабилизацией обстановки в своём государстве. Народ, видите ли, этого не поймёт и примется бунтовать против чересчур агрессивного правителя. Опять же следует беспокоиться о своей репутации на международной арене. Если держава игрока лишиться совести и примется захватывать всё, что плохо лежит, относиться к нему станут соответственно. Вплоть до объявления «врагом рода человеческого» с последующим вооружённым наказанием возмущённым человечеством.
Европа II For the GloryВсе знают, что эпоха игры получила название Эпоха Великих географических открытий. Есть в «Europа Universalis II» и географические открытия. Великие или нет – всё зависит от деятельности игрока. Известный мир в 15 веке чрезвычайно ограничен. Для европейцев – Европой, Северной Африкой и Малой Азией. Для азиатов, соответственно, частью Азии. Остальной мир сокрыт туманом. Однако придёт время, и у Испании появится Колумб, у Англии Кабот, у России Ермак и так далее. Эти исторические первооткрыватели смогут ступить в туман и раздвинуть пределы известного мира. Для тех держав, кои не имеют исторических первопроходцев, предусмотрены случайные путешественники. Начиная с определённого технологического уровня армия и флот могут исследовать неизведанные земли без привлечения первооткрывателей.
Открыв Америку, африканское побережье, Австралию, мы увидим, как много вокруг никем незанятых провинций, которые можно колонизировать. Но берегитесь: соседи не дремлют и конечно тоже устремятся к богатствам Эльдорадо или Берега слоновьей кости. В этой гонке компромиссов не будет, так как награда велика.
Что следует знать об армии и флоте? То, что с развитием технологий они становятся сильнее и опаснее, всё ясно. Но держу пари, ещё никогда вам не доводилось сталкиваться с такими большими санитарными потерями. Даже просто на марше армия теряет по одному проценту бойцов в месяц. Но приходится также учитывать возможности провинций, по которым движется войско. Армия ведь кормится за счёт местного населения, а его ресурсы ограничены. Если размер армии превышает продовольственные возможности провинции, начинается дезертирство и вымирание армии до приемлемого размера. Так что пройтись Великой Громадой по Европе не выйдет. Особенно значительно потери возрастают зимой. И это одна из наиболее удачных моделей, демонстрирующих возможности русского Генерала Мороза. Попытайтесь напасть на Россию зимой, и вы поймёте, каково пришлось солдатам Наполеона при отступлении. С другой стороны, если вы играете за Россию, то вам лишь бы до зимы продержаться, а там противник сам вымрет.
Флот также несёт потери в ходе длительного плаванья. Для предотвращения этого его нужно заводить в дружественные порты для починки и пополнения запасов провианта и пресной воды. Что это означает для «великих географов»? А то, что одним махом доплыть от Лондона до, скажем, мыса Горн без потерь невозможно. Необходимо иметь по пути промежуточные порты. Свои или держав, предоставляющих вам проход войск по своей территории.
Кроме вышеперечисленного, к особенностям игры следует отнести важное значение религии. В игре представлен спектр верований от католицизма до буддизма. Каждое государство имеет государственную религию и может определить своё отношение к представителям иных конфессий. В зависимости от этого будет складываться и отношение ИИ-стран к державе игрока. Наряду с государственной религией каждая провинция придерживается какой-то веры. Хорошо, коли убеждения народа совпадает с верой правителя, а если нет? Если нет, то плохо. И для народа, и для правителя. Во-первых, возрастает риск восстания в провинции, во-вторых, снижаются налоговые поступления. Благо, предусмотрена возможность за неумеренную плату попытаться обратить еретиков в истинную веру.
Европа II For the GloryСерую повседневность жизни правителя великого государства скрашивают заложенные в игру события-ивенты. Часть из них относится к случайным. Например «Чума» или «Урожайный год», влекущие за собой те или иные плюсы-минусы. Другая же часть относится к событиям историческим. Какие они? О, различные. Здесь есть и восстание гуситов, и образование России из русских княжеств, и Американская революция, и гугенотские войны во Франции – всего не перечислить. Исторические ивенты во многом служат теми костылями, которые не дают игре сорваться с исторических рельсов.
В общем и целом «Europа Universalis II» настолько многогранна и разнопланова, что даже руководство к ней размещено на многих десятках страниц, что уж там ждать полноты изложения от краткого обзора? Да и, как известно, лучше один раз установить и сыграть, чем сто раз прочитать обзор.

ИЗЮМИНКА, А ВЕРНЕЕ, ИЗЮМИНКИ
Теперь об особенностях издания второй Европы под личиной «For the Glory». Что несёт с собой новое наименование? Прежде всего, игра в этой версии приспособилась к новым разрешениям мониторов, к возможностям новых видеокарт. Во-вторых, появились некоторые полезные мелочи в интерфейсе. Главным образом, я имею ввиду значки-подсказки, заимствованные из других игр серии. Добавлены и новые спрайты – фигурки юнитов на стратегической карте. Тоже, казалось бы, мелочь, а приятно. У Московии теперь гордо вышагивают стрельцы в кафтанах, а французская средневековая армия представлена закованным в латы рыцарем – ранее такого многообразия не было.
Но и не это всё есть главное нововведение. Важнейший плюс издания – это соединение оригинальной (ванильной) ЕУ2 с парочкой модов. Это «Age of Timur», единственным назначение которого является расширение рамок игры на 20 лет: 1399-1819 гг, и широко известный в определённых кругах мод «AGCEEP» («Alternative Grand Campaign / Event Exchange Project») – альтернативная кампания с великим множеством новых исторических ивентов. Сколько их? Не знаю. Разработчики пишут о десяти тысячах. Я, признаться, не считал. Но на примере Московии можно почувствовать разницу. Если в ЕУ2 для неё предусматривалось четыре исторических ивента, то с модом AGCEEP свыше тридцати. То есть если и раньше кто-то умудрялся учить историю по игре, теперь это стало ещё больше похоже на правду. С другой стороны, приверженцы свободы действий могут быть серьёзно стеснены жёсткими рамками необходимости делать исторический выбор. Что ж, на вкус и цвет, как известно, фломастеры разные.
Жаль расстраивать не владеющих английским языком, но по всей видимости игра «For the Glory» в России локализована не будет. Однако и отчаиваться не стоит. На помощь нам всегда готовы прийти добровольные переводчики. В левой колонке вы можете скачать перевод к ЕУ2 от Henkel & Mezzo. Архив включает и русские шрифты для ЕУ2. Лично я ставил русификацию на патч 1.1. Насчёт корректности её работы на непропатченной версии ничего сказать не могу. Ссылка на патч также находится левой колонке. К сожалению, перевод пока не включает русифицированных текстов к AGCEEP, ну так ещё и не вечер. Там же находится и руководство к игре, которое, безусловно, будет полезно новичкам.

Что сказать в заключение обзора? Второе рождение ЕУ2, пожалуй, нельзя не признать приятным событием. Однако задержаться на игровом небосклоне ей как в первый раз, конечно, не удастся. Всё-таки игра уже безнадёжно устарела. Многочисленные и сильные потомки (клан ЕУ3) уже не оставляют старушке шансов. Я с огромным удовольствием поиграл в неё несколько вечеров, вспомнил былое, но и только. Засиживаться за полночь как ранее желания не возникло. Игровой опыт тоже сделал своё чёрное дело – игра уже не показалась такой трудной, как когда-то.
Второе, что можно сказать на заданную тему: всё больше и больше модов в последнее время обретают признание официальных издателей и выходят под брендовыми обложками. «For the Glory» с встроенными в неё модами лишнее тому подтверждение. Может быть, мы подходим к какому-то новому этапу развития геймдизайна? Те же «парадоксы» готовятся издать Arsenal of Democracy – тоже фактически мод, но уже на движке «День Победы 2». Поживём – увидим.

©Обзор подготовил Владимир Полковников, февраль 2010 г.
©Запрещается любая перепечатка и копирование без согласия Internetwars.ru