ОЧЕРЕДНАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Модов, посвященных второй мировой войне, в интернете море. Причем для
самых разных игр. Но нас интересуют игры совсем не разные, а совершенно
конкретные. Вернее, конкретная – «Цивилизация 4». Модов о второй мировой
войне именно для нее, конечно, уже не все море, но на нормальный залив
хватит. Даже в стандартной комплектации сценариев «Эпохи огня»
присутствует сценарий «Дороги войны», созданный фанами.
Но в этом обзоре речь пойдет не о нем, хотя он тоже стоит беседы. Мы
поговорим о моде «World War II 1939», во многом на него похожем, но
многим же и отличающемся. Тема общая, даже подход в чем-то общий, но
детали разные. Другая, хоть и немного, другие юниты, технологии, здания,
эффекты. Одним словом, детали, которые как раз и формируют мод.
Итак, прежде всего карта. Она включает всю Европу, СССР приблизительно
до Волги, Турцию, Северную Африку, Атлантический океан, восточное
побережье США и Канады – аккурат основной театр войны с Германией.
Японский сценарий остался за рамками. Впрочем, ему посвящен персональный
мод, о котором мы уже рассказывали.
Сыграть можно практически за любую страну, попадающую в указанный
регион. Разве что за исключением совсем уж крохотных государств. Таких
как прибалтийские страны (их земли в моде вобрала в себя Финляндия). Да
Бельгия объединена с Голландией в Бенилюкс. Испания включает Португалию.
Прочие все на месте. Даже Дания, Венгрия, Югославия – пожалуйста.
Интереснее и труднее всего традиционно для игр о второй мировой играть
за Германию, окруженную врагами. Я прогнал две партии. И в обеих на
Германию, обрушиваются, кроме Союзников, Бенилюкс, Дания и Финляндия. А
там и СССР подоспеет, разделавшись с Польшей. Механика же игры реального
блицкрига не приемлет, так что грядет война на истощение.
Хотя… пожалуй, в оценке сложности я погорячился. За Польшу, раз уж о ней
вспомнили, должно быть еще сложнее. Попробуй устоять, находясь со старта
в состоянии войны с Германией и СССР. Расплющат и не поморщатся.
Впрочем, чего на мод грешить, коли так оно на самом деле и было?
Кстати, в моде присутствуют два сценария. Основной – игра начинается в
сентябре 1939 года, и второй – начало в 1941 году. Один ход равен
неделе. Итого на год 48 ходов. Основная кампания в нормальном режиме
идет 480 ходов.
«БРОНЯ КРЕПКА И ТАНКИ НАШИ БЫСТРЫ»
Далее – к самому интересному, к юнитам. Такого обилия реально
аутентичных единиц не видывали даже парадоксовские «Hearts of Iron». А
уж они-то чем-чем, но эталоном в играх о второй мировой послужить могут.
Основная масса юнитов уникальна для исторических блоков. То есть СССР и
его будущие сателлиты имеют пересекающийся список подразделений. То же
касается Германии с ее марионетками и Союзников. При этом для каждой
страны есть свои юниты. Есть и общие, главным образом, серая скотинка –
пехота.
Пробежимся слегка, чтобы получить представление? Думаю, да. Итак,
пехота. Как я уже сказал, в массе своей она общая для всех стран – боец
с винтовкой. Чего тут еще выдумаешь? Но пехотинцы имеют самую длинную
линейку апгрейда – 4 уровня, по мере развития технологий. С каждым
уровнем, естественно, сила пехотинца возрастает. Повышение существующей
единицы до следующей ступеньки обойдется в кругленькую сумму – порядка
100 монет. Но раскошелиться стоит, поверьте мне. Отставание в военных
технологиях дорого обойдется в борьбе за власть над миром.
Далее простая пехота разбавлена спецвойсками. Это – горные стрелки
(бонус в холмах, да и вообще сила повыше будет), пустынные части (привет
противостоянию Монтгомери и Роммеля), морская пехота. Присутствуют такие
элитные части как советская гвардия или ваффен СС. Само собой, параметр
их атаки самый большой из пеших солдат. Но существует ограничение на
одновременное содержание элитных частей. Всю армию ими не
укомплектовать. Оборонительные юниты представлены обычными ванильными
пулеметчиками. Живы и противотанковые подразделения. Все эти ребята
имеют по паре уровней апгрейда.
Тесно к пехоте примыкают такие вещи как грузовики и бронетранспортеры.
Если в них посадить пехоту, то… Точно! Получите мотопехоту или вообще
моторизованные части. Стремительное перемещение – главный козырь. Один
грузовик берет на борт до 4 сквадов. Бронетранспортер только одного.
Особенно актуальны на стартовом этапе для СССР – пространства большие,
пока там подкрепления дотопают от Горького или Сталинграда (да, да,
названия городов вполне историчные, никаких санкт-петербургов или нижних
новгородов) до Берлина.
Далее мобильные, но слабые подразделения – кавалерия и мотоциклисты. В
принципе не заслуживают особого внимания. Артиллерия – она и в моде
артиллерия. Не делится на противотанковую, гаубичную или какую-то еще.
Просто пушка. Нужна в основном для снижения параметра обороны города или
клетки. Атаковать тоже может, может наносить и сопутствующий ущерб. В
общем, ничем не отличается от ванильного варианта.
Но танки! Да, самый яркий и грозный атрибут второй мировой войны в моде
представлен во всей красе. Взять хоть советскую линейку. На раннем этапе
СССР располагает устаревшими уже Т-26, БТ-2, довольно сильными БТ-7.
Каждая модель представлена своим спрайтом! Далее, по мере изучения
технологий и строительства заводов мы получаем доступ и к Т-34, и к
КВ-1, КВ-2 – опять каждому своя модель на карте. Становятся доступны
разные СУ – самоходные установки. Если взять германские панцеры, то там
аналогичная картина – эволюция от Т-1 к «пантере» и «маусу». На редкость
живописно смотрятся поединки машин с крестами и звездами на бортах. На
советских танках для полноты картины написано что-то вроде «За Сталина»,
«За Родину». В общем, эта часть игры вызывает уважение.
Также богата на разнообразие авиация. Советские Як, Миг и так далее
противостоят немецким «мессерам» и «юнкерсам». Не забыты и союзнические
«харрикейны» и «спитфайеры». Полное разделение на истребители,
тактическую и стратегическую бомбардировочную авиацию – каждому юниту
свое. На земле им противостоят зенитки. Все честно и сбалансировано.
Что еще забыли? Конечно, флот. Имеет значение только при желании борьбы
за Атлантику или Средиземное море. Но лучше с ним, чем без него – очень
уж он симпатичный. Представлен старыми дредноутами, новыми линкорами,
крейсерами, эсминцами, подводными лодками. И конечно авианосцами. Куда
во второй мировой без них? Довольно эффективно понижает
обороноспособность прибрежных городов и клеток.
«ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА! ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»
Тыл в игре тоже крайне важен. Будем им считать здания, невоенных юнитов,
экономику, парадигмы, идеологии и технологии – полный набор из
«Цивилизации», но со своей спецификой.
Прежде всего, надо отметить немалое значение денег. Особенно придется
покрутиться в начале игры, когда со старта у вас порядка пятисот монет,
но прогноз на ход минус сто-двести. Придется ставить все города на
производство капитала, а вложения в науку сокращать. Тем, кто сядет за
СССР, придется столкнуться с представлениями авторов о голоде в стране
Советов – города очень быстро начнут сокращаться от недоедания народа.
Все это со временем помогут решить технологии, повышающие и производство
денег, и производство пищи. Для денег, конечно, существуют и «доходные
дома», то есть рынки, банки и тому подобное. Выкарабкаетесь, в общем.
Едем дальше.
Парадигмы адаптированы. Тут вам и выбор между крайней демократией и
полным тоталитаризмом, свободной военной службой и принудительной
мобилизацией. Даже военные доктрины вроде блицкрига вынесены в
парадигмы. Впрочем, все (или почти все) на русском, если ставить мод на
русскоязычную версию. Разобраться нетрудно.
Религия полностью заменена идеологией. Всего их три типа – коммунизм,
фашизм и западная демократия. Соответственно, священники заменены
пропагандистами. А те, кто в средние века был бы вроде инквизиторов,
стали комиссарами – товарищами, призванными искоренять в городах ересь,
то есть враждебную идеологию.
Коль скоро мир нам достается сформированным, возникает вопрос: найдется
ли дело рабочим? О да! Сколько угодно. Самое важное, что должны будут
делать эти ребята – прокладывать железные дороги. Мобильность переброски
войск для большого государства крайне важна. Потом им можно поручить
возведение укрепрайонов – клетки можно застраивать окопами, блиндажами,
дотами. Ну и по желанию – строительство классических сооружений из
ванилы.
В технологиях (а их дерево полностью новое и большое-пребольшое) надо
будет балансировать между военными и экономическими. Без первых нельзя
воевать, без вторых – тем более нельзя (как известно, для войны нужны
три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги). Да и в военных еще стоит
подумать о расстановке приоритетов – пехота, танки, авиация или флот. Ну
и нельзя забывать о главной цели любого милитариста и демократа – об
атомной бомбе (как известно, первыми и единственными, кто ею шандарахнул,
были как раз завзятые демократы).
Список новых построек, национальных и мировых чудес тоже велик. Тут вам
и различные заводы, вроде завода синтетического топлива, и министерства,
и плотины и… Да много чего. Хвала трудолюбию разработчиков – мод
наполнен новшествами добротно, а не тяп-ляп. Потому, наверное, и играть
в него интересно.
УСТАНОВКА
Мод предназначен для версии Civilization 4: Beyond the Sword 3.19.
Скачанный мод надо установить в папку D:\Games\Civilization IV - Beyond
the Sword\Mods\...
После запуска игры выбрать «Сценарии». |
|