ТОРА! ТОРА!
ТОРА!
Утром 7 декабря 1941 года
японское авианосное соединение нанесло
удар по базе американского флота
в Перл-Харбор. На месте погибли
четыре линкора. Ещё четыре получили
тяжелейшие повреждения. Несколькими
днями позже японская авиация у побережья
Индокитая уничтожила британские
линкор «Принц Уэльский» и линейный
крейсер «Рипалс».
Парадоксально, но факт: успешная
атака авианосцев на Перл-Харбор
показала, что она
фактически
не удалась. Именно налёт на Перл-Харбор
стал последним доводом в пользу
господства на морях авианосцев.
И именно этот налёт фактически оказался
бесплодным, так как на базе в этот
момент отсутствовали главные цели
– авианосцы США. Три шлялись неизвестно
где в океане, четвёртый проходил
ремонт в Калифорнии.
Именно эти авианосцы с легендарными
именами типа «Энтерпрайз» или «Лексингтон»
положат предел продвижению японцев
в Тихом океане. Если сражение в
Коралловом море в тактическом отношении
имело сомнительный исход при стратегической
победе США, то Мидуэй… Сражение
за атолл Мидуэй в июне 1942 года
сполна отплатило японцам за Перл-Харбор.
Потеря четырёх авианосцев оказалась
для Японии куда страшнее, чем вывод
из строя едва ли не всех линейных
сил США в 1941 году.
С этого момента война неудержимо
покатилась в сторону Японских островов
и закончилась в сентябре 1945 года
на борту линкора «Миссури» подписанием
акта о капитуляции Японии.
Что было бы, если бы?.. Этот вопрос
применительно к событиям второй
мировой войны чаще всего всплывает
в связи с войной на Тихом океане.
Что было бы, если бы в Перл-Харборе
находились хотя бы два из четырёх
американских авианосцев? Что было
бы, если бы при Мидуэе американцам
повезло чуть меньше, а японцам чуть
больше? И так далее, и без конца.
У нас тоже появилась возможность
присоединиться к рассмотрению альтернатив
тихоокеанской войны. И не словом,
а делом! Берём мод «WWII in the
Pacific» для «Цивилизация-4» и моделируем,
пробуем, сражаемся. Залезаем в шкуру
Ямамото, отдаём приказы нашим авианосцам,
высаживаемся на островах, в Австралии,
в Калифорнии… если наша альтернатива
окажется верной и победной.
ТЕАТР ВОЕННЫХ
ДЕЙСТВИЙ И ВЕДУЩИЕ АКТЁРЫ
Так уж вышло, причём совершенно
непреднамеренно, что я установил
этот мод аккурат перед семидесятой
годовщиной событий в Перл-Харборе.
Дело было ведь не в дате, а во всё
той же романтике моря, которая толкает
нас встать на шканцах вместо Нельсона,
грабить корабли в Карибском море,
ну или подсказать адмиралу Нагумо
более удачную цель для его торпедоносцев.
Романтики этой в моде «WWII in the
Pacific» более чем достаточно. Флот
в целом. И большие (красивые) корабли
в частности здесь играют огромную
роль. Между прочим эта тихоокеанская
кампания в моей душе вытеснила даже
так любимые мной сценарии игры за
Японию в серии «Hearts of Iron».
А это говорит о многом.
Но соловья баснями, а стратега байками
не кормят. Давайте ближе к особенностям
мода. Итак модификация «WWII in
the Pacific» представляет собой
сценарий примерно на сто ходов.
Время действия 1941-1946 гг. В одном
месяце два хода, в году, соответственно,
их двадцать четыре. Место действия
(то есть карта) – Тихий океан и
прилегающие к нему области плюс
часть Индийского океана. Пространство
от Калифорнии до Индокитая, от Камчатки
до Новой Зеландии к нашим услугам.
Отображены все мелкие островки,
и Гуам, и Мидуэй, и Гуадалканал,
и множество других – есть всё, что
требуется для качественной второй
мировой войны. Карта довольно большая,
клеток очень много, поэтому простор
для действий широк.
Доступных для выбора фракций заявлено
четыре – Япония, Британия, США и
Китай Чан-Кайши. Хотя, если честно,
за Китай у меня почему-то не получилось
начать. Фракция загрузилась, но
ни одно действие просто недоступно.
Впрочем, всё равно интереснее играть
за Японию, находящуюся в кольце
врагов. Кроме игровых фракций присутствуют
и страны ИИ. СССР (куда без него,
нанёсшего смертельный удар Маньчжурской
армии?), Сиам – союзник Японии,
Индия, Австралия, Коммунистический
Китай Мао Дзедуна, Голландия (вспомним,
что вся Индонезия тогда была голландской
колонией).
Вообще стратегическое положение
и начальные возможности у каждой
фракции свои, вполне исторические.
Первой ходит (и не факт, что выигрывает)
Япония. Но из союзников у неё только
чахлый Сиам. Китайцы здорово отстали
технически, не обладают приличной
авиацией, совсем не имеют флота
и обречены на пассивную оборону.
Зато если продержатся до вступление
в войну СССР, то по крайней мере
выживут. Хотя в победители никогда
не попадут. Британия обладает ограниченными
территориями, а значит и возможностями
комплектации войск, подкрепления
получает по ивентам из-за пределов
карты. Зато имеет много союзников
и нефть! Главные претенденты на
абсолютную победу – Япония и США.
Только они могут вести полномасштабные
действия как в море, так и на суше,
имеют много национальных провинций,
в которых формируют войска.
«НАВЕРХ ВЫ,
ТОВАРИЩИ, ВСЕ ПО МЕСТАМ»
Кстати, о войсках. Практически каждая
фракция снабжена своими уникальными
юнитами, армия, авиация и флот каждой
страны обладают своими уникальными
чертами. Это – огромный плюс игре.
Может быть и не принципиально, как
выглядит ваша пехота, раз она имеет
те же характеристики, что и пехота
врага, но куда приятнее водить в
атаку солдат в национальной форме,
а огонь вести по выглядящим иначе.
А уж требовать различия во внешнем
виде танков «Тип» или «Шерман» мы
просто обязаны.
Корабли в игре тоже делятся на классы
созвучно эпохе. Не какие-то абстрактные
«Линкор-I», «Линкор-II», а вполне
конкретные «Тип Ямато», «Тип Айова»,
«Тип Король Георг V» и так далее.
Выглядят они также специфически…
в хорошем смысле этого слова. Аналогично
и по авианосцам: «класс Сикаку»,
«класс Йорктаун», «класс Эссекс»
и другие. Авиация также представлена
широко и разнообразно. Читал я в
своё время на тему войны американцев
и японцев книги Сэмюэля Морисона.
Очень приятно было и в игре продолжить
знакомство не с абстрактными «торпедоносцами»
и «истребителями», а с вполне классическими
«Кейтами», «Зеро» и «Вэлами». Не
забыта и знаменитая «Летающая крепость»,
иначе говоря, американский тяжёлый
бомбардировщик B-17. Для, скажем
так, не совсем знатоков эпохи, но
людей ей сочувствующих, это должно
звучать как музыка.
Вообще говоря, большее внимание
в игре уделено разнообразию морских
и воздушных сил. И это немного необычно
и приятно. Если на суше всё понятно
– пехота, танки, артиллерия, клепай
побольше, атакуй погуще – то например
на море всё отбалансировано куда
тоньше. Во главе флотов, естественно,
авианосцы и линкоры. Линкор обладает
страшной силой в ближнем бою, авианосец
его вести практически не в состоянии.
Зато ему не требуется сближаться
с целью. Базирующаяся на нём авиация
способна наносить удары если и не
через полкарты, то очень далеко
– зависит от дальности (в клетках)
действия авиации. И дальность эта
может быть увеличена специальными
особенностями авиазвеньев.
Крейсера не делятся на линейные,
тяжёлые и лёгкие. Это просто крейсера,
корабли средних возможностей. Эсминцы
имеют существенный бонус к противолодочной
атаке. А сами подводные лодки имеют
бонус к атаке любых надводных кораблей,
кроме как раз эсминцев. Одна жалкая
субмарина в состоянии «завалить»
самый первоклассный линейные корабль.
Так что в состав эскадры обязательно
надо включать корабли всех типов,
если нет желания потерять весь флот.
Со старта доступны далеко не все
типы и классы. Сначала армии и флоты
представлены более слабыми юнитами.
Для разблокирования более сильных
необходимо изучать технологии. По
мере продвижения по дереву технологий
пехоту образца 41-го года, сменяет
пехота 43-го года, 45-го года. То
же касается морской пехоты, гарнизонных
войск. Да и любых самолётов, танков
и типов кораблей.
Дерево технологий не очень обширно,
под стать длине кампании. В основном
в нём представлены военные техи.
Оно и понятно – особо заниматься
строительством в этом сценарии не
придётся. Всё внимание уделено войне.
Впрочем, кое-какие здания возвести,
безусловно, захочется. Прежде всего,
речь идёт о различных заводах, дающих
возможность нанимать в конкретном
городе те или иные классы юнитов.
Фабрика – это танки, авиазавод –
это самолёты, доки и верфи – для
строительства кораблей, военная
академия – для пехоты. Кроме того,
для увеличения ёмкости авиабаз (то
есть для увеличения количества самолётов,
которые единовременно можно разместить
в городе) придётся строить аэродромы.
Ну и так далее.
ОСОБЕННОСТИ
ВОЙНЫ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
Кампания «WWII in the Pacific»,
несмотря на отсутствие классических
фишек Цивилизации, на мой вкус,
чрезвычайно интересна и захватывающа.
Играть лучше всего за Японию. Конечно,
первое, с чем придётся столкнуться
игроку, это обширность театра и
многочисленность войск под его контролем.
Просто на то, чтобы ознакомиться
с расположением своих сил и составить
план действий, уйдёт масса времени.
Тут главное – преодолеть боязнь
действий такого масштаба. Поверьте,
оно того стоит.
Кампания открывается началом декабря
1941 года. Японские силы (Ударное
соединение Нагумо) уже выведены
на исходную, морская база в Перл-Харборе
под прицелом. Однако я рекомендую
не уделять ей повышенного внимания.
Лучше заставьте свои подводные лодки
обшарить Тихий океан и обнаружить
американские авианосцы. Хотя бы
один. Потопите в первую очередь
их. Остатки авиации могут развлечься
атакой линейного флота в Перл-Харборе.
Далее сразу же отводите флот в сторону
Японии. Иначе выжившие американские
линкоры настигнут вас и перетопят
все авианосцы. Если же отойти на
безопасное расстояние, то на следующем
ходу можно нанести ещё один удар
по американцам и добить их линкоры.
Основная экономическая проблема
Японии – полное отсутствие такого
важного ресурса как нефть. Без доступа
к нему мы не сможем формировать
новые корабли. Так что придётся
нацелиться на острова Индонезии,
имеющие нефть в изобилии. захватить
их нетрудно, но… Но потребуется
обеспечить восстановление и защиту
нефтяных скважин от налётов английской
авиации. Так что в Индонезию потребуется
перебазировать рабочих, зенитки
и истребители.
Вообще, стратегические бомбардировки
в кампании занимают значительное
место. Прямо как в «Hearts of Iron».
И даже несколько большее. Такие
типы боевых задач как бомбардировка
порта, уничтожение зданий в городе,
подавление обороны будут даже больше
востребованы, чем непосредственная
бомбардировка юнитов. В тоже время
придётся защищать от подобных вражеских
действий и свои территории. А значит
уделять внимание развитию зенитной
артиллерии и истребительной авиации.
Основные сухопутные бои японцам
поначалу придётся вести в Китае.
Китайские армии технически слабы,
но многочисленны. Раздавить их на
раз-два вряд ли получится. Придётся
задействовать весь спектр своих
технических возможностей и широко
привлекать авиацию. Благо, китайцы
не смогут ей противостоять.
Время от времени происходят какие-то
события. Чаще всего подбрасывающие
противодействующим силам подкрепления.
Для Британии это события «Подкрепления
из Европы прибыли». США получают
свежие силы из Атлантики. Японцы
же получают по событиям суперлинкоры
класса «Ямато».
Собственное же строительство кораблей
– занятие очень и очень продолжительное.
Как вам, скажем, потратить две с
половиной – три тысячи «молоточков»
на новый линкор? Это порядка года
времени для хорошо развитого города.
Долго, зато реалистично. Плюс заставляет
беречь то, что имеешь на данный
момент. Отучает разбрасываться юнитами
и давить врага экономической мощью.
В конечном счёте борьба идёт (по
крайней мере должна идти) за ряд
помеченных звёздочками ключевых
городов. Какая фракция их к концу
игры имеет больше, та и считается
победившей.
Честно говоря, после десятков классических
кампания «от каменного топора до
полётов в космос» я прямо душой
отогрелся в этой кампании. Вообще
возникло подозрение, что куда лучше
тщательно проработанный урезанный
сценарий, чем «галопом по Европам»
пропрыганный глобальный.
УСТАНОВКА И
ЗАПУСК
Мод предназначен для версии Civilization
4: Beyond the Sword 3.19. Папку из архива
поместить по адресу Civilization 4/Beyond
the Sword/Mods. При запуске выбрать
загрузку модификации "WWII
in the Pacific". В ней выбрать
сценарий WWII in
the Pacific, а не свободную игру.
|
|