ВЫШЛИ МЫ ВСЕ ИЗ ВОДЫ
Тема этого обзора – роль рек в истории человечества. Что мы можем
сказать об этом вообще и применительно к «Цивилизации» в частности?
Естественно, древние цивилизации зарождались как раз в долинах великих
рек – Нила, Евфрата, Ганга, Янцзы и других. Как пелось не так давно,
«вода, вода, кругом вода». Ни один мало-мальски знаменитый город не мог
обойтись без воды, желательно проточной, чтобы уносила нечистоты.
Отражено это в «Цивилизации»? Ну, более-менее да. Действительно, вдоль
рек у нас есть пресная вода, можно строить фермы, позднее – водяные
мельницы. В общем, река – это хорошо.
Теперь дела военные. Реки не только давали жизнь народам, но иногда и
останавливали их. Достаточно привести пример римлян, так долго
удерживавших германцев вдоль Рейна и Дуная. Крупные реки было не так
просто перейти, а уж с боем – так вообще трудно. Броды, мосты имели
важнейшее значение. Какую махину велел отгрохать Дарий, когда шел на
скифов! И как приказал беречь свой составной мост. Иначе бы не ушел
целым из причерноморских степей. Не каждая армия могла переплыть на
своих конях в любом месте. Армии более поздних эпох, с обозами,
артиллерией не могли этого сделать в принципе. Что у нас с этим в Циве?
Довольно слабо. Можно отметить только штраф при пересечении реки с боем.
Наконец, такая составляющая как речные пути сообщения, торговля. На Руси
без рек было бы в принципе невозможно нормально жить. В Циве-4 пути
сообщения по рекам как бы есть, но корабли по ним плавать не могут, рыбу
на реке ловить нельзя и так далее.
Да, так чему мы сделали такое большое и вполне очевидное вступление? А к
новому моду для «Цивилизации-4» - «Strategic Rivers» («Стратегические
реки»), в котором автор решил исправить все упомянутые недочеты и
вернуть рекам заслуженную ими в истории роль стратегически важных
объектов. Не только и не столько экономического, сколько военного
характера.
Ключевыми моментами мода является непересекаемость рек сухопутными
войсками и их судоходность. Только эти два фактора вполне могут повлиять
на привычную картину развития кампании в Циве. Впрочем, и кроме них в
моде есть кое-какие новшества. Для тех, кто еще не бросился качать,
подробности ниже.
«ПЕРЕПРАВА, ПЕРЕПРАВА, БЕРЕГ ЛЕВЫЙ, БЕРЕГ
ПРАВЫЙ»
«…Я б доплыл, но кто-то, гад, запустил в меня снаряд». Непересекаемость
рек с самого старта может здорово повлиять на темпы развития
цивилизации. Для разведки территории приходится бежать к верховьям вдоль
одного берега, если не подвернется брод. А как обидно и неприятно видеть
на том берегу что-нибудь нужное и полезное, вроде меди, железа или
коней, но… Близко локоток, да не укусишь. С другой стороны и противник
находится в тех же условиях. Да и для защиты от набегов варваров река не
хуже (и намного дешевле) Великой Стены.
Реки в моде протекают не между клетками, река – это последовательность
речных клеток. Но они не только не выпадают из хозяйственного оборота,
они буквально напичканы пищевыми ресурсами. Специально для них в мод
введены два новых ресурса – аллигаторы и икра. Честно говоря, если с
икрой мне в принципе все понятно, то аллигаторы… Плюс 2 к пище, плюс
одна монетка и плюс одно здоровье. Ладно, пусть буду аллигаторы. Кроме
того, в речные клетки добавлены и морепродукты из ванилы – рыба,
моллюски, крабы (будем считать их речными раками, большие по пять
рублей, маленькие по три). Кроме того есть еще не то ресурс, не то тип
местности – пляж. Это дает счастье, здоровье и деньги. Ну прямо как у
нас!
Как же добыть всю эту живность, если в воду просто так не войти?
Во-первых, у нас остаются промышленные суда. Они спокойно ходят по рекам
и за четыре хода на клетке разбрасывают сети. Во-вторых, наряду с
простыми рабочими в моде вводится речной рабочий. Этот-то как раз и
может пересекать реки. Для того чтобы начать строить этих водошлепов,
нужно изучить Математику.
Пересекать реку позволяет соответствующая квалификация. Ее можно
присваивать не только рабочим, но и армейским юнитам. Здесь тоже можно
поиграть в варианты. Например, формируем армию из способных плавать.
Подкрадываемся к врагу прямо по речному руслу и партизаним безнаказанно.
До тех пор, пока они не направят против нас такой же спецназ. Пересекать
реку позволяет и транспортный флот. И даже не просто пересекать, а
ходить вверх-вниз по течению, заходить вглубь вражеской территории,
десантироваться и безобразничать.
Чуть-чуть позднее рабочие научатся возводить мосты. Сначала деревянные,
а затем и железнодорожные. Вот по ним через реку смогут ходить все, кто
захочет. В том числе и враги. Так что мосты надо охранять. Еще лучше –
речные форты. Это сооружения, во многом подобные сухопутным фортам
(увеличивают оборону клетки), но еще и позволяют переходить через реку.
Каких-то других изменений в геймплее нет. В остальном это все та же
ванила. Мод «Strategic Rivers», безусловно, хорош и сам по себе, но куда
будет лучше, если его станут включать в более масштабные модификации
уровня, скажем, «History Rewritten». Это не только придаст модику новых
сил, но и украсит любой крупный проект.
УСТАНОВКА
Мод предназначен для версии Civilization 4: Beyond the Sword 3.19.
Папку из архива переместить по адресу Civilization 4/Beyond
the Sword/Mods. |
|