ЕЩЕ ОДИН СЕГУН
2011-2012 годы просто полыхнули японской тематикой в стратегиях. Мало
того, что вышел «Sogun 2 Total War», так он потянул за собой сразу пару
аддонов – «Рассвет самураев» и «Закат самураев». Парадоксы разродились
промежуточной игрой своей серии и тоже посвятили ее феодальной Японии –
«Sengoku».
Но тема оказалась оседланной гораздо раньше. И совсем в другом ключе,
вернее, в другой серии – в серии «Цивилизации 4». Модмейкер Andrew Jay
анонсировал свой японский мод для Цивы еще в 2006 году! И все о той же
эпохе – Сэнгоку Дзидай. Окончательная версия мода появилась в 2010 году
– до всяких там тотал-варов и парадоксов. Мод не был даже приспособлен к
последнему аддону Цивы и так и остался предназначенным для Варлордов.
Этот мод не относится к масштабным преобразованиям игры, хотя
преобразует он ее серьезно. Модификация относится к любимым мною
сценарным. То есть создающим локальную кампанию на готовой карте с
заданными поселениями. В данном случае нас ждет Япония 1485 года – все
главные острова и масса провинций. Сколько именно, я не считал, но точно
не меньше, чем в Shogun 2.
Вообще, мод «Sengoku Jidai» отделан тщательно. Здесь есть и новые юниты,
и новые фракции, и иное дерево технологий. Причем не какой-то там
кусочек из ванильного, а вполне самостоятельная разработка. Можно даже
сказать, что «Sengoku Jidai» полностью состоит из всего нового.
Хотя сценарный вариант и заужает временные рамки игры – кампания
ограничивается средневекой Японией, без полетов на танках в космос – но
играть в него очень и очень интересно. Карта большая, фракций много,
развернуться есть где.
Но не пора ли дать хоть немного конкретики? Итак, 1485-й год, Япония.
Многочисленные кланы ведут борьбу за контроль над императором. В игре
это реализовано с помощью условия дипломатической победы. Периодически
проводятся выборы сегуна. И тот, кто им станет, собственно, одержит
дипломатическую победу.
Игровых кланов с десяток-дюжину. Перечислять их не имеет особого смысла
– много японских слов, за которыми фактически стоят почти полностью
идентичные фракции. Различаются они лишь свойствами правителей – у одних
они хозяйственники (бонус к экономике), у других философы (бонус к
настроениям), у третьих – военные (бонус к опыту войск). Все как обычно.
Можно еще упомянуть тот факт, что ветераны Shogun2 могут обнаружить
своих любимцев и здесь – все те же Симадзу, Токугава, Уессуги и так
далее. А юниты у них у всех одни и те же.
САМУРАЙ – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО
Какие именно и сколько? Сейчас разберемся. Хотя все тем же ветеранам
Shogun 2 и разбираться не надо. Мы и тут встречаем старых знакомых –
ассигару с яри, ассигару с луками, то есть крестьяне. Потом войска
посильнее – самураи с яри и самураи с луками. Самый сильный пеший юнит –
самурай, то есть воин с мечом. Хотя самый сильный он конечно
относительно, по абсолютной величине параметра атаки, без учета опыта,
квалификаций и бонусов. Против конницы по-прежнему куда эффективнее
воины с яри, или копейщики для тех, кто ни бум-бум по-японски. Лучшие
гарнизонные юниты – лучники. Кавалерия эффективна против лучников. В
этом смысле опыт ванилы вполне сгодится.
Кстати, о кавалерии. Ее всего два вида – конные лучники и просто
кавалеристы. Из вспомогательных видов юнитов у нас остались лишь
осадные. Тех тоже всего два наименования – простоты ради назову их
требюше и ракетница. Первое годится для снижения уровня обороны
крепости, вторая вполне эффективна во время штурма или против стрелков.
Флот представлен исключительно одним типом кораблей – атакабунэ. Он и
для боя и для перевозки войск (грузоподъемность 3).
Венцом пирамиды юнитов являются аркебузиры. Не самый большой параметр
атаки, но очень эффективны против большинства других типов войск.
Доступны для найма опять же как и в Shogun2 после строительства
европейской миссии. Разумеется, эта постройка существенно повышает
агрессивность жителей. Все понятно и логично.
Как видно, типов подразделений совсем немного. Но и игра-то проходит в
одной эпохе. Скажем, в ваниле для одной эпохе набор юнитов еще меньше.
Там обычно одна базовая единица, из которой формируются стеки. При смене
эпохи она резко устаревает. И либо долго нанимать новый тип, либо
задорого апгрейдить этот. Долгое время, если вообще не всегда, армии
ванилы выглядят как сборище со всех эпох. Неэстетично. Зато в сценарных
модах, в частности, в «Sengoku Jidai» этой проблемы нет. Армии всегда
аккуратно и красиво составлены из аутентичных единиц, на которые глазу
приятно смотреть.
Что там нам осталось? Разобрать на веточки дерево технологий. Всего в
нем 17 плашек-техов. Первая уже активирована и от нее идет разветвление
на четыре направления: военное дело, феодализм (административные
реформы), медитация (религиозно-философская ветвь) и торговля
(экономические технологии). Из оставшихся 12 техов большая часть
спрятана в военных – самураи и конницу надо открывать отдельно.
Когда изучены 16 технологий, игра с исследованиями на этом не
прекращается. Последняя плашка имеет несколько уровней. Открытие каждого
дает мизерный бонус к здоровью и довольству во всех городах. Так что
можно с ленцой продолжать исследования, даже если император еще не попал
под власть вашего сегуна.
В заключение следует сказать несколько слов об остальной Японии, не
включенной в игровые кланы. Вся она объединена в варварскую фракцию
Ито-Икки. Ребелы очень сильны и достаточно опасны. Особенно если учесть,
что вы стартуете всего с одной провинцией. И даже развившись, вы не
сможете косить ребелов пачками. Потому что они тоже не сидят на месте,
ставя в строй все более продвинутые войска. У меня только на войну с
ними ушла большая часть кампании. До кланов я добрался очень и очень не
скоро.
УСТАНОВКА
Мод предназначен для версии Civilization 4: Warlords.
Папку из архива переместить по адресу Civilization 4/Warlords/Mods. После запуска
мода выбрать «Сценарии» и в них Sengoku Jidai. |
|