КИНО ДЛЯ ДУРАКОВ И МОД ДЛЯ УМНЫХ
Приходилось слышать: «Кино для дураков, кино для дураков – а
мне понравилось»? Так это про меня. И про фильм «Пираты Карибского
моря». Обожаю Джека Воробья и всё там вообще. Пересматривал сколько
раз, играл в игры по его мотивам, искал моды. Не смог
пропустить
и мод «Pirates of the Caribbean» для «Цивилизации-4».
Казалось бы – какие уж там пираты да ещё Карибского моря в Циве? Ну,
какие-никакие, а есть! И это при выборе мода было главным. Сам
игровой процесс казался вторичным. Мало ли, пусть и скучно или
неудачно, зато про пиратов! Но знаете, оказалось не скучно и
довольно удачно. Но, что самое удивительное, почти не про пиратов.
Давайте посмотрим, про что же именно. Карта мода – весь земной шар.
Настоящий. с пятью континентами и тремя-четырьмя океанами. То есть
карта земного шара. Время действия – сороковые годы XVIII века.
Действие начинается в августе 1744 года. Именно на этот год и дана
политическая карта мира. Ну, конечно, не совсем правильная, но
более-менее приближенная к историческим реалиям в рамках
возможностей Цивы и заданной тематики. Течение игры довольно
медленное – на месяц 4 хода, то есть 48 ходов на год. Переход в
эпоху пара нам не грозит. То есть дымящие самовары не запачкают
чистоты морей, оставив её прекрасным парусникам.
Всего у нас порядка двадцати фракций/цивилизаций. Большинство из них
вполне стандартные мировые лидеры – Россия, Великобритания, Франция,
Испания и так далее. Владения их размазаны… ну нормально. У кого
надо – есть колонии где надо, у кого нет колоний – значит и не надо.
Но кроме этих игроков есть и пиратские фракции. Те, которые и
призваны оправдать название мода. Их пять. И все со своими лидерами.
ПИРАТЫ МОРЯ КАРИБСКОГО. ДА И ДРУГИЕ ТОЖЕ
Фракция Чёрная жемчужина – Джек Воробей. Уникальные юниты – Джек
Воробей, Уилл Тёрнер, Элизабет Суон и «Чёрная жемчужина». Люди – это
просто огнестрельные юниты с сумасшедшим параметром атаки (24-26 при
14 у самых продвинутых фузилёров), а «Жемчужина» - бриг с атакой,
вдвое превосходящей таковую у фрегатов и линкоров. Это же касается
всех остальных уникальных юнитов. Каждый из них может существовать в
одном экземпляре. Но после гибели может быть восстановлен. Чёрная
жемчужина стартует всего с одним поселением – Тортугой на Ямайке!
Ну… ладно, такая вот география в моде.
Фракция Береговое братство – капитан Барбосса. Уникальные юниты –
сам Барбосса и несколько кораблей. Эта фракция имеет 8 поселений,
раскиданных по всему земному шару и олицетворяет всемирный союз
пиратов. На старте у неё много юнитов, но из-за изолированности
поселений борьба ожидается нелёгкая. Тем более что изначально пираты
находятся в состоянии войны со всеми цивилизованными государствами.
Далее – фракция Летучий голландец – лидер Дэви Джонс. Помните, такой
урод с трубками на лице? Так вот это именно он. Уникальные юниты –
сам Дэви Джонс и «Летучий голландец». У него две провинции – один
остров на Карибах и… тайное убежище – город практически на северном
полюсе, куда и доплыть-то нельзя без особых
возможностей-специальностей.
Фракция пиратов Юго-Восточной Азии – лидер Сао Фенг. Это – китайские
пираты. Пять поселений в Индонезии. Уникальные юниты – сам Сао Фенг
и какой-то китайский корабль.
Наконец, персонаж последнего фильма – Чёрная Борода и фракция
Королевы Анны (по названию корабля «Чёрной Бороды»). Одно поселение,
приблизительно на Барбадосе. Уникальные юниты – Чёрная Борода,
роковая красавица Анжелика (Пенелопа Крус) и корабль «Королева
Анна».
У всех пиратских фракций в наличии самые продвинутые юниты эпохи –
гренадёры и фузилёры. Остальные цивилизации пользуются чем авторы
мода и история послали. Например, Россия на 23 своих провинции имеет
36 мушкетёров. Что, видимо, обозначает стрельцов. Нда-а-а… И
никакого флота. Кстати, одного уникального унита у Великобритании
обнаружить всё-таки удалось. Это бриг «Лорд Бэккетт». Что уж они как
с человеком-то обошлись? В корабль его превратили.
ПОЛЁТ ВОРОБЬЯ
Для освоения мода решено было проверить справедливость сентенции
«Редкий воробей долетит до середины Карибского моря». То есть сыграл
я за Джека Воробья. А что? Всего одна стартовая провинция, множество
врагов и харизматичный персонаж. Уж во всяком случае самый
симпатичный из всех остальных.
Фракция стартует имея в наличии одного поселенца, двух рабочих,
четырёх фузилёров, шестерых гренадёров. Плюс трёх уникальных
сухопутных героев. Из флота: два галеона, четыре брига, четыре
фрегата и «Чёрная жемчужина». Довольно сильный состав, как
оказалось. В окрестных вражеских городах заседало по два-три юнита
при 40% обороны. Оборона рушится за один ход фрегатами. А дальше… ну
а дальше в атаку идут Джек, Уилл и Элизабет. Эти ребята способны
втроём взять любой город. В первые же 2-3 хода пали испанские города
в Колумбии – Каракас и Богота. Это уже солидная база.
Немного о технологиях. Почему немного? Потому что их мало. Всего
штук 6-7 из соответствующей эпохи ванилы. Изучать всё равно надо,
иначе не получится строить артиллерию. Но они дорогие, а очков науки
мы вырабатываем мало. Поэтом первую технологию я изучал ровно год –
48 ходов. Дальше пошло быстрее, так как база значительно
расширилась.
Быстрой экспансии мешает и малое число «молоточков» в городах.
Так что юниты строятся очень медленно. Первое пополнение Джек
получил только на 34-ом ходу! А без этого много не навоюешь. В
каждом захваченном поселении требуется оставить гарнизон. Иначе его
легко захватят. Кругом ведь море, доступ противнику облегчён. Благо,
«Чёрная жемчужина» здорово топит всё, что осмеливается высунуться.
Но она одна, а врагов много.
После Каракаса и Боготы Джек начал развивать наступление в испанскую
Мексику. Последовательно были захвачены Картахена, Панама, Веракрус
и Мексико-Сити (через год после начала кампании). Далее на север
были: а) французская Луизиана; б) индейские поселения (варвары); в)
ничейные земли, богатые ресурсами и доступные для колонизации, коей
мы, собственно говоря, и занялись.
Далее было принято решение дожать испанцев в Перу. Усилиями всей
страны сформировалась армия для наступления на юг, и через 70 ходов
после начала игры мы рванули на юг. Правда, супер-герои остались на
севере блюсти границу с французами. Поэтому порыва армии хватило
лишь на захват Кито и Лимы, после чего наступление выдохлось, и мы
замирились с испанцами.
К этому времени по решению Апостольского дворца (аналог ООН) уже
давно все замирились со всеми. Один лишь Дэви Джонс, извечный враг
Джека Воробья, периодически совершал набеги на наши острова. Однако
«Чёрная жемчужина» была настороже.
Сидеть в мире скучно. Тем более что французы из Луизианы вели
культурную экспансию, буквально удушая экономику наших северных
территорий. В июле мы договорились с австрийцами атаковать Людовика.
Австрияки в Европе, мы в Америке. Мда, Людовик не остался в
одиночестве, призвав на помощь англичан и испанцев. Так началась
первая мировая война, которая не закончилась ещё на момент написания
обзора.
***
Хороший ли это мод? С чистой совестью можно ответить – да. Он не
добавляет каких-то расчудесных юнитов или технологий. Даже
упомянутые уникальные юниты реализованы стандартными спрайтами
мушкетёров. Что очень и очень огорчает. Но тем не менее. Даже без
пиратской романтики сыграть в настоящую глобальную стратегию
исторического XVIII столетия с борьбой за гегемонию, за колонии, с
освоением ничейных земель, населённых туземцами, интересно. Тут вам
и красные мундиры против синих, и принципиальное значение флота для
существование империи, и опять же нет калейдоскопической смены эпох
и смешения стилей. Да, карту можно было бы подрисовать поточнее, а
юнитов дать чуть разнообразнее, но при отсутствии конкуренции будем
довольствоваться тем, что есть.