Сколько лет прошло с момента выхода четвертой Цивилизации Сида
Мейера? Семь-восемь, наверное. Модов для нее за это время выпущено море.
Как обычно, первые моды были довольно мелкими или недоработанными. С
годами наработки обрастали серьезностью, заимствованными задумками,
юниты кочевали из мода в мод. Это привело к тому, что теперь, если уж
выходит мод для четвертой Цивы, то это с большой долей вероятности
шедевр. Меньшего фанаты серии просто не примут.
Предлагаем рассмотреть очередной шедевр - мод Pie's Ancient Europe.
Оговоримся сразу: рассмотреть довольно бегло, в силу его масштабности.
Мы лишь отметим некоторые детали, предоставив заинтересовавшимся
самостоятельно углубленно изучить это произведение.
Модификация, как следует из названия, посвящена временам античности.
Казалось бы - такие моды мы уже видели, в это мы уже играли. Что
особенного в Pie's Ancient Europe? Чем он выделяется из класса себе
подобных? Очень и очень многим. Игра настолько проработана, что мод
можно вполне принять за новую Цивилизацию. Механика в основе конечно все
та же, но наполненность существенно иная.
Сюжетно авторы сумели создать множество сценариев на любой вкус.
Во-первых, присутствуют классические кампании с каменного века и до...
ну да, до нормальной такой античности с легионерами и гоплитами. Это
может быть кампания на 18 фракций (все обычные, античные, без каких-то
там русских или ацтеков), кампании на меньшее количество - 16,14,12.
Игра в любом случае происходит на исторической карте Средиземноморья. И
нации рассажены вполне правильно. То есть египтяне на берегах Нила,
римляне на Итальянском сапоге, галлы во Франции и так далее.
Присутствуют и более сложные, но исторические сценарии вроде "Первая
пуническая война", "Пелопонесская война", "Войны диадохов". Действие тут
уже происходит в более детализированной части Средиземноморья. Римляне и
карфагеняне воюют на западе, греки - на Балканах, диадохи - на Ближнем
Востоке. Почему эти сценарии названы более сложными? Потому что сразу со
старта у игрока в наличии множество городов и целые армии, готовые к
труду и обороне. Въехать в это дело сразу дольно нелегко. Это не то, что
начинать долгое развитие с одного поселения. Зато тут сразу масштабная и
красивая война, в которой надо шевелить мозгами.
Несомненным достоинством мода являются абсолютно уникальные
фракции, имеющие не одного, не пару, а сразу и не скажешь сколько
национальных юнитов. Армии античных народов начинают различаться
буквально с каменного века. А чем дальше, тем сильнее. То есть египтяне
не имеют ничего общего с римлянами, а те, в свою очередь, с греками. Без
этого в наше время и мод назвать модом было бы уже неприлично. Далее,
кроме национальных войск, фракции получают доступ к наемникам, которых
тоже несколько видов. Это, например, египетские наемники на колесницах
или вавилоняне с композитными луками, или кельты и галлы с секирами,
греки и спартанцы - гоплиты. Наемники, в отличие от национальных войск,
поглощают немеренное количество золота, примерно по одному золотому на
юнита за ход.
Отличие от ванильной Цивилизации игрок почувствует буквально со старта.
Скажем, в отношение диких животных. Их тут расплодилось множество видов
(Дарвин был бы доволен) - львы, гиены, леопарды, медведи и другие твари.
И каждый вид живет в своих природных условиях. То есть медведь не живет
в пустыне, а лев в глухом лесу. Впрочем можно сказать: подумаешь - виды
зверюг, смысл-то у них всех один - бродить в окрестностях да пугать
разведчиков. А вот и не только! В Pie's Ancient Europe животные, подобно
варварам, спокойно заходят на территорию провинции и даже могут устроить
на бег на город. Кроме того, они довольно сильны и агрессивны. Зато их
убийство может приносить ближайшему поселению запасы пищи. И правильно -
не пропадать же мясу!
Вообще мелкая механика игры сильно переработана. Это не всегда бросается
в глаза, так как зашито в файлах, но оказывает влияние на процесс.
Введено много штрафов и бонусов на движение юнитов. Они зависят как от
типа местности, так и от уровня дорог, как от некоторых способностей
отрядов, так и от наличия обоза.
Введено множество новых способностей для отрядов или новых эффектов от
старых способностей. Все даже не перечислить. Вот, скажем, некоторые из
них: грабеж (+100% золота от грабежа), засада (+25% к обороне на холмах
и в лесу), тактика (+2 первых удара), маскировка (-50% ущерба и +25% к
обороне в лесу), люди пустыни (бонусы в пустыне).
Кроме этого, на механику ведения боя
влияет большое количество юнитов, способных наносить врагу ущерб на
расстоянии, подобно катапультам или пушкам ванильной Цивилизации IV. В
моде это могут делать метатели дротиков типа пельтастов или велитов,
всевозможные лучники, в том числе и конные, катапульты и баллисты,
наконец, бойцы на слонах. Столкновение может несколько ходов не
перерастать в фазу рукопашного боя, так как противники могут просто
обмениваться ударами с расстояния. Часто случается, что если ИИ
проигрывает в скорости восстановления боеспособности, он вообще признает
поражение не вступая в рукопашный бой и отступит.
В игру введен и механизм рабства. В частности итогом сражения может быть
захват рабов (то есть рабочих). Это моделирует обращение пленных в
рабство. Рабы захватываются и при взятии городов. Что можно с ними
делать? Разумеется, просто заставлять работать - это раз. Во-вторых,
рабов можно поселить в городе, повышая выработку "молоточков".
В-третьих, рабов можно даже продать за границу. В зависимости от уровня
технологий или гражданских законов рабов можно призывать в армию, можно
обращать в гладиаторов и многое другое. Однако рабы, в свою очередь,
могут восставать. То есть поселение раба в городе приводит не только к
росту производительности, но и к увеличению риска восстания. На этот
риск в целом влияет огромное количество факторов.
Вообще с внутренней политикой, с жизнью городов, с довольством
населения, со здоровьем в моде придется повозиться. Жизнь игрока
затруднена по максимуму. Народ вечно недоволен, голоден или нездоров.
Очень часто вспыхивают эпидемии чумы, проказы и другие эпидемии. Это
сильно и быстро сокращает население. Вырастить многомиллионный Рим
совсем непросто. Народ из-за перенаселения часто снимается с места,
образуя юниты типа переселенцев. Из них можно основать новые города. Тут
даже опытный игрок не сможет взять резвый старт и обойти все окрестные
нации.
Надеемся, что даже лишь перечисленного выше хватит, чтобы понять: мод
Pie's Ancient Europe поистине шедевр модотворчества, радикально
изменяющий игровой процесс и превращающий хорошо знакомую Цивилизацию IV
в совершенно новую игру. Плюс мы не упоминали, подразумевая само собой
разумеющимся, что и графика мода находится на самом высоком уровне. Игра
становится мало того, что интересной, но еще и очень красивой.
УСТАНОВКА
Мод предназначен для версии Civilization 4: Beyond the Sword 3.19.
Содержимое архива поместить Civilization 4/Beyond
the Sword/Mods. |
|