ЕЩЕ ОДИН ОСТРОВОК В ОКЕАНЕ МОДОВ
В огромном и далеко еще не полностью нами изученном океане модов к
четвертой «Цивилизации» не так много областей, созданных нашими
соотечественниками или русскоязычными фанатами из сопредельных
государств. Тем ценнее каждая такая область. Данный обзор посвящен как
раз изучению еще одного русскоязычного островка. Речь пойдет о моде
«Эволюция войны».
Уже из названия можно четко вывести основную идею модификации. Она
посвящена кардинальной реформе военной составляющей Цивы. Авторы
сосредоточились не на лидерах, цивилизациях, зданиях, ресурсах или
чудесах. И даже не столько на конкретном воплощении боевых юнитов в
спрайтах, сколько на самих юнитах. Военных, конечно.
Целью мода является более естественное моделирование войны, вернее,
эволюции военного дела. Такой, какой она была в реальности, когда не
сразу мужички в шкурах с дубинками сменялись меченосцами, не сразу
лучники отбрасывали лук, хватаясь за мушкет, да и мушкет проходил не
одну стадию на пути к автоматическому оружию. Все должно развиваться
постепенно, перетекать из класса в класс плавнее. В «Эволюции войны» это
достигается массовым добавлением промежуточных типов юнитов, наполнением
новыми типами солдат этапы между типами прежними, ванильными.
Это все сопровождается соответствующим изменением дерева технологий,
параметров юнитов, квалификаций, то есть навыков и бонусов для войск.
Добавлено некоторое количество военных зданий. Не так много, но по
необходимости. Есть и свеженькие ресурсы, не делающие, впрочем, погоды.
Внедрены «фишки» из некоторых балансных или интерфейсовых модификаций,
делающих процесс игры более удобным.
И после этих общих слов, как всегда для тех, кто еще не бросился качать
и задержался на страничке, чуть больше конкретики с примерами и
некоторыми комментариями.
У НАС ДВА СОЮЗНИКА – АРМИЯ И ФЛОТ
Еще раз подчеркнем, что в моде все направлено на развитие военной
составляющей, вследствие чего значительно упрощена гражданская. Вы это
заметите уже со старта. Во-первых, чтобы не тратить время и силы первого
города на производство поселенцев, вам их со старта выдадут сразу четыре
штуки. Можно первым же движением основать четыре города. Надо ли
объяснять, что торопиться не следует? Прежде всего, казна резко пойдет в
минус. Далее – города следует основывать на ресурсоемких местах
(примерно как наши предки основали Россию).
Для упрощения развития прямо со старта у вас уже будет активирована
технология Оседлая жизнь, в которую включен весь необходимый для
строительства набор – возможность обработки полей, дороги, рыбная ловля,
скотоводство, строительство шахт. Соответствующие отдельные технологии
упразднены. Можете сходу захватывать хлебные месте, золотоносные
месторождения и строиться. Однако времени на возведение объектов
потребуется немало. Простая дорога – шесть ходов за клетку. Дороговато
однако.
Следующее – варвары. Авторы мода постарались сделать их более
агрессивными и опасными. По крайней мере, они так утверждают. Ну не
знаю. Может быть тестировал мод я на недостаточно высоком уровне
сложности (и скорее всего это так – всего лишь на Военачальнике), но
особых затруднений от варваров не испытал. Хотя может быть они и
появлялись чаще, но отбивались легко, так как не ходили стеками, а
бегали поодиночке.
Давайте, что ли, рассмотрим некоторые примеры по расширению линейки
юнитов. Необходимое замечание: в моде исключено понятие «уникальный юнит»,
все цивилизации имеют абсолютно одинаковый набор и одинаковые спрайты.
Стартуем мы как всегда с мужиков в шкурах и с дубинками, с дубиноносцев
в терминологии мода. Еще в каменном веке их сменяют просто воины –
бойцы, уже имеющие щиты и что-то вроде боевого молота или топора – не
присматривался особо. За воинами, с открытием меди следуют копейщики, с
открытием железа мечники – легкий и тяжелый. Копейщиков сменяют
фалангиты. Это уже античность. Мечники уступают дорогу уже не
традиционным булавоносцам, а пешим рыцарям, фалангиты – пикинерам –
средневековье. С порохом у нас появляются аркебузиры и ландскнехты.
Затем по мере развития вооружения их сменяют мушкетеры, вытесняющие всех
остальных пеших юнитов. Конечно, параллельно идет развитие стрелков –
лучник, стрелок из длинного лука, арбалетчик и опять же мушкетер.
Кавалерия в названиях представлена не так густо, но по факту тоже
намного разнообразнее. Колесница, конный лучник сразу нескольких
уровней. Чтобы особо не ломать голову над названиями юнитов, над
спрайтами, авторы просто вводят конный лучник 1, конный лучник 2 и так,
кстати, по многим другим типам, особенно во флоте. Чем выше номер, тем
выше параметры юнита. Параллельно с лучниками существует ударная
кавалерия, развивающаяся к рыцарям. Лучники и легкая кавалерия идут к
кирасирам, вооруженным почему-то не палашом, а ружьем. Логично
предположить, что они попросту попутаны с драгунами.
Все это, естественно, снабжено соответствующими технологиями. Давайте на
примере флота. Первый тех Парус не дает ничего военного, разве что
промышленное судно. Далее идут Парусники – можно строить галеры.
Многопалубные корабли – строим триеры (триремы). По античным кораблям
линия обрывается. Продолжение флотских технологий вытекает из
Механизмов. Косой парус и Беспалубные корабли дают возможность
закладывать каравеллы и каракки тоже с номерами один и два.
Океаноплавание – галеоны 1,2,3. Боевые корабли – Ост-индское судно,
галеасы, фрегаты, линкоры. Тоже с номерами. Продвинутое кораблестроение
– мановар или говоря проще стопушечный парусный линкор. Дальше эпоха
пара и брони – Броненосцы и Дредноуты как апофеоз.
Видите, какое многообразие? Так что если хотите ощутить все прелести
мода, не выбирайте Пангею, играйте на материках.
Для тех, кого волнует тот факт, что перечисление сухопутных юнитов мы
остановили на мушкетерах, дадим обзор танков. Да, танки в моде – это вам
не один Танк, а целая линейка, сопровождаемая или порождаемая пятью
технологиями: Танк, Башенный танк, Торсионная подвеска, Автозаряжение и
Безэкипажная башня. Тоже, знаете ли, есть, где развернуться.
При всем многообразии юнитов кое-что досталось и гражданским. Рабочие
представлены сразу тремя штуками. Естественно, что каждое следующее
улучшение рабочего заставляет его работать быстрее и эффективнее.
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ НАПОСЛЕДОК
Артиллерия повышает свою эффективность постепенно. Ранние ее
представители, катапульты и требюше, вообще очень и очень слабы. Можно
даже сказать: бестолковы. Атаковать юнитов не могут, штурмовать города
не могут. Снижают обороноспособность крепости в ход по чайной ложке. С
таким нетерпением приходится ждать хотя бы бомбарды, которые при всех
тех же ограничениях хотя бы уровень обороны понижают процентов до десяти
в ход. По врагу же на раннем пороховом этапе могут стрелять лишь
ракетные установки (такие, знаете, китайские, но доступные всем). Более
того, они делают это совсем без риска для себя, с расстояния, не вступая
в контактный бой.
Несмотря а обилие юнитов, на каждом этапе развития армия должна быть
унифицирована и представлена самым сильным на этот момент юнитом. Так
как многие способности и свойства у них убраны, и оставлена простая сила
атаки. Про какие свойства я говорю? Ну, помните, например, секироносцы
имели бонус против пеших бойцов? Вот таких преимуществ не остается.
Разве что копейщики имеют бонус против кавалерии, но они сходят с
исторической сцены быстро.
Убраны не только свойства, но и бонусы от типа местности. Холм или лес
больше не дают преимуществ в обороне. Убраны многие квалификации. Как
раз такие, как преимущество против стрелков или против пехоты.
Преимущественно остались просто «звездочки», дающие каждая плюс 5% к
атаке.
Еще одна особенность – высокая стоимость кораблей. не самый крутой
корабль стоит столько молоточков, что на его строительство у
среднестатистического города эпохи Возрождения (то есть уже почти
максимально развитого) уйдет ходов 12. Так что куда легче будет их
просто повышать в статусе сообразно эпохе. На что, конечно, нужны
деньги.
Что еще отметить? Давайте мелкие ляпы. Мод, видимо, готовился для
представления на международном форуме, поэтому все выписано латиницей.
Возможно, у автора просто не поддерживался русский шрифт. Так или иначе,
но названия новых юнитов или технологий выписаны латиницей, но на
русском языке – Dubinonocets, Ocedlaya wizn, Paruc и др. Хотя, конечно,
это такая мелочь, что и говорить нечего. Самое главное – она нисколько
не мешает получать удовольствие от игры. особенно тем, кто предпочитает
добиваться победы в «Цивилизации» путем настоящих мужчин, то есть
военным.
УСТАНОВКА
Мод предназначен для версии Civilization 4: Beyond the Sword 3.19. Папку
из архива поместить по адресу Civilization 4/Beyond
the Sword/Mods. |
|