СОВЕРШЕНСТВО
БЕЗ ПРЕДЕЛА
Совершенству, как известно,
нет предела. Есть, правда, и другое
расхожее мнение: совершенство –
это не когда нечего добавить, а
когда нечего убрать. Ну да оставим
красное словцо ораторам и поговорим
о вещах конкретных. Хотя всё-таки
связанных с этими фразами. Модификации
игр. Почему их делают? Стремясь
к совершенству. Как их делают? Как
правило, что-то добавляя, а не убирая.
Впрочем, и само понятие идеала для
каждого своё.
Автор мод к «Civilization Universalis»
изначально исходил из желания приблизить
любимую «Цивилизацию IV», к по-видимому
не менее любимой «Europe Universlis»
путём введения в первую элементов,
близких ко второй. Получилось у
него это? Сразу отвечу: по-моему,
нет. Уж больно игры разные, не «скрещиваются».
Но получилось ли что-нибудь хорошее?
Определённо да.
В конечном счёте, цель разработки
определена как: «Разнообразить геймплей
игры, но не изменяя его до неузнаваемости
массой (удачных и не очень) нововведений,
а лишь увеличив число тактических
и стратегических возможностей доступных
игроку, путем реформирования системы
институтов власти, религии, особенностей
лидеров, добавления уникальных особенностей
цивилизации и новых продвижений».

Итак, улучшить игру, не изменяя
её концепции. До сих пор мы сталкивались
с модификациями, так или иначе изменяющими
основную идею «Цивилизации» - развитие
народов от каменного века до космических
путешествий. Зачастую моды просто
сужают временные рамки игры, более
детально представляют ту или иную
эпоху, либо вообще переносят место
действия в места экзотические –
в сказочный, космический мир, на
Дикий Запад и т.п. Вообще говоря,
только такие моды считаются серьёзными,
заслуживающими внимания. Лёгкая
правка ванилы – ребаланс – это как-то
мелко.
Предубеждение – всегда плохо. А
что, если правка не лёгкая? «Civilization
Universalis» - это типичный ребалансный
мод. Без какого-либо изменения основ
игры, временных рамок, набора зданий,
юнитов, дерева технологий. Однако
при этом игра всё-таки изменяется
сильно. Получается другая «Цивилизация»,
после которой играть в ванилу всё
равно, что раз попробовав подсоленную
еду, возвращаться к пресной.
БЮСТ ДИДОНЫ
И КРОВЬ СРАЖЕНИЙ
Чтобы подкрепить фактами столь сильное
утверждение, давайте рассмотрим
основные нововведения. Автор начал
с тотальной переработки, как он
называет, институтов власти. Мне
привычнее термин «парадигмы». Полностью
пересмотрены плюсы и минусы от парадигм,
их стоимость, доступность, даже
пиктограммы. Гораздо большее значение
при тех или иных парадигмах имеют
построенные Чудеса. Читайте внимательнее
(благо, мод на русском языке, и
в Цивилопедии дана полная информация),
чтобы не тратиться на не нужные
Чудеса и возводить более полезные.
Сам экран парадигм, стал немного
удобнее.
Далее, мелочь, а приятно – добавлены
десятки новых лидеров и несколько
новых
фракций.
Причём модели лидеров (ну, эти анимированные
картинки в окошках переговоров)
сделаны фактически с нуля, а не
взятые старые с пересаженными волосами,
усами и грудями. Кстати, о последних.
Карфагенская Дидона обладает редкостной
величины… ммм… дипломатическим талантом.
Глядя на который, трудно ей отказать
даже в просьбе о халявной технологии.
Ой, а ещё у неё модный пирсинг.
В общем, рекомендую. Хотя может
быть найдутся люди, скажем так,
с экстравагантным вкусом, которые
предпочтут Гитлера или Муссолини.
Эти деятели тоже присутствуют. Тем
более приятно прикончить Адольфа
Алоизовича в Берлине, ворвавшись
туда на Т-34.
Новые фракции – это не просто галочки
ради введение тех же юнитов под
новым флажком. Нет. Это действительно
новые фракции. Венгрия, Полинезийская
держава и несколько других. Хотя
дело не в названии и даже не в сделанных
специально для них лидерах. Дело
в том, что буквально для каждой
фракции в моде нарисованы собственные
модельки юнитов. Не просто специальных,
а всех. Даже рабочие одеты совершенно
по-разному. Параметры защиты-атаки
при этом, само собой, одинаковые,
но мундирчики, блестящие кирасы,
вооружение! Редкостное разнообразие.
Вот уж поистине, монгольская армия
– она монгольская и есть, викинги
как из кино, а русский казак – он
и в Африке казак! А видели бы вы
здоровенные бомбарды! Главным новшеством-добавлением
в анимацию боя следует назвать брызги
крови от ударов. Поистине, бойни
стали кровавыми.
Что касается дерева технологий,
то оно не подверглось заметной глазу
переработке. Слегка изменены эффекты
от ряда открытий да в целом чуть-чуть
подорожали технологии поздней эпохи.
А так всё привычно: Колесо-Математика-Конструирование-Порох.
Даже логика и предпочтительная ценность
техов остались прежними.
Конечно, одному автору многое создать
было бы не под силу. Мод богат и
разнообразен возможностями, прежде
всего, потому, что вобрал в себя
много отдельных мини-модов. Какие-то
из них добавляли элементы анимации,
какие-то карту, какие-то юнитов.
Заметно комфортнее стал интерфейс.
На экран ненавязчиво выведена дополнительная
информация или фильтры. Даже компьютерное
время, что хотя бы предохраняет
от засиживания за игрой далеко за
полночь.

НЕ ВСЁ ТО
ПРИБЫЛЬНО, ЧТО СТОИТ
Пожалуй, самое заметное нововведение
в экономике, такое, которое заставит
пересмотреть свои строительные приоритеты,
связано с введением платы за постройки.
Все здания в городе требуют на своё
содержание денег. Построил амбар
– получи плюс 5% к содержанию города.
Построил малое Чудо – получи плюс
10%. Большое Чудо может обойтись
уже в 20, а то и больше процентов.
Так что тотально застраивать всем
подряд свои поселения не стоит.
Прежде чем, не думая, жмакнуть мышкой
по Кузнице, подумайте, а нужна ли
она здесь? Если в ваниле постройка
могла оказаться в худшем случае
просто бесполезной, то в «Civilization
Universalis» она ляжет дополнительной
нагрузкой на бюджет, не принося
пользы.
Конечно, минусы уравновешиваются
плюсами. В частности, после открытия
письменности становится доступна
городская управа, снижающая затраты
города на 25%. Служат к снижению
стоимости и суды (видимо, судьи
интенсивно обирают как истцов, так
и ответчиков). Изменены и эффекты
от сочетания ресурсов и построек.
Иногда можно поступиться 5% нагрузки
на содержание, чтобы выиграть сразу
несколько монет или хотя бы «молоточков».
Введена зависимость возможности
возведения постройки от уровня города.
Что, конечно же, разумно. Вряд ли
можно ожидать, что в только что
возникшей деревне построят Колизей
или королевский дворец. Для этого
город необходимо развить.
Боевая система изменена не так сильно,
но вполне достаточно, чтобы больше
не желать возвращения к ванильной.
Главное, чего мне теперь не хватает
в ваниле, это дистанционная атака
артиллерии. В моде все артиллерийские
подразделения (катапульты, пушки,
бомбарды и проч.) атакуют на расстоянии.
То есть они могут обстреливать скопления
неприятеля, а он им ответить не
может (подбежать и переколоть пушки
пиками). Это и есть настоящая артподготовка.
Одно
это значительно меняет подход к
тактике. Столкнувшись с крупными
силами противника, можно особо не
торопиться бросаться врукопашную.
Ход-два-три – сколько надо потратим
на артподготовку, измотаем врага,
не потеряв ни одной единицы артиллерии.
Аналогично можно истощить способность
к обороне гарнизона осаждённого
города. Обстрел из хода в ход, так,
чтобы они не успевали восстанавливать
силу.
Кроме того, само собой все артиллерийские
отряды способны сокрушать оборону
городов. Однако и всем боевым (не
транспортным) кораблям дана такая
возможность. Что представляется
логичным. В качестве компенсации
значительно усилен оборонительный
эффект от стен и замков. И вообще
в целом боевые параметры заметно
перебалансированы. В частности,
существенно увеличен штраф за форсирование
реки. Изменены у многих юнитов дальность
хода и способность к передвижению
по отдельным типам местности (вроде
болота – есть такой тип местности,
пустыни или снега).
Коль скоро имелась перед глазами
цель приблизиться к «Europe Universlis»,
автор переработал и дипломатию,
добавив новые функции и ограничения.
Прежде всего, следует отметить функцию
«Открыть посольство». Только открыв
предварительно посольство в соседней
стране, вы получает доступ к большинству
дипломатических операций. В частности,
к торговле технологиями или юнитами
(рабочими, военной техникой, артиллерией).
При этом на раннем этапе открыть
посольство можно только в соседних
странах, и лишь развивая технологии,
мы получаем возможность продвинуться
дальше.
Добавлены такие варианты соглашений
как торговля контактами с известными
вам, а не партнёру цивилизациями,
право прохода – пропуск через свою
территорию мирных отрядов (рабочих,
исследователей, священников), ИИ
может от вас потребовать (в моих
кампаниях требовал) прекратить войну
с кем-либо, пригрозив вмешательством.
Дипломатия однозначно стала поживее,
хотя настоящий стратег всегда предпочтёт
«большие батальоны» маленьким клочкам
бумаги. Да что там! Вся игра стала
много интереснее, труднее, живее.
После пары кампаний в «Civilization
Universalis» я попытался прогнать
хоть одну в ванилу и… не смог. Не
смог себя заставить. Так она потускнела
в моих глазах.