ОДНА ВОЙНА
ИЛИ МНОГО?
Ну-ка скажите, какая война
Средневековья самая известная? Конечно
же Столетняя! Здесь можно было бы
более или менее плодотворно подискутировать
на тему, можно ли её считать одной
войной или лучше серией войн, или
ещё лучше продолжением предыдущего
двухвекового конфликта Англии и
Франции из-за Аквитании и Нормандии
(наследство Вильгельма Завоевателя
и Алиеноры Аквитанской). Но мы не
будем играть словами. Мы будем просто
играть!
А играть мы будем в мод «Hundred
Years War» («Столетняя война») для
«Цивилизации-4». Моды на тему Столетней
войны прижились на движке «Medieval
2 Total War» (естественно) и «Rome
Total War» (даже!) Почему бы не
появиться таким модам и для «Цивилизации»?
Да ни почему! Они и появились.
Мод «Hundred Years War» относится
к любимым мною локальным сценариям.
Здесь не надо основывать городов,
не надо долго и упорно идти от дубинки
к бомбарде. Даётся историческая
карта, исторический набор юнитов,
технологий – и вперёд, к погружению
в эпоху. Армии в таких сценариях
обычно однородны, то есть не смешиваются
воины с дубинами, мечники и мушкетёры,
как в ваниле. Армии противоборствующих
сторон также соразмерны, и не имеют
технического разрыва.
Итак, мод «Hundred Years War». Он
содержит: 1)Грандкампанию 1337-1453
гг; 2)шесть
отдельных
сценариев, стартующих в различные
годы и знаменующих отдельный этап
противостояния Англии и Франции.
Карта Грандкампании включает, собственно,
Францию, юг Англии, Наварру (две
провинции за Пиренеями). Карты сценариев
– это то же самое, но они меньше
(меньше клеток, меньше городов).
Так что выбирайте сами – пройти
одну войну или согласиться с тем,
что их было несколько. В Грандкампании
доступны Англия, Франция, Бургундия
и Наварра. В сценариях, за исключением
одного, только Англия и Франция.
Чуть подробнее о тематике сценариев.
Первый стартует в 1345-ом году –
перед Креси. Высадка англичан Эдуарда
III на материке и попытка французов
их перехватить и уничтожить. Далее
идёт Пуатье (1356 г). Чёрный Принц
выступает из Аквитании, армия французов
пытается его зажать и уничтожить.
Важно не дать Принцу соединиться
с Ланкастером, идущим из Нормандии.
Третий сценарий: 1380-й год. Французы
отвоевали большую часть того, что
потеряли после Пуатье и Бретиньи.
Франция сильна, Англия переживает
не лучшие времена. Зато в четвёртом
сценарии (Азенкур, 1415-й) всё наоборот,
повторяется обстановка Креси. Походам
Жанны д'Арк посвящён сценарий 1429-го
года. И специальный бургундский
сценарий (играть можно только за
Бургундию) – 1435-й год: последний
шанс Великого герцогства одержать
победу над Французским королевством.
БОЛЬШАЯ ВОЙНА
Наверное, всё-таки при всей историчности
малых сценариев более интересной
для игроков является Грандкампания.
Тут и карта пошире, и времени игрового
больше (на год 4 хода!), и вообще
почти полная свобода. Кого выбрать?
Смотрите сами. Франция – 13 городов
на старте. Причём оторванных друг
от друга, их культурные границы
ещё не смыкаются да перемежаются
ребелами-варварами. Англия – 9 провинций.
5 в Англии, 1 – Кале (не совсем
исторично, но что поделаешь) и 3
в Аквитании. Бургундия и Наварра
имеют по две провинции. При этом
бургундцы в основном граничат с
французами, а наваррцы с англичанами,
что предопределяет их выбор противника.
Территория Франции чрезвычайно раздроблена.
Уже упоминались ребелы-варвары.
Варварами в моде замоделированы
независимые и полунезависимые феодалы
вроде герцога Бретани, Бурбона и
другие. Их довольно много. Так что
начинать расширение всем фракциям
рекомендуется с ребелов. Можно неплохо
отъесться. А двухпровинчатые миноры
имеют шанс быстро вырасти до приличных
размеров.
Несмотря на солидный размер Франции,
к войне она готова меньше всех.
В городах имеются гарнизоны из 1-2
отрядов генуэзских арбалетчиков
и всё. Построить новые отряды ей
чрезвычайно затруднительно – очень
мало «молоточков» в окрестностях
городов. На строительство арбалетчика
их надо 75 штук, а в окрестностях
– один-два. Даже рабочий в самом
большом городе, Париже, строится
13 ходов. Так что игра за Францию
не выглядит лёгкой прогулкой.
У англичан «молоточков» чуть больше,
но их основные производители отрезаны
морем. Аквитании из-за удалённости
вообще приходится рассчитывать только
на свои силы. И её в принципе может
завоевать даже Наварра. Благо, «молоточков»
у миноров больше, чем у гигантов.
Кроме городов, шахт, полей и прочих
построек, на карте с самого старта
располагается множество замков.
В ваниле это был форт. Эти замки
призваны изображать многочисленные
твердыни мелких феодалов, разбросанные
по стране. На старте игры они никем
не заняты. Поспешите. Это мощные
узлы обороны. Их оборонительный
бонус повышен против ванилы.
Столетняя война шла не только на
суше, но и в море. Это есть и в
моде. Далеко не все города расположены
на берегу, поэтому производить корабли
могут лишь некоторые из них. Приходится
ими дорожить. Типов кораблей несколько:
от слабых начальных галер до вполне
приличных каравелл.
ЮНИТЫ, МОНАРХИ,
ГЕРОИ
Что для нас ещё важно в модах? Технологии
и юниты конечно! Здесь всё без особых
изысков. Мод просто вырезает средневековую
эпоху из ванилы, не позволяя исследовать
техи дальше. Сами технологии представлены
очень скромно, их вообще меньше
десятка. Но открыть Инженерное дело
или Конструирование придётся, чтобы
строить арбалетчиков и мечников.
Спустя несколько десятков ходов
изучать будет вообще нечего, и все
силы/деньги можно пустить на шпионаж.
В
юнитах много нового тоже не придумаешь.
Средневековье оно Средневековье
и есть. Копейщики, мечники, стрелки,
кавалерия, артиллерия. Всё. Но для
каждой нации предусмотрены уникальные
юниты, отражающие, по мнению авторов,
особенности различных армий.
Прежде всего, речь идёт о главных
действующих лицах конфликта – Англии
и Франции. Франция имеет мощную
конницу, включающую сразу два уникальных
юнита: рыцарей и лёгких всадников.
Французский рыцарь имеет параметр
атаки 12 против 10 у английского:
французы славились кавалерийским
порывом. Третий уникальный юнит
Франции – печально известные по
сражению при Креси генуэзские арбалетчики
(атака 7 против 6 у обычных лучников).
Английская армия не может обойтись
без знаменитых стрелков из длинного
лука – самых сильных стрелков в
моде (атака 8). Кроме них, английская
армия включает английских мечников
и английскую же кавалерию. Мечники
сильнее стандартных (8 против 6),
а кавалерия заметно уступает французской.
Бургундцы и наваррцы обделены –
у них всего по одному уникальному
юниту. Ост-индское судно (?) у Бургундии
и кирасир у наваррцев.
Придают индивидуальные черты и особенности
войскам монархи. Французские Филипп
VI, Карл V и Карл VII- это хозяйственники,
они не дают бонусов армиям. Английские
Эдуард III и Генрих V дают нанимаемым
юнитам квалификацию «Бой», что должно
символизировать военные дарования
этих победителей при Креси и Азенкуре.
Собственно, монархи все. Да, есть
некоторая неистоирчность в отсутствии
безумного Карла VI Французского
в сценарии «Азенкур» (его заменяет
Карл VII), но это мелочи, условность.
Бургундцы имеют уникального монарха
Филиппа II Доброго только в своём
мини-сценарии, а наваррцы не имеют
таковых вовсе. А жаль – Карл Злой
(Наваррский) в своё время сыграл
важную роль в событиях Столетней
войны.
Не забыты и такие личности как Чёрный
Принц и Жанна д'Арк. Они присутствуют
в качестве героев-генералов. Причём,
как это ни прискорбно (касается
Жанны), в самом начале Грандкампании.
Ну вот в общих чертах и всё. «Hundred
Years War», пожалуй, не отнесёшь
к знаковых или хотя бы к серьёзным
масштабным модификациям. В нём нет
каких-то интересных новаций, «фишек»,
изюминки. Увлечь надолго он вряд
ли сможет, но разок-другой прогнать
Сто лет войны вполне можно… если
соскучились по чему-нибудь более-менее
историческому.
УСТАНОВКА И
ЗАПУСК
Мод предназначен для версии Civilization
4: Beyond the Sword 3.19. Папку из архива
поместить по адресу Civilization 4/Beyond
the Sword/Mods. При запуске выбрать
загрузку модификации "Hundred Years War".
В ней выбрать сценарии, а не свободную
игру.
|
|