"ЗАГАДКИ ИСТОРИИ. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ" - МАРИЯ ЗГУРСКАЯ
Рецензия
internetwars.ru. Современная литература
©
Рецензия Владимира Полковникова
© Мы
публикуем только свои, оригинальные, авторские рецензии.
В
отличие от образцово написанного "Древнего Египта" другая книга Марии
Згурской в серии "Загадки истории" вышла заметно хуже. Уж больно разно-
и инородно содержание "Дворцовых переворотов". А кроме того, содержание
не соответствует заглавию. Но если бы не эти претензии, почерпнуть
что-то новое для себя здесь может любой.
Сначала разберем претензию к разнородности. Под шапкой "Дворцовые
перевороты" собраны следующие главы. "37 лет заговоров" - собственно, об
эпохе дворцовых переворотов в России. От смерти Петра I до убийства
Петра III. "Заговор против Павла I" - название говорит само за себя.
"Свержение Педро I Жестокого" - история династической феодальной войны в
Испании в середине XIV века. "Переворот Ричарда III" - фактически о
войне Алой и Белой розы. "Пороховой заговор" - попытка покушения
католиков на Якова I Английского. "Буддийский переворот" - Япония, VIII
век.
Итого видим чрезвычайную пестроту мест, дат и событий. Собственно, к
дворцовым можно отнести только первые две главы из русской истории.
Остальное к названию книги притянуто за длинные ослиные уши. Хотя само
по себе нельзя не признать, что такие редкие темы как война Педро
Жестокого и Энрике Трастамарского или детальный разбор порохового
заговора - вещи довольно любопытные.
Король Ричард III.
Но тут выступает вторая претензия - инородность. С непривычки крайне
трудно впитывать огромное количество совершенно незнакомых и непривычных
имен. Когда книга большая, можно успеть привыкнуть, но в небольшой
статье это становится мучительно сложным. Конечно, эта претензия так же
адресуется и неподготовленному читателю - сам виноват, что необразован.
Но если бы он (читатель) всё знал, зачем ему было бы читать краткое
произведение?
Скажем, я очень хорошо ориентируюсь в русской истории, и имена широкого
круга деятелей XVIII века - эпохи дворцовых переворотов - мне знакомы.
То есть сложностей с восприятием текста никаких. Но и никаких новых
знаний из первых двух глав не почерпнуто. Порочный круг какой-то: хорошо
знаешь эпоху - можешь легко воспринимать текст - но зачем, ведь ты и так
всё знаешь; или плохо знаю - тогда читать очень тяжело - значит и
воспринять новое не смогу. Так что ли?
Не совсем. Есть ведь и такой метод обучения: вгрызаться в тему
многократно, постепенно расширяя свой базис. Сначала будет много
непоняток, но в следующие разы станет легче. Причем в следующий раз
необязательно читать ту же книжку Згурской. С нее просто можно начать. А
дальше, если понравится, в океане книжных знаний всегда найдется что
зачерпнуть.
Александр Меншиков в ссылке.
На мой взгляд, главы вышли неровными по степени интереса. Не касаюсь
двух первых, так как ничего особо нового в них не нашел. Из оставшихся
же откровенно хорошо вышло про Ричарда III и о Пороховом заговоре. Хотя
с Ричардом вышло довольно забавно. Получается так, что автор спорит не с
исторической традицией, а с Шекспиром, ее в данном случае воплощающим.
Ведь Шекспир по отношению к ряду исторических личностей выступает в той
же роли, что и Дюма. Прошелся в свое время красного словца ради, а
люди-то и подхватили. И вот вам, пожалуйста, Ричард III, ущербный
горбун, воплощение вселенского зла. Хотя если присмотреться к фактам, он
еще слабачок в сравнение с более успешным конкурентом Тюдором.
Собственно, почему он тому и проиграл. Ведь в этой борьбе выживает
сильнейший. Как в джунглях.
Пороховой заговор интересен не сам по себе, а в той полноте, в которой
его смогла отобразить М. Згурская в относительно небольшом очерке.
Большая его часть уходит на информирование читателя, а не на поиск
скрытых пружин. А ведь они должны были бы стать главной темой, ведь
серия-то называется "Загадки истории". Но как загадывать и разгадывать
загадки, если читатель не в курсе подоплеки событий. Вот, хвала автору,
она в эту подоплеку нас и посвящает.
В общем же очерки, вошедшие в сборник, конечно, в большинстве своем не
имеют отношения именно к дворцовым переворотам, попытавшимся объединить
статьи под одной крышей. Каждый очерк - просто повод поговорить даже не
о конкретном событии переворота, а о более-менее длительном историческом
отрезке. Скажем, о жизни Павла I или о войне Алой и Белой розы. Ну и кто
скажет, что это плохо?